Рабочая учебная программа по предмету "Литературное чтение" 3 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование (чтение, 3 класс) на тему

Котельникова Елена Александровна

Дана полная пояснительная записка к предмету "Литературное чтение" , с характеристикой КИМов, с описанием НРК, поурочное тематическое планирование по предмету на весь год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_p.z.docx35.2 КБ
Файл 3kl_chtenie.docx62.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету « Литературное чтение» для 3 класса  составлена на основе нормативно – правовых документов (представленных выше) и авторской программы учебно-методического комплекса «Школа России» авторы: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать  художественное  произведение,   сопереживать  героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить  детей  чувствовать  и  понимать  образный  язык художественного   произведения,   выразительные   средства, создающие    художественный    образ,    развивать    образное мышление учащихся;
  • формировать   умение   воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее  воображение учащихся,  и  особенно  ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный  опыт  ребенка,  его  реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать  нравственно-эстетический  и   познавательный   опыт ребенка;
  • обеспечивать  развитие  речи  школьников   и  активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для  формирования  потребности  в самостоятельном    чтении    художественных    произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Общая характеристика учебного предмета:

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка Художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Программа предусматривает знакомство ребёнка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Место учебного предмета в учебном плане:

Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе начальной школы рассчитана на 140 часов в год ( 4 часа в неделю)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе относят:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
  • формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
  • принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
  • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по литературному чтению:

Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
  2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  5. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  6. овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
  7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

     8)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

     9)наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  6. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7. использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  8. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

      9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

 10)готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать отличные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения.

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  4. использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  6. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  7. умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной

речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  1. развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета:

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Книги, прочитанные летом. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (14 часов)

Произведения устного народного творчества: лирические народные песни, шуточные народные песни, докучные сказки.  Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк»,  «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Фета, И.Никитина, И. Сурикова.

Великие русские писатели (2 4ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о царе Салтане…..». И.А.Крылов. Басни.  М.Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения. Л.Н.Толстой. Рассказы.

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Лирические стихотворения Н. Некрасова, К. Бальмонта, И.Бунина.

Литературные сказки (8 ч)

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца …».  В. Гаршин « Лягушка- путешественница». В. Одоевский «Мороз Иванович».

Были – небылицы (10 ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой», К. Паустовский «Растрёпанный воробей», А. Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 1(6 ч)

Лирические стихотворения Саши Чёрного, А. Блока, С. Есенина.

Люби живое (16 ч)

Рассказы о животных М. Пришвина, И. Соколова- Микитова, В. Белова, В. Бианки, Б. Житкова, В. Дурова, В. Астафьева, В. Драгунского.

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

Стихотворения С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, Е. Благининой.

Собирай по ягодке- наберёшь кузовок (12 ч)

Рассказы Б. Шергина, А. Платонова, М.Зощенко, Н. Носова,  В. Драгунского.

По страницам детских журналов (8 ч)

 Произведения Л. Кассиля, Ю. Ермолаева, Г. Остера, Р. Сефа.

Зарубежная литература ( 8 ч)

Мифы древней Греции. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» 

Повторение пройденного. Комплексная проверочная работа (4 ч)

Материально-техническое обеспечение курса предмета:

Мультимедиапроектор.

Переносной экран.

Презентации уроков на изученные темы.

Приложение к учебнику на электронном носителе.

Учебно-методический комплект, реализующий программу «Литературное чтение в 3 классе» включает

  • Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова.  Москва «Просвещение» 2011 г.
  • Учебник «Литературное чтение» -2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий.  «Просвещение» 2013.
  • Рабочая тетрадь  М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. «Просвещение» 2013.
  • Поурочные разработки по литературному чтению С.В.Кутявина. Москва «ВАКО» 2013.
  • Мои достижения. Итоговые комплексные работы. О.Б.Логинова . «Просвещение» 2013.
  •  «Хрестоматия по литературе родного края» 1-4 класс. Составители  Горская А.Б., Капитонова Н.А., Крохалева Т.Н.

Характеристика контрольно- измерительного  материала:

Проверка навыков чтения и понимания прочитанного-3.

Комплексная проверочная работа – 1.  Проекты-3.

Форма

Кол-во

Тема

Цель проведения

Дата

1четверть

Проект

Проверка навыков чтения

2

1

1.«Сочиняем волшебную сказку» (урок № 19)

 

2. «Как научиться читать стихи» (урок № 21)

Знакомство с названием раздела. Проверка техники чтения.(входная) (урок № 2)

Научатся  сочинять сказки на основе опорных слов.

Научить правильно, выразительно читать стихи.

Проверить навык чтения и понимание прочитанного.

2четверть

Проверка навыков чтения

1

Развивающий час (урок обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2) Проверка техники чтения. (урок № 60)

Проверить навык чтения и понимание прочитанного.

.

4четверть

Проект

Проверка навыков чтения

Комплексная проверочная работа

1

1

1

.Проект: «Праздник поэзии». (урок № 107)

Повторение. Проверка техники чтения. (урок № 139)

.Комплексная проверочная работа «Мои достижения». (урок № 137)

Находить и использовать нужную информацию.

Проверить навык чтения и понимание прочитанного.

Проверить полученные знания за год.

Количество часов, отводимое на реализацию НРК  по данному предмету,  составляет 14 часов. Для реализации НРК на уроках литературного чтения используется материал, имеющий краеведческое содержание: «Хрестоматия по литературе родного края» 1-4 класс. Составители  Горская А.Б., Капитонова Н.А., Крохалева Т.Н.

№ п/п

Дата

№ урока

Раздел

Тема урока

Региональное содержание изучаемого вопроса

Кол-во времени

Форма проведения

1

№ 14

Устное народное творчество

РНС « Иван-Царевич и Серый Волк»

«Жароптицево перо» Лидия Преображенская

3мин

Фронтальная

2

№ 19

Устное народное творчество

Проект «Сочиняем волшебную сказку)

«Зачарованный лес» Северина Школьникова

5мин

Беседа

3

№ 23

Поэтическая тетрадь

«Листья» Ф. Тютчев

«День осени». К. Рубинский.

3мин

Групповая

4

№ 27

Поэтическая тетрадь

И. Суриков «Детство»

«Чудеса» Ефим Ховив.

2мин

Фронтальная

5

№ 56

Поэтическая тетрадь

Н. Некрасов Стихотворения о природе.

«Лучшее время года» Л. Татьяничева.

4 мин

Беседа

6

№ 57

Поэтическая тетрадь

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

«Слепой заяц» А. Дементьев

8-10 мин

Беседа

7

№ 62

Литературные сказки

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

«Волшебный курай» Ю. Подкорытов

6 мин.

Фронтальная

8

№ 69

Были- небылицы

Знакомство с названием раздела.

«Про великого Полоза» П. Бажов

8 мин.

Индивидуальная

9

№ 82

Поэтическая тетрадь

А. Блок. Стихи

«Тихий снег» Северина Школьникова

3 мин

Фронтальная

10

№ 86

Люби живое

М. Пришвин «Моя родина»

«Малахит» Л. Татьяничева.

4мин

Беседа

11

№ 96

Люби живое

В. Дуров «Наша Жучка2

«Айка» Нина Цуприк .

10мин

Фронтальная

12

№ 104

Поэтическая тетрадь

А. Барто «Разлука», «В театре»

«Торт с надписью» Л. Рахлис

3 мин

Беседа

13

№ 121

По страницам детских журналов

Знакомство с названием раздела.

« Неприветливый привет» Н. Шилов

3 мин

Фронтальная

14

№ 127

По страницам детских журналов

Р.Сеф «Весёлые стихи»

«Кто я такой?» Л. Рахлис

3 мин

Беседа

Формы организации учебного процесса: фронтальная  и индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.  Преобладающими формами текущего контроля знаний, являются тексты для диагностики скорости чтения и усвоения прочитанного, контрольно-измерительные материалы по каждой теме урока.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» 140 часов (4 часа в неделю)

Дата

№  урока, тема, содержание курса

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Цор

нрк

  1. Введение. Знакомство с учебником.

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь

1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника

Учащиеся научатся ориентироваться в учебнике и его системе условных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике; предполагать по названию содержание раздела.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2.Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Проверка техники чтения

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Находить необходимую информацию в книге.

Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

Читать возможные аннотации на книги.

Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Учащиеся научатся предполагать по названию содержание раздела.

3.Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

1

Учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах; составлять сообщения на данную тему.

4. Первопечатник Иван Федоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове.

1

Учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах; составлять сообщения на данную тему4 обобщать полученную информацию;

Работать в паре, выслушивать мнение друг друга.

5. Урок – путешествие в прошлое.

1

Учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах; составлять сообщения на данную тему; обобщать полученную информацию;

Работать в паре, выслушивать мнение друг друга.

Устное народное творчество (14 ч)

6. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов.

Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием.

Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.

Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.

Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.

Называть основные черты характера героев.

Характеризовать героев произведения.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке.

7. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

1

Учащиеся научатся различать виды(жанры) устного народного творчества; выразительно читать песни.

8. Докучные сказки.

 Сочинение докучных сказок

1

Учащиеся научатся различать виды(жанры) устного народного творчества; уметь отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

9. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская  игрушка.

1

Учащиеся должны знать предметы прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская  игрушка и их назначение.

10-11. Русская  народная сказка  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки.

2

Учащиеся научатся различать виды(жанры) устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст.

12-14. Русская  народная сказка  «Иван-Царевич и Серый Волк».

Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки.

3

Учащиеся научатся характеризовать героев сказки; определять последовательность событий, составлять план, рассказывать сказку по иллюстрациям.

нрк

15-16. Русская  народная сказка  «Сивка-Бурка».

Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки.

2

Учащиеся научатся характеризовать героев сказки; определять последовательность событий, составлять план, рассказывать сказку по иллюстрациям.

17. Художники - иллюстраторы  В. Васнецов и И. Билибин.

Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов.

1

Учащиеся научатся сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать художников- иллюстраторов  В. Васнецова и И. Билибина.

18. КВН(обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»)

1

Обобщить знания по теме. Знать изученные произведения и их авторов.

19. Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

Оценка достижений

1

Находить и использовать нужную информацию.

нрк

Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

20. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать гон и темп чтения).

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы,

читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно

оценивать свои достижения

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать гон и темп чтения).

Участвовать в работе группы,

читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно

Читать выразительно стихи передавая настроение автора.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать гон и темп чтения).

оценивать свои достижения

Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки.

21. Проект: «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.)

1

Учащиеся научатся прогнозировать содержание статьи; использовать приёмы интонационного чтения.

22. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». 

Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение — средство художественной выразительности

1

Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Находить рифмующиеся слова.

23. Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». 

Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение — средство художественной выразительности

1

Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта .Различать стихотворный и прозаические тексты; объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

нрк

24. А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...»

Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения.

1

Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов художественном тексте.

25. И. С. Никитин «Полно, степь моя...» 

Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы

1

Учащиеся научатся различать стихотворный и прозаические тексты; объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

26. И. С. Никитин «Встреча зимы».

Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы

1

Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов художественном тексте

27.И. 3. Суриков «Детство».

Олицетворение как приём создания картины природы

1

Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Находить рифмующиеся слова.

нрк

28. И. 3. Суриков «Зима». 

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

1

Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта .Различать стихотворный и прозаические тексты; объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

29. Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь1»

1

Учащиеся научатся наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, знать лирические произведения и их авторов.

30. Оценка достижений по пройденному разделу.

1

Учащиеся научатся отвечать на вопросы о теме раздела, работать самостоятельно.

Великие русские писатели (24 ч)

31. Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

 Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Различать лирическое и прозаическое произведения.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности.

Определять нравственный смысл произведения.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке. Выбирать виды деятельности.

32. А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».

1

Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; высказывать своё отношение к прочитанному.

33. А.Пушкин. Лирические стихотворения. 

Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин.

1

Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; выбирать виды деятельности.

34. А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин.

1

Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; видеть средства художественной выразительности

35. А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин.

1

Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; видеть средства художественной выразительности

36-39. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».

Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.

4

Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя ;понимать содержание прочитанного; выделять особенности волшебной сказки.

40. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

1

Учащиеся научатся сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать творчество художника- иллюстратора.

41. И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

Скульптурный портрет И. А. Крылову.

1

Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке; выбирать виды деятельности.

42. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

1

Учащиеся научатся отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни. Понимать нравственный смысл басни.

43. И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

1

Учащиеся научатся отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни. Понимать нравственный смысл басни.

44. И. А. Крылов « Ворона и Лисица»

Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

1

Учащиеся  узнают структуру басни, модель басни. Научатся понимать нравственный смысл басни; соотносить смысл басни и пословицы.

45. М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. 

Подготовка сообщения на основе статьи.

1

Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; видеть средства художественной выразительности

46-47 М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения.

Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

2

Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному.

48Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого.

 Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

1

Учащиеся научатся  планировать работу на уроке; выбирать виды деятельности;  подбирать материал для сообщения.

49. Л. Н. Толстой «Акула»

Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои)

1

Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; видеть средства художественной выразительности.

50. Л. Н. Толстой «Прыжок»

Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои)

1

Учащиеся должны понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение к прочитанному, определять средства художественной выразительности.

51 Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои)

1

Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; видеть средства художественной выразительности.

52. Л. Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»

Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

1

Учащиеся научатся сравнивать текста-рассуждения и текста-описания.

видеть средства художественной выразительности.

53. Оценка достижений по разделу «Великие русские писатели»

1

Учащиеся научатся отвечать на вопросы о теме раздела, работать самостоятельно

54. Литературный праздник (обобщение по разделу «Великие русские писатели»)

1

Учащиеся научатся отвечать на вопросы о теме раздела, работать в группе, уметь договариваться.

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

55. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела

1

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Находить среди стихотворений произведение с использованием текста- повествования.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения

Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, видеть образ времён года в загадках.

56. Н. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.

1

Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта .Различать стихотворный и прозаические тексты; объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

нрк

57. Н. Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы»

Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений.

1

Учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта .Различать стихотворный и прозаические тексты; объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

нрк

58. К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

1

Учащиеся научатся следить за выражением и развитием чувств в лирическом произведении; создавать словесные картины по тексту.

59. И. А. Бунин Стихи.

Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

1

Учащиеся научатся следить за выражением и развитием чувств в лирическом произведении; создавать словесные картины по тексту.

60. Развивающий час ( урок обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь 2). Оценка достижений по разделу.

Проверка техники чтения.

1

Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать в группе, уметь договариваться; оценивать свои достижения.

Литературные сказки (8 ч)

61.Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения па основе диагностической работы, представленной в учебнике

Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке.

62. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка.

Сравнение литературной и народной сказок

1

Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; выделять особенности литературной сказки.

нрк

63. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца….»

Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

1

Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.

64-65.В. Гаршин «Лягушка – путешествен-

ница»

Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

2

Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.

66-67 В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

2

Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.

68. КВН(обобщающий урок по теме «Литературные сказки» ) Оценка достижений

1

Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно

Были-небылицы (10 ч)

69. Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям

Учащиеся научатся выделять и называть волшебные события и предметы в сказках.

нрк

70-71. М. Горький «Случай с Евсейкой».

Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

2

Учащиеся научатся понимать приём сравнения как основной приём описания подводного царства; готовить творческий пересказ.

72-74. К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев

3

Учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев; составлять план для краткого и полного пересказа.

75-77. А. И. Куприн «Слон».

Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ

3

Учащиеся научатся читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.

78.Урок – путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.

1

Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе.

 

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

79. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Саша Черный «Что ты тискаешь утёнка?»

1

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения

Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, читать стихотворение отражая настроение.

80. Саша Черный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому.

1

Учащиеся научатся читать стихотворение отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

81-82.А. А. Блок. Стихи.

Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

2

Учащиеся научатся прогнозировать содержание стихотворения; читать стихотворение отражая настроение;

нрк

83. С. А. Есенин «Черёмуха»

Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

1

Учащиеся научатся прогнозировать содержание стихотворения; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

84. Урок- викторина по разделу                

« Поэтическая тетрадь».

Оценка достижений.

1

Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно; оценивать свои достижения.

Люби живое (16ч )

85. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произве-
дением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения.

Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения,
характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно
оценивать свои достижения

Планировать работу с произве-
дением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения.

Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения,
характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выбирать виды деятельности на уроке.

86. М. Пришвин «Моя родина». Заголовок — «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

1

Учащиеся научатся читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; сочинять на основе художественного текста

нрк

87-88. И. С. Соколов- Микитов «Листопадничек».

Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

2

Учащиеся научатся читать и воспринимать на слух произведения; видеть и понимать поступки героев; подбирать слова –определения, характеризующие поступки героя.

89. В. И. Белов. «Малька провинилась».

Озаглавливание текста. Главные герои рассказа

1

Учащиеся научатся читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; пересказывать произведение на основе плана.

90. В. И. Белов «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

1

Учащиеся научатся пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

91-92. В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

2

Учащиеся научатся читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; пересказывать произведение на основе плана.

93-95. Б. С. Житков «Про обезьянку».

Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ

3

Учащиеся научатся видеть и понимать поступки героев; подбирать слова –определения, характеризующие поступки героя.

96. В. Дуров «Наша Жучка»

1

Учащиеся научатся читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; пересказывать произведение на основе плана.

нрк

97. В. П. Астафьев «Капалуха».

1

Учащиеся научатся пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

98. В.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа

1

Учащиеся научатся читать и воспринимать на слух произведения; видеть и понимать поступки героев; подбирать слова –определения, характеризующие поступки героя.

99-100. Обобщающий урок по теме «Люби живое». Оценка достижений.

1

Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно; оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

101. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке,

осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела, читать стихотворение отражая настроение.

102. С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...»

Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.

1

Учащиеся научатся осмысливать цели чтения; читать отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

103-104. А. Л. Барто  «Разлука».

«В театре». 

Выразительное чтение.

2

Учащиеся научатся сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение.

нрк

105. С. В. Михалков «Если», «Рисунок»

 Выразительное чтение.

1

Учащиеся научатся прогнозировать содержание стихотворения;  планировать работу на уроке, читать стихотворение отражая настроение.

106. Благинина «Кукушка». «Котёнок».

Выразительное чтение

1

Учащиеся научатся осмысливать цели чтения; читать отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

107. Проект: «Праздник поэзии».

1

Учащиеся научатся осмысливать цели чтения; читать наизусть любимые произведения.

108. Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

1

Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно; оценивать свои достижения

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч)

109.Знакомство с названием раздела. Прогнозирование раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Объяснять смысл, название темы: подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия стихотворения.

Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста

110. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».

Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения.

1

Учащиеся научатся увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение

111-112. А. П. Платонов «Цветок на земле».

Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

2

Учащиеся научатся увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение

113-114. А. П. Платонов «Ещё мама»

Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

2

Учащиеся научатся прогнозировать содержание текста

115-116. М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники».

Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

2

Учащиеся научатся прогнозировать содержание текста; наблюдать за особенностями речи героев; придумывать свои рассказы.

117-118. Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон».

Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова.

2

Учащиеся научатся увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение

119. В. Драгунский «Друг детства»

Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.

1

Учащиеся научатся ; воспринимать на слух художественное произведение.

120. Урок- конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». 

Оценка достижений.

Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения

По страницам детских журналов (8 ч )

121.Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности).

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе раз говорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды)

Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

нрк

122. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

Учащиеся научатся планировать работу на уроке, понимать поступки героев.

123-124. Ю.Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели».

Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

2

Учащиеся научатся увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение

125-126. Г. Остер  «Вредные советы».  «Как получаются легенды».

Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города

2

Учащиеся научатся планировать работу на уроке: начало, конец, виды деятельности) ; характеризовать поступки героев.

127. Р. Сеф «Весёлые стихи».

Выразительное чтение.

1

Учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественное произведение

нрк

128. Читательская конференция « По страницам детских журналов» (Обобщающий урок)

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

1

Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения

Зарубежная литература (8 ч )

129. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору, записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; рассказывать о представлении древних людей о мире.

130-131. Мифы Древней Греции.

Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

2

Учащиеся научатся находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о древнем мире.

132-134. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике.

3

Учащиеся научатся рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей; выражать своё мнение.

135-136. Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».

«Брейн – ринг» развивающий час по данной теме.

2

Учащиеся научатся отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения.

Повторение (4 ч)

137-140. Комплексная проверочная работа «Мои достижения».

Проверка техники чтения.

Повторение пройденного.

4

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Оценивать свои достижения.

Обобщить знания  за курс  3 класса. Оценить свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие учебные программы для 1 класса (УМК "Школа России")

В данном материале содержатся учебные программы по русскому языку (обучение грамоте), математике, окружающему миру, технологии (Роговцева), ИЗО (Неменский), литературному чтению....

Рабочая учебная программа для 4 класса "Школа России"

Рабочая учебная программа для 4 класса составлена для УМК "Школа России" и включает задания для ККО...

Рабочая учебная программа по русскому языку в 3 классе "Школа России"

Дана полная пояснительная записка к программе по предмету "Русский язык"  3 класс, с характеристикой КИМов, с описанием НРК. Поурочное  тематическое планирование на весь год....

Рабочая учебная программа по математике в 3 классе "Школа России"

Дана полная пояснительная записка к программе по предмету "Математика" 3 класс, характеристика КИМов....

Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год

Рабочая учебная программа по русскому языку для 1  класса    УМК «Школа России»   2014-2015 учебный год...

Рабочие учебные программы 1 класс УМК "Школа России"

Рабочие учебные программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, музыке составлены на основе примерной программы начального обще...

[11] Рабочая учебная программа по математике УМК "Школа России" ФГОС

Начальный курс математикм - курс интегрированный: в нём обьединены арифметический, алгебраический и геометрический материал....