Рабочая прогрвмма по литературному чтению (2 класс)
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

Шнуркова Людмила Николаевна

Календарно-тематическое планирование по Образовательной системе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaja_programma_po_chteniju_na_2012_2_g.docx84.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературному чтению  на 2013/14 уч.год

2 «Б» класс  Шнуркова Л.Н.

Методическое обеспечение.

Обучение  литературному   чтению   обеспечивается учебниками и пособиями:

 

  • Учебник по литературному чтению «Маленькая дверь в большой мир» в 2-х частях, авторы  Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева.
  •  «Тетрадь по литературному чтению» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
  • Методические рекомендации для учителя, авторы Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева.

Количество часов на изучение программы:  136ч

Количество часов в неделю:  

Рабочая программа создана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта НОО;
  • Учебного плана ГБОУ СОШ №996 на 2012-13 учебный год;
  • В соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».

  1. Пояснительная записка.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цели и задачи курса

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

 Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
В курсе литературного чтения реализуются следующие
сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

  1. Содержание учебной программы

Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
6. Развитие устной и письменной речи.

1. Тематика чтения:

  • «Там, на неведомых дорожках...». (24 ч). Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.

  • Сказочные человечки. (27 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж.-Р.-Р. Толкиена, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.

  • Сказочные богатыри. (13 ч). Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

  • «Сказка мудростью богата...». (20 ч). Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

  • «Сказка – ложь, да в ней намек...». (21 ч). Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.

  • «Самое обыкновенное чудо». (31 ч). Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.

  1. Техника чтения:

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

  1. Формирование приемов понимания прочитанного:

Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

  1. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного:

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.

  1. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями:

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.
Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).
Тема и основная мысль произведения.
Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).
Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

  1. Развитие устной и письменной речи:

Обучение:
– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.

Практическая часть

1 триместр

2 триместр

3 триместр

год

Проверочная работа

2

2

2

6

Проверка техники чтения

2

1

1

4

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

в  теме

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

УУД

Оборудование по ФГОС

ЭККО

Контроль за ЗУН

Раздел I. «Там, на неведомых дорожках...» (24 ч)

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух тексты

в исполнении учителя, учащихся.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Чтение

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно,

выразительно, используя

интонацию, соответствующий

темп и тон речи.

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.

Читать про себя, осознавать

текст, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст:

предполагать содержание по

заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу

чтения или слушания текста.

Объяснять выбор автором

заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст.

Составлять план: делить

текст на части, озаглавливать

части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.

Выбирать книгу в библиотеке

на основе анализа этих элементов.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого

общения.

Формулировать вопросительные предложения.

Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

Творческая деятельность

Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.

Иллюстрировать художественное произведение.

Сочинять сказку, загадку, считалку.

1

1

Знакомство с учебной книгой.

 Б. Заходер «Моя Вообразилия», «Сказочка», Т

ОНЗ

работа со стихотв.

Дом без книги – день без солнца

2

2

Вн. чт. Книги, прочитанные летом.

Проверка техники чтения.

рефлексия

Книга - друг человека.

Т/чт

 Старт  срез

3

3

Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. Б. Заходер «Сказочка»

ОНЗ

Жанр сказка

Всякой сказке бывает конец.

4

4

Русские народные сказки. Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» Т

ОНЗ

Сказка, признаки,

Всякая прибаутка в сказке хороша.

5

5

Народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». «Законы» волшебной сказки Т

комбинир.

признаки волшеб. сказки

Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.

6

6

Как сказки сказываются Т

комбинир.

Красна сказка складом, а песня-ладом.

7

7

«Народная» сказка П. Ершова «Конёк Горбунок» Т

ОНЗ

признаки волшеб. сказки

Либо дело делать, либо сказки сказывать.

8

8

Сказочный мир Петра Ершова (сказка «Конёк Горбунок») Т

комбинир.

Характеристика  героев

На сказках, что на салазках.

9

9

Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конёк Горбунок» Т

комбинир.

признаки волшеб. сказки

Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка-людям указка.

10

10

«Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») Т

ОНЗ

признаки волшеб. сказки

Сказка-складка: послушать сладко.

11

11

Герои «Сказки о рыбаке и рыбке» Т

комбинир.

Характеристика  героев

Книга мала, а ума придала.  

12

12

А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

комбинир.

Сказочные приметы

Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.

13

13

А. С. Пушкин – сказочник

комбинир.

Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

14

14

Авторская сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович» Т

ОНЗ

Характеристика текста

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает. 

15

15

«Какова работа, такова награда» (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»)

комбинир.

Диалог с автором

Глядит в книгу, а видит фигу. 

16

16

От сказки народной к сказке авторской (сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)

комбинир.

Характеристика текста, сравнение сказок

Книги не говорят, а правду сказывают. 

17

17

Как сказы сказываются (Павел Бажов «Серебряное Копытце») Т

ОНЗ

Сказ, диалог с автором

Книги читать - скуки не знать. 

18

18

Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце») Т

комбинир.

Сказ и сказка - сравнение

Не красна книга письмом, а красна умом.

19

19

Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»

ОНЗ

Признаки сказки

Книги читать - не в ладушки играть. 

20

20

Добро побеждает зло (сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса») Т

комбинир.

Сказочные приметы

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает

21

21

Сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»

комбинир.

Характеристика  героев

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.  

22

22

Всех скороговорок не перескороговоришь Т

комбинир.

Одна книга тысячу людей учит. 

23

23

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1 Т

проверка знаний

Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.  

Проверочная работа № 1

24

24

Внеклассное чтение.

Мир волшебных сказок

рефлексия

Испокон века книга растит человека.

Раздел II. «Сказочные человечки» (28 ч)

25

1

Введение в новый раздел. Голландская народная песенка «Морская прогулка»

ОНЗ

Работа со стихотворением

Книга - лучший подарок.

26

2

Знакомство с Муми-семейством. Т. Янссон «Шляпа Волшебника» (Вступление. 1-я часть) Т

ОНЗ

Характеристика текста, диалог с автором

Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.

27

3

Тайны шляпы Волшебника. Т. Янссон «Шляпа Волшебника»

(2-я часть)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором

С книгою жить – век не тужить.  

28

4

Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника» (3-4-я части)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором

Кто много читает, тот много знает

29

5

Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника»

комбинир.

Характеристика героев

«Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель.» Джозеф Конрад

30

6

Опасное путешествие Бильбо (Дж. -Р.-Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи», ч. 1 и 2)

Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором

«Книга – учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости». А.Навои

31

7

Путешествие продолжается

(3-4-я части) Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором

Кто в бою не бывал, тот и храбрости не ис пытал

32

8

Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5–6-я части главы «Пауки и мухи») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором

Трус славит себя языком, а храбрец - штыком

33

9

Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (7–8-я части главы «Пауки и мухи») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором

Храброму смерть не страшна.

34

10

Авторская сказочная повесть

Дж. -Р.-Р. Толкина «Хоббит» Т

ОНЗ

Признаки сказочной повести

Будь храбрым и ты будешь сильным.

35

11

Проверка техники чтения

рефлексия

Проверка техники чтения

36

12

Смешная история. А. Милн «Винни-Пух» (глава 3)

ОНЗ

Характеристика текста, диалог с автором

Без беды друга не узнаешь.

37

13

Наблюдение над характерами героев, языком сказки А. Милна «Винни-Пух»

комбинир.

Характеристика героев

Друга на деньги не купишь.

38

14

Главный герой сказки А. Милна «Винни-Пух»

комбинир.

Характеристика героев

Единственный способ иметь друга - это быть другом.

39

15

Песенки сказочных человечков

Человек без друга, что земля без воды.

40

16

Уроки Мальвины (А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми

волосами хочет воспитывать Буратино»)

ОНЗ

Характеристика текста, диалог с автором

Без друга в жизни туго.

41

17

Друзья и враги Буратино (глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но

всё кончается благополучно») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Друг в беде - друг вдвойне.

42

18

Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино» Т

комбинир.

Добро и зло в сказке

Знал дружка в радости, не оставляй в горести.

43

19

Повесть -сказка А. Толстого «Приключения Буратино» Т

комбинир.

Признаки сказочной повести

Над другом посмеёшься - над собой поплачешь.

44

20

Сказочный герой Чиполлино и его семья. (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т

ОНЗ

Характеристика героев

Назвался другом - помогай в беде.

45

21

Чиполлино приходит на помощь (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

46

22

Чиполлино – настоящий герой (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.

47

23

Фантазии А. Лингрен «Малыш и Карлсон» (1-2-я части)

ОНЗ

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Всякий выбирает себе друга по своему нраву.

48

24

Кто же такой Карлсон? (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» Часть 3-я)

комбинир.

Характеристика  главного героя

Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.

49

25

Карлсон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» (Часть 4-я) Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Для друга ничего не жаль.

50

26

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 2

проверка знаний

Для дружбы нет расстояния

Проверочная работа № 2

51

27

Сочинение-рассказ о сказочном человечке Т

р/р

Друг — ценный клад, недругу никто не рад.

52

28

Вн. чт. «Любимые герои – сказочные человечки»

рефлексия

Друг в нужде — истинный друг.

Раздел III. «Сказочные богатыри» (13 ч)

53

1

Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Друг верен, во всем измерен.

54

2

Былина как фольклорный жанр

ОНЗ

Признаки жанра былина

Быль за сказкой не угонится.

55

3

Богатырская «Сказка про Илью Муромца» Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Богатырь умрёт, имя его останется.

56

4

Илья Муромец – богатырь земли Русской Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Богатыря узнаешь на поле брани.

57

5

Илья Муромец – любимый народный богатырь. Былина «Илья Муромец и Святогор»

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Славна богатырями земля русская.

58

6

Сравнение богатырской сказки и былины Т

комбинир.

Сказка и былина - сравнение

Испокон века книги растят человека.

59

7

Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Ростом до крыши, а трусливее мыши.

60

8

Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв» Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Боязливому и своя тень страшна.

61

9

Кому счастье помогает? (Дагестанская сказка «Богатырь Назнай») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Напуганная ворона и воробья боится.

62

10

«Богатырь» Назнай

комбинир.

Характеристика героя по плану, опорные слова, пересказ

Победа впереди - трус позади.

63

11

Повторение по теме «Былины и богатырские сказки»

рефлексия

Герой умирает раз, трус - тысячу раз.

64

12

Обобщающий урок по разделу

Проверочная работа № 3

проверка знаний

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Проверочная работа № 3

65

13

Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой (сценарий урока внеклассного чтения)

Проверка техники чтения

рефлексия

 Велико ли перо, а большие книги пишет

Проверка техники чтения

Раздел IV. «Сказка мудростью богата» (20 ч)

66

1

Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?»

ОНЗ

Жанр стихотворение

 Золото добывают из земли, а знания - из книги

67

2

Как мудрость в жизни помогает (Татарская сказка «Мудрый старик») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Старик, да лучше семерых молодых.

68

3

Чему учит бытовая сказка (Татарская сказка «Мудрый старик») Т

комбинир.

Признаки бытовой сказки

Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде.

69

4

Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка»)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Неграмотный - как слепой, а книга глаза открывает.

70

5

Герои киргизской сказки «Мудрая девушка» Т

комбинир.

Характеристика героя по плану, опорные слова, пересказ

Мудрый ничего не делает не подумав.

71

6

Русская сказка о мудрых людях («Мудрая дева»)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

На деньги ума не купишь.

72

7

Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева» Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Красота приглядится, а ум всегда пригодится.

73

8

К чему приводит жадность (Долганская сказка «Как появились разные народы») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Скупой ни к чему охоты не имеет, а только денег жалеет.

74

9

Где правда, там и счастье (Корейская сказка «Честный мальчик») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Быть добрым легко, быть справедливым - трудно

75

10

Что высмеивают сказки? Японская сказка «Настоятель и служка» 1-я часть

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Верь не силе, а правде

76

11

Что высмеивают сказки?

Японская сказка «Настоятель и служка» 2-я часть

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки

Засыпь правду золотом, затопчи её в грязь, а она всё равно наружу выйдет.

77

12

Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка»

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

Человек без ума, что сноп без перевязки.

78

13

«Сказка о глупости» И. Франко

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

Сам кудрявый, а ум дырявый.

79

14

«Сказка – ложь, да в ней намёк...» (И. Франко «Сказка о глупости») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

Чего в голове нет, того к ушам не пришьёшь.

80

15

Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки Т

ОНЗ

Жанр пословица и поговорка

Мудрость в голове, а не в бороде.

81

16

Мудростью богаты. Русские народные загадки Т

комбинир.

Жанр уст.нар.творчества- загадка

Не тот умён, кто много говорит, а тот, кто слов не тратит.

82

17

Как придумать загадку? Литературные загадки

р/р

Сочинение загадки

Не копьём побивают, а умом.

83

18

Обобщающий урок . Проверочная работа № 4 Т

проверка знаний

Сильный телом победит одного, сильный умом - тысячи.

Проверочная работа № 4

84

19

Зачем поют колыбельные песни Т

ОНЗ

Жанр уст.нар.творчества- колыбельная песня

Умный с полслова речь понимает

85

20

Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки?

рефлексия

С хитростью - до обеда, а с умом - целый день.

Раздел V. «Сказка – ложь, да в ней намёк...» (21 ч)

86

1

Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»

ОНЗ

Умный молчит, когда дурак кричит.

87

2

Мудрые сказки о животных. (Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и

заяц»)

комбинир.

Сказки о животных - признаки

Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.

88

3

Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

У умной головы сто рук.

89

4

Как ум и хитрость силу побеждают. (Русская народная сказка «Напуганные медведь и

волки») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

Лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

90

5

Чего стоит ум? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы»)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

Не копьём побивают, а умом.

91

6

Чем силён Симба? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

Умную голову почитают смолоду

92

7

Какие бывают развлечения? (Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил брат-

ца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

Мудрый ничего не делает не подумав.

93

8

Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка

и братца Медведя ловить луну») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

Разок надоумить можно, а на век ума не дашь.

94

9

Братец Кролик – главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца

Волка и братца Медведя ловить луну»

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

Своим умом живи, а добрым советом не пренебрегай.

95

10

Любимые герои сказок

комбинир.

Жизнь дана на добрые дела.

96

11

Какие вопросы задают сказки? (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена».

Латышская сказка «Как петух лису обманул») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

Жизнь - наука, она учит опытом.

97

12

Современные сказки о животных. (Александр Курляндский «Ну, погоди!»)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

98

13

Как создаются мульфильмы. (Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!»)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

В добре жить хорошо.

99

14

Разные стихи о животных. (Генрих Сапгир «Песня», Л. Квитко «Смелые воробьи»)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором

Никакое худо до добра не доведёт.

100

15

Разные стихи о животных. (Л. Квитко «Весёлый жук», Ю. Мориц «Резиновый ёжик»)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором

Вода у друга лучше, чем у врага мёд.

101

16

Авторские считалки

комбинир.

Жанр - считалка

Маленькая дружба лучше большой ссоры.

102

17

О чём говорят считалки? Борис Заходер «Считалия»

комбинир.

Характеристика считалки

Дружба любит дело.

103

18

Сочиняем считалку

р/р

Сочинение считалки

Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

104

19

Обощение по разделу V. Колыбельные русских поэтов Т

рефлексия

Признаки колыбельной

Дружба - великая сила.

105

20

Проверочная работа № 5 Т

проверка знаний

Проверочная работа № 5

106

21

Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки

рефлексия

Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» (24 ч)

107

1

Введение в раздел. Г. Горбовский «Розовый слон»

ОНЗ

Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.

108

2

Чего не могут взрослые? А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-я часть) Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

Расстояние дружбе не мешает.

109

3

Знакомство с маленьким принцем. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (2-я часть)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

Человек без друзей, что сокол без крыльев.

110

4

Лекарство от одиночества. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (3-4-я части)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

111

5

Секрет Лиса. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (5-6-я части)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, герои сказки, план, опорные слова

Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.

112

6

Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова

Друг спорит, а недруг поддакивает.

113

7

Мечты о чудесах. (Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В. Орлов «Я рисую море») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова

Без друга в жизни туго.

114

8

Чудеса вокруг нас. (Валентин Берестов «Честное гусеничное») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова

Из-за нового приятеля не теряй старого.

115

9

Необычное в обычном мире. (Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова

Что за тем гоняться, кто не хочет знаться.

116

10

«Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова

Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.

117

11

Музыкальные сказки Г. Цыферова («Град», «Про чудака лягушонка») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова

Друга ищи, а нашел береги.

118

12

Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова. (Сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик») Т

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова

Друзей-приятелей много, а друга нет.

119

13

Б. Сергуненков «Кот белый – кот чёрный»

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова

Был я у друга, пил воду - слаще мёду

120

14

Внеклассное чтение.

Сказки-миниатюры

р/р

121

15

Сказки-игры Дж. Родари («Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова

Дружба не служба; а кому дружить, на того служить.

122

16

Уроки творчества Дж. Родари

комбинир.

Был бы друг, будет и досуг.

123

17

Весёлые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова

Как при пире, при беседе - много друзей; как при горе, при кручине - нет никого.

124

18

Весёлые стихи. (М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!»)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова

Скажи, кто твои друзья и я скажу, кто ты.

125

19

Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»)

комбинир.

Характеристика текста, диалог с автором, характеристика героев, план, опорные слова

Царь и нищий всегда без друзей.

126

20

Обобщение по разделу «Самое обыкновенное чудо». Проверочная работа № 6

проверка знаний

Без друга, который потерян - плохо, но плохо и с другом, который не верен.

Проверочная работа № 6

127

21

Урок-отчёт «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир»

рефлексия

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

128

22

Урок-отчёт «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир»

рефлексия

Для дружбы нет расстояния.

129

23

Проверка техники чтения

рефлексия

С кем поведёшься от того и наберёшься.

Проверка техники чтения

130

24

Урок-отчёт по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки»

рефлексия

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

131

Резервные уроки

132

Резервные уроки

133

Резервные уроки

134

Резервные уроки

135

Резервные уроки

136

Резервные уроки

Результаты изучения учебного предмета

Таблица требований
к умениям учащихся по чтению (программный минимум)

2-й класс

• осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами;
• понимание смысла заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия из данных; самостоятельное озаглавливание текста;
• умение делить текст на части, озаглавливать части;
• умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
• подробный и выборочный пересказ текста;
• составление устного рассказа о герое прочитанного произведения по плану

• размышления о характере и поступках героя;
• высказывание своего отношения к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор)

• умение относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
• умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и др. сказочные приметы;
• умение относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
• соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева, Образовательная система "Школа 2100". Содержит все необходимые разделы....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Джежелей)

Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Джежелей), 2016- 17 уч. год...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе

Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....