Новые приемы на уроках литературного чтения в 1-4 классах.
учебно-методический материал по чтению по теме

Эти приемы можно использовать в любом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novinki_na_urokakh_literaturnogo_chteniya_v_1-4_klassakh.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новинки  на  уроках  литературного  чтения

Сейчас, в наш век компьютеризации и новых технологий, когда, к сожалению, у нас книга ушла на второй план, я стараюсь привить любовь к книге. По-новым федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования целью курса литературного чтения является: «воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности ».

В этом плане, для воспитания интереса и любви к чтению, я предлагаю своим учащимся разные творческие и поисковые задания, которые направлены на стимулирование интереса к книге, как к источнику знаний, развитие фантазии ребёнка и развитие грамотной литературной речи. В связи с этим, в уроке литературного чтения по системе Л.В. Занкова я использую различные формы учебной деятельности  для приобщения детей к книге и для развития способности воспринимать красоту и многозначность художественного слова.

Урок литературы должен «окрылять» ученика, заставлять его верить в свои силы, раскрывать его возможности. Ведь именно в начальной школе необходимо пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению. Главное, в этой работе, надо изначально заинтересовать, заинтриговать ученика и делать это постоянно, систематически. Важно продумать: какую литературу дать на год, какие методы проверки использовать, чтобы поддержать интерес и любовь к литературе.

Общение с литературой поможет ученику осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его общение с художественными произведениями в дальнейшей жизни.

Предлагаю некоторые формы  и приёмы работы, которые можно включать в уроки для поддержания интереса к предмету.

  1. БУРИМЕ

Буриме – литературная игра.

Буриме – с французского языка переводится как «рифмованные концы».

Буриме – стихотворения на заданные рифмы, большей частью в порядке

общей игры

  1. Сочинение стихов.

  1. Составление синквейнов .

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное

  1. Сочинение центонов

Центон (от лат. cento - лоскутное платье или одеяло). Центон – стихотворение, составленное из строк уже существующих стихотворений.

  1. Сочинение       от лица героя, от 3-го лица
  2. Литературная декада (встречи с писателями, поход в издательство «ДЕТГИЗ - Лицей»)
  3. Встречи в районной библиотеке.
  4. Литературные викторины по творчеству разных авторов.
  5. Разгадывание кроссвордов по прочитанным книгам, которые были предложены на данную четверть.
  6. Отзыв о прочитанной книге по плану. Рисунок.
  7. Просмотр диафильмов, видеофильмов.
  8. Постановка инсценировок по пройденному произведению.
  9. Придумывание загадок по определённой теме.
  10. Завершения неоконченного рассказа.
  11. Анализ поэтических произведений.
  12. Брейн - ринг (литературные соревнования в классах одной параллели)
  13. Ведение тетради «Творцы книг».
  14. Использование на уроках переносного мультимедийного центра.

Эти формы учебной деятельности можно использовать для введения новой темы,  после изучения раздела, при обобщении и закреплении пройденного материала, при изучении объёмного произведения, на внеклассных занятиях, при проведении классных тематических часов, для домашних заданий, для оформления стенгазет, стендов, «читательских уголков».

Моим ученикам всё это нравится. Они читают книги с удовольствием, потому что есть стимул – после прочитанного будет, интересная  нестандартная проверка, творческое задание, игра между классами. Это ещё может быть и индивидуальная работа, и работа в паре,  и в группе,  и по колонкам,  и игра по станциям между классами одной параллели  и.т.д.

Все эти формы учебной деятельности позволяют достичь высоких результатов и улучшить средний балл. В моём классе средний балл по литературному чтению составляет 4,9. Формы работы, которые я применяю, позволяют заинтересовать детей литературным творчеством и привить любовь к чтению.

Практическая часть 

к п. 1

Буриме

Учащимся предложено 4 рифмованных слова в конце строк. Слова можно менять строками. Надо   придумать начало каждой строки, чтобы получилось четверостишие.

        окно

        эхом

        давно

        смехом

А вот то, что написали дети:

Солнце встало уж давно,

Заглянуло к нам в окно.

Тимка встретил его смехом,

Задрожали стёкла эхом.

Когда открыла я окно

Отозвалось эхом.

То, что крикнула давно

С хохотом и смехом.

Я открыл окно

И услышал эхом,

Что кричал давным-давно

Кто-то громким смехом.

Всё заснежено окно,

Ветер вторит эхом.

Не катался я давно

С горочки со смехом.

Мои учащиеся очень любят литературную игру «БУРИМЕ»

к п. 3

Синквейн по теме: « Басни И.А. Крылова» 3класс

 (составлен на уроке для обобщения и закрепления нового материала)

1 строка – Басня

2 строка - ироничная, сатирическая

3строка - высмеивает, обличает, учит

4 строка - А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

5 строка – мораль

к п. 4

Центон по сказкам А.С. Пушкина

 2 класс Стрепухина Валерия

Три  девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир»  (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

И она перед Дадоном

Улыбнулась – и с поклоном

Его за руку взяла

И в  шатёр свой увела.

Там за стол его сажала,

Всяким яством угощала, (Сказка о золотом петушке)

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил. (Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях)

к п. 5

А.П.Чехов «Ванька» 4 класс

Почтальон прочитал письмо Ваньки.

Да, не лёгкая жизнь у этого мальчика Ваньки Жукова. Мало того, что он сирота, так его ещё лишили и дедушки. Да и житьё у Ваньки очень плохое, потому что он попал к злым хозяевам. Они не учат его  сапожному мастерству, а только заставляют работать по  домашнему хозяйству. Бьют частенько.

Многих ребят отправляют в город из деревни на обучение, и в городе им всегда бывает очень трудно. Ванька молодец умеет читать и писать, наблюдательный - в лавке уже присмотрел рыболовные снасти.

Ванька, видно, добрый мальчик любит своего деда и деревню. Мне бы очень хотелось помочь ему, но не могу, ведь он не написал свой адрес и адрес деда. Я сочувствую ему. Я надеюсь, что письмо всё же дойдет до деда.  Он обязательно заберёт Ваньку  к себе, в деревню.  


к п. 9

Кроссворды к объёмным произведениям

Кроссворд Л. Лагин «Старик Хоттабыч»

1

2

3

3

4

5

5

6

18

7

9

10

17

15

12

8

11

13

16

14

По горизонтали

  1. Откуда Хоттабыч убежал, испугавшись паровоза?
  2. Фамилия друга Вольки.
  1. Лакомство, от которого Хоттабыч заболел.
  1. Где Старик Хоттабыч в первый раз показывал фокусы?
  1. Спортивная игра, которая очень увлекла Хоттабыча.
  1. Имя друга Вольки.
  2. Куда забросил Хоттабыч друга Вольки?
  1. Как звали одноклассника Вольки, по прозвищу Пилюля?
  1. Название парохода, на борту которого Хоттабыч встретился со своим братом после долгой разлуки.
  1. Кем хотели стать Волька и Старик Хоттабыч?

По вертикали

  1. Испытание, на которое опаздывал Волька в день встречи с Хоттабычем.
  1. Фамилия Вольки.
  2. Школьный предмет, испытания по которому Хоттабыч помешал пройти Вольке.
  1. Что Старик Хоттабыч наотрез отказался переодевать, собираясь с Волькой в школу?
  1. Кто такой Гассан Абдурахман ибн Хоттаб?
  1. Имя брата Хоттабыча.
  1. Что появилось на лице у Вольки благодаря Хоттабычу, и в чём заключалась волшебная сила Хоттабыча?
  1. В кого превратился брат Хоттабыча после того, как отправился на Луну?
  1. Что подарил Старик Хоттабыч итальянским рыбакам в знак благодарности после того, как они накормили голодных Вольку и Женю?
  2. Где ночевал Старик Хоттабыч после ссоры с Волькой?


Кроссворд по сказке А. Толстого
«Золотой ключик, или Приключения Буратино»

1

2

3

4

5

7

8

6

7

9

11

10

12

13

14

14

15

16

18

17

19

По горизонтали:

  1. Кличка пуделя, охранявшего Мальвину.
  2. Название кукольного театра, открытого самими куклами.
  3. Что означает в переводе с итальянского «деревянная кукла»?
  1. Заведение под названием «Три пескаря».
  1. Старая злая крыса, которая чуть не перегрызла горло Буратино.
  1. Что продал папа Карло, чтобы купить для Буратино азбуку?
  2. Кто из героев решил всерьёз заняться воспитанием Буратино?
  3. Что хранила тайна Золотого ключика?
  4. Кем по профессии был старый Джузеппе, по прозвищу Сизый Нос?
  1. Фамилия героя с бородой такой длины, что он её засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить.

По вертикали:

  1. Автор строк:
    ”Мальвина бежала в чужие края,
    Мальвина пропала, невеста моя…
    Рыдаю, не знаю – куда мне деваться…
    Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться”.
  2. Лису … жалко –
    Плачет по ней палка.
  3. Имя отца Буратино.
  4. Продавец лечебных пиявок.
  1. Кто из разбойников, напавших на Буратино ночью в  лесу, был им укушен за лапу?
  2. Кто дал Буратино Золотой ключик?
  3. Где в домике Мальвины отбывал наказание Буратино за своё поведение?
  1. Имя героя, который, если начинал чихать, то уже не мог остановиться и чихал 50, а иногда и 100 раз подряд.
  1. Существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно тихо потрескивало «кри-кри», глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усиками.
  2. Название лекарства, которое прописали Жаба, Сова и Богомол для Буратино, чтобы привести его в чувство после встречи с разбойниками.
  1. Что было нарисовано на холсте в каморке у папы Карло?

к п.10

План отзыва

2 класс

  1. Автор, название книги.
  2. Главный (главные) герой.
  3. Другие герои произведения.
  4. Сюжет книги:
  • главные события;
  • описание главного героя (внешний вид, характер);
  1. Понравилась или не понравилась эта книга и почему?
  2. Вывод: Чему учит это произведение?
  3. Какие произведения этого автора вы хотели бы предложить прочитать ребятам.
  4. Рисунок по сюжету книги.


План отзыва

3 класс

  1. Автор, название книги.
  2. Главный (главные) герой.
  3. Другие герои произведения.
  4. Сюжет книги:
  • главные события;
  • описание главного героя (внешний вид, характер);
  • действия, поступки главного героя.
  1. Понравилась или не понравилась эта книга и почему?
  2. Вывод: Какие выводы можно сделать из этого произведения?
  3. Какие произведения этого автора вы хотели бы предложить прочитать ребятам.
  4. Рисунок по сюжету книги.

План отзыва
4  класс

  1. Автор, название книги.
  2. Главный (главные) герой.
  3. Другие герои произведения.
  4. Вступление.
  5. Сюжет книги:
  • главные события;
  • описание главного героя (внешний вид, характер);
  • действия, поступки главного героя.
  1. Какую тему раскрывает автор в своем произведении?
  2. Размышление над темой.
  3. Какие чувства ты испытывал, когда читал эту книгу (главный герой, важное событие)?
  4. Какие выводы можно сделать из этого произведения?
  5. Какие произведения этого автора вы хотели бы предложить прочитать ребятам.
  6. Рисунок по сюжету книги.

Рекомендации:

  • отзыв на 1 - 2 страницах;
  • почерк аккуратный;
  • родителям проверить орфографию и пунктуацию.

Отзыв по произведению А.П. Чехова « Беглец»

4класс Белявцева Даша

Главные герои: Пашка  и доктор.

Другие герои произведения: мама, медсестра,  больные.

Отзыв

В рассказе Антона Павловича Чехова « Беглец» говорится о семилетнем мальчике Пашке, который идёт с мамой к врачу лечить руку. Придя к врачу, с ним происходят разные события: увидел больных, узнал свой возраст, отчество, в первый раз в жизни увидел настоящего доктора, остался без мамы в больнице. Мальчик узнал и увидел, как умирают люди, испугавшись этого, он убежал из больницы. Его нашли  и вернули обратно.

Из выше перечисленного раскрывается тема произведения: Переход из детского мира во взрослый мир. Расширяя эту главную тему, мы приходим к выводу, что во взрослом мире присутствует: обман, одиночество и трудности жизни людей, а детский мир характеризуется одиночеством, которое раскрывается  через грусть, печаль, страх, тревогу.

 В заключении хочется сказать, что главный герой вызывает сочувствие, жалость.

Это произведение понравилось тем,  что в нём  рассказывается о жизни крестьянского народа и о нравах.

Я предложила бы  прочитать рассказы Антона Павловича Чехова «Белолобый», «Каштанка», «Ванька»

к п.15

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Чудная картина»

3класс  Белявцева Даша.

Анализируя стихотворение Афанасия Фета «Чудная картина», я пришла к выводу, что поэт раскрывает в нём свою любовь к родине, прелесть родного края.

Теперь я хочу более подробно остановиться на отношении автора к родине и написать о своих впечатлениях.

Всё стихотворение пронизано любовью и бережным отношением к «уголку» родины. Это  подтверждается следующими словами:

«Чудная картина,

 Как ты мне родна.

Каждое слово поэт подбирает с трепетом и любовью.

Например:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких 

Одинокий бег.

В этом отрывке мы видим эпитеты, образные сравнения, гиперболу. Последние две строчки говорят нам о российских просторах. Заснеженная равнина пустынна и безлюдна. Редкий путник едет на санях, запряженных в тройку лошадей. Эта картина немножко грустная  и красивая. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Использование различных приемов на уроках литературного чтения при формулировании темы урока учащимися.

   Младшие школьники могут быть активными и  осознанными участниками урока литературного чтения, с первых и до последних минут урока, при условии, если их заинтересовать новым пр...

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....

"Использование методов и приемов на уроках литературного чтения" из опыта работы

Использование разнообразных методов и приёмов на уроках литературного чтения позволило достичь  следующих результатов:...