Рабочая учебная программа по курсу «Чтение и развитие речи» в 1 классе
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Булашова Наталья Александровна

В школе для неслышащих детей чтение является одним из основных средств обучения, воспи­тания и развития. Обучение чтению как виду речевой деятельнос­ти предполагает формирование потребности детей в чтении, усиле­ние мотивации, обучение выделению смысла прочитанного, обра­ботке и использованию полученной при чтении информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_chteniyu_1_klass.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

                                          Рекомендовано методсоветом                                                                                    Утверждаю:

                                          к реализации                                                                                                                 Директор  

                                          Протокол № _____ от ______ 20__ г.                                                                         Сиприкова С.А. ______________

                                                                                                                                                                                   « _____ » _______________ 20__ г.

 

Рабочая учебная программа

по курсу «Чтение и развитие речи» в 1 классе

2011-2012 учебный год

                                                                                                                                               

                                                                                                                                                Составитель:

                                                                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                                                                первой квалификационной категории

                                                                                                                                                Булашова Н.А.

                                                                                                                                               

Хабаровск, 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по предмету «Чтение и развитие речи» в 1 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ № 29/2065-п от 10.04.2001 г.), и  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Язык и литература». I-III классы. Авторы Зыкова Т.С, Зыкова М.А.).

Согласно базисному учебному плану на данный предмет в 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего – 136 часов в год.

В школе для неслышащих детей чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития. Обучение чтению как виду речевой деятельности предполагает формирование потребности детей в чтении, усиление мотивации, обучение выделению смысла прочитанного, обработке и использованию полученной при чтении информации. Достижению этой цели служат не только уроки чтения, но и уроки ППО (чтение поручений, инструкций, текстов и др.).

Дети учатся самостоятельному, сознательному чтению, а не изучению предлагаемых им рассказов, текстов. Повышению эффективности обучения чтению способствует целенаправленный подбор текстов, обеспечивающих общее и речевое развитие и одновременно вызывающих у детей интерес к этому виду речевой деятельности.

 

Цели уроков чтения:

  • овладение  технической стороной процесса чтения, его выразительностью;
  • развитие разговорной и связной речи; эмоционального, эстетического восприятия читаемого; языковой способности; речевого развития детей за счет общего развития, расширения, обогащения речи новыми словами, образцами фраз, синтаксических конструкций;
  • обучение перифразу, ответам на вопросы, пересказу; улавливанию смысла целого текста, основываясь на знакомом речевом материале, на уяснении значения новых слов в контексте, на установлении аналогий в словоформах и конструкциях высказываний, на определении логики в развитии событий;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

 Приоритетной целью обучения чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Для достижения поставленных целей изучения чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • выработка техники правильного, беглого и выразительного чтения;
  • обучение сознательному, самостоятельному чтению, умению различать рассказ, сказку, стихотворение;
  • выработка умения оценивать положительные и отрицательные явления, поступки действующих лиц, воспитание положительных качеств личности учащихся;
  • расширение и уточнение круга представлений об окружающем мире, удовлетворение познавательной потребности школьников, приобщение их к книге как источнику знаний;
  • расширение лексического запаса и овладение новыми грамматическими структурами, которые усваиваются учащимися за счет осмысления ими языковых средств, используемых в произведении;

Чтобы обеспечить выполнение этих задач, рекомендуется следующая

система приемов и методов работы над произведением:

  • самостоятельное чтение произведения («про себя», чтение вслух слов, предложений; плавное чтение целыми словами, постепенно увеличивая скорость чтения; чтение текста с интонационным выделением знаков препинания);
  • передачи содержания прочитанного в виде зарисовок;
  • составления аппликаций и макетов по прочитанному тексту;
  • повторное чтение произведения;
  • разбор содержания прочитанного (путем сопоставления иллюстраций, сделанных рисунков, аппликаций с текстами; выборочного чтения) с одновременной и последующей отработкой техники, выразительности чтения;
  • чтение по ролям, используя нужную интонацию, темп и тон речи;
  • ответы на вопросы по прочитанному;
  • пересказ прочитанного;
  • составление плана текста;

При обучении чтению реализуются общие принципы, характерные для формирования речевой деятельности:

  1. направленность на развитие учащихся;
  2. связь с деятельностью и особенно с ППД;
  3. усиление коммуникативной направленности обучения;
  4. целенаправленное формирование умственной деятельности, форм деятельности;
  5. реализация межпредметных и внутрипредметных связей;
  6. дифференцированный подход к учащимся.

Внеклассное чтение

 В I классе внеклассное чтение проводится в часы занятий в интернате и организуется воспитателем с учетом требований, предъявляемых к работе по формированию читательской деятельности и изложенных в разделе «Чтение и развитие речи».

Содержание учебного предмета:

  • Школа (6 ч.)
  • Лето (11 ч.)  
  • Осень (16 ч.)
  • Животные (8 ч.)
  • Семья (9 ч.).  
  • Что такое хорошо и что такое плохо (22 ч.) 
  • Зима (21 ч.) 
  • Новогодняя елка (6 ч.)
  • Весна (18 ч.)
  • Праздник мам (4 ч.)  
  • Наши космонавты (2 ч.)  
  •   Скоро лето (8 ч.)  
  •   Проверочная работа (5 ч.)

Школа. Первый день в школе. Занятия на уроках, после уроков.

Лето. Летние игры и занятия детей. Летом в лесу, на реке, в парке.

Осень. Рассказы и стихотворения об осени: природа осенью, игры и занятия детей, работа на пришкольном участке. Осенью в лесу, в парке. Жизнь животных.

Животные. Рассказы, сказки, стихотворения о животных и птицах. Забота взрослых и детей о домашних животных, помощь диким животным.

Семья. Семья, отец, мать, брат, сестра. Помощь родителям, бабушке, дедушке. Дни рождения.

Что такое хорошо и что такое плохо. Жизнь и дела ребят. Хорошие и плохие поступки детей, помощь окружающим. Жизнь и дела школьников. Дружба и товарищество. Помощь старшим.

Зима. Картины зимнего леса, сада, парка. Игры детей. Жизнь животных.

Новогодняя елка. Рассказы, сказки, стихотворения о празднике в школе. Подготовка к утреннику.

Весна. Рассказы, стихотворения, статьи, пословицы, поговорки и загадки о весне. Первая зелень, цветы, весенние игры, занятия детей. Лес, парк, река весной.

Праздник мам. Рассказы и стихотворения, посвященные празднику 8 Марта. 8 Марта — мамин праздник. Подарки детей.

Наши космонавты. Работа космонавтов.

День Победы. Рассказы о героизме русского народа в годы Великой Отечественной войны;

Скоро лето. Рассказы и стихотворения о природе летом, об отдыхе детей, о помощи взрослым, об охране природы, бережном отношении к ней. Жизнь насекомых.

Виды и формы организации учебного процесса (классификация М.А.Данилова, Б.П.Есипова)

  • уроки сообщения  и усвоения новых знаний, уроки закрепления, повторительно-обобщающие уроки, уроки контроля знаний, комбинированные уроки;
  • фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.

Формы контроля в процессе обучения:

Текущий.

 Беседа по вопросам.

 Составление плана. Чтение наизусть.

 Озаглавливание частей рассказа.

 Выборочное чтение. Рассказ по ключевым словам.

 Выразительное чтение.

 Чтение по ролям. Пересказ текста по частям.

Тематический.

Чтение наизусть стихотворений.

Итоговый.

Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

36 часов

Проверочная работа - 1

2 четверть

28 часов

Проверочная работа - 1

3 четверть

40 часов

Проверочная работа - 1

4 четверть

32 часов

Проверочная работа - 2

Итого:

136 часов (4 часов в неделю)

Проверочная работа - 5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

обучающимися к окончанию 1 класса

Неслышащие  учащиеся

    должны уметь:

  • читать рассказ (60—80 слов) с четко выраженными событиями, сказку, стихотворение;
  • отбирать к прочитанному тексту нужные картинки из ряда предложенных, среди которых имеются картинки, не соответствующие содержанию текста (по заданию учителя: «Отбери нужные к рассказу картинки»);
  • располагать нужные картинки по порядку (по заданию учителя: «Расставь (положи) картинки по порядку»);
  • определять количество картинок к рассказу (с помощью вопросов учителя: «Сколько можно нарисовать рисунков?», «Почему ты так думаешь?», «Что было сначала (потом)?»);
  • изображать содержание прочитанного рассказа в рисунках и подписывать;
  • располагать в соответствии с содержанием читаемого объект на аппликации или макете (с помощью учителя);
  • подбирать иллюстрацию к указанному учителем отрывку текста, делать зарисовку, составлять аппликацию (с помощью учителя и самостоятельно);
  • подбирать к готовым иллюстрациям отрывки прочитанного; отвечать устно (кратко или полно) на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подписывать одним-двумя предложениями картинки к рассказу или выполненные по рассказу рисунки (самостоятельно);
  • вспоминать и сообщать о своих наблюдениях, случаях из жизни по аналогии с прочитанным, сравнивать с содержанием прочитанного (с помощью учителя);
  • выражать свое отношение к поступкам действующих лиц; объединять описываемые в рассказе события на основе общности их места или причинно-следственной зависимости с помощью вопросов типа: «Что делают дети зимой на улице?», «Почему заболел Юра?»;
  • выяснять значение непонятного слова, исходя из контекста, спрашивать у учителя или товарищей о значении нового слова;
  • относить прямую речь к говорящему лицу с помощью вопросов; «Кто это сказал?», «Что сказал Вова?»;
  • пересказывать содержание прочитанного с опорой на иллюстрации или сделанные рисунки, аппликации;
  • выучить наизусть стихотворения (4—6 за полугодие).

Внеклассное чтение:

  • читать небольшие произведения (сказка, рассказ, стихотворение) по указанию учителя и собственному выбору;
  • определение названия произведения, его автора;  
  • подбирать картинки к содержанию прочитанного, самостоятельно иллюстрировать текст;
  • знать названия детских книг, фамилий писателей;
  • ориентироваться в книге при использовании оглавления;
  • сопоставлять читаемое с иллюстрациями; драматизация;
  • передавать одноклассникам содержание прочитанного (с помощью собственных рисунков, макетов, аппликаций  и готовых картинок);
  • пользоваться школьной библиотекой;

Учебно-методический комплект

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:

Программа

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). Сборник 1. Подготовительный, 1-7 классы. М., «Просвещение», 2005

Раздел

программы

«Язык и литература». I-III классы. Авторы Зыкова Т.С., Зыкова М.А.  

 

Учебник

Зыкова Т.С. Чтение. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. М.: Просвещение, 2008, 255 с.

 

Дидактические средства

Наглядно-методическое пособие «Мир в картинках» М.: Мозаика-Синтез 2003 (Насекомые. Родная природа. Дикие и домашние животные. Птицы. Рыбы. Времена года. Правила поведения в общественных местах. Будь вежливым. Деревья. Цветы. Транспорт. Одежда. Мебель)

 

Методическая литература

Рау Ф.Ф. Методика обучения глухих устной речи, М., Просвещение, 1976 г.

Рау Ф.Ф. Формирование устной речи глухих детей, Просвещение, 1989 г.

Новоселов Л.А. Практические работы на уроках чтения и развития речи в школе глухих.

Быкова Л.М., Зыкова Т.С. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей, М., Просвещение, 1991, 303 с.

Зикеев А.Г. Обучение учащихся подготовительного, I-IV классов школы глухих (русский язык и предметно-практическое обучение), М., Просвещение, 1984, 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по курсу «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе 2011-2012 учебный год

Рабочая учебная программа по предмету «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант)...

Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 3 класс

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой.Предлагаемая программа орие...

Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи " 4 класс.

Рабочая программа  по предмету "Чтение и развитие речи " 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по курсу «Кружок «Школа развития речи» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Кружок «Школа развития речи»  4 класс...

Рабочая учебная программа по курсу «Математика», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;с рекомендациями При...

Рабочая учебная программа по курсу «Математика» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомендациями Примерно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Развитие речи", 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Развитие речи" составлена в соответствии с ФГОС для работы по тетради Т.Н. Соколовой для 3 класса....