Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" И.А. Крылов "Ворона и лисица" басня
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Попова Лада Николаевна

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: И.А. Крылов басня "Ворона и Лисица". УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

Урок литературного чтения в 3 классе

И.А.Крылов «Ворона и Лисица» басня

                                                         Учитель: Попова Л.Н.

                                                                                  учитель начальных классов

                                                              МОУ СОШ №5

Мыски 2008

Тема: И. А. Крылов «Ворона и Лисица» басня.

Цели

Образовательные: продолжить знакомство с художественным жанром

                               - басней, добиться понимания содержания басни,

                                научить находить мораль- поучение в произведе-

                                нии, учить выражать свои мысли посредством вы-

                                разительного чтения.

Развивающие:        развивать логическое мышление учащихся, твор-

                                ческое воображение, выразительную речь.

Воспитательные:   воспитывать интерес к предмету, воспитывать по-

                               ложительные черты характера на примере басни.

Место  урока в учебном плане: 3 урок по теме «Басни И.А. Крылова»

Методы:                частично-поисковый, объяснительно-иллюстратив-

                               ный.

Оборудование:     портрет И.А. Крылова

                               иллюстрации к басням

                               ПК

                               мультимедийный проектор

                               экран

                               выставка книг «Басни Крылова»

                               учебник «Родная речь» авторы М.В.Голованова,

                               В.Г.Горецкий

                               выдержки из басен

                                 ХОД УРОКА:

  1. Организация класса.
  2. Речевая разминка:

   Вот уже звенит звонок

   Начинается урок.

   Вы, ребята, не ленитесь

   К новым знаниям стремитесь.

   Что ж, работать нам пора

   Вы со мной согласны?   ДА!                                                                                                               

                                   

                                                                                                             слайд 1

           Учитель: Ребята, посмотрите, слова рассыпались. Давайте попробуем

           их собрать и прочитать. Что получилось?

  Мы получили названия басен.

  - Что можете рассказать о жанре басня?

  - Давайте проверим правильность ваших ответов.                       слайд 2

3. Сообщение темы урока:

  Учитель: Кто автор басен, названия которых мы прочитали в начале урока? Мы продолжаем путешествовать в прекрасный мир басен Крылова- Что знаете об И.А. Крылове?                                            слайд3

Учитель: Людям очень полюбились басни дедушки Крылова и в

благодарность во многих городах России Крылову установлены

памятники. Такие памятники есть в Москве, в Твери, в Белгороде.

В Санкт-Петербурге в Летнем саду тоже установлен памятник И.А.

Крылову. Деньги на памятник собирали простые люди в течение 2х

лет. Был устроен конкурс скульпторов, в котором победил скульптор

П.К. Клодт. Памятник был открыт в мае 1855 года.    слайд 4

Крылов изображен сидящим в кресле, в обычном сюртуке, держит

раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни.

Пьедестал памятника с 4х сторон покрыт бронзовыми фигурами различных животных- героев басен Крылова, их 36.

4. Проверка домашнего задания.

    Выразительное чтение по ролям басни «Зеркало и обезьяна».

    - Чьё чтение вам понравилось больше? Оценить чтение уч-ся.

5. Физминутка:

     Нёс однажды муравей

     Две былинки для дверей.

     На полянке под кустом

     Муравьишка строит дом.

     Лишь снежок запорошит-

     Стрекоза к нему спешит.

     «Ты, кума, не торопись,

     А за дело-ка возьмись.»

     Раз, два,три,четыре,пять

     Начинаем приседать.

.

6. Знакомство с новой басней.

Учитель: отгадайте загадки и вы узнаете название басни, с которой мы познакомимся сегодня на уроке.

Окраской- сероватая,

Повадкой- хитроватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это-……(ворона).                   (на доске появляется рисунок вороны)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт.

В деревне кур крадёт.          ( на доске появляется рисунок лисы)

-Кто скажет, как называется басня?

Прослушивание басни в исполнении Ильинского.           магнитофон

-Понравилась, ребята, басня?

- Прочитайте басню ещё раз, отметьте непонятные и трудные слова.

8. Словарная работа:

- Какие слова и выражения были непонятны?

Слово «пленил» выделено у вас на странице. Как вы его понимаете?

Давайте проверим себя по словарю Ожегова. Найдём это слово в словаре и прочитаем его значение.

Лесть- похвала, не соответствующая истине.

Льстец - льстивый человек.

Гнусный – отвратительный.

Взгромоздиться- взобраться с усилием на что-то высокое.

Вещунья- приносящая вести.

Зоб - у птиц расширенная часть пищевода, где накапливается и обра-

         батывается пища.                                                  слайд 5

8. Продолжение работы над басней.

    - Найдите, где в басне спрятан вывод? Зачитайте.

    - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно

      слышать о себе хорошие слова? (Приятно, когда о тебе говорят

     правду).

     - Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.

     («Плутовка к дереву  на цыпочках подходит…»)

   - Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к

     Вороне.

     («Голубушка, как хороша…»)

   - Как автор передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?

     («Вещуньина с похвал вскружилась голова…»)

Учитель: С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка. Какое выражение употребляет Крылов, подчёркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно? («Вороне где-то Бог послал кусочек сыру…»)

  - Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая

    действия Вороны? ( взгромоздилась, собралась, призадумалась,

    держала, вскружилась, каркнула)

  - На что они указывают? Какой предстаёт Ворона?  (глупая, неуклю-

     жая).

  - Случайно ли появление Лисицы? Подтвердите свой ответ словами

     из текста.

  - Каким метким словом называет Крылов Лисицу?  ( Плутовка)

    Что означает это слово? Давайте  прочитаем об этом в словаре

     Ожегова.

9. Физминутка.  ( сидя за партой)

10. Характеристика героев басни:

      - Давайте дадим характеристику героиням басни. Соотнесите сло-

        ва, которые вы видите на доске, с Вороной и Лисицей.

        ( На доске прикреплены слова: глупая, хитрая, льстивая, само-

        любивая, доверчивая, лживая, умная, коварная)

11. Выразительное чтение басни:

       - Индивидуальное чтение учащихся. Прочитать так, чтобы слуша-

        тели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону,

        а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу.

     -  Выразительное чтение басни.  ( 2-3 раза)

     -  Чьё чтение вам понравилось? (оценить чтение уч-ся)

12. Просмотр мультфильма «Ворона и Лисица».

      Посмотрите и послушайте, как представлены в этом фильме геро-

      ини басни. Как голосом актёры смогли передать их характер, на-

      строение.

13. Обобщение.

     - Что в басне сказочное, а что - настоящее?

     

 ( животные лиса и ворона - настоящие, сказочное - герои говорят)

     - Что высмеивает, обличает басня Крылова?

        ( басня высмеивает жадность, глупость, самовлюблённость)

     - Прочитайте пословицы.                                                 слайд 6

      «Верь своим очам, а не чужим речам.»

      «На языке медок, а в сердце ледок .»

      «У лести нет чести.»

     - Как вы понимаете их смысл?

     - Какая из этих пословиц выражает самое главное, о чём мы хотели

       поговорить на уроке?

     - Что вы приобрели на уроке? Что запомнилось?          слайд 7

       Я УЗНАЛ………………

       Я НАУЧИЛСЯ………..

       МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ……..

       Я БЫ ХОТЕЛ………………..

14. Домашнее задание:

       1 ряд - написать басню «Ворона и Лисица» в прозе;

       2 ряд-  выучить басню наизусть;

       3 ряд – выписать из басен Крылова слова и выражения, которые

                    стали пословицами и поговорками;

       - Научиться выразительно читать басню.

15. Итог урока:

      Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились           русскому сердцу. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над

      басенным миром. Недаром ещё Пушкин сказал: «Крылов превзо-

      шёл всех нам известных баснописцев…»

      И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Кры-

      лова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и

      тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

      Спасибо за урок.

       

   

                               

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)

Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс....

Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)

Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...