Урок литературного чтения 2 класс по УМК «Гармония»
план-конспект урока по чтению по теме

"Лягушка-путешественница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chteniya_18.04.2012.docx58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения 2 класс по УМК «Гармония»

Тема урока: Авторская сказка. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».        

                        Характеристика персонажа на основе его поступка.   (урок 2)

Тип урока: УР (урок рефлексии)

Цель:  Проверить  знание содержания  сказки,  учить детей давать характеристику персонажа на основе его поступков;  

Задачи:

  • Формирование  умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание  и форму  художественного произведения;
  • Воспитание негативного отношения  к  хвастовству, нравственного сознания и эстетического вкуса;
  • Обучение  умению  выделять художественные детали текста, раскрывающие образы героев, определять главную мысль;
  • Развитие речи, воображения, умения рассуждать, выражать свою точку зрения, творческих способностей, памяти, внимания, мышления учащихся; 
  • Совершенствовать навык выразительного, вдумчивого, осознанного чтения, его беглости;
  • Воспитание коммуникативных навыков, интереса к чтению литературных сказок и урокам чтения;

 Оборудование: 

  • Портрет В. Гаршина;
  • Выставка книг, рисунки к произведению;
  • Учебник  О.В. Кубасова «Литературное чтение» 2 класс;
  • Мультимедийная презентация к уроку;
  • Тестовая  работа  по  сказке;
  • Карточки со словами  для характеристики героя;
  • Карточки с заданиями для групповой и индивидуальной  работы;

Ход урока.

I.МОБИЛИЗАЦИЯ К КОНКРЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (3 мин)

  • Снятие напряжения:  Громкий слышится звонок,

                                                    Начинается урок.

                                                    Каждый хочет получать,
                                                   Только лишь оценку пять!

                                                     Желаю вам, мои юные читатели,

                                                     Чувствовать себя комфортно,

                                                     Но быть  внимательными, доброжелательными

                                                     И, конечно, трудолюбивыми.

  • Приветствие гостям. Развитие мимической выразительности.

- Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуем их. Приветливо улыбнитесь. Глубоко вздохните, выдохните. Садитесь.

- Итак, начинаем наш урок речевой разминки.

Слайд- 1

Речевая разминка.

Чьи там крики у пруда:

- Квасу, квасу нам сюда!

Ква-ква-квасу, простокваши,

Надоела нам вода!

- Кто лучше? Прочитать – выразительно; весело; грустно; быстро, как скороговорку;

На доске карточки со словами: Винни-Пух, Незнайка, старик Хоттабыч,

Дюймовочка, Баба-Яга, лягушка, барон Мюнхгаузен;

- Прочитайте слова, записанные на доске.

- Подумайте, что у них общего? (это всё сказочные герои)

- Какое общее действие объединяет этих героев? (летали)

- Какой «транспорт» использовали герои сказок? (воздушный шарик, воздушный шар или ракета, ковёр-самолёт, ласточка, метла или ступа, утки, ядро и утки)

- Кто из сказочных героев, изобрёл новый, необыкновенный способ путешествия на утках? (лягушка)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (10 мин)

-Какое произведение читали на прошлом уроке? Кто автор? Назовите жанр  произведения?  (литературная сказка «Лягушка-путешественница», Всеволод Михайлович Гаршин)

 Слайд – 2

- Сказка  литературная или народная? Докажите. (литературная сказка о животных)

Литературная сказка

1.Автор – конкретное лицо (писатель)

2. Создаётся в письменной форме

3. Внесение изменений не допускается

4. Время создания сказки известно

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной. И сказки о животных, и даже фантастику

-По каким признакам определили, что это сказка? ( животные разговаривают, зачин сказки похож на начало русских народных сказок «Жила-была», счастливый конец).

- Почему автор назвал её путешественницей? (тот, кто путешествует, т.е. совершает поездки или передвижения по каким-либо местам, странам, обычно для ознакомления или отдыха.)

Слад- 3

- Как путешествовала лягушка? (на прутике, который держали две утки.)

- Давайте вспомним, о чём эта сказка.

Слайд - 4

  • Рефлексия (проектирование своей деятельности) – на первом этапе

Карточка самооценка (у каждого  ученика)

Что мне нужно делать?

Что я могу сделать?

Что  я не смогу сделать?

Оценка действия

1. Рассказать от лица лягушки о необыкновенном путешествии.

2.Ответить на вопросы теста по сказке.

3. Дать характеристику главному герою сказки.  Составить модель описание лягушки.

4. Определить основную мысль сказки.

5. Ответить на вопросы:

- Что вам нравиться в характере и поведении лягушки?

- Какие недостатки людей осуждаются в сказке?

- Какие черты характера лягушки находите у себя?

- Чему учит автор на примере лягушки?

  • Проверка домашнего задания.

1. Взаимопроверка домашнего задания.  Устный рассказ от лица лягушки – о необыкновенном способе путешествия на утках. (3мин)

 - Послушайте образец рассказа. (1 уч-ся у доски)

 - Оцените свою деятельность в первой строчке карточки самооценки.

Слайд- 5-11

2. Проверить, как внимательно вы читали сказку и что вы запомнили  о лягушке,  поможет нам тест.

Тестовая работа по сказке (слайды 10 -16). (Выбери правильный ответ, запиши букву правильного ответа  напротив вопроса).

- Оцените свою деятельность во второй строчке карточки самооценки.

III. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ. ( 2 мин)

- Как вы думаете, почему получились разные ответы в карточке самооценке?

- В каких пунктах карточки возникло больше затруднений?   Я предлагаю вам самим подумать и предложить свой вариант.   Посмотрите у всех разные варианты.

 - Вы испытали трудность, почему? (Еще учимся  давать характеристику герою, оценивать его поступки)                              

- Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснить, почему эта трудность возникла.  

Затруднение – Причина – Цель

Я не могу?-  Я не знаю? – Узнать!

IV. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА КОРРЕКЦИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ( 2 мин)

Слайд - 12

- Кто попробует назвать тему урока?  (Авторская сказка. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика персонажа на основе его поступка. )

- Какую же цель вы перед собой поставите?  (научиться  давать характеристику персонажа на основе его поступков; умению  выделять художественные детали текста, раскрывающие образы героев, определять главную мысль сказки;)

Слайд – 13

- Итак, мы определили  цель урока - научиться  давать характеристику персонажа на основе его поступков.

  • Словарная работа (слова на доске на карточках):

- Прочитайте слова. Как вы понимаете значение этих слов?

Осторожный – крайне осмотрительный в своих действиях.

Любознательный – стремящийся к приобретению новых знаний.

Изобретательный -  находчивый, быстрый на выдумку.

Смелый – не поддающийся чувству страха, не боящийся опасностей.

Честолюбивый – стремящийся к славе.

Хвастливый – склонный к восхвалению своих достоинств (часто мнимых)

  • Индивидуальная работа. (1 уч-ся)

Используя эти слова, докажите словами из текста, что они подходят к описанию характера лягушки.

V. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА. ( 15 мин)

  • Работа над образом лягушки.

Выборочное и поисковое чтение. (Карточки на доску. Составление модели – описания.)

1.  - Какой вы увидели лягушку в начале сказки?  (тихой, скромной, незаметной)

Слайд - 14

- Какие выражения использует автор для описания первоначального образа лягушки?

Лягушка-квакушка (простая)

Громко квакала вместе со всеми (обыкновенная как все)

Жила благополучно, наслаждалась тёплым дождиком (довольствовалась тем, что есть, она восхищалась и любовалась тем, что видела вокруг).

Чтение с. 101 - 102

- Как автор относится к лягушке? Для ответа на этот вопрос, прочтите начало сказки до слов: “…продолжала нежиться”.

(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается,  умиляется над ней, мол какая хорошенькая). 

- Назовите выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке (наслаждалась, восхитительно приятно, продолжала нежиться).

Слайд - 15

2. - Как меняется характер лягушки с момента знакомства с утками?

Чтение с. 102 - 103

Чтение с места в тексте  « И лягушка сейчас же спряталась…  Возьмите меня с собой!»

- Какие черты характера лягушки вы увидели? (любопытная, но осторожная; вежливая, тактичная, рассудительная)

Чтение с. 104

3. - Найдите отрывок текста, который рассказывает о том, что лягушка сообразительная.  «-Я придумала! Я нашла!...до….всё будет превосходно»

- Почему утки согласились на предложение лягушки? (Она сумела их убедить, говорила решительно, уверенно и утки ей поверили; они удивились её умной головой).

Слайд - 16

Чтение с.104-105

4.- Прочитайте выражения использует автор описывая состояние лягушки в воздухе?

 (захватило дух от страшной высоты, бедная лягушка болталась в воздухе, однако скоро привыкла к новому положению, даже радовалась и гордилась).  

- Как он относится к ней в данный момент? (Автор жалеет квакушку, одновременно восхищается её мужеством «Нужно было иметь присутствие духа, и она его имела.)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА: Звуковая «4 шага»

5 - Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей. Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.

- Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться). 

- Так ли это? А вы уверены?

Чтение с.105 - 106

- Давайте обратимся к тексту. « Хотела послушать, что о ней говорят…», «…от высоты кружится голова, и я боюсь, вдруг мне сделается дурно…».

Чтение с.106

- Как изменился характер лягушки с момента, когда её начали хвалить сначала утки, потом люди? Чтение отрывка «-Смотрите, смотрите!... до …  Это я! Я! (лягушка необыкновенно хвастливая, нескромная, тщеславная)

  • На доске два новых слова. Как понимаете их значение?

ТЩЕСЛАВИЕ -  стремление к славе, почестям, почитанию.

ЗАЗНАЙСТВО – возомнить о себе, стать высокомерным, хвастливым.

- Помогло лягушке хвастовство или навредило?

7. - Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?

Слайд- 17

Чтение с.106

- С каким чувством автор описывает падение лягушки? Чтение абзаца « И с эти криком она полетела вверх тормашками…… и бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни». (Чувствуется в словах автора лёгкая ирония, он заранее задумал, что лягушка не разобьётся, останется цела и поэтому улыбался над хвастливой героиней).

  • На доске два новых слова. Как понимаете их значение?

ИРОНИЯ – тонкая, скрытая насмешка.

Слайд -18

- У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке. Вот эти словосочетания.

Шлёпнулась с сучка,

выражение морды было самое сияющее,

полетела вверх тормашками,

называет бедной спутницей,

дрыгая всеми четырьмя лапками,

быстро падала,

бултыхнулась в грязный пруд,

боялась уронить лягушачье достоинство,

болталась таким образом целый день.

- За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)

- Итак, Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки:

Главным отрицательным качеством её было ХВАСТОВСТВО (ЗАЗНАЙСТВО, ТЩЕСЛАВИЕ), которое её погубило. Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело.

Слайд - 19

8. - Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход  из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).

Слайд- 20

  • Проверка индивидуальной работы.

Какое описание  характера лягушки, получилось, используя представленные слова…?

VI. ОБОБЩЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ. (2мин)

  • Выделение главной мысли произведения.

 - Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью поведения лягушки?        (хвастовство, нескромность, тщеславие, зазнайство).

Вывод:

- Рассказывая о поведении лягушки, автор  видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.

Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница».

Слайд -21  - сигналы

- Почему не состоялось путешествие Лягушки? Что погубило мечту главной героини?

 а) лягушки не умеют летать;
б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;
в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.

  • Работа в парах.

Выполнение заданий на карточках.

- Прочитайте  выписанные черты характера лягушки. Вычеркните те, которые не подходят к нашей героине.

- Разделите названные качества на положительные (+)  и отрицательные (-)

Составляем словесный портрет главной героини.

ЛЯГУШКА

Хвастливая -

осторожная +

жадная

глупая

злая

обидчивая

общительная +      

грубая

нескромная -

любопытная  +

умная +

смелая  +                

несдержанная

 трусливая          

 молчаливая

сообразительная +

вежливая +

рассудительная +

внимательная      

лживая

добрая +

упрямая

находчивая + 

жизнелюбивая +

тщеславная -

обыкновенная +

изобретательная +

- Прочитайте:

  • Все качества, которые помогут описать лягушку
  • только положительные качества лягушки
  • только отрицательные качества лягушки

Слайд - 22

Проверка по кластеру (основное).

VIII. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ. (2 мин)

  • Итог урока

Слайд -23

- К сожалению, время нашего урока закончилось.

- Какую пользу вам принес сегодняшний урок?  Давайте подведём итог.

- Давайте вернемся к целям сегодняшнего урока и посмотрим, достигли ли мы их.

(научиться  давать характеристику персонажа на основе его поступков; умению  выделять художественные детали текста, раскрывающие образы героев, определять главную мысль сказки;)

- Молодцы!

- Чему учит автор на примере лягушки? Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки).

Слайд - 23

- Что вам нравиться в характере и поведении лягушки?

- Какие недостатки людей осуждаются в сказке?

- Какие черты характера лягушки находите у себя?

- Что бы вы ей посоветовали при встрече?

- Какие новые знания мы получили сегодня?  

- Оцените свою работу в третьем, четвёртом, пятом  ряду карточки.

IX. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.

  • Положите перед собой карточки. Здесь записаны слова.

Слайд - 24

Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению. Подчеркните их

УРОК БЫЛ ДЛЯ МЕНЯ:

интересный, сложный, занимательный, трудный, занятный, увлекательный, непонятный.

Слайд – 24

  • Какую самооценку вы дадите своему труду на уроке?

Определи свою деятельность на уроке по шкале успеха, раскрасьте и покажите выбранный символ.

Слайд – 25

  • Над чем я продолжу работать дома (домашнее задание) – по выбору:

Задание на «пятёрку»

1. Разделю сказку на части и составлю план сказки.

2. Подготовлю вопросы для интервью с лягушкой и утками.

3. Составлю кроссворд по сказке.

Задание на «четвёрку»

1. Подготовлю  чтение по ролям диалога. От слов «И добрые утки…” до слов: “…Это я!»

2. Придумаю другой конец сказки.

Слайд - 26

 - Молодцы! Вы хорошо поработали и самые активные получают оценки за урок.

- Спасибо за работу! Урок окончен!

ШКАЛА УСПЕХА.

Я МОГ(ЛА)  БЫ РАБОТАТЬ И ЛУЧШЕ!

СЕГОДНЯ Я ПОНЯЛ(ЛА), ЧЕГО МНЕ НЕ ХВАТАЕТ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ.

СЕГОДНЯ Я РАБОТАЛ(ЛА) В ПОЛНУЮ СИЛУ. У МЕНЯ ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ.

Я ОЧЕНЬ

СТАРАЛСЯ(-АЛЬ), НО У МЕНЯ НЕ ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ.

Я СЕГОДНЯ ПЛОХО РАБОТАЛ(ЛА).

СООБЩЕНИЯ ЗНАТОКОВ.

1.Сказка «Лягушка-путешественница» создана на сюжетной основе рассказа своеобразного индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а её спутниками два гуся. Все герои наделены именами, и сама ситуация путешествия имеет совершенно иную мотивацию: черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М.Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись «от реплики» падает и разбивается.

     -Почему Гаршинской лягушке смерть не грозит? Автор изначально задумал не убивать лягушку, а только проучить её за хвастовство. Сказка написана весело, с юмором.  Про лягушку-хвастушку можно читать даже маленьким детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по литературному чтению для 3 класса по программе "Гармония"

Планирование по УМК "Гармония" по литературному чтению для 3 класса....

Модифицированная программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Гармония"

Модифицированная программа (по количеству часов) по литературному чтению во 2 классе составлена на основе   авторской программы  кандидата педагогических наук, доцента О. В. Кубасовой. По пр...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по УМК "Гармония"

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 г., примерной программой начального общего образования, на основе авторс...

Разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе по системе Гармония.Русская народная сказка "Лисичка со скалочкой"

Конспект урока по литературному чтению по теме РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ» составлен в соответствии с ФГОС....

Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).

Календарно- тематическое планирование составлено на основе программы "Гармония" для общеобразовательных учреждений. В русском языке и математике соблюдены все требования по колличеству контрольных руб...

Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).

Календарно-тематическое планирование 4 класса составлено по программе "Гармония" для общеобразовательных школ по: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО....

уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"

Интегрированный урок с применением ИКТ....