Конспект урока литературного чтения. 2 класс .УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Саукова Валентина Александровна

Урок по теме Н.Носов "Затейники". На уроке использованы технологии  развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nosov552.docx32.53 КБ
Файл prezentatsiya_nosov_n.n.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

1.ФИО  Саукова Валентина Александровна.

2.Место работы: Тоузаковский филиал ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы

3. Должность: учитель начальных классов.

4.Предмет: литературное чтение.

5.Класс: 2

6.Тема урока: Н.Носов «Затейники», номер урока в теме – 1.  

7.Базовыйучебник: Литературное чтение, 2класс.Авторы:Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.в.Голованова, Л.А.Виноградовская, М.В.Бойкина. УМК «Школа России»

8.Цель урока: познакомить учащихся  с жизнью и творчеством Н.Носова,  с рассказом Н. Н. Носова «Затейники» .

9.Задачи:

Обучающие:     учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения; закрепить навык акцентного вычитывания.  Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа.

Развивающие: развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное .  

Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки.

10.Тип урока: изучение нового материала.

11.Формы работы учащихся: работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.

12.Необходимое техническое оборудовании: мультимедийная презентация;

компьютер; экран для демонстрации презентации,  мультимедийный проектор, конверты с карточками-названиями частей плана, бланк телеграммы, рабочая тетрадь.

13.Структура и ход урока.

14.Таблица «Технологии, используемые на уроке»

Этап урока.

Название технологии.

Время.

1

Постановка учебной задачи

Технология развития критического мышления «Корзина идей»

4мин

2

Знакомство с творчеством Носова

Технология развития критического мышления

«Верные и неверные утверждения»

3мин

3

Первичное восприятие текста

Технология развития критического мышления «Чтение с остановками»

10мин

4

Постановка учебной задачи

ИКТ

2 мин

5

Знакомство с творчеством Носова

ИКТ

4мин

                                                       Ход урока.

                                               

1.Организационный момент.
– Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: “Миром и горы сдвинем”. Как вы понимаете эти слова? 
(Ответы детей)

2.Постановка учебной задачи.

Стадия вызова.

Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся.

Знакомы вам фамилии этих писателей, какие их произведения мы уже изучили?

Слайд 1.

Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя

Аг*ния Барт*

Чуков*кий К*рней

Михалко* Сергей  -       НОСОВ

Слайд 2

Николай Николаевич Носов- (портрет)

3. Знакомство с творчеством Н.Носова.

1.Писатель вам знакомый?

2.Что вы знаете о нем?

 3.Хотите узнать больше об этом авторе?

4.Знаете, где родился Н. Н. Носов? (в 1908, в городе Киеве)


5.Как вы думаете, чем увлекался Носов еще в детстве?

Слайд 3

(картинки с изображение: музыкальных инструментов, театром, шахматами, фото).  

Он был всесторонне развитым ребенком.

6.Многие из вас читали произведения Н. Носова.

Слайд 4

Герои произведений Носова.

- Давайте вспомним  и составим список произведений Носова.

-Работа в тетради с.63.

 Слайд 5.

7.Вспомните, кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)
8.Как вы думаете, почему?
(Он очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости). Оказывается, самый первый рассказ он написал своему ребенку.

Писал он в то же время, когда писали К.Чуковский, А. Барто ,С.Маршак и С .Михалков.

Первый его рассказ - «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году, еще до Великой Отечественной войны. Н.Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, ваших сверстниках. А в 1954 году вышла его книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появился «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

Но Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после такой трудовой биографии стал писателем. В 1952 году он получил Государственную премию СССР за свои повести и рассказы.

Приём «Верные и неверные утверждения».(таблицы на партах) Взаимопроверка.

1.

Николай Николаевич Носов родился в 1908, в городе Киеве

да

2.

Николай Николаевич Носов родился в 1908, в городе Самаре.

нет

3.

Первый его рассказ «Затейники».

да

4.

Николай Николаевич Носов  сразу стал писателем

нет

5.

«Незнайка на Луне» - написал Носов

да

3.Работа с текстом учебника страница 48.
(Читает подготовленный ребенок статью о Носове Н.)
Почему дети любят рассказы Н. Носова?

Ребята, а хотите познакомиться ещё с одним рассказом Носова?

А какой рассказ мы сегодня будем читать, вы узнаете,  если  из слогов составите слово.

Слайд 6.     

 ТЕЙ ЗА КИ НИ     (Составление слова в парах).
Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)! 

Ребята, а кого называют затейниками?

Подберите синонимы к слову затейники. (  фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).

Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?

Итак, затейник - это организатор веселья

Стадия осмысления.

4.Первичное восприятие текста.

-Откройте учебники на странице 50. Рассмотрите иллюстрацию.

1.Как вы думаете, о чем будет рассказ?

2.Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?

3.Почему ты так считаешь?

5.Чтение учителем рассказа.   Прием «Чтение с остановками».

1. Остановка после слов: «…сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.»

Как вы думаете, какой  домик сделали дети?

2.Остановка после слов: «Я даже себя не вижу. Вдруг меня…

  Что произошло дальше?

3. Остановка после слов: « А кто же тогда меня за ногу трогал?»

Выскажите свои предположения.

Беседа после прочтения.

1. Понравился вам рассказ?

2.Правильное ли предположение вы сделали?                                          

3. Какой момент изображен на иллюстрации?

4. Грустный или весёлый рассказ?

5. Кто герои рассказа?

6. Назовите их имена.

Физминутка. Игра «Если нравится тебе».

Ребята поют песню  и показывают движения.

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленкой).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То делай всё.

6.Анализ произведения (понимание фактического содержания)

Работа по учебнику (стр. 50) 

1.  Прочитать 2 абзаца  по цепочке. 

-Кто рассказчик?

Работа над интонацией.

-Прочитать восклицательное предложение с разным логическим ударением.

2. –Как же дети организовали игру?

2.Чтение про себя. (до слов «Вдруг меня…»)

Словарная работа: как по-другому сказать: «темно-темно»

3. Выборочное чтение, поиск ответов на вопросы:

-Почему же там было так темно?

-Кого дети больше всего боялись?

-А что Валя сказала про волка?

4. Чтение по цепочке от слова «вдруг» до вопросительного предложения «А может это серый волк?»

Словарная работа : какими словами можно заменить слово «Вдруг» (внезапно, неожиданно)

Работа над пониманием авторской позиции:

-Как Николай Носов говорит о девочке, о мальчике?

Вопрос на понимание содержания текста:

-Почему дети подумали, что это мог быть серый волк?

5. Чтение первого абзаца на стр.51

Работа над синтаксическим строем речи:

-Какими  словами автор передаёт быстроту действия (глаголами)

- Найдите самое короткое предложение (Я – за ней.)

-Почему в этом предложении нет действия? (знак тире в данном предложении усиливает скорость происходящих событий)

5. Акцентное вычитывание:

-Действительно ли был волк? Докажите

-Почему Валя сразу не сказала? Прочитайте

-Почему Петя боялся подойти? Прочитайте.

Словарная работа: «подкрался на цыпочках» - это как? (показать)

6 .Чтение по ролям до конца рассказа. (работа в группах)

-Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.

-Сколько будет ролей в рассказе? (автор, Петя, Валя).

-Каждая группа выберет, кто будет читать за автора, Петю и Валю.

7.Приём «Толстые и тонкие вопросы»

- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить вас Николай Носов?

-А вы боитесь темноты? Почему?

-Откуда берутся страхи?

- Как с ними можно справиться?

Подумайте, за что вы  бы могли похвалить ребят?

За что можно их поругать?

Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?

Что сказали бы соседи, которые это все слышали?

Что скажете вы?

8.Работа в тетрадях. (страница 63.)

-Ребята, мы можем дополнить список произведений Носова?

-Прочитайте следующие   два задания и выполните их.

8.  Проверка и оценивание.

Составление плана рассказа (по группам).

-Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

План:

-Может быть это серый волк?

-Дети читали сказку «Три поросенка».

-Так и не стали играть в «три поросенка».

-Постройка домика.

Проверка плана. Слайд 7.

Выборочное чтение частей  учениками.

- А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу? 

9.  Стадия рефлексии.

Напишите телеграмму другу или соседу по парте, которая начиналась бы так… (бланки телеграмм лежат заранее на столах учащихся. 

 - Было интересно ….

 - Сегодня на уроке я познакомился…

 - Я хотел узнать ещё …

 - Больше всего мне понравилось…

 - Новым для меня стало….

10. Домашнее задание.

Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике (страница 53,вопрос 5)

Творческое задание (на выбор)

1.Нарисовать диафильм к рассказу.

2. Продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Вставьте недостающие буквы и вы узнаете фамил ию писателя. Аг * ия Барт * Чуков*кий К* рней Михалко * Сергей Носов

Слайд 2

Родился Николай Носов в 1908 году в городе Киев. Отец был актером эстрады и кинематографа, мать-рукодельница и певунья

Слайд 3

Чем увлекался Носов Н.Н в детстве?

Слайд 4

Закончив гимназию, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени , потом на кирпичном в городе Буча. В 19 лет поступил в Киевский художественный институт, затем перевелся в Московский государственный институт кинематографии Во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы До года работал в сфере кино: режиссер, постановщик

Слайд 5

В литературу пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей… Первый рассказ был издан в 1938 году

Слайд 8

Тей за ки ни Затейники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "В.И, "Еще про Мальку ""

Я предлагаю Вам разработанный мною конспек урока литературного чтения....

Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "М.Пришвин "Моя родина"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока литературного чтения....

Конспект урока литературного чтения, УМК "Школа России", 3 класс "Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные:- ...

Конспект урока литературного чтения, УМК "Школа России", 3 класс "Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" закрепление

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; осознание детьми смысла рассказа и выполнение пересказа.Планируемые результа...