рабочая программа по литературному чтению Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Горбачева Ольга Васильевна

рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_4_b_klass.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласована


Зам. директора по УВР Лицея

______________________Т.В.Волобуева


«     »________________201    г.    

Утверждена

 
Директор  Лицея

__________________Н.А.Филатчева  
 
приказ от_
         _№ _______

Министерство образования и культуры Тульской области 

Комитет по образованию администрации муниципального образования Щекинский район

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей» 

Рабочая программа

по предмету  литературное чтение __в__4-б__классе

 

Учитель: Горбачева О.В.

 
 

                         Рассмотрена на заседании

МО учителей начальных классов                  

                        протокол  от «__» _        _ 201  года №_1_

201   /201    уч.год


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе авторской программы по литературному чтению Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В. «Чтение и начальное литературное образоание», программы «Образовательная система «Школа 2100» - М.: Баласс, 2009, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года.

На изучение литературного чтения отводится:

102 часа в учебный год (3 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с руским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цели изучения литературного чтения в начальной школе

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным,  правильным, беглым  и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художест-зенных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы; учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
  • научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать

Задачи изучения литературного чтения в начальной школе

В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:

  • Сформирование техники чтения и приёмов понимания текста;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями; развитие творческих способностей детей.
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря).

Структура курса

Специфика начального литературного образования заключается в тесной взаимосвязи с русским языком. Курс литературного чтения в начальной школе представлен следующими образом:

  1. Интегрированный курс «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изученние литературного чтения.
  2. Курс «Литературное чтение» представлен следующими разделами: «Виды речевой деятельности», «Виды читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)».

Основные содержательные линии

Материал курса «Литературное чтение» включает в себя следующие  содержательные линии:

  • Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
  • Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
  • Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.
  • Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
  • Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников

Важную роль в обучении курса «Литературного чтения»  играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов учебной деятельности:

  • чтение вслух и «про себя»;
  • формы чтения: чтение в парах, группах, фронтальное чтение в классе: коллективное и совместное чтение; хоровое и индивидуальное чтение, продолжение чтения;
  • виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное прочтение, перечитывание;
  • эмоциональный отклик на прочитанное;
  • обсуждение прочитанного;
  • составление планов, схем, закладки и выписки, цитаты;
  • пересказ (полный, сжатый, выборочный);
  • вопросы и ответы по прочитанному;
  • коллективная драматизация художественных произведений;
  • реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»  
  • игры с исполнением / сменой ролей: создателя (поэта, писателя, ученого и т.д.) исполнителя – слушателя или зрителя;
  • работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средства выразительности);
  • создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкция);
  • коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;
  • обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составление памяток и алгоритмов.

Образовательные технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • игровая технология;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • гуманно-личностная технология;
  • технология компетентностно- ориентированное обучения;
  • личностно-ориентированная технология Применение полученных знаний (сравнение, конкретизация, обобщение).
  • технология педагогики сотрудничества
  • здоровьесберегающая технология
  • технология уровневой дифференциации при обучении и оценке знаний.

Формы контроля знаний и умений учащихся

Для выявления соответствия результатов образования, целями и задачами обучения данной рабочей программой предусмотрено проведение:

  • проверочных работ – 7
  • проверка техники чтения – 4 раза(1 раз в четверть)

         Содержание курса

3 класс

(102 часа, 3 часа в неделю)

Любимые книги (8ч).

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е.Велтисова. Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Е. Велтистов «Приключения Электроника». Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

У истоков русской  детской  литературы (17 ч).

 Отрывки из русских  летописей. Русские  народные сказки  в  ранних записях. Стихи  для   детей   поэтов   XVII   в.   Савватия,  Симеона  Полоцкого, Кариона  Истомина.  Произведения  для   детей   писателей  XVIII   в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение   для   сердца  и  разума»,  детские стихи  А.   Шишкова.  Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (29 ч).

 Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите- ли»   А.  Погорельского. «Сказка  о  царе   Салтане...» А.  Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для  детей  В. Даля. Исторические рассказы А.  Ишимовой. Разнообразие жанров; образ- ность  произведений для  детей, постепенно приходящая на смену  пря- мой  назидательности. Появление темы   природы в  детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвящённые русским детям.

Учебные книги для  чтения К.  Ушинского и Л.  Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и  Толстого. Тема  детства в  рассказах писателей конца XIX  в.  Рассказ  «Слон» А.  Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская   литература XX   в.  (45  ч).

 Отрывки из  повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура  1920-х гг.:  «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм  и тем для  детских стихов. Весёлый тон и юмор  стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской   литературы: сказки  Е.   Шварца  и  А.Н.  Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг.  Герои  А. Гайдара («Тимур и его  команда»).  Юмор   и  сатира  в  детской  литературе:  рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для  детей: стихи Е.  Благининой, Б.  Заходера, В.  Берестова,  И.   Токмаковой, Н.  Матвеевой и др.  Знакомство         с         творчеством        детских         писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

Резервные уроки (2 ч.)

Любимые писатели IХХ и ХХ веков.


Календарно - тематическое планирование

Количество часов в неделю: 3 ч

Годовое количество часов: 103 ч

Плановых проверочных работ: 7.

Развитие речи(сочинения) : 7.

Реквизиты программы:

      1.Федеральный     компонент         Государственного     образовательного стандарта начального общего образования. Стандарт по литературному чтению.

  1. Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы)-М: Просвещение .2004.
  2. Программа Образовательная система «Школа 2100»- М.: Баласс. 2009.

УМК учащихся:

1.        Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве: книга для чтения в 4 классе» - Части 1 и 2. - М: Баласс, 2012.

2.        Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве: книга для чтения в 4  классе» 4 класс. - М: Баласс, 2013.

УМК учителя:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве: книга для чтения    в 4 классе» - Части 1 и 2. - М: Баласс, 2012.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику ««В одном счастливом детстве». 4 класс. - М: Баласс, 2013
  3. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения в 4 классе. Методические рекомендации для учителя. - М: Баласс. 2011.



П/п

Дата

прове-

дения

урока

Наименование разделов и тем уроков

Всего

часов

Их них

Лабора-

торные

(практи-

ческие)

работы

Фор-

мы

конт-

роля

При-

меча-

ние

I Любимые книги

8 ч

2 ч.

1.1

Введение. Введение в курс литературного чтения. Знакомство с учебной книгой «В океане света». «Пролог» Т

1.2

Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий. Т

1.3

Начало удивительных событий.  Е. Велтистов «Приключения Электроника». Глава I (части 1 и 2) Т

1.4

Что может Электроник.  Е. Велтистов «Приключения Электроника». Глава I (части 3 и 4) Т Сходство и различие сказочной и фантастической повести.

1.5

Смешные стихи о серьезных вещах. Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» Т

1.6

Обобщение по разделу «Любимые книги». Проверочная работа №1 (20 мин)

Пр.р. №1

1.7

Внеклассное чтение (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения). Книги о ребятах сверстниках

1.8

Понятие о детской литературе.  Р/р Сочинение о любимом писателе. Т (45 мин)

Р/р №1

II  У истоков русской детской литературы

17 ч.

4 ч.

2.1

Летопись и летописцы. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» Т

2.2

«Повесть временных лет». «Расселение славян» Т Славяне и их просветители.  Изобретение славянской азбуки.

2.3

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого Т

2.4

«Поучение» Владимира Мономаха детям. Т

2.5

XVIIвек. Справщик Савватий – первый детский поэт

2.6

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина Т

2.7

Обобщение по разделу (древнерусская литература Х1-ХУП вв.) Проверочная работа № 2 (20 мин)Т

Пр.р. №2

2.8

Внеклассное чтение. Книги о книгах

2.9

Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. «Детские годы Багрова-внука» Глава 1

2.10

Традиции семейного чтения.  С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» Главы 2-3 Т

2.11

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Т

2.12

Нравоучительные статьи Н. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» Т

2.13

Р/р Сочинение в стиле нравоучительной статьи (45 мин) Т


Р/р №2

2.14

Детские стихи А. Шишкова. Образ «идеального» ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

2.15

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы в Х1-ХУ1П вв. Проверочная работа № 3 (20 мин) Т

Пр.р. №3

2.16

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

2.17

Р/р Сочинение в стиле автобиографии (45 мин) Т

Р/р №3

III XIX век. Путешествие продолжается…

29 ч.

5 ч.

3.1

Москва начала XIX века. И. Крылов «Слон и Моська» Т

3.2

Характерные особенности жанра басни  Т И. Крылов «Квартет», «Свинья под дубом». Т

3.3

1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица...» Нелегкий путь в подземное царство. Части 1-3

3.4

Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица...» Встреча с подземными жителями. Части 4-6

3.5

Лето 1831 года. Как писать для детей? А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Т Знакомство с героями сказки. Части 1-4

3.6

Сказочное и реальное в тексте сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане...» Первая и вторая встречи Гвидона с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона. Части 5-9 Т

3.7

Главный смысл сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане...». Царь Салтан и князь Гвидон. Части 10-15 Т

3.8

Внеклассное чтение. А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

3.9

В. Жуковский «Спящая царевна». Литературные сказки. Поэтическое состязание Пушкина и Жуковского (обобщение) Т

3.10

В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра) Т

3.11

Р/р Сочинение-обработка сказки (подражание В.И. Далю) (45 мин) Т

Р/р

№4

3.12

А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей») Обобщение по разделу. Проверочная работа № 4 (20 мин) Т

Пр.р№ 4

3.14

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня» (книги о родном городе, его прошлом и настоящем) или «Литературные сказки писателей XIX века»

3.15

Мир природы приходит на страницы книг. Картины природы в книге С.Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

3.16

Стихи А. Толстого, А. Плещеева.  Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе. Т

3.17

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении. Т

3.18

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Дедушка Мазай- добрый охотник Т

3.19

Школа в Ясной Поляне. Л. Толстой как учитель. Сказка «Два брата»

3.20

Непростые простые тексты. Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья» Т

3.21

Практикум «Учусь читать художественную прозу» Т

3.22

Учебная книга К.Д. Ушинский «Детский мир и хрестоматия» «Столица и губернский город» Т

3.23

Первое знакомство с Родиной. Т.К. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога» Т

3.24

Р/р Сочинение в форме путевого очерка (45 мин)Т

Р/р

№5

3.25

Как помочь детям полюбить родную землю.  К. Ушинский  «Наше Отечество» Т

3.26

Р/р Сочинение-подражание Ушинскому. К. Ушинский «Жалобы зайки». (45 мин) Т

Р/р №6

3.27

А.И. Куприн «Слон» Непонятная болезнь. Выполнение желания Нади. Выздоровление Нади. Части 1-6 Т

3.28

Обобщение по разделуXIX век . Проверочная работа № 5  Т(20 мин)

Пр.р

№5

3.29

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики»

IV Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

49 ч

3 ч

4.1

Загадка Лидии Чарскойи «Записки маленькой гимназистки» Первый день Лены в гимназии (гл. 8). Т

4.2

Л. Чарская Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10-11). Образ Лены Икониной. Обобщение. Т

4.3

Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики Х1Х-ХХ века

4.4

Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак

4.5

Настоящий капитан. Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»).

4.6

Гимназисты Корнея Чуковского. К. И. Чуковский «Телефон»

4.7

Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Т

4.8

Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского

4.9

Внеклассное чтение. Современные чудаки

4.10

Вокруг Маршака. Мир писателя и его произведения

4.11

Внеклассное чтение. Современные детские журналы

4.12

Е. Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1-4)  Т  

4.13

Спасение Младшего - победа живого мира (гл. 5-8) . Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение)

4.14

Превращение Пиноккио в Буратино. Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему»

4.15

Рассказ о сказке и детских фантазиях. А.Н. Толстой «Фофка». Т

4.16

Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? А.Н. Толстой «Кот сметанный рот» Т

4.17

Птицы с «характерами». М. Пришвин «Изобретатель». Т

4.18

Так кто же он - Михаил Пришвин? (Статья С. Я. Маршака «Сила жизни»)

4.19

С. Маршак - критик, поэт, переводчик, редактор

Обобщение по разделу « Новые встречи со старыми друзьями» . Проверочная работа № 6Т (20 мин)

Пр.р№6

4.20

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах)

4.21

1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто. Т

4.22

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Т Живая кукла наследника Тутти (ч. 2)  

4.23

Ю. Олеша «Три Толстяка».  Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4)  «Простые высокие истины» (обобщение)

4.24

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?». Т

4.25

 «Дорогие мои мальчишки» Р. Фраерман «Гайдар и дети»

4.26

А. Гайдар «Тимур и его команда»  «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2)

4.27

А. Гайдар «Тимур и его команда»  Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4)  Тимур и тимуровцы (ч. 5,)

4.28

Смешные книжки. Проверка развития читательских умений .Н. Носов «Федина задача»

4.29

Юмористический рассказ на серьёзную тему .В. Драгунский «Что любит Мишка»

4.30

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова

4.31

Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?»

4.32

«Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др.

4.33

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т

4.34

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского

4.35

Стихи Саши Чёрного и В. Долиной

Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. Т (20 мин)

Р/р

№7

4.36

Стихи Н. Матвеевой

4.37

Внеклассное чтение. Любимые стихи

4.38

Практикум «Учусь читать лирический текст». Т

4.39

Обобщение по разделу «Поэты XX века». Проверочная работа № 7. (20 мин) Т

Пр.р.

№7

4.40

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Т  Знакомство с героями. Поиски снежного цветка (картины 1 - 4)  

4.41

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Мудрая сказка для малышей (картины 5-8)

4.42

Современные детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай»

4.43

Творческая манера Ксении Драгунской К. Драгунская «Ерунда на постном масле!». Т

4.44

Интервью с Тимом Собакиным. Стихи и проза Тима Собакина

4.45

Обобщение. Берём интервью у детских писателей                                                                

4.46

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Т                                                          

4.47

Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать»

4.48

Резервный урок. Любимые писатели IXX века

4.49

Резервный урок. Любимые писатели XX века

Итого:

Резервные уроки:

103 ч.

2 ч.

14ч.

Пр.р.-7

Р/р -7


Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 4 класса ученик должен:

Знать:

  • правила работы с литературным произведение;
  • историю детской литературы, темы произведений детской литературы;
  • пролог и эпилог в художественном произведении;
  • автобиографические произведения, воспоминания(мемуары), басни (ее особенности: сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл), баллады, фантастические повести (отличие ее от сказочной повести)

Уметь:

– выделять ключевые слова  в тексте или  в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

–  самостоятельно делить  текст  на  части,  озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или  прослушанного текста;

–  самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать  содержание по ходу чтения или  слушания;

– использовать выборочное чтение для  подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию;

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по  ходу  чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его  вариантах, составлять сложный  план с помощью учителя и самостоятельно;

– находить в тексте материал для  составления рассказа на определённую тему.

Дети,  заканчивающие начальную школу,  при чтении  доступных им художественных текстов  овладевают правильным  типом  читательской деятельности, а именно  могут:

–  прогнозировать содержание текста на  основе  заглавия,  иллюстраций, ключевых слов;

– самостоятельно выделять ключевые слова  в тексте;

– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– пересказывать текст по плану.


Список литературы

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование.- М.: Баласс, 2009.
  2. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1999.
  3. Ефросинина Л.А. Я читаю: Учебное пособие по чтению для 4 класса. М.: Сфера. 2009.
  4. Игнатьева Т.В. Тексты для проверки техники чтения. М.: Сфера. 2012.
  5. Лихачев Д.С. Внутренний мир литературного произведения. М., 2000.
  6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1999.
  7. Перова Г.М. Принципы обновления программного чтения в начальных классах. М.: Педагогика, 2005.
  8. Светлоковская Н.Н. Основы о читателе. М.: Магистр, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Тест по литературному чтению.Раздел: "В гостях у Барсука" (УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс)

Данный тест охватывает проверку знаний учащихся по разделу учебника "Литературное чтение" 2 класс 1-я часть "В гостях у Барсука" (УМК "Перспективная начальная школа")...

Конспект урока литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство» (II вид школы, 5 класс 2 отделение)

Конспект урока  литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство»....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе ( 34 часа)

   Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соот...