КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Технология формирования правильного типа читательской деятельности
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ:

 «Грачи открыли весну»

3 класс

Учитель высшей категории Хасанова Г.М.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Технология формирования правильного типа читательской деятельности

этап урока

содержание

деятельность педагога

деятельность детей

организационный момент

1 мин.

1. Общая готовность детей к уроку.

2. Концентрация внимания детей.

3. Общий план действий.

1. Проверка готовности.

2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

3. Наличие общей установки на урок.

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет.

I этап

       15 мин.

1. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

Прослушивание музыки.

2.Загадка. Беседа.

3. Работа со стихотворениями, пословицами, поговорками, приметами

4. Появление целей урока.

5. Записать правильно пословицу

6. Этимологическая справка

7. Знакомство с изображением грача

8.Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

1. Точность подобранных заданий , их объём и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока.

Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в  соответствии с их возрастом.

4. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

5. Работа с деформированным предложением

6. Сообщение

7. Обобщение знаний о птицах

8. Беседа по картине

1. Свободное владение прошлым материалом. Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

2. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

5. Работа с деформированным предложением

6. Выступление ученика

7.

8.

II этап

15 мин.

1.Первичное чтение текста.

2. Перечитывание текста.

 

3. Беседа по содержанию в целом.

1. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно учащимися, комбинированное, учителем; вслух или про себя) с учётом специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста.

Выбор способа выявления первичного восприятия (беседа, тест, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощью смежных видов искусств) с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.  Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив.

2. Целевое обоснование этапа, связь с результатами выявления первичного восприятия.

Организация медленного "вдумчивого" чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста.

Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности, соотнесение объёма фактуальных и подтекстовых вопросов с художественными особенностями текста и возможностями учащихся.

Краткий и ёмкий комментарий текста.

Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к части.

Организация в случае необходимости попутного составления плана, пересказа (в том числе, и с опорой на учебную тетрадь).

Проведение необходимой словарной работы по ходу перечитывания и комментирования текста.

3. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся  с окончательными выводами по тексту.

Обращение в случае необходимости  к отдельным фрагментам текста, отработки его выразительного чтения. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

1. Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д.

2. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

3. Умение отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему текста.

III этап после чтения

10 мин.

1. Концептуальная беседа по тексту.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

4. (Творческие) задания.

1. Постановка концептуального вопроса к тексту (желательно, как проблемного). Организация коллективной дискуссии (в том числе, и проблемной). Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи или концепта текста (совокупности главных смыслов).

3. Организация обсуждения смысла заглавия, выбор формы обсуждения.

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

4. Выбор (творческого) задания, направленного на одну из сфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания, сферы реакции на художественную форму. Обоснованность выбора общей художественной задачей текста, особенностями литературного развития учащихся.

Выбор организационной формы выполнения задания.

1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Умение корректировать, изменять свою точку зрения.

(Самостоятельное) выделение основной идеи текста, его концептуального уровня.

3. Определение "характера" заглавия: что оно отражает – тему или идею.

Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника.

4. Выполнение (творческого) задания (в том числе, и в учебной тетради) самостоятельно, под руководством учителя, в паре, в группах.

подведение итогов урока

3 мин.

Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности.

Повторение выведенных законов, определений (того нового, что узнали учащиеся).

Организация подведения итогов урока учащимися.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности ("Сегодня я научилась …", "Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо …")

Перечисление своих действий: читали рассказ  (ФИО автора) " … (название произведения)" и т.д. Демонстрация главного итога: выразительное чтение, интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр.

домашнее задание

1 мин.

Творческое задание (ребёнок выступает в роли автора).

Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся).

Самостоятельное чтение текста.

Работа по развитию речи.

Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока.

Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания, учёт деятельности учащихся на уроке, их способностей и возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО (стандарт второго поколения) по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». К уроку прилагается презентация....

Конспект урока литературного чтения на тему "Борис Пастернак «Опять весна» "

Урок литературного чтения на тему "Борис Пастернак «Опять весна» "(ПНШ)...

Конспект урока литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Весна"

Конспект урока литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Весна" может быть полезен учителям начальных классов. Он построен в соответствиии с требованиями ФГОС. Включает в себя инд...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "А.Чехов «Весной», А.Пушкин «Гонимы вешними лучами», 2 класс, УМК 21 век

   Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с новыми произведениями Антона Павловича Чехова и Александра Сергеевича Пушкина.      Задачи:Образовательн...

Конспект урока литературного чтения "Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формировани...