Тема: СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [д], [д'], БУКВЫ Дд
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Юмашева Ольга Михайловна

Технология проблемно-диалогического обучения  на уроках обучения грамоте

Тема: СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [д], [д'], БУКВ Дд

Цели:

·        знакомство с согласными звуками [д], [д’], буквой Д д

·        формирование умения различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

·        формирование умения анализировать текст;

Задачи:

·        совершенствовать аналитико -  синтаксические умения учащихся;

·        формировать навыки слогового чтения;

·        расширять словарный запас учащихся;

·        воспитывать культуру поведения при работе в  парах и группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения  на уроках обучения грамоте

Тема: СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [д], [д'], БУКВ Дд 

Цели:

  • знакомство с согласными звуками [д], [д’], буквой Д д
  • формирование умения различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
  • формирование умения анализировать текст;

Задачи:

  • совершенствовать аналитико -  синтаксические умения учащихся;
  • формировать навыки слогового чтения;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • воспитывать культуру поведения при работе в  парах и группах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

- Умницы!

- Молодцы!

Приветствие учителя, самоорганизация

Садятся девочки.

Садятся мальчики

II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

III. Выдвижение версий

IV. Актуализация имеющихся знаний

V.Составление плана решения учебной проблемы

VI .Поиск решения проблемы  - открытие нового знания

VII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

VIII. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

1.побуждающий диалог - постановка проблемы

На доске неоформленная схема-человечек

                                                  ?

- Дети, посмотрите на доску и скажите, с чем мы будем работать. А что необычного вы заметили у этой схемы- человечка?

-Какой у вас возникает  вопрос?

- Что же мы можем «открыть»?

2. проведение звуковой разминки

- А какой звук будем «открывать», вы  узнаете из фонетической разминки.

– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду…)

-А сейчас мы послушаем, как Ваня нам сыграет на дудочке.

-А теперь Наташа нам поиграет.

-А сейчас  давайте  мы все вместе поиграем на  дудочке.

Какой первый звук вы услышали?

3. подведение к формулированию темы

- С каким же новым звуком мы с вами сегодня познакомимся?

А чему мы должны научиться?

(Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)

- А как вы думаете, где может проживать этот звук в районе гласных или согласных звуков? Значит, этот звук согласный?

 Давайте убедимся в этом. Попробуйте пропеть этот звук.

Поется ли этот звук? А почему нет?

Значит это какой звук? А какую же шапочку носят согласные звуки?

Надевает синюю  шляпу на схему-человечка

. 1. побуждающий диалог

Раз он согласный, что мы можем еще про него еще узнать?

 

-А как мы свами можем узнать: твёрдый он или мягкий?

Сейчас каждая группа получит картинки. Вы внимательно их рассмотрите и определите, где находится этот звук. А самое главное - не забудьте составить звуковую схему слова.

1. Предлагает взять картинки( дома, радуга, тетради, дерево, поезд, гвозди, звезда)

А теперь каждая группа должна высказать свое мнение и дать характеристику новому звуку.

Значит, новый звук, каким может быть?

2.руководство групповой работой

А полную ли характеристику мы дали этому звуку? А что мы еще не узнали об этом звуке?

 А как мы можем это сделать?

А теперь дайте полную характеристику этому звуку.

Так какие башмачки будет носить этот человечек?

А почему?

Закрашивает второй башмачок  зеленым цветом

Закрашивает башмачок человечка синим цветом

3. побуждающий диалог

А сейчас я предлагаю вам отправиться вам в лесную школу к тетушке Сове. Послушать стихотворение и запомнить все слова со звуком  [д] и [д'].

Так какие же слова вы запомнили?

4.знакомство с буквой

- А кто знает, какой буквой обознаются эти звуки?

Я предлагаю вновь поработать в группах.

- Что напоминает вам эта буква?

А Владимира Степанова есть  вот такие строчки про эту  букву.

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д - труба печная. 

 А где же,  по – вашему мнению, будет проживать  наша новая буква? А почему она будет жить на 2 этаже? А какие звуки живут на первом этаже? Почему? А кто же будет соседкой у буквы Д?  Значит, что еще можно добавить в характеристику про звуки?

-Решили мы с вами первую задачу?

Убирает один кружок

5.организация работы по чтению и анализу слогов

А еще буква Д дружит с гласными буквами и если она встанет с ними рядышком, то получатся….

- Вот сейчас мы с вами будем учиться читать слоги с новой буквой. Игра: « Кубики»

Да, до, де ду, ды, ди,

-Прочитайте слоги, которые начинаются с  твердого согласного звука

-Прочитайте слоги, которые начинаются с  мягкого согласного  звука.

6. Физминутка

7.работа по учебнику

А сейчас, ребята, мы с вами отправимся в подводный мир. Как вы думаете, кто там живет?

А еще, ребята, есть люди, которые опускаются на дно реки или моря и там выполняют свою работу. Этих людей называют…..

А как вы думаете, почему этих людей так назвали?

А в толковом словаре Ожегова дается вот такое объяснение этому слову.

8.организация работы по чтению и анализу слов

А какие же еще слова есть в нашей азбуке. Давайте откроем стр. 105 и прочитаем все слова, которые нам встретятся далее.

Когда читали слова, ничего общего в них не заметили?

А что же вы заметили, что объединяет их?

Правильно, все эти слова имеют одинаковую часть в слове. В русском языке их называют родственными словами.

Ну, вот мы с вами выполнили еще одну работу, поэтому уберём еще один кружок. А впереди нас ждет более сложная работа. Эта работа с текстом.

ФИЗМИНУТКА

9. организация работы по чтению и анализу текста

Сядьте все поудобнее и приготовьтесь слушать текст.

- Какие работы ведутся на дне реки? Кто выполняет их?

-Лёгкая ли работа у водолазов?

- А какую работу выполняли папы Нади и Димы?

- А для чего они укрепляли опоры моста?

А кому из вас понравилась эта работа, и он захотел стать водолазом?

Ребята, как  вы считаете, со всеми задачами урока мы с вами справились? Значит, я убираю последний кружок.

А вы подумайте и скажите – Что на уроке узнали нового, чего раньше не знали?

С какой новой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает? А какое же настроение у вас после урока?

1.диалог с учителем Урок «открытия» новых знаний, так как схема не  раскрашена, нет на ней буквы

- Вопросительный знак

.

- Новый звук и новую букву

2.проговаривание звуков

3.формулирование темы

Научиться читать слоги и слова, текст  с буквой д

Выдвигают версии

Ддддддд

1.диалог с учителем

Твердый он или мягкий

- Послушать, как он звучит в словах.

1. определение места звука в словах,  работа в группах

1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [д стоит в начале слова

2 группа – в названии которых этот звук стоит в конце слова

3 группа – в середине слова

Составляют звуковые схемы выбранных слов

1гр. Звук стоит в начале слова – он твердый.

2гр. Звук стоит в середине слова - он твердый.

3гр.- звук стоит в конце - он мягкий.

2. работа в группах, индивидуальная работа

Закрыть ушки руками и произнести этот звук.

3.Прослушивание стихотворения

Смотрят и запоминают слова с новым звуком

1гр.-должна напечатать эту букву.

2гр.- вылепить из пластилина

3гр.- выложить из гороха.

-Буква Д

( СЛАЙД)

4.чтение и анализ слогов

1. чтение слогов про себя, выделяя согласные твёрдые звуки

2.  чтение слогов вслух

3.Чтение слогов хором

Предположения детей.

Водолазы

Дети зачитывают толкование этого слова

5.чтение и анализ слов

6. чтение и анализ текста

Дети цепочкой читают текст

7. самооценка своей деятельности

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы

3)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре, группе.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте 1 класс Знакомство с буквой Х Тема: Согласные звуки [х], [х\'], буква Х, х.

Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием здоровьесберегающих технологий и педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения):...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Согласные звуки [с] , [с\']. Буква с. Написание букв и слогов с буквой с»

Шкатова  Виктория Николаевна2МБОУ «СОШ №20»3Учитель начальных классов4Русский язык. Литературное чтение (Обучение грамоте)5класс6Тема и номер урока в теме: 33 урок. «Согласные звуки [...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.

Конспект урока обучения грамоте. УМК "Школа 2100". Тема: Согласные звуки (к), (к). буква К. Чтение слогов и слов с буквой К....