рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» (знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Григорьева Алевтина Александровна

Урок посвящен знакомству с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Рассказ содержит фрагменты описания лесного пожара. В урок литературного чтения включается материал, который помогает формировать у детей бережное, внимательное отношения к природе. Такой урок может быть проведен в IV четверти в преддверии пожароопасного сезона. На уроке используются следующие методы и приемы: анализ литературного произведения, использование наглядного материала (распечатки текстов, словарных карточек, иллюстраций, сигнальные карточки, фотографии), мультимедийной презентации, видеоролик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

1. Орг. момент (слайд 1)

 Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Пожелаем всем удачи-

За работу, в добрый час.

(Использование сигнальных карточек настроения)

–Давайте друг другу улыбнемся, пожелаем успехов в получении знаний. Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

–У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже  есть особенные «инструменты», помогающие ему радовать слушателей  своим чтением. Это дыхание, голос и дикция.

2. Дыхательная гимнастика.

На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить. Представим себе, что на наши ладоши упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в легкие. Сдуньте снежинку с руки (повторить 3 раза). А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс. Вздыхаем носом – выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания).

3. Речевая разминка (слайд 2)

Загорелся кошкин дом!

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливает кошкин дом,

А лошадка – с фонарем,

А собачка - с помелом,

Серый заюшка с листом

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь

Погас!

Прочитаем фрагмент. Помните о скорости чтения, четкости произношения и дыхании (произносите на выдохе).

1)прочитайте фрагмент  ПРО СЕБЯ;

2) прочитайте фрагмент ТИХО;

3) прочитайте фрагмент ГРОМКО;

4)прочитайте еще быстрее.

Кто помнит, что случилось с кошкиным домом?

4. Работа над новым материалом (Актуализация знаний, слайд 3).

– Итак, мы начинаем урок литературного чтения. А начнем мы его с игры. Игра «Вспомни и назови».

–Я буду читать отрывки из произведений, а вы внимательно слушайте и вспоминайте из каких произведений они.

1)отрывок из «Кота - варюги»

2)отрывок из «Стальное колечко»

А кто написал эти замечательные произведения?

5. Сообщение темы урока (слайд 4).

а)вступительная беседа

–Сегодня мы познакомимся с произведением Константина Георгиевича Паустовского.

Он родился в 1892 году в Москве. В семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине у бабушки с дедушкой. Учился в киевской гимназии и Киевском университете. Переменил много профессий – был вожатым, кондуктором трамвая,  санитаром, журналистом, преподавателем. Писательская жизнь началась с желания всё знать, все видеть и путешествовать.

– Название произведения давайте прочитаем (Название на доске) и подумаем, о ком оно? О ком может быть этот рассказ? (слайд 5).

А прежде чем начнем читать рассказ, давайте вспомним правило о  построении литературного произведения. Какие части в рассказе мы можем выделить?

{вывешивание слов «экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка»}

Объяснение этих слов, определения (Экспозиция, Завязка, Развитие, Кульминация, Развязка).

б)словарная работа(слайд 6).

– Так как произведение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Давайте познакомимся со словами, значение которых может быть непонятно.

Карточки для словарной работы

Оголец

лекарь, занимавшийся лечением домашней скотины в русских деревнях

Онучи

говорить невнятно, пришептывая (беззубым ртом)

Суховей

озорной мальчишка

Пенсне

ветер разрушительной силы

Шамкать

обмотки, портянки

Коновал

очки без дужек, укрепленные на переносице

Ураган

сухой горячий ветер

{отображаю каждое слово на слайде с изображением картинки}

в)чтение рассказа

I часть произведения (слайд 7)

Слова умрёть, ежели, пущай – это слова разговорной лексики, употребляются они в непринужденной беседе и характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски.

Разговорная речь (помимо своей прямой функции – средства общения) в художественной литературе  используется для создания словесного портрета, для реалистического изображения быта той или иной социальной среды, в авторском повествовании служит средством стилизации, при столкновении с элементами книжной речи может создавать комический эффект (примеры..)

III часть произведения (слайд 8).

После прочтения отрывка .

– Что такое рояль? В чем его отличие от пианино, фортепиано? {показать на слайде}

Рояль(от франц. royal — королевский, царственный) — струнный ударно-клавишный музыкальный  инструмент, разновидность фортепьяно. Дека, механика и струны у современных роялей расположены горизонтально. Корпус имеет крыловидную форму.

Пианино–струнно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано. Характерная особенность пианино — вертикально расположенная рама со струнами (в рояле струны натянуты в горизонтальном положении), благодаря чему достигаются более компактные, экономные размеры инструмента (итальянское pianino — маленькое фортепиано). Клавиатура у пианино расположена несколько выше, чем у рояля, но техника игры на обоих инструментах одинакова. Уступая роялю по силе и красочности звучания, пианино используется преимущественно в домашних условиях.

ФОРТЕПИА́НО — струнно-клавишный инструмент, получивший исключительно важное значение в музыкальной практике благодаря огромному диапазону и универсальным техническим возможностям. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».

IV часть произведения (слайд 9).

«Не беги так-то Шибко»- как вы понимаете значение этого выражения?

Физкультминутка (слайд 10).

– Почему устали дед и заяц?

– А от чего устали мы?

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале:

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись.

Лапки вверх, лапки вниз,

И на месте прыг да скок.

г)работа по усвоению сюжета

 –Правильной ли была ваша догадка?

– Назовите главный действующих лиц этого рассказа (слайд 11).

–Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром  по ролям.

– Что вы чувствуете после прочитанного? Почему?

– Что можно сказать о ветеринаре? (Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит) (слайд 12).

– Кто помог добрым словом? (бабка Анисья) Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.

– Что можете сказать о ней? (бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая).

– Кратко расскажите о разговоре деда с аптекарем.

– Кто вылечил зайца?

– Кто и как помогал в спасении зайца? Зачитайте отрывок.

– Почему Ваня принимает такое участие в судьбе больного зайца?

– Найдите и прочитайте в рассказе слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, что ему очень плохо.

– Как Ваня относился к больному зверьку? (Ваня не просто жалел зайца, а сделал всё, чтобы спасти его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу, к человеку. Несмотря на грубость ветеринара, раздражение аптекаря, первоначальный отказ врача лечить зайца. Ваня и  дед добились своего: заяц был спасен).

«Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка» . Находим эти части в рассказе.

– Найдите слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что лето было очень жаркое. [Горячая песчаная дорога, пахло гарью, неслыханная дара, жаркий ураган].

– Какое же грозное явление природы послужило началом истории? [лесной пожар]. (слайд 19).

Пожаром называется неконтролируемый  процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже человека.

– Как вы думаете, по какой причине возникают лесные пожары? (Ответы детей).

(- брошенная горящая спичка, окурок;

- непогашенный костер;

- люди выжигали траву на лесных полянах, выжигание сухой прошлогодней травы;

- осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;

- хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил техники безопасности [корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог]).

– Мы назвали самые основные причины по которым возникают лесные пожары. Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – лес горит по вине человека. (слайд 20, 21).

– Наука, изучающая лесные пожары, называется пирология.

– Как вы считаете, когда начинается сезон лесных пожаров? (Ответы детей).

– Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.

Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике страны и окружающей нас среде.

Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются – Зоной бедствия. 

– Как думаете, почему? (объяснения детей).

– Пожары бывают низовые, верховые, подземные. (слайд 22)

 При низовом или беглом – огонь движется по поверхности почвы и сжигает лесную подстилку, траву, мелкие сучья, обжигает нижние комлевые части стволов деревьев. Особенно при этом повреждаются ель и пихта, имеющие тонкую кору. Скорость движения огня при низовом пожаре от 40 до 100 км/ч. Это самый распространенный вид лесных пожаров. При низовом пожаре дым светло- серого цвета.

Беглый пожар, особенно вначале, можно остановить захлестыванием ветвями.

 

При верховом пожаре пламя охватывает кроны деревьев. Море огня движется со скоростью 2-5 км/, захватывая большие площади и принося страшные разрушения. Верховые пожары наиболее опасны, и борьба с ними особенно трудна. Дым при верховом пожаре темно-серый. Потушить такой пожар водой невозможно. Для борьбы с ним прорубают разрывные просеки  или пускают встречный огонь.

 При подземном пожаре горит перегной и торф. Огонь движется со скоростью нескольких метров в сутки, причем часто не выходит на поверхность. Деревья на площади пожара падают, создается сильная захламленность и усиливается  общая угроза пожара в дальнейшем. Дым  от подземного пожара едкий, с сильным запахом торфа. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.

 – По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.

Слабые пожары – скорость 1 м/мин. и высота пламени не более 1.5 метров.

Средние пожары – скорость до 3 м/мин. и высота пламени  1.5 метров.

Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин. и высота пламени  более 1.5 метров.

Показ видеоролика.

27 июня 2010 года в 14.05 в Республики Марий Эл на Кокшайском тракте был обнаружен лесной пожар ориентировочной площадью 20 га. Пожар был низовой, переходящий в верховой и распространялся в северо-восточном направлении. По причине неблагоприятных метеоусловий - сильного ветра площадь лесного пожара увеличилась и по состоянию на 6 часов 00 мин. 28 июня 2010 года ориентировочная площадь лесного пожара достигла до 1000 га или 100 км леса. Это был самый сильный лесной пожар за последние 40 лет!

– Чтобы не навредить лесу и не допустить возникновение пожара, необходимо соблюдать правила поведения в лесу. Как вы думаете, какие?

Учащиеся под руководством учителя составляют памятку о правилах безопасного поведения в лесу.

Пункты памятки выкладываются на доске с помощью рисунков и готового текста. (слайды 23-26)

Не бросайте в сухую траву горящие спички

Не разводите костры в местах с сухой    

 травой, в хвойных молодняках.

Не зажигайте траву под деревьями,

   на лесных полянах, стерню на полях                                                                

 рядом с лесом.

Не оставляйте в лесу бутылки и                                                                          осколки стекла.

Не используйте в лесу автомашину или

мотоцикл с неисправной системой питания.

При необходимости развести в лесу                                                                

     костер примите меры безопасности,                                    

исключающие попадание искр на сухую траву.

 

Действия при попадании в зону пожара (слайд 27).

Учитель:  Подумайте, какие нужно предпринять действия, если вы все же оказались в зоне пожара.

 Учащиеся под руководством учителя составляют памятку о действиях людей, попавших в зону пожара.

Возникший небольшой низовой пожар                                                              

   в лесу постарайтесь сбить ветками                                                                      

 или забросать грунтом.

 


Если вы попали в зону пожара, выходите                                                              из опасной зоны перпендикулярно                                                         направлению движения огня навстречу            ветру.

 

Если воздух сильно задымлен, дышите                                                          

 через мокрый платок, шарф.                                                                  

 Помните: у земли задымление меньше.

Нельзя бежать в загоревшейся                                                                   одежде! Лучше сбросить ее или   загасить огонь, катаясь по

 земле.

– Мы узнали с вами, какие бывают пожары, правила безопасного поведения в лесу. А теперь, найдите в нашем тексте слова, указывающие на то,  что лесной пожар – это стихийное бедствие, которое трудно остановить.

[«Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня… Смерть настигала деда, хватала его за плечи…»].

  – Природа не всегда бывает спокойной, мирной, располагающей к любовании ею. В этом рассказе природа – страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем.

Обобщение.

– Ребята, подведем итог нашего обсуждения героев.

– Какое отношение у вас к каждому из действующих лиц?

– А вы бы помогли Ване и дедушке спасти зайца?

– Бывают ли случаи, когда животные помогают людям? Приведите примеры.

– О чем же этот рассказ? О зайце ли он? Какова его главная мысль?

[Обобщение ответов детей. О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль.

Больной заяц – в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдает этот экзамен, а кто-то нет! Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!]

–Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку.

Домашнее задание.

Придумайте и нарисуйте плакат в защиту лесов от пожаров.

Итог урока

 Чему научились на уроке?

– Что нового и интересного узнали?

– Какие выводы для себя сделали?

– А какое настроение получили? (Дети показывают сигнальные карточки)

Чтение – это лучшее учение в любом возрасте!

Урок окончен. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...

Тема урока: рассказ К.Д. Паустовского «Заячьи лапы»

конспект урока по литературному чтению 4 класс СРО Занкова...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»

Анализ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы», знакомства с системой образов и  жанровыми особенностями произведения...

Конспект занятия «Природа и человек в рассказе К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»

Тема занятия: «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».Цель: познакомить с рассказом К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»; формировать умение анализировать ...

Урок литературного чтения. Рассказ К.Г. Паустовского "Заячьи лапы".

Презентация к уроку литературного чтения. Рассказ К.Г. Паустовского "Заячьи лапы"....

Урок литературного чтения в 3-м классе. Рассказ К.Паустовского "Заячьи лапы"

формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.учить работа...

Рассказ Константина Паустовского "Заячьи лапы"

Рассказ Константина Паустовского "Заячьи лапы"...