Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по УМК "Гармония"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 г., примерной программой начального общего образования, на основе авторской программы О.А. Кубасовой по литературному чтению, по учебнику О.В. Кубасовой "Любимые страницы" 3 класс. Ч. 1, 2, 3, 4. УМК "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

           Рабочая  программа  учебного  предмета  «Литературное  чтение»  составлена  на  основании  Закона  РФ  «Об  образовании»  (ст. 32  п. 7),  в  соответствии  с  Федеральным  компонентом  государственного  стандарта  общего  образования  2004 г.,  примерной  программой начального общего образования,  на  основе  авторской  программы О.В. Кубасовой  по  литературному  чтению,  по  учебнику  О.В. Кубасовой  литературное  чтение  «Любимые  страницы»  2  класс.  Ч.  1,  2,  3,  4.  УМК  «Гармония» – Смоленск:  «Ассоциация  XXI  век»  2011.

            Рабочая  программа  рассчитана  на  102  часа  (в  т.  ч.  13  ч.  внеклассного  чтения)  в  год  (3  часа  в  неделю).

Данный  учебный  предмет  имеет  своей  целью:  

  1. овладение  навыком  осознанного,  правильного,  беглого  и  выразительного  чтения  как  базовым  в  системе  образования  младших  школьников;  формирование  читательского  кругозора  и  приобретение  опыта  самостоятельной  читательской  деятельности;  совершенствование  всех  видов  речевой  деятельности;
  2. развитие  художественно-творческих  и  познавательных  способностей,  эмоциональной  отзывчивости  при  чтении  художественных  произведений,  формирование  эстетического  отношения  к  искусству  слова;
  3. воспитание  интереса  к  чтению  и  книге,  потребности  в  общении  с  миром  художественной  литературы;  обогащение  нравственного  опыта  младших  школьников,  формирование  представления  о  добре  и  зле;  развитие  нравственных  чувств,  уважения  к  культуре  народов  многонациональной  России.

Изучение  предмета  «Литературное  чтение»  способствует  решению  следующих  задач:

  1. Формировать  устойчивое  желание  читать  доступную  возрасту  литературу.
  2. Совершенствовать  навык  чтения:  осмысленность,  правильность,  беглость,  выразительность.
  3. Формировать  способность  к  полноценному  восприятию  литературного  текста.
  4. Обучать  практическим  умениям  преобразования  текста.
  5. Обогащать  читательский  опыт  посредством  накопления  и  систематизации  литературных  впечатлений.
  6. Обучать  пользоваться  набором  средств  внетекстовой  информации  (обложка,  титульный  лист  и  др.),  позволяющих  ориентироваться  в  книге.

В данной  программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их единстве и взаимодействии.

Итоговый  контроль  проводится  в  форме  проверки  техники  чтения  вслух  в  начале  и  в  конце  учебного  года.  Материалы  контроля  представлены  в  разделе  «Контрольно - измерительные  материалы».

Круг  чтения  и  опыт  читательской  деятельности.

Произведения  художественные,  научно-популярные.  Произведения  устного  народного  творчества.  Произведения  выдающихся  представителей  русской  литературы  (А.С. Пушкин,  В.А. Жуковский,  М.Ю. Лермонтов,  Ф.И. Тютчев,  А.А. Фет,  И.А. Крылов, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей.

Основные темы детского чтения: произведения  о  родине,  о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях.

Первоначальное  литературное  образование.

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои  произведения.  Восприятие  и  понимание  их  эмоционально-нравственных  переживаний.  Характер  героя,  его  поступки  и  их  мотивы.  Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.  Выделение  языковых  средств  художественной  выразительности)  без  использования  терминологии). 

Иллюстрация в  книге и ее роль в понимании произведения.

Формирование  умений  читательской  деятельности.

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением,  иллюстрациями  для  выбора  и  чтения  книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Виды  речевой  деятельности.

Слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).

Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление  цели  чтения.  Выбор  вида  чтения  в  соответствии  с  целью:  ознакомительное,  изучающее,  выборочное.  Способ чтения: чтение  целыми словами. Правильность чтения:  чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст  (к  концу  учебного  года –70-80  слов  в  минуту).  Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

В  результате  изучения  литературного  чтения  ученики  3  класса  должны  знать/понимать:

  1. названия,  основное  содержание  изученных  литературных  произведений,  их  авторов;

уметь:

  1. различать  элементы  книги  (обложка,  титульный  лист,  оглавление,  иллюстрация,  аннотация);
  2. читать  осознанно  текст  художественного  произведения  со  скоростью  70 – 80  слов  в  минуту  (про  себя - без  учёта  скорости);
  3. определять  тему  и  главную  мысль  произведения;
  4. пересказывать  текст  (объём  не  более  1,5  страниц);
  5. делить  текст  на  смысловые  части,  составлять  его  простой  план;
  6. составлять  небольшое  монологическое  высказывание  с  опорой  на  авторский  текст;  оценивать  события,  героев  произведения;
  7. читать  стихотворные  произведения  наизусть  (по  выбору);
  8. создавать  небольшой  устный  текст  на  заданную  тему;
  9. приводить  примеры  произведений  фольклора  (пословицы,  сказки);
  10. различать  жанры  художественной  литературы  (сказка,  рассказ,  басня),  различать  сказки  народные  и  литературные;
  11. приводить  примеры  художественных  произведений  разной  тематики  по  изученному  материалу;

использовать  приобретённые  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни  для:

  1. самостоятельного  чтения  книг;
  2. высказывания  оценочных  суждений  о  прочитанном  произведении;
  3. самостоятельного  выбора  и  определения  содержания  книги  по  её  элементам;
  4. работы  с  разными  источниками  информации  (словарями,  справочниками,  с  том  числе  на  электронных  носителях).

Учебно-тематический  план

Тема

Кол-во  

часов

В  том  числе

контрольных

                  работ

1.

Труд  человека  кормит,  а  лень  портит

11

1

2.

Мудрец  отличен  от  глупца  тем,  что  он  мыслит  до  конца

8

3.

Много  хватать - своё  потерять

3

4.

Тайное  всегда  становится  явным

6

5.

Унылая  пора!  Очей  очарованье!

6

6.

Ежели  вы  вежливы…

2

7.

Каждый  своё  получил

13

8.

Жизнь  дана  на  добрые  дела

5

9.

Снег  летает  и  сверкает

7

10.

За  доброе  дело  стой  смело

5

11.

Кто  родителей  почитает,  тот  вовек  не  погибает

11

12.

Весна  идёт,  весне  дорогу!

7

13.

Любовь - волшебная  страна

10

1

14.

Чудесное - рядом

8

Итого

102

2

Содержание  программы  (102 часа)

Тема  «Труд  человека  кормит,  а  лень  портит».

11  часов

        

Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»*; С.Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; Р. Киплинг «Отчего у

верблюда горб»; африканская сказка «Лентяйка»; грузинская сказка «Голубой ковер»; Р. Сеф «Странное дело».

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- содержание нового учебника;  

- название,  содержание  изученных  произведений,  их  авторов;

- отличие сказок о животных, волшебных и бытовых;

уметь:

        - понимать идею произведения;

        - находить главную мысль стихотворения;

        - составлять картинный план к сказке;

        - выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

        - прогнозировать содержание читаемого;

использовать  в  практической  деятельности:

- сознательное и выразительное чтение произведения.

Тема  «Мудрец  отличен  от  глупца  тем,  что  он  мыслит  до  конца».

8  часов

        Итальянская сказка «Новая юбка»; С. Маршак «Не так»; русские народные сказки «Как мужик гусей делил», «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Ш. Перро «Мальчик с пальчик».

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

-  название,  содержание  изученных  произведений,  их  авторов;

уметь:

        - понимать главную мысль произведения;

- находить в тексте нужные эпизоды, сравнивать и обобщать;

- давать характеристику героям;

- находить в тексте фрагменты, соответствующие иллюстрациям учебника;

- выделять художественные особенности сказки, её структуру;

- составлять план произведения;

использовать  в  практической  деятельности:

        - высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении.

Тема  «Много  хватать - своё  потерять»

3  часа

        Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат», Дж. Родари «Солнце и туча».

 

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

-  название,  содержание  изученных  произведений,  их  авторов;

уметь:

- прогнозировать  содержание  произведения;

- определять  тему  и  главную  мысль;

- сравнивать волшебные сказки и бытовые;

использовать  в  практической  деятельности:

-  читать  осознанно  текст  художественного  произведения;

Тема  «Тайное  всегда  становится  явным»

6  часов

        В. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- название,  содержание  изученных  произведений,  их  авторов;  

уметь:

        - повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

        - читать  по  ролям;

        - пересказывать текст подробно, частично, выборочно, творчески;

использовать  в  практической  деятельности:

        - силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста;

Тема  «Унылая  пора!  Очей  очарованье!»

6  часов

        К. Бальмонт «Oceнь»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А. Пушкин «Oceнь»*; М. Лермонтов «Осень»; А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный...»; А. Майков «Осень».

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- понятие  «логическое  ударение»;

уметь:

        - с помощью изменения темпа чтения, эмоциональной окраски и силы голоса передавать настроение;

        - составлять вопросы к тексту;

        - делить текст на смысловые части;

        - сравнивать и сопоставлять стихи разных поэтов об осени;

использовать  в  практической  деятельности:

- самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений;

-  самостоятельно  читать  книги.

Тема  «Ежели  вы  вежливы»

2  часа

        С. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- название,  содержание  изученных  произведений,  их  авторов;

уметь:

- участвовать  в  диалоге  при  обсуждении  прочитанного  произведения;

использовать  в  практической  деятельности:

-  читать  текст  самостоятельно.

Тема  «Каждый  своё  получил»

13  часов

Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; индийская сказка «Мак»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звездочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Л. Чарская «Живая перчатка»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- народные  и  литературные  сказки;

- отличие басни от сказки;

уметь:

        - выделять эпизод из текста;

        - подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;

        - пересказывать сказку по частям;

        - читать текст по ролям;

        - передавать голосом настроение героя;

использовать  в  практической  деятельности:

- самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.

Тема  «Жизнь  дана  на  добрые  дела»

5  часов

        Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая елка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- название,  содержание  изученных  произведений,  их  авторов;

уметь:

        - находить главную мысль прочитанного;

        - использовать приём выборочного чтения;

использовать  в  практической  деятельности:

        - самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.

Тема  «Снег  летает  и  сверкает…»

7  часов

        С. Есенин «Береза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. Пушкин «Зимний вечер»; Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; А. Александрова «Снежок»*; Саша Черный «На коньках»; В. Драгунский «Кот в сапогах»; Н. Носов «Бенгальские огни»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; K. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает...».

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- средства выразительности;

уметь:

        - работать с поэтическим текстом;

        - заучивать стихотворные произведения наизусть и выразительно их читать;

использовать  в  практической  деятельности:

- силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста;

        - самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений.

        Тема  «За  доброе  дело  стой  смело»

5  часов

        Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселева «Мальчик-Огонек»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; С. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- название,  содержание  изученных  произведений,  их  авторов;

- художественные особенности сказок, их структуру и лексику;

уметь:

- правильно и осознанно читать художественные произведения;

- участвовать  в  диалоге  при  обсуждении  прочитанного  произведения;

использовать  в  практической  деятельности:

-  читать  текст  самостоятельно.

        Тема  «Кто  родителей  почитает,  тот  вовек  не  погибает»

11  часов

        В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; О. Дриз «Книга»; Г. Фаллада «История про мамину сказку»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; черно- горская сказка «Милош находит мать»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; Л. Петрушевская «Сказка о часах»; русская народная сказка «Подземные царства»; Г. Виеру «Мамин день».

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- название,  содержание  изученных  произведений,  их  авторов;

- что такое «легенда», её отличие от произведений других жанров;

уметь:

- участвовать  в  диалоге  при  обсуждении  прочитанного  произведения;

- давать характеристику героям, их поступкам;

- озаглавливать иллюстрации и тексты;

использовать  в  практической  деятельности:

-  самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.

        Тема  «Весна  идёт,  весне  дорогу!»

7  часов

        Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; В. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»), «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...»;  А. Чехов «Весной»; Н. Сладков «Ивовый пир»; Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черемуха».

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- средства выразительности;

уметь:

        - работать с поэтическим текстом;

        - заучивать стихотворные произведения наизусть и выразительно их читать;

использовать  в  практической  деятельности:

- силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста;

        - самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений;

        - принимать участие в конкурсах чтецов.

        

Тема  «Любовь – волшебная  страна»

10  часов

        В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; Братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и чудовище»; Х. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Перышко Финиста-ясна сокола»;

польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*; Я. Полонский «Песня»; И. Тургенев «Воробей».

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- название,  содержание  изученных  произведений,  их  авторов;

уметь:

- участвовать  в  диалоге  при  обсуждении  прочитанного  произведения;

- давать характеристику героям, их поступкам;

- ставить вопросы к прочитанному;

- выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и характерную лексику, отличать сказку от рассказа;

- составлять простой план произведения;

использовать  в  практической  деятельности:

- средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила, эмоциональная окраска голоса, темпоримт, логические и психологические паузы, мелодику);

- работу с толковым словарём;

- читать  текст  самостоятельно.

        Тема  «Чудесное – рядом»

8  часов

        Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю березу русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б.Заходер «Что красивей всего?»; В. Бианки «Музыкант»; белорусская сказка «Музыкант-чародейник»; И. Пивоварова «Волшебная палочка»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковер».

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- название,  содержание  изученных  произведений,  их  авторов;

уметь:

- участвовать  в  диалоге  при  обсуждении  прочитанного  произведения;

- давать характеристику героям, их поступкам;

- выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

- озаглавливать иллюстрации и тексты;

- развивать способность к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе его; 

использовать  в  практической  деятельности:

- средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила, эмоциональная окраска голоса, темпоримт, логические и психологические паузы, мелодику);

- работу с толковым словарём;

- ориентироваться в группе книг.

Литература

        Закон  РФ  «Об  образовании».

Федеральный  компонент  государственного  стандарта  общего  образования  утверждён  приказом  Минобразования  России  «Об  утверждении  федерального  компонента  государственных  стандартов  начального  общего,  основного  общего  и  среднего  (полного)  общего  образования» от  5  марта  2004 г.  № 1089.

Примерные  программы  на  основе  Федерального  компонента  государственного  стандарта  начального  общего  образования.  /   Министерство  образования  и  науки  Российской  Федерации.  – Москва,  2005.

Кубасова О.В.  программа  «Литературное  чтение»  /  Программы  общеобразовательных  учреждений -  Смоленск.:  Ассоциация  XXI  век,  2006.

Бобкова Л. Г.  Проектирование  рабочей  программы  по  учебному  предмету:  начальная  школа / ИПКиПРО  Курганской  области. – Курган,  2006.

        Кубасова О.В.  литературное  чтение   «Любимые  страницы»  3  класс. Ч.  1,  2,  3,  4.  УМК  «Гармония». – Смоленск:  «Ассоциация  XXI  век,  2011.

        Кубасова  О.В.  книга  для  чтения  к  учебнику  по  литературному  чтению  для  3  класса  общеобразовательных  учреждений  «Я  хочу  читать». – Смоленск:  «Ассоциация  XXI  век,  2007.

Кубасова О.В. «Любимые  страницы»  методические  рекомендации  по  литературному  чтению  для  начальной  школы.  3  класс. – Смоленск:  «Ассоциация  XXI  век,  2006.

        Маркова  Л.Н.  Развёрнутое  тематическое  планирование  по  УМК  «Гармония».  3  класс.- Волгоград:  Учитель,  2009.

Приложение

Календарно-тематическое  планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата  проведения

план

факт

 «Труд человека кормит, а лень портит»

11

1

Р. Сеф «Лопата». Е. Карганова «Лекарство без рецепта»

1

2

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

1

3

Е. Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»*; С. Баруздин «Бревно»

1

4

Вн. чт. «Книги о трудолюбивых и ленивых детях»

1

5

Русская народная сказка «Кому горшок мыть». С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»

1

6-7

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

2

8

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*. Вн. чт. « Книги И. А. Крылова»

1

9

Р. Киплинг «Отчего у Верблюда горб». Африканская народная сказка «Лентяйка»

1

10

Грузинская сказка «Голубой ковер»

1

11

Р. Сеф «Странное дело». Вн. чт.  «Книги о тех, кто любит труд»

1

 «Мудрец отличен от глупца тем,
что он мыслит до конца»

8

12

Итальянская сказка «Новая юбка».  С. Маршак «Не так»

1

13

Русская народная сказка «Как мужик гусей делил»

1

14

Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

1

15-16

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».

2

17

Армянская сказка «Золотое яблоко»

1

18

Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».

1

19

Вн. чт. «Сказки Ш. Перро»

1

 «Много хватать – свое потерять»

3

20

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»

1

21

Я. Аким «Жадина». В. Зотов «Бабушкин халат»

1

22

Д. Родари «Солнце и туча». Вн. чт. «Книги о щедрых и жадных людях»

1

 «Тайное всегда становится явным»

6

23

В. Драгунский «Тайное становится явным»

1

24

Н. Носов «Огурцы»

1

25

В. Осеева «Почему?»

1

26-27

Шведская сказка «Принцесса-лгунья».

2

28

Л. Пантелеев «Честное слово»

1

 «Унылая пора! Очей очарованье!»

6

29

К. Бальмонт «Осень».* И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

30

Ф. Тютчев «Листья». А. Фет «Ласточки пропали»

1

31-32

К. Паустовский «Барсучий нос»

2

33

А. С. Пушкин «Осень» (Отрывок)*. М. Лермонтов «Осень».

А. К. Толстой «Осень!..». Н. Некрасов «Славная осень!». А. Майков «Осень»

1

34

Вн. чт. «Стихи об осени»

1

 «Ежели вы вежливы»

2

35

С. Маршак «Урок вежливости». И. Пивоварова «Вежливый ослик». Б. Заходер (Из Я. Бжехвы) «Очень вежливый индюк»

1

36

В. Осеева «Волшебное слово»

1

 «Каждый свое получил»

13

37

Эстонская сказка «Каждый свое получил. Латышская сказка   «Два брата»

1

38

Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро». Узбекская сказка «Черепаха и скорпион»

1

39

И. Крылов «Чиж и Голубь»*. Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»

1

40

Индийская сказка «Мак»

1

41

Г. Ладонщиков «В старой сказке». Русская народная сказка «Баба Яга»

1

42

Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».

1

43

Вн. чт. «Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших» 

1

44

Б. Заходер «Серая Звездочка»

1

45

Английская сказка «Хромая Молли»

1

46

Чешская сказка «Златовласка»

1

47- 48

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»

2

49

Л. Чарская «Живая перчатка». Ю. Мориц «Песенка про сказку»

1

«Жизнь дана на добрые дела»

5

50

Вн. чт. «Волшебные литературные сказки». 

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»

1

51

Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

1

52

Г.-Х. Андерсен «Ель»

1

53

Е. Пермяк «Некрасивая елка»

1

54

Е. Клюев «Сказки простого карандаша»

1

«Снег летает и сверкает»

7

55

С. Есенин «Береза»*. М. Пришвин «Деревья в лесу»

1

56

И. Никитин «Весело сияет…». А. С. Пушкин «Зимний вечер»

1

57

Г.-Х. Андерсен «Девочка со спичками». А. Блок «Ветхая избушка»

1

58

И. Суриков «Детство». З. Александрова «Снежок»*. Саша Черный «На коньках»

1

59

В. Драгунский «Кот в сапогах»

1

60

Н. Носов «Бенгальские огни»

1

61

С. Дрожжин «Снег летает и сверкает...»*. К. Бальмонт «Снежинка». С. Есенин «Пороша». С. Есенин «Поет зима, аукает…». Вн. чт. «Книги о зиме»

1

 «За доброе дело стой смело»

5

62

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

1

63

Н. Артюхова «Трусиха». Э. Киселева «Мальчик-Огонек»

1

64

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

1

65

В. Высоцкий «Он не вернулся из боя». С. Баруздин «Страшный клад»

1

66

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Вн. чт. «Книги о подвигах»

1

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

11

67

В. Осеева «Печенье», «Лекарство». Б. Емельянов «Мамины руки»

1

68

Л. Яковлев «Альбом фотографий», Л. Квитко «Бабушкины руки»*. О. Дриз «Книга»

1

69

Г. Фаллада «История про мамину сказку». В. Драгунский «…Бы»

1

70

Н. Артюхова «Трудный вечер»

1

71

М. Зощенко «Золотые слова». Черногорская сказка «Милош находит мать»

1

72

Адыгейская сказка «Девочка-птичка»

1

73-74

Испанская сказка «Птица-Правда»

2

75

А. Платонов «Разноцветная бабочка»

1

76

Л. Петрушевская «Сказка о часах»

1

77

Русская народная сказка «Подземные царства». Г. Виеру «Мамин день». Вн. чт. «Книги о семье

1

«Весна идет, весне дорогу!»

7

78

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»*. М. Пришвин «Капля и камень». В. Железников «Три ветки мимозы»

1

79

И. Северянин «Отчего?». Г. Новицкая «Подснежник». В. Берестов «Мать-и-мачеха»

1

80

Н. Гоголь «Весна…». А. Плещеев «Весна»

1

81

К. Паустовский «Стальное колечко»

1

82

А. Майков «Ласточка примчалась». А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье…»*. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом». А. Чехов «Весной»

1

83

Н. Сладков «Ивовый пир». Я. Аким «Апрель»

1

84

Вн. чт. Книги о весне. А. Блок «Вербочки». Л. Чарская «Дивные звуки». Е. Благинина «Черемуха» (* - по выбору)

1

«Любовь – волшебная страна»

10

85-86

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник…». Н. Вагнер «Сказка»

2

87

Бр. Гримм «Рапунцель»

1

88

Французская сказка «Красавица и чудовище»

1

89

Г.-Х. Андерсен «Ромашка»

1

90

Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»

1

91-92

Русская народная сказка «Перышко Финиста-ясна сокола»

2

93

Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»

1

94

А. Фет «Облаком волнистым»*. Я. Полонский «Песня». И. Тургенев «Воробей»

1

«Чудесное – рядом»

8

95

Р. Сеф «Чудо». А. Прокофьев «Люблю березку русскую».
К. Паустовский «Заботливый цветок»

1

96

В. Жуковский «Родного неба милый свет»*. С. Маршак «О том, как хороша природа». Н. Абрамцева. «Радуга»

1

97

Ю. Могутин «Берег бродячих камешков». М. Пришвин «Дятел»

1

98

В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

99

О. Дриз «Счастье». Б. Заходер «Что красивей всего?» В. Бианки «Музыкант»

1

100

Белорусская сказка «Музыка-чародейник». И. Пивоварова «Волшебная палочка»

1

101

Итальянская сказка «Тайна Флорио»

1

102

Вн. чт. Книги об обыкновенных чудесах. И. Мазнин «Давайте дружить». Ю. Ким «Летучий ковер»

1

Звёздочкой  отмечены  названия  произведений  для  заучивания  наизусть.

Контрольно - измерительные  материалы

(Начало  учебного  года)

Лиса и козёл

(Русская народная сказка)

Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет.
Идёт козёл – умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
– Что ты там, лисонька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.
А козлу давно пить хочется.
– Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл.
– Отличная! – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил, она ему:
– Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не сумел – всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, сама вон из колодца.
Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

(118 слов)

Вопросы и задания

1. Почему лиса попала в колодец?

2. С какой целью она заманила козла к себе?

3. Как можно по-другому озаглавить эту сказку?

(Конец  учебного  года)

Праздник синиц

Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник, слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали 12 ноября праздник – День синицы.
В наших парках, да и лесах, живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек.
Самая крупная и заметная – большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. По середине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала – всё для неё годится...
Вся синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.

(В. Корабельников)

(122 слова)

Вопросы и задания

1. В какое время года синицы слетаются стайками?

2. Сколько видов синиц живут в наших парках?

3. Чем питаются синицы весной и летом?

или

Купание  медвежат

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. 
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. 
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. 
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. 
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. 
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. 
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой. 

(В. Бианки) 
(122 слова) 

Вопросы и задания

1. Почему охотник влез на дерево? 
2. Какую картинку из жизни животных удалось увидеть охотнику в лесу? 
3. Почему медвежата остались очень довольны купанием?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...