Урок литературного чтения. И.Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Пальчикова Мария Константиновна

Анализ произведения И.Бунина "Листопад"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению во 2 б классе.

Тема: Анализ  стихотворения И.А.Бунина «ЛИСТОПАД».

Цель: продолжать формировать у детей умение  

            анализировать   стихотворный  текст;

            развивать художественный вкус и пробуждать

            эмоциональные чувства;

            вырабатывать правильное выразительное чтение;

            знакомить с сезонными явлениями природы.

Оборудование : выставка книг со стихами русских поэтов

                                об осени;

                                иллюстрации осенних пейзажей;

                                портрет  И.А.Бунина;

                                музыка П.И.Чайковского «Октябрь.

                                Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Ход урока. 1. Организационный момент.

                      2. Проверка домашнего задания (чтение детьми

        стихотворения А.С.Пушкина «…Унылая пора! Очей

        очарованье»  наизусть)

       

        - Что вы чувствуете, когда читаете  или слушаете это произведение?   (Радость от красоты осенней природы.  Печаль от  того, что это всё скоро пройдёт, что это «увяданье».)

       - А что вы можете сказать об отношении автора к осени? (Он любит осень, восторгается ею.)  Докажите.  («очей очарованье», «люблю я пышное природы увяданье», «приятна мне твоя прощальная краса»).

       Да, действительно, А.С.Пушкин любил это время года  и часто в своих произведениях воспевал это «пышное природы увяданье».

               Дни поздней осени бранят обыкновенно,

               Но мне она мила, читатель дорогой,

               Красою тихою, блистающей смиренно.

                               … Сказать вам откровенно,

               Из годовых времен я рад лишь ей одной,

               В ней много доброго…»

      - Но осень вдохновляла не только Пушкина.  Ей посвящали свои произведения художники, музыканты, поэты.  Давайте вспомним стихи об осени, которые мы с вами учили, читали. (чтение наизусть стихотворений).

      - А теперь посмотрите на репродукции картин «Золотая осень» И.Левитана,  «Осень» И.Шишкина и другие.

      - Какие краски использовали художники? (желтые, золотые, лиловые, багряные и т.д.).

      Затем включаю музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песня». (на фоне музыки ученица читает произведение И.С.Соколова-Микитова «Русский лес.»).

       3. Работа над новым материалом.  

       - Сегодня, ребята, мы познакомимся с произведением И.А.Бунина «Листопад». Как вы думаете, мы будем продолжать тему осени? (Да.)

       Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году.  Детство его прошло в деревне «в глубочайшей полевой тишине» (вспоминал он). В 10 лет его отдали в гимназию. Писать он начал рано.  В 1891 году была напечатана  его первая  книга стихотворений.  Свои произведения он посвящал и взрослым и детям.  В 1920 году он покинул Россию и жил во Франции.

   

       Чтение стихотворения учителем.

        - Понравилось  ли вам стихотворение? (Да.)

        - Что  особенно понравилось?

        - Какие чувства, ощущения у вас возникли?

       

        Словарная работа.  (Запись на доске слов и словосочетаний: «терем расписной», «желтою резьбой», «лазури голубой», «завороженный», «вдова» и т.д.).

        Чтение стихотворения учащимися.

         Беседа о прочитанном.

         - каким настроением проникнуто описание осени?  (автор восхищен красотой осеннего леса)

         - в чем это проявилось?  (он использует яркие сочные краски «лиловый, золотой, багряный»,  сравнивает лес со сказочным расписным теремом).

         Чтение стихотворения по частям и разбор его.

          1 часть.  – О чем здесь идет речь? Какое настроение?  (торжественное. Лес – терем, который стоит веселой пестрою стеной.)

           2 часть.  Автор продолжает  1 строфу: березы блестят, ёлочки – темнеют; просветы – оконца и т.д.

           3 часть. – Что хотел показать автор в этих строчках? Что олицетворяет собой здесь Осень? (смерть-вдова).

Здесь красота (пестрый терем) и смерть (вдова) встречаются. Природа умирает, и, перед смертью, она поражает своей красотой.

           - Почему здесь Осень написана с заглавной буквы? (ответы детей).

           Чтение следующей строфы.

           - Меняется ли описание осени после визита «вдовы» в терем свой? Да.

           - В каких словах это проявилось более всего?  Яркая красочность уступает  место холодным цветам – белый, синий, серебряный. Ощущается беспокойство: «пустой», «последний», «мертвый».

           Радостное светлое настроение сменяется грустью, печалью, т.к. красота скоро пройдет, природа «замирает», «умирает».

           Чтение последних 4 строк.

           - Почему идет повторение? Как при повторе меняется смысл?

           Строки, которые завершают стихотворение, возвращают нас к теме торжественной красоты осеннего леса. Речь идет о вечном обновлении жизни в природе, ее бессмертии и величии.

     

           Выразительное чтение стихотворения.

           Попробуйте изобразить на бумаге (нарисуйте) то, что увидели в стихотворении.

  1. Итог урока. Понравилось ли вам стихотворение И.А.Бунина? Что  узнали нового?

  1. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.

 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...