Конструкт урока литературного чтения во 2 классе по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Акохова Жанна Васильевна

Урок литературного чтения составлен для обучающихся 2 класса УМК "Школа России", авторы учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literature.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”

Развивающая: развивать критическое мышление, память, воображение, речь

Воспитательная: создать условия для формирования интереса к чтению.

Задачи:

  • формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, аргументировать свою позицию
  • развивать умение составлять кластер
  • формировать умение прогнозировать развитие сюжета произведения
  • формировать умение определять эмоциональную окрашенность произведения, давать характеристику поступков героев
  • развивать умение определять последовательность происходящих действий в рассказе
  • формировать умение подбирать заголовки к заданным иллюстрациям (частям текста)
  • развивать умение выбирать нужное слово из предложенных для оценки героев;
  • развивать умение соотносить смысл пословицы с содержанием произведения
  • подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией
  • формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей

        

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Личностные: проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома; проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных ; допускать существование других точек зрения.

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, планировать собственную деятельность и контролировать свои действия

Познавательные: пользоваться приёмами анализа  при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и   значение произведения, понимать читаемое, фиксировать прочитанную информацию в виде иллюстраций, уметь раскодировать слова, пользоваться  условными знаками для передачи информации.

Коммуникативные: строить диалог в паре; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства;  строить связное высказывание; принимать и сохранять цель деятельности пары, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет.

Методы и формы обучения.

Технологии: игровые, системно- деятельностного подхода, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневой дифференциации, ИКТ, технология критического мышления.

Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемные, моделирования.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые.

Средства обучения: аудиозапись в формате MP3, экран, мультимедийный проектор, презентация, магнитная доска, карточки с заданиями, текст на отдельном листке, карточки с названиями произведений Н.Н.Носова, шляпа, мягкая игрушка – котенок, карточки для моделирования.

  1. Организационно- мотивационный момент

Основная задача этапа:  подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.

                                      Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодейс-твия

                    УУД

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

- Давайте улыбнемся друг другу.

Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. 

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

  1. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала

Основная задача этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся

Мы сегодня продолжаем знакомство с произведениями Н.Н. Носова.

Установка:

- Давайте вспомним, какие рассказы для детей написал этот замечательный писатель?

  • Задание: расшифруйте произведение:

АТАРЫНФЁЗ

     КУТ-КУТ-КУТ

     МИТВОЛАБОЛЬ

  • Индивидуальное задание: выбрать из предложенного перечня произведения Н.Н.Носова,  лишние произведения убрать

- По названию произведения можно догадаться, о чем оно?

1) группа детей составляют кластер, убирая лишние слова

2)другая часть учеников расшифровывают слова – названия произведений

Фронтальная, групповая

Регулятивные: планируют собственную деятельность.

Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет.

Познавательные: уметь раскодировать слова.

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

- Что такое шляпа?

- Какие бывают шляпы?

Отвечают на вопросы.

Примерные варианты ответов: большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы

Коммуникативные: строить связное высказывание

           Проблемный вопрос:

- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

- Найдем ответ на вопрос в рассказе Н.Н.Носова.

-Как вы думаете в каком?

                          Целеполагание

-Следовательно, тема урока какая?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: бывают ли живые шляпы?

- Я хочу, чтобы вы поработали сегодня в парах. 

Обучающиеся называют тему урока, формулируют цели урока:

-познакомить-ся с рассказом

-понять его содержание (о ком? и о чем?)

- активно работать в паре и помогать друг другу

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы

Коммуникативные: строить связное высказывание

                                 Словарная работа

- В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение

- Что обозначают эти слова?

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

 Треснуть - ударить.

 Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

Итог:

Обучающиеся объясняют значение слов

Индивидуальная

Фронтальная

Коммуникативные: строить связное высказывание;

находить нужную информацию через словари.

                                                        3. Этап изучения  нового учебного  материала

Основная задача этапа: создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность

- Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

- Знакомиться с текстом будем по частям, с остановками.

 Прослушивание 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)

 - Что произойдет дальше?

 

Прослушивание 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)

 - Как далее будут развиваться события?

 -Что шляпа будет делать в дальнейшем?

-Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

 Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”)

- Что решили мальчики: почему двигается шляпа?

- Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

 - Как далее будут развиваться события?

 -Возвратятся ли ребята в комнату?

 -Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

 Прослушивание 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)

 - Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

  5-я часть (читают обучающиеся самостоятельно)

Итог:

Физпауза.

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Слушают произведение,

прогнозируют развития сюжета, последнюю часть читают самостоятель-но. Отвечают на вопросы учителя.

 Познавательные: пользоваться приёмами анализа  при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя Коммуникативные: строить связное высказывание; оценивать поступок героя, учитывая его мотив

                                 4. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного

Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися

- Понравился ли вам рассказ?

- Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный?

- Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко?

- Как менялось настроение мальчиков?

Составление модели.

- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

- А вы догадывались?

- А  как? (в начале рассказа подсказка автора).

- Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

Задание на размышление.

- Какие были Вова и Вадик? Выберите слово:

трусы

фантазёры

чудаки

смелые

милосердные

жестокие

мудрые

Итог: мы постарались дать краткую характеристику героям и выразили свое первое впечатление об этой истории.

Составляют модель, которая показывает как меняется настроение мальчиков в рассказе.

Обучающиеся пытаются самостоятельно охарактеризовать мальчиков.

Затем подбирают предложенные учителем слова для характеристики героев.

Фронтальная

                            5. Этап применения  знаний и умений, обобщения и контроля усвоения

Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися

1. Составление картинного плана.

- Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе.

- Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку.

- Кто не согласен?

2. Подбор заголовков к иллюстрациям:

1. Вовка и Вадик сидели дома.

2. Шляпа живая?

3. Мальчики трясутся от страха.

4. Вовка и Вадик пошли в атаку.

5. Это же наш котенок Васька!

      3. Выберите пословицу, которая подходит к рассказу:

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

«У страха глаза велики»

«Волков бояться - в лес не ходить»

С какой целью автор предлагает нам этот рассказ?

Если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх  может превратиться в комическую ситуацию.

- Что нужно делать, чтобы не бояться ничего? (Надо преодолевать страх)

Итог:

Расставляют картинки по порядку на презентации.

Работают в паре, подбирают заголовки к иллюстрации.

Личностные: допускать существование других точек зрения

                                                  6. Инструктаж о выполнении домашнего задания

- А вы поступили бы, увидев, что шляпа шевелиться?

Домашнее задание: рассказать рассказ «Живая шляпа» от своего имени.

                                              Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

- Бывает ли живая шляпа?

-Оцените свою работу на уроке.

 -Продолжите предложение:

 Я сегодня познакомился с рассказом…

 Я узнал, что …

 Я справился со всеми …

 Я не понял …

 Я хочу похвалить…

Настроение после урока (смайлики)

Личностные: допускать существование других точек зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока литературного чтения Н.Н.носов Рассказ "Фантазёры"

Конструкт составлен в соответствие с требованиями ФГОС НОО, представлен на защиту на курсах для учителей начальных классов по введению ФГОС НОО....

Конструкт урока литературного чтения на тему: устное сочинение "Мелодии весеннего леса"

Конструкт урока, в нем описано содержание деятельности учителя....

Конструкт урока литературного чтения по теме: Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».

Конструкт урока литературного чтения по теме:Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» для обучающихся 2 класса....

Урок литературного чтения 3 класс «Н.Н. Носов «Живая шляпа»»

Конспект урока по литературному чтению...

Конструкт урока литературного чтения по теме "Подготовка к сочинению по сказке "Золотой петушок", 3 класс

Конструкт урока содержит краткое описание урока и его ход с основными материалами для подготовки обучающизся 3 класс к сочинению по сказке....

Конспект урока, литературное чтение 2 класс. Тема: Н.Н.Носов "Живая шляпа".

Конспект урока литературного чтения во втором классе Н.Н.Носов «Живая шляпа»ФИО (полностью)Кравченко Надежда ГригорьевнаМесто работыМБОУ «КСОШ №1»Должностьучитель начальных кла...