Всероссийский урок, посвящённый 20-летию Конституции Р.Ф
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Семёнова Ольга Александровна
Тема урока: «Россия – все, чем я живу». Тип урока: ОНЗ, посвященный дню Конституции. Цели урока: Образовательная • сформировать представление о Конституции; • расширить знания о символике России. Развивающая • развитие навыков и умений работать с документом; • уметь воспользоваться им в необходимой жизненной ситуации. Воспитательная • продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийский урок, посвященный 20- летию Конституции Российской Федерации. «Россия – всё, чем я живу» Учитель: Семёнова О.А МОБУ Дактуйская СОШ

Слайд 2

Россия

Слайд 3

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин

Слайд 4

Путешествие по страницам Конституции Р.Ф. Станции. Государственные символы России. Закон. Права и обязанности.

Слайд 5

Узнай флаг России

Слайд 6

Узнай герб России

Слайд 7

Символы государства

Слайд 8

Основной закон Российской Федерации

Слайд 9

Станция «Права и обязанности» Экономические права Политические права право на частную собственность и её наследование; право на неприкосновенность жилища; право на бесплатное образование. право выбирать и быть избранным в органы власти; право на голосование

Слайд 10

Герои сказок. Права и обязанности

Слайд 11

Чтобы гражданином стать – Надо правила соблюдать!

Слайд 12

Право на голосование

Слайд 13

синквейн на тему "Конституция" Конституция Российская, важная Обязует , защищает, охраняет Закон суров, но это закон Для всех важна и нужна.

Слайд 14

Уголок России – наш Дактуй



Предварительный просмотр:

МОБУ   Дактуйская    СОШ

Всероссийский урок,

посвященный 20- летию Конституции Российской Федерации.

3 класс

Учитель: Семёнова Ольга Александровна

2013г.

Всероссийский урок,

посвященный 20 летию Конституции Российской Федерации.

3 класс

Тема урока: «Россия – все, чем я живу».

Тип урока: ОНЗ, посвященный дню Конституции.

Цели урока:

Образовательная

  • сформировать представление о Конституции;
  • расширить знания о символике России.

Развивающая

  • развитие навыков и умений работать с документом;
  • уметь воспользоваться им в необходимой жизненной ситуации.

Воспитательная

  • продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.

Оборудование:

  • Плакаты «С Днем Знаний», «1 сентября»;
  • Конституция РФ
  • Мультимедийное оборудование;
  • Презентация;
  • Звукозаписи с песнями ;
  • Воздушный шар;
  • Цветная бумага и ножницы для каждого ученика; ватман; клей ПВА;

План проведения открытого урока

  1. Вступительное слово учителя;
  2. Просмотр видеопоздравления президента РФ В.В. Путина;
  3. Игра – путешествие по страницам Конституции;
  4. Составление плаката;
  5. Рефлексия – «Я – гражданин Росси».

Ход.

1. Организационный момент.

Звучит песня "С чего начинается Родина".

Слайд 1.

2. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, дети! Здравствуйте, родители! Поздравляю вас с началом школьной жизни. Вам, наверное, не терпится приступить к занятиям? Давайте начнём, не теряя ни минуты, начнём!  Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на первом уроке? Как понимаете  тему урока:

«Россия – все, чем я живу».

Предположение детей.

- Речь пойдёт о  нашей стране  России, о символах нашего государства и ещё есть на столах книга новая, на ней написано слово  КОНСТИТУЦИЯ.

Учитель: Если вы узнаете сегодня что – то новое, значит какой урок у нас?

Дети: ОНЗ.

Слайд 2.

Учитель:

- Как называется наша страна? Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать ее из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займет у нас целую неделю, а на самолете придется лететь полдня.

Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения - русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в Федерацию - добровольный союз равноправных народов нашей страны. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны (прочитать вслух ст. 19 Конституции РФ). У каждого ученика текст Конституции РФ.

- Каждый человек, живущий в нашей стране, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Какие государственные символы есть в нашем государстве? Как они выглядят?

- А кто стоит во главе нашего государства?

Слайд 3

2. Просмотр видеопоздравления президента РФ В.В. Путина

3. Игра – путешествие по страницам Конституции Р.Ф.

Слайд 4

Учитель:

Отправляясь в путешествие, давайте прочитаем станции, которые мы посетим.

  1. Государственные символы России.
  2. Закон.
  3. Права и обязанности.

Первая станция «Государственные символы России», нам нужно вспомнить символы нашего государства, чтобы мы могли потом вернуться в свою страну.

- Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Учитель: Какие символы вы знаете?

Слайд 5

- Государственный флаг означает единство страны. Выберите на слайде российский флаг.

-Во все времена цвету придавали особое значение. Объясните, что обозначает каждый цвет на нашем флаге.  (ответы учеников)

Игра «Доскажи слово»

Снежинки так прекрасны и легки,
Как
совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете… (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И
благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в …(синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к
славе привела
Под Знаменем Победы ярко… (красном).

Слайд 6

Учитель:

-Определите на слайде герб России . Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.
- Что представляет собой Государственный герб России?

Ответы детей.

Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
  - Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.
    В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.

 - На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.
       Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.
Учитель:
- Что вы можете рассказать о государственном гимне России?

Слайд 7

1 ученик: - У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны.
 
2 ученик:
  -Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.
 3 ученик:
 -При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Звучит гимн России.

Учитель. Узнали вы новое?

Дети: Мы повторили символы России, но не узнали ещё, что такое Конституция Р.Ф.

Учитель: Прочитаем следующую остановку «Закон»

В России во всех школах сегодня проходит всероссийский урок, посвящённый главному закону нашего государства.

- Что же это такое - законы? (Сообщения учеников).

Ученик. 

Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.  Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

Тема Всероссийского урока - 20 -летие Конституции РФ.

 Знакомство с Конституцией.

Слайд 8

Учитель.

- Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём
     в России, а здесь написано Конституция Российской Федерации.(ответы)

 -  А что значит слово  «федерация»?

  - Федерация – это договор, союз.

Учитель. Итак, Конституция (показывает брошюру) - основной закон, по которому мы с вами живем.

- Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д.

  Слайд 9

Мы плавно прибыли на станцию «Права и обязанности»

А что же такое - право?  

Ученик . Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Учитель:  Конституция - это основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека. Посмотрим, какие это права.

Экономические права        

Политические права

право на частную собственность и её наследование;

право на неприкосновенность жилища;

право на бесплатное образование.

право выбирать и быть избранным в органы власти;

 право  на голосование

Слайд 10

В оп р о с ы учащимся:

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

4) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Право на неприкосновенность жилища)

5) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ -  на бесплатное образование.)

Слайд 11

Обязанности.

Все люди должны жить по правилам. Основные правила прописаны в главном законе – Конституции. У нас в школе тоже есть правила, давайте их вспомним и будем выполнять.

Дети называют правила в школе.

  1. Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом парту не клевать.

  1. Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

  1. На уроках не хихикай,

Стул туда – сюда не двигай.

Педагога уважай

И соседу не мешай.

  1. Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

  1. Вставайте дружно всякий раз,

Когда учитель входит в класс.

  1. Приучай себя к порядку,

Не играй с вещами в прятки.

Каждой книжкой дорожи,

В чистоте портфель держи.

  1. Не дразнись, не зазнавайся,

В классе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей

И найдешь себе друзей!

  1. Всем о школе расскажи,

Честью школы дорожи!

Учись писать, считать, читать,

Чтоб получить отметку «5»!

Учитель:

-В нашей стране есть самый главный закон - Конституция, в котором записаны права и обязанности всех граждан России.

Одно из прав - это голосования по важным делам государства.

-Давайте и мы сейчас, как взрослые, воспользуемся этим правом и проголосуем за то, чтобы наш класс был дружным, чтоб нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания.

А голосовать мы будем необычным образом. Сейчас при помощи своих родителей обведите, вырежьте и приклейте на ватман форму своих ладошек. Не забудьте подписать их на лицевой стороне.

Учитель включает музыку, родители подходят к детям и помогают им.

 

Слайд 12

Плакат готов.  Мы голосуем за дружбу!

Подведение итогов. Рефлексия. «Я - гражданин России»

Вместе с учениками пишем синквейн на тему "Конституция"

Блцопрос.

  1. Где записаны права и обязанности граждан России?
  2. Какая Конституция?
  3. Что такое Конституция? Что делает?
  4. Что должны выполнять люди?

Слайд 13

Конституция

существительное

Российская, важная

прилагательное

Обязует, защищает, охраняет

глаголы

Закон суров, но это закон

Каков закон?

Для всех  важна и нужна.

Итог, вывод.

Учитель:

– Государственные символы России должен знать каждый, ведь это история и традиции нашей страны. И наша с вами задача защищать и беречь наследие России. Сегодня вы сделали свои первые шаги в изучении Конституции Отечества. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны.

Слайд 14           (Фотографии природы с. Дактуй)          

Дети читают стихи.

1 - й  у ч е н и к .  Мы знаем о законе мало,

                          Не больше всех иных,

      Мы знаем, делать нужно то,

      Что благо для других.

2 - й  у ч е н и к . Человеку много нужно,

                    Чтобы счастливо прожить!

                    Нужен дождь и даже лужи,

                    Нужно с кем-нибудь дружить.

                    Нужен ветер, нужно море.

3 - й  у ч е н и к .Нужно море и леса,

     Нужно счастье, нужно горе

     И родные голоса.

     Невозможно без природы,

     Без синеющих небес.

4 - й  у ч е н и к . Хорошо иметь свободу,

                   Мир загадок и чудес.

                   Чтобы жить на белом свете,

                   Чтоб остался рядом друг,

                   Надо главное заметить,

     Все почувствовать вокруг.

 

Литература:

  1. Мешкова С.С. «Конституция - основной закон   государства»;
  2. Никулина Н.В. Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы».
  3. http://festival.1september.ru/
  4. http://www.proshkolu.ru/user/karyisheva33/file/521860/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Всероссийского открытого урока, посвященного 20 летию Конституции РФ. 1 класс

Надеюсь, что данная разработка будет полезна учителям 1 классов для проведения Всероссийского открытого урока, посвященного 20 летию Конституции Российской Федерации. Можно использовать отдельные моме...

Конспект урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации (День Знаний)

Данный конспект урока предназначен для проведения Урока знаний, классного часа,посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации. Аудитория - 2 класс....

Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации.

Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...

Всероссийский урок-знаний, посвящённый 20-летию Конституции "Страна Закония"

МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»Всероссийский урок - знаний,посвящённый 20-летию        Конституции:«СТРАНА ЗАКОНИЯ»Класс: 3Классный руководитель:...

ДЕНЬ ЗНАНИЙ во 2 классе. (посвящён 20-летию конституции РФ)

Урок посвящён 20-летию Конституции Российской Федерации....