Литературное чтение. Валентина Осеева "Волшебное слово", 3 класс, УМК "Гармония"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) на тему

Нафанаилова Светлана Михайловна

Урок литературного чтения по учебнику О. В Кубасовой с использованием презентации. 3 класс. Тема: В. Осеева "Волшебное слово".

Цель: обогащение умственного потенциала детей путём целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности.

Задачи:

  • познакомить с произведением В. Осеевой «Волшебное слово»;
  • раскрыть содержание понятия: «волшебное слово»,
  • формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне;
  • развивать умение работать с текстом, находить ответы на вопросы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

 в 3 классе

на тему:

Валентина Осеева.

«Волшебное слово»

Учебно – методический

комплект «Гармония»

               

              Автор учебника: О. В.Кубасова

                                               

                                                   

                                                     

                                                   

                                                                                   

                                                                        Учитель начальных классов

                                                                                   МБОУ СОШ №7

                                                                села Марьины Колодцы

                                                                     Минераловодского района

                                                                             Нафанаилова Светлана  Михайловна

Цель: обогащение умственного потенциала детей путём целенаправленного

          формирования у них типа правильной читательской деятельности.

Задачи:

  • познакомить с произведением В. Осеевой «Волшебное слово»;
  • раскрыть содержание понятия: «волшебное слово»,
  • формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне;
  • развивать умение работать с текстом, находить ответы на вопросы
  • совершенствовать навык беглости и осознанности чтения;
  • воспитывать в детях лучшие нравственные качества.

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.        Чтение наизусть стихотворений.

           К анализу привлекаются все учащиеся класса.

2.        Выставка рисунков учащихся к стихотворениям И. Пивоваровой «Вежливый

    ослик» и Б. Заходера «Очень вежливый индюк».

III. Работа по теме урока.

1.        Сообщение темы и цели урока (слайд №1).

 2. Сообщения детей о Валентине Осеевой  (слайд №2).

            Ученик.  В.А. Осеева много лет учила детей. Для своих учеников она сочиняла интересные

                      рассказы,      придумывала игры, ставила с ними спектакли.

 Ученица.  В одной из своих книг В.Осеева обратилась к своим читателям с такими  словами: «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

       3. Беседа о рассказах В. Осеевой  (слайд №3)

«Три товарища»
«Плохо»

«Хорошее»
«Кто хозяин?»
«Сыновья»
«Почему»
«Просто старушка»

«Синие листья»

4. Работа над значением слова «волшебство» (слайд №4)

   - Ребята, когда вы слышите слова «волшебный», «волшебник», что вам

           представляется?

        -  Как вы  понимаете их значение?

      5.        Чтение учителем первой части рассказа и работа над её содержанием (с.168-169).

                - Какое название вы дали бы части рассказа, прочитанной мною?

        - Каким мы видим Павлика в первой части рассказа?

- Как он разговаривал с окружающими?  Подтвердите свой ответ словами из текста.

          В результате на экране появляются слова: (слайд №5)

             красное сердитое лицо,

             покосился Павлик,

             кричал, плакал, ссорился,

             сердито буркнул мальчик,

             сжал кулаки, засопел от обиды,

             стукнул кулаком.

- Нравится ли он вам?

- Кому можно сочувствовать: Лене, бабушке или Павлику?

        -        Но у этого рассказа есть продолжение. Что же, по-вашему, произойдет

          дальше?

         Учащиеся придумывают продолжение.

ФИЗМИНУТКА

6.        Чтение второй части рассказа учащимися, сменяя друг друга.

      7. Работа по содержанию второй части.

- Как действовало на окружающих волшебное слово Павлика? (слайд №6)
- Найдите эти строки.

  На экране появляются слова:

«Лена широко раскрыла глаза...»,

«Бабушка выпрямилась...».

«За столом все сразу замолчали».

«Брат громко засмеялся...».

      8. Сопоставление поведения Павлика и  членов его семьи под влиянием

          «волшебного» слова. (слайд №7)

- Сравните, как изменился Павлик, его поведение, его жизнь после того, как

  он узнал тайну волшебного слова?

- Назовите это слово?

- В чем его волшебство?

       9. Выявление роли дедушки в изменении поведения Павлика. (слайд №8)

- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное  слово?

- Можно ли назвать старичка действительно волшебником?

- Почему старичок решил помочь Павлику?

   (Старичок был очень мудрым  человеком. Он знал тайну доброго отношения          к  людям и  открыл эту тайну маленькому Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь?)

IV. Подведение итогов урока.

 1. Вопросы учителя:

         - Понравилось ли вам это произведение? Что именно?

         - Какая из пословиц больше подходит к этому рассказу: (слайд №9)
                   •Доброе слово путь к cepдцу  открывает.

• Вежливость украшает человека.

         - Что в этом рассказе можно назвать волшебным?

         - Какие еще волшебные слова вы знаете?

      2.        Просмотр презентации «Волшебные слова»

      3. Оценивание работы учащихся на уроке.

V. Домашнее задание: прочитать рассказ, подготовить вопрос 5 учебника, стр, 172


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 КЛАСС ТЕМА: Ежели вы вежливы… Нафанаилова Светлана Михайловна учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 с. Марьины Колодцы Минераловодского района Ставропольского края

Слайд 2

Валентина Александровна Осеева 1902 – 1969

Слайд 3

«Просто старушка» «Почему?» «Синие листья» «Плохо» «Хорошее» «Сыновья» «Три товарища» «Добрая хозяюшка» РАССКАЗЫ В. ОСЕЕВОЙ

Слайд 4

В. ОСЕЕВА ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО ВОЛШЕБСТВО – ЧАРУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ КОГО-НИБУДЬ ИЛИ ЧЕГО-НИБУДЬ. (С. И. ОЖЕГОВ)

Слайд 5

Каким мы видим Павлика в первой части рассказа ? Красное сердитое лицо Покосился Павлик Кричал, плакал, ссорился Сердито буркнул Сжал кулаки Засопел от обиды Стукнул кулаком

Слайд 6

Как действовало на окружающих волшебное слово Павлика? Лена широко раскрыла глаза Смущенно пробормотала Бабушка выпрямилась Слово засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке Павлик подпрыгнул от радости Павлик сидел притихший Брат громко засмеялся

Слайд 7

Красное сердитое лицо Покосился Павлик Кричал, плакал, ссорился Сердито буркнул Сжал кулаки Засопел от обиды Стукнул кулаком Лена широко раскрыла глаза Смущенно пробормотала Бабушка выпрямилась Слово засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке Павлик подпрыгнул от радости Павлик сидел притихший Брат громко засмеялся ПОЖАЛУЙСТА

Слайд 8

Можно ли назвать старичка действительно волшебником? Почему старичок решил помочь Павлику?

Слайд 9

КАКАЯ ИЗ ПОСЛОВИЦ БОЛЬШЕ ПОДХОДИТ К РАССКАЗУ? Вежливость украшает человека. Доброе слово путь к сердцу открывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по литературному чтению "Валентин Берестов"

Презентация урока по литературному чтению в 1 классе "Валентин Берестов " по программе "Школа 2100".  Учитель: Хрычева Тамара Петровна...

Конспект урока по литературному чтению Валентина Серова "Мой дом"

Данный конспект разработан для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по литературному чтению Валентина Серова "Мой дом"

Данный конспект урока разработан для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по литературному чтению Валентина Серова "Мой дом"

Данный конспект разработан для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Презентация к урокам литературного чтения "Валентина Осеева"

В презентации представлена биография писательницы....

Литературное чтение "Валентин Берестов ««Путешественники», «Кисточка»"

Цели  деятельности  учителя:  знакомство  детей  с  стихотворениями  Валентина  Берестова  «Путешественники»,  «Кисточка» ...

Методическая разработка урока литературного чтения. Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово»

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово»; закреплять умение работать с текстомЗадачи урока:Образовательные:  обеспечить полноценное восприятие текст...