Урок литературного чтения в 3 классе "Х.К.Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Иващенко Светлана Георгиевна

В данном материале помещён план-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по УМК "Планета знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №2 п. Южный

РАЗРАБОТКА  УРОКА

  ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ

ПО ТЕМЕ

 «Х.К. АНДЕРСЕН  «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ

СОЛДАТИК»

(3 класс)

                                        Автор: Иващенко Светлана Георгиевна

                                                                учитель начальных классов

                                                                I квалификационной категории

                                           

2011 – 2012 уч. год

Тема урока: «Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный  солдатик»

Цели  урока: 

  •  познакомить детей с биографическими фрагментами из жизни писателя;
  • ознакомить с содержанием сказки «Стойкий оловянный  солдатик», ее особенностью;
  • развивать читательскую память, внимание, правильную речь, мышление, умение анализировать, обобщать, сравнивать;
  • совершенствовать навыки грамотного  осознанного выразительного чтения, умение ориентироваться в тексте;
  • развивать интерес к сказкам зарубежных писателей;
  • пополнять словарный  запас учащихся;
  • направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.
  • помочь понять настроение автора.

Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация урока, учебник «Литературное чтение. 3 класс», «Толковый словарь»,  аудиозапись «Город золотой» и «Физминутка».

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

Эмоциональный настрой:

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.
Урок чтения начнём.

ΙΙ. Актуализация знаний учащихся. Работа с интерактивной доской.

С какой сказкой мы познакомились на прошедших уроках?

− Какая это сказка: авторская или народная? Докажите.

− Кто автор этой сказки?

− Давайте вспомним эту сказку и расположим на интерактивной доске иллюстрации по этому произведению по порядку следования событий .

(Уч-ся по одному подходят к доске и ставят картинки по порядку)

− Молодцы, ребята.  Вспомнили сказку. Продолжаем наш урок.

ΙΙΙ. Речевая разминка.

− Прочитайте с разной интонацией предложения.

Мы любим сказки? ( с удивлением)            Мы любим сказки! (с восторгом)

− А теперь прочтите предложение, делая ударение на разных словах.

Мы любим сказки?      Мы любим сказки?       Мы любим сказки?

ΙV. Сообщение цели урока.

 Угадайте, произведение какого автора мы будем сегодня читать. Помогут вам в этом названия его книг.

                                                        «Огниво»                                                

           «Дюймовочка»                        «Снежная Королева»

             «Русалочка»                             «Оле-Лукойе»

       «Гадкий утёнок»                             «Свинопас»

                          «Принцесса на горошине»

(Дети отвечают и на доске открывается портрет Х.К.Андерсена)

V. Изучение нового материала.

1. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена. 

− Перед вами портрет великого сказочника.

− А что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?

− Попробуйте по опорным словам (на доске) составить небольшой рассказ о жизни Андерсена.

2 апреля1805 г. – 4 августа 1875 г.

отец - сапожник, мать – прачка

город Оденз - страна Дания

город Копенгаген - университет

поэт, писатель, драматург, сказочник

(Уч-ся пробуют рассказывать о писателе)

2. Рассказ подготовленного ученика о Х.К.Андерсене.

Ханс Кристиан Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе (показывается на карте страна Дания) в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ханс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.

3. Слово учителя.

− А знаете ли вы, что всего Андерсен написал 170 сказок! Сказки датского писателя Ханса Кристиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли. Они  учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство с его сказками - это праздник. Вот что писал   К. Г. Паустовский в своём рассказе "Великий сказочник"

4. Чтение отрывка из рассказа К.Г.Паустовского "Великий сказочник".

( читает уч-ся …)

“… около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки  Христиана  Андерсена… Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего, я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом - сказку о снежной королеве. Удивительная, и как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги…”. 

5. Сообщение темы урока. 

− Вот сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Ханса Кристиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Толчком к тому, чтобы появилась  сказка  про стойкого оловянного солдатика, послужил один случай, который был на улице  Копенгагена, столице Дании. (иллюстрация на доске)

6. Чтение  текста.

“… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.

Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой…

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.” Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в чёрном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал.

Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, - очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности…”

Может быть,  именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку. 

7. Словарная работа. Работа с толковым словарём.

− Как вы понимаете значение «стойкий»?

 стойкий - прочный, неослабевающий.

 стойкий - непоколебимый, упорный, твёрдый духом

− Что означает слово «оловянный»?

олово – химический элемент, мягкий, ковкий, серебристо-белый металл.)

Физкультминутка

А сейчас, ребята, сказка
Даст нам отдохнуть.
Отдохнём и снова в путь.
Нам сказала балерина:
"Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево - вправо, десять раз".
Вот Дюймовочки слова:
"Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам".
Крот ребятам даст совет:
"Посмотрите вы на свет!"
Попробуйте поймать солнечного зайчика!

8. Подготовка к восприятию текста.

− Рассмотрите иллюстрации. Что можно предположить о сюжете сказки? (Путешествие будет захватывающим, увлекательным, опасным).

− По иллюстрации и названию определите, какая это сказка - грустная или весёлая?

(Учитель показывает рисунки к сказке)

9. Постановка проблемного вопроса.

− Перед нами стоит сейчас проблема – «В каком значении употребляется слово «стойкий» в сказке по отношению к главному герою?»  Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

10. Чтение сказки “Стойкий оловянный солдатик” на с. 4-11 учебника.  (учитель – ученик).

− Постарайтесь уловить, понять настроение автора.

11. Беседа после прочтения.

- В каком настроении вы остались после прочтения? Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

- Почему вам стало грустно?

- Кто передал вам эту грусть? (Автор)

- Кто понравился в этой сказке?

- Чем был интересен этот солдатик?

- Кто вызвал антипатию? Почему?

- Встретили ли вы кульминационные моменты при чтении?

- Почему испытывали тревогу за солдатика?

- Что сближало солдатика и танцовщицу?

- Какое чудо произошло с солдатиком и танцовщицей? (Зародились таинственная и       бескорыстная любовь)

- Что выпало на долю нашего героя? (Испытания)

- Как солдатик выдержал испытания? (Достойно, с честью, стойко)

- Почему он не стал кричать и звать на помощь?

12. Дискуссия.

- Согласны ли вы, что солдатик был действительно стойкий? ( Можно сказать, что он стойкий: 1 значение - стоит на 1 ноге, 2 значение - характер, сила духа)

- Чтобы вы сказали о нашем героя? (Выдержанный, смелый, отважный, верный своим чувствам, скромный) 

Вывод: Даже в трудную минуту человек должен постоянно помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с того момента, когда солдатика начал испытывать чертёнок, герой осознал свое высшее назначение и остается воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату и во время опасного плавания, в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и когда стал тонуть, и в желудке у большой рыбы. В молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его поведении раскрывается истинно доброе отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому чертёнку из табакерки, он не проклинает "уличных мальчишек", он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и "милой плясунье".

13. Чтение заключительного абзаца сказки.

“… На другой день служанка стала  выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко…”. 

− Почему Андерсен написал не просто о кусочке олова, в который превратился раскалённый солдатик, а что в печке нашли "комочек олова, похожий на сердечко"?

(Предполагаемые ответы детей:

  • Комочек олова лежал возле обгорелой брошки, как будто солдатик и танцовщица остались вместе.
  • Комочек олова похож на сердце, ведь это сердце солдатика. Он всё время любил балерину. Его сердце не сгорело.
  • Комочек похож на сердце - это любовь солдатика к балерине.)

Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным?         

− Любовь не уходит, любящее сердце остаётся, не погибает. Вот оно - это сердечко, посмотрите. (дети передают оловянное сердечко по цепочке).

VΙ. Итог урока.

− Маленькое сердечко осталось нерасплавленным, а что осталось в ваших сердцах от знакомства с этой сказкой?

− Итак, мы вновь подошли к вопросу.

В каком значении употребляется слово «стойкий» в сказке по отношению к главному герою? 

Вывод: в этой сказке двойной смысл: Стойкость - умение уверенно стоять на одной ноге. И второй - стойкость - это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения

− Какую мысль автор спрятал между строк?

− А урок наш заканчивается песней сказочника «Город золотой». Мне кажется, что слова и мелодия этой песни созвучны настроению, в котором оставила нас прочитанная сказка.

(звучит песня «Город золотой»)

−Я вам хочу, друзья мои, признаться.
Что не хочу я с этой сказкой расставаться,
Со сказками встречайтесь вновь и вновь,
И в сердце каждого пускай живет любовь.

VΙΙ. Рефлексия.

− А сейчас выберите начало фразы и продолжите её.

      Сегодня я узнал …

      Было интересно…

      Я понял, что…

      Меня удивило…

      Мне захотелось…

      Урок дал мне для жизни…

VΙΙΙ. Задание на дом:

Прочитайте ещё раз сказку Андерсена (с. 4 – 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Цели:1.Способствовать ознакомлению обучающихся со сказкой Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» 2.Совершенствовать умения обучающихся анализировать авторские сказки, выявлять их специфические ос...

Урок литературного чтения 3 класс Г.Х. Андерсен Стойкий оловянный солдатик.

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. УМК "Планета знаний"....

конспект урока литературного чтения по теме: Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

Урок литературного чтения по теме: "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств" по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...

Литературное чтение. Г. Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик.

Урок по теме: Г.Х. Андерсен. "Стойкий оловянный солдатик"...

Конспект урока литературного чтения "Х. К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"" (3 класс УМК Планета знаний)

Материал содержит три конспекта, т.к. на изучение этого произведения отводится три часа....

Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой

Конспект урока может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе. В конспекте используются методы и приемы технологии  деятельностного подхода....