Урок литературного чтения: Проводы букваря
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Пронина Любовь Николаевна

В размещаемом конспекте описан порядок проведения урока литературного чтения на тему "Проводы букваря"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon provody_bukvarya.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Средняя общеобразовательная  школа  № 41»

Проводы Букваря

                        Провела  учитель начальных  классов:  Пронина Л.Н.

             

г.о. Саранск, 2011-2012 учебный год

Позывные – МУЗЫКА.

Учитель: Здравствуйте, ДОРОГИЕ ГОСТИ!

Сегодня в этот замечательный день мы пригласили вас на праздник Букваря.

1. Мы в школе почти целый год отучились,

Мы много успели и много узнали

Писать и считать мы уже научились

И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом нам стала

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам.

Буквы потом сложились в слова,

Слова в предложенья и фразы.

Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребята вам сразу.

2. Сегодня, друзья, мы собрались сюда

Чтоб доброе слово сказать тому

Кто был другом

Кто каждый свой час молчал

Но учил нас трудиться.

3. Над страною зимним утром

Занялась заря

В школе праздник, славный праздник,

Праздник Букваря.

4. Первоклассники рядами

Строгими идут

Первой книге мудрой книге

Отдают салют.

Песня

Учитель: Ребята, а где же виновник торжества - Букварь? Без него у нас не получится праздника. Давайте хором позовём его: «Букварь, где ты?»

Выходит Букварь: Здравствуйте, ребята. Очень рад повидаться с вами.

Учитель: И мы рады видеть тебя, Букварь!

1. Смех и слёзы, радость и печаль

За это время довелось нам испытать

Но стараний наших нам не жаль

Книги нам легко теперь читать.

А помог нам в этом наш Букварь!

2. Самый первый свой учебник

Класс с волненьем открывал

Видно сказочный волшебник

Эту книгу написал

3. .Я с этой книжкой в первый раз

Пришёл в свой первый светлый класс.

Я эту книжку полюбил

Я в ней все буквы изучил,

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать»

4. Оказалось, что крючочки

Населяют наш Букварь

Загогулинки, значочки,

А всего их - тридцать три.

5. Так чудесно буквы эти

Могут слоги составлять.

И про всё на белом свете

Нам словами рассказать.

6. Вдоль картинок мы шагали

По ступенькам – строчкам шли.

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли!

7. Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут

А теперь на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

8. Тем, кто любит приключенья,

Мы откроем свой секрет.

Увлекательнее чтенья ничего на свете нет.

Песня

1.Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас.

Ель, топор, лопата, руки-

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные: гласные, согласные.

2. Гласные тянутся песенкой звонкой

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать

Но не желают свистеть и ворчать.

3.А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать скрипеть

Но не хочется им петь.

4.Дружат гласная с согласной

Составляя вместе слог.

МА и ША (запомни: МАША)

К нам явились на урок.

5. Если слоги встанут рядом

Получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе тыква

СО и ВА, читай СОВА

А теперь давайте посмотрим сценку.

(Девочка сидит, читает Букварь.) подходит собака.

-Аня, поиграй со мной!

-Некогда мне, Дружок, я уроки учу!

-Какие уроки? Ты же маленькая. Тебе только семь лет!

-Ты, что, Дружок. Я уже в первом классе учусь!

(подходит кошка)

-Аня, пойдём поиграем!

-Ты что, Мурка, мне некогда!

Я бросила куклы,

Сижу и молчу!

Идите, играйте–

Я буквы учу!

-А сколько ты уже выучила?

-33 буквы, весь алфавит.

А можно мне узнать, какие бывают буквы?

Конечно, садись и слушай!

33 богатыря

На страницах Букваря

Мудрецов богатырей

Знает каждый грамотей.

2. Умеем мы учиться

Умеем мы трудиться

А для труда и для наук

Нам книга пригодится.

Песня

Учитель: Букварь, принимай парад от А до Я!

Букварь: есть принять парад! Войско моё славное стройся! Занять свои места в порядке алфавита!

Учитель: А почему это Я не встаёт на своё место?

Ведущий: -Всем известно буква Я

В азбуке последняя

А известно ли кому

Отчего и почему?

Неизвестно!

Интересно?

Интересно!

-Ну, так слушайте рассказ

Жили в Азбуке у нас буквы

Жили, не тужили

Потому что все дружили.

Учитель: Где никто не ссорится-

Там и дело спорится.

Ученик: Только раз всё дело встало из- за

Страшного скандала.

Буква Я в строку не встала

Взбунтовалась буква Я

-Я (сказала буква Я)

Главная - заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду впереди стояла Я!

Не хочу стоять в ряду

Быть желаю на виду!

Учитель: Тут вся азбука пришла  в странное волнение

-Фу ты, ну ты! (фыркнул Ф, от обиды покраснев)

-Срам! Срам!(сердито С сказало)

-В кричит: Воображала!

Это всякий так бы мог, может Я и сам предлог.

Проворчало П: - Попробуй , потолкуй с такой особой.

Ученик: - А сердитый Ь молча, показал кулак.

Я затопало ногами:

- Не хочу водиться с вами

Буду делать всё сама

Хватит у меня ума.

Ученик: Буквы тут переглянулись

Все буквально улыбнулись

И ответил дружный хор:

-Хорошо идём на спор

«А»

-Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку

Правда, стало быть, твоя!

«Я»

-Чтобы я да не сумела

Я ж не кто-нибудь, а Я!

Все: Буква «Я» взялась за дело

Целый час она пыхтела

И кряхтела, и потела

Написать она сумела

Только «Я - я – я – я – я»

Ученик: Как зальётся буква»Х»

Ха-ха-ха!

«С» от смеха покатилась.

«А» за голову схватилась

«Б» схватился за живот

Ученик: Буква Я сперва крепилась

А потом как заревёт:

«Я»

Я, ребята виновата

Признаю свою вину

Я согласно встать , ребята,

Даже сзади буквы Ю

Учитель: Что ж решил весь алфавит?

«А»

Если хочет, пусть стоит

Дело ведь совсем не вместе

Дело в том, что все мы вместе.

«Б»

В том , что все от А до Я

Жили как одна семья!!

Букварь: Буквы, значки , как бойцы на парад

В строгом порядке построены в ряд

Каждый в условленном месте стоит

И называется он АЛФАВИТ.

Букварь: - Гласные, здесь? (Здесь)

-Согласные здесь? (Здесь)

Буквы, которые не обозначают звуков, здесь? (Здесь)

Учитель: Азбука от А до Я, равняйсь. Смирно!

«А»

Аист ест большой арбуз

С виду алый, а на вкус?

Он и сам не разберёт

То ли сахар, то ли мёд.

«Б»

Был у бабушки баран

Бил он бойко в барабан

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

«В»

В поле волк волчище едет

На своём велосипеде

Обогнал сегодня он

Воробья и двух ворон

Только ветер ветерок

Перегнать никак не мог.

«Г»

Гусь гуляет по дорожке

Гусь играет на гармошке

И гордится гармонист

Я га-га-га голосист.

«Д»

Дятел, дятел дуб долбит

В щепки дерево дробит

Дятел, в дереве дыра

Перестать давно пора.

«Е»

Есть у ёжика и ёлки

Очень колкие иголки

В остальном  на ёлку ёж

Совершенно не похож

«Ё»

«Е» и «Ё» - родные сестры

Различить сестёр не просто

Но у буквы «Ё» две точки

Словно к лесенке гвоздочки

«Ж»

Если сноп, как пояском

Подпоясать колоском,

Сноп соломы на меже превратится в букву «Ж»

«З»

«З»- не просто завитушка,

«З»-пружина, крендель, кружка.

«И»

Индюк из города идёт

Игрушку новую везёт

Игрушка не простая-

Индюшка расписная

«М»

Мяч летает полосатый

В мяч играют медвежата

Можно мне? - спросила мышка

Что ты! Ты ещё малышка.

«Н»

Нам ни к чему такие шутки

Кто ночью срезал незабудки?

На грядке отпечатки ног

Наверно, это носорог

«О»

Осёл в кустах осу нашёл

Надев очки, глядит осёл:

Кто это?  Птица? Тигр? Лиса?

Оса ужалила осла.

«Р»

Ружье, заряженное пробкой

Ёж подарил рыбёшке робкой

С тех пор драчливый чёрный рак

Не затевает больше драк.

«С»

Слонёнок удивил ребят,

Слонёнок встал на самокат,

Немножко покатался-

И самокат сломался.

«Х»

Хорёк ходил на ёлку к волку,

Унёс хлопушку втихомолку,

Теперь хорёк своей хлопушкой.

Зверей пугает словно пушкой.

«Ц»

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву Ц.

-Подойди цыплёнок Цып,

-Повторяйка: Цып-цып цып.

Если выучишь урок ,

Подарю тебе цветок.

«Ч»

На часок мы зашли к черепашке

Черепашка подала чайник, чашки.

Поползла потом к соседке за чаем.

Что-то долго мы хозяйку ожидаем.

«Ф»

Все мы знаем без подсказки

Буква Ф как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет КАРАБАС.

«Щ»

Щука в речке жила

Щёткой воду мела

Щи варила для гостей

Угощала пескарей.

«Ь»

Буква Р перевернулась

Мягким знаком обернулась.

«Ъ»

Из воды не просто так

Нам воды напиться

Нужен ковшик - твёрдый  знак

Чтобы не облиться.

«Ы»

Вот топор .полено рядом.

Получилось то , что надо

Получилась буква Ы

Все мы знать её должны.

«Э»

Над полями в синеве

Пролетела буква Э

Это ласточка весной

Возвращается домой.

«Ю»

На арене укротитель,

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю , с кольцом

К тиграм грозно встал лицом.

«Я»

И сказала буква Я:

Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит

Гол!! Закончен алфавит.

1. Мы знаем буквы ,знаем слоги

Умеем говорить, считать

И постепенно понемногу

Мы научились все читать

2. Как хорошо уметь читать

Не надо к маме приставать

Не надо бабушку трясти:

- Прочти, пожалуйста, прочти

Не надо умолять сестрицу:

- Ну, прочитай одну страницу?

Не надо ждать, не надо звать

А можно взять и прочитать.

Учитель: Буквы, внимание, начинаем серьёзное испытание.

Сложить слова: ШКОЛА, РОДИНА, МОСКВА, МОРДОВИЯ.

Песня

Учитель: -Ну ,а теперь загадка.

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган

Попадает вместо школы

В полотняный балаган

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся тот мальчишка?

(БУРАТИНО!)

Выходит Буратино.

Учитель: Здравствуй, Буратино!

(Буратино хочет прочитать ,что написано на доске)

Буратино: Здравствуйте!

Учитель: Буратино, ты, кажется, хотел прочитать , что здесь написано? (он кивает)

Так в чём дело? Ты не умеешь читать?

Буратино: Ах, ребята, когда я в прошлый раз расставался с вами , я очень хотел

научиться читать ,но по дороге мне встретился Лентяйкин. (опускает голову, вздыхает)

Лентяйкин: (вбегает, одет небрежно, один ботинок без шнурка)

Лентяйкин? Это я. Кто меня вспомнил?

Учитель: Так это ты Лентяйкин? Ну и вид у тебя?

Лентяйкин (ЗЕВАЕТ, РАССМАТРИВАЕТ БУКВЫ, РЕБЯТ)

И зачем вы тут собрались?

Вам не лень?

Лучше бы повалялись на диване…

Какие буковки? …Да что в них толку?

Одни большие, другие маленькие, какая разница?

А то ещё придумали: гласные- согласные (подходит к согласным)

Ну – эти ещё ничего - симпатичные!

А эти?(подходит к гласным)

Ну , что в них такого?

Подумаешь кружок (показывает на О)

А эта- две палки (У)

Калитка какая-то (И)

Вот уж, без них вполне можно обойтись!

Учитель: Нет, Лентяйкин, ты ошибаешься. Попробуй-ка прочитать хоть одно слово без гласных

Лентяйкин: Ну и попробую (подходит к плакату, на котором буквы М –Р, пытается прочитать, заходит с разных сторон)

Учитель: Эх ты! Посмотри ,как ребята просто справятся с этим!

Какую гласную надо поставить, ребята?

И какое слово получилось? (МИР).

Прочитай вот это слово? (Б-У-К-В-А-Р-Ь)

(Лентяйкин пытается, но не может) Помогите, ребята!

Буратино: Подождите, пожалуйста, (обращается к детям )

А можно я назову следующую букву?

Эту букву я успел выучить.

Это « А «. И получилось БУКВАРЬ.

Вот.

Букварь: Да, ребята, на моих страницах живут в мире и согласии все буквы. А иначе и нельзя! Только в дружбе –сила!

Буратино: Дружба - какое хорошее слово! Приглашаю на танец дружбы - ему меня обучила Мальвина.

(Танец маленьких ребят)

Танцуют все ,кроме Лентяйкина, он в стороне.

Лентяйкин: Подумаешь ,одно слово прочитали и рады.

Букварь: Нет Лентяйкин, ты не прав! Эти ребята уже умеют читать.

Хочешь и ты это увидеть?

Лентяйкин: Хочу! (учитель раздаёт всем книги)

Дети читают.

Учитель: Теперь ты понял, Лентяйкин?

Лентяйкин: Я больше не хочу лениться! Хочу читать, писать, узнавать новое! Не хочу быть Лентяйкиным! Пожалуйста, дайте мне БУКВАРЬ!

Учитель: Ну, хорошо , иди - приведи себя в порядок, а букварь мы поставим пока на стенд. Торопись.

Букварь: (обращается к детям)

-А теперь скажите смело ,

Кто хранил меня умело?

Хор (мы)

-Есть такие тут мальчишки  

Кто беречь не может книжки?

Хор (нет)

-Кто страницы  часто рвёт

И картинки пальцем трёт?

Хор (нет)

-Есть девчонки – баловницы

Кто марал мои страницы?

Хор (нет)

-А кто страниц моих не рвал

В чистоте меня держал?

Хор (мы)

-Мне придётся вас оставить

Мне давно уже пора..

Учитель: Посиди Букварь, мы про тебя споём песню.

Букварь: Спасибо, ребята! Порадовали!

Я ухожу учить других ребят! А вместо меня с вами будет Учебник чтения

«Капелька солнца»

(выходит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Старинные азбуки и буквари".

Пример технологической карты урока Учитель ___________________________________________________________________________________Класс: 1 Предмет: литературное чтениеТема: Старинные азбуки и буквари...

Открытый урок по литературному чтению "Праздник букваря"

Открытый урок по литературному чтению "Праздник букваря"...

открытый урок по литературному чтению "Люблю Букварь от А до Я!"

Этот урок проводится в конце изучения букваря.  его цели:1. В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, полученных в процессе работы по курсу «...

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина

Урок литературного чтения в 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина...

Конспект урока литературного чтения по теме В. Крупин «Первый букварь» 1 класс

Конспект урока литературного чтения по теме В. Крупин «Первый букварь» 1 класс...

Презентация к уроку по литературному чтению "История букварей"

Предлагаемый материал позволит познакомить первоклассников с историей букваря, с первыми печатными изданиями....