Конспект урока литературного чтения на тему "Борис Пастернак «Опять весна» "
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Чупина Наталья Александровна

Урок литературного чтения на тему "Борис Пастернак «Опять весна» "(ПНШ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 3 февраля, пятница

Школа: МБОУ НОШ №95

Класс: 4 «8»

Урок: 3

Время: 10:00 – 10:45

Кабинет: 211

                        Учитель литературного чтения: Полякова. Н.М.

       Методист ЧПК№1: Кондратьева И.И.

                         Студент: Чупина Наталья, 34 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок).

Цель:  формирование у учащихся правильной читательской деятельности и представлений о способах создания образа переживания в лирике.

Планируемые результаты:   

Личностные:

- развитие логического мышления;                                                                                                                                                                                                          - воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;                                                                                                                                                                              - развивать самостоятельность.                    

Предметные:

- научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы;

- научатся пользоваться приёмами анализа лирического стихотворения;

- научатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить строки из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Тип урока: открытие новых знаний (комбинированный).

Оборудование: компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение» (ПНШ) 4 кл. 2 часть», карточки для рефлексии.

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент.

2мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Александровна ,и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. Посмотрите за окно, на улице сейчас зима, холодно и людям и птицам и животным, а я знаю секрет ,как нам с вами не замёрзнуть, возьмите своего соседа за руку. Что вы чувствуете? (тепло) Правильно ,тепло, а если нам тепло , то и настроение у нас хорошее,а это значит работать нам будет весело и хорошо.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

К: настраиваться на урок.

2.Мотивационный.

Практич.: артикуляционные упражнения.

3 мин.

Ребята, посмотрите на экран. Сейчас каждый про себя  прочтите эту скороговорку. А теперь давайте все вместе хором, выговаривая все звуки и слова, прочтем эту скороговорку. А теперь давайте по желанию индивидуально постараемся прочитать эту скороговорку с убыстрением темпа. (Это умение пригодится нам при чтении стихотворения)

 Белый снег, белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Читать правильно артикулируя.

П: осмысленно читать текст.

 Р: принимать и сохранять задачу.

3. Постановка учебной задачи и её решение.

 

Словесный: ответы на вопросы.

Наглядный: слушание музыкального произведения

Словесный: ответы на вопросы

Практический:

слушание текста.


Словесный: беседа.

25 мин.

Ребята, а скажите как называется раздел, который вы сейчас изучаете? (пытаемся понять, как красота воздействует на нас)

-Чему вы учитесь, читая произведения данного раздела? (учимся видеть прекрасное, красивое)

- Чему вас научило стихотворение В. Соколова? ( Научило видеть прекрасное во временах года)

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с поэзией, будем учиться понимать чувства поэта.

Ребята, сейчас вы внимательно прослушаете  фрагмент музыкального произведения Эдварда Грига. Попытайтесь внимательно вслушаться в произведение и  ответить что навеяла вам эта музыка, какие картины и образы вы себе представили, слушая это музыкальное произведение? (солнышко просыпается,утро в деревне,пробуждение природы,приход весны,первый лучик солнца, прощание с зимой...) А как вы думаете, как называется это произведение? ( Весеннее утро)

Вы правы, произведение Эдварда Грига называется «Весенне утро», пробуждение. А когда природа пробуждается?(весной) Какие ещё события происходят весной в нас, какие чувства просыпаются у нас?(пробуждаются лучшие качества в нас , в каждом из нас это доброта, хорошее настроение, люди улыбаются и радуются солнышку).

И сегодня мы посмотрим, как эти чувства поэты передают в стихотворении.

Итак, тема нашего урока: Борис Пастернак « Опять весна»

Скажите, а как  вы думаете, какие цели на сегодняшний урок?

1. Понять чувства поэта.

2. Научится читать выразительно.

3. Познакомиться с новыми словами.

Ребята, запомните наши с вами цели, в конце урока мы к ним вернёмся, и посмотрим, достигли ли мы их.

На сегодняшнем уроке я хочу вас познакомить с удивительным поэтом- Борисом Пастернаком. Родился Борис Пастернак 10 февраля 1890 года. Я хочу вас удивить,  мама Бориса Пастернака была известной пианисткой и с детства сумела привить маленькому Борису любовь к музыке. И он увлёкся музыкой, буквально влюбился в неё. Сам сочинял музыкальные произведения и даже мечтал о композиторской деятельности. Так было до 11 лет. Но в жизни всё часто меняется. Нам Борис Пастернак известен как поэт, необычный поэт. В чём же, вы спросите его необыкновенность? А я вам отвечу так: бывает поэзия описательная (это значит описывает явления природы, происходящее действие, событие), а бывает поэзия необыкновенно чувственная (т.е наполненная чувствами, которые воспринимаются всеми органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом, это значит что мы при чтении стихотворения можем представить картину, почувствовать запах ,например цветов, можем мысленно что то потрогать и даже мысленно что то попробовать). Вот именно такая поэзия у Бориса Пастернака. Вот бы научиться чувствовать и видеть как Борис Пастернак. Попробуем?

Сейчас я вам прочту стихотворение Бориса Пастернака          « Опять весна». Вы внимательно меня слушайте и постарайтесь представить картины нарисованные поэтом.

1)Итак, скажите, что вы представляли, когда я читала вам стихотворение? (приход весны, её образ, её красоту)

2)А теперь прочтите это стихотворение про себя и посмотрите какие слова вам не понятны. (Разбор не понятных слов: сызнова, запруда, чародейство, телогрейка, стан, бред, чад,быстрина, круча,пригвождена). Попробуйте объяснить, что же обозначают эти слова, может быть кто-нибудь знает?

Отвечать на поставленные вопросы.

Слушать музыкальное произведение.

Объяснять смысл произведения.

Слушать чтение текста.

Предполагать на основе названия раздела, какое произведение будет изучаться.

Определять цели и пути их достижения.

Отвечать на поставленные вопросы.

Определять конкретный смысл понятий.

К: высказывать своё мнение.

Л:самооценка своей деятельности.

П: строить речевое высказывание.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока.

Физ.минутка.

2мин

Ребята встаньте со своих стульев, давайте потянемся вверх, высоко-высоко.(4р). Теперь садитесь, закройте глаза, опустите головы, представьте себе происходящее в стихотворении Бориса Пастернака. Попытайтесь мысленно нарисовать образ весны, почувствуйте её наступление. (муз. Вивальди «Весна»)

Выполнять двигательные упражнения.

4. Решение частных задач на основе анализа теста.

Словесный: ответы на вопросы.


Практический: чтение стихотворения.

Наглядный: рассматривание иллюстрации.

10мин.

Перечитайте первую строфу про себя.

Что для поэта наступление весны? Это чтто-то обычное повторяющиеся из года в год? Или это чудо, которое происходит прямо на глазах ? Подтвердите свои ответы строчками из текста. (Для поэта наступление весны одновременно и обычное , повторяющееся каждый год явление, и чудо, которое происходит прямо сейчас. Обычное действие: «слышал уж как-то порой прошлогодней,» ,«это как в прежние времена», «это как прежде».  Новое чудо: «ах это сызнова,верно,сегодня», «это поистине новое чудо», «это ...снова весна»).

Посмотрите снова первую строфу. К какому ещё приему прибегает поэт, чтобы передать волнение своего героя? ( к повтору)

А сейчас давайте попробуем прочесть первую строфу вслух, передав взволнованность и восхищение. (2-3 ученика читают вслух). Кому, как вы считаете, лучше удалось передать все чувства этого стихотворения?

Прочитайте 2 строфу про себя. Найдите повторяющиеся слова вначале строчек. Как вы думаете, почему автор, так часто повторяет слово «это»? Давайте посмотрим мнение Миши и Кости. (Дети читают мнение). Сейчас прочтите 2 строфу своему соседу по парте по очереди, показывая всё торжество весны. А теперь давайте попробуем прочитать эту строфу выразительно. Кто хочет?

Прочитайте 3 строфу  про себя. И приготовьтесь читать вслух выделяя звуки, которые передают движение воды.(2-3 ученика читают вслух).

У вас хорошо получается! Ребята, а кто попробует прочитать полностью стихотворение и постарается передать все чувства и эмоции автора, восхищение и взволнованность, и, конечно же, торжественность весны. (ученики читают, далее анализируем у кого получилось, а кому нужно постараться).

Читать вслух и про себя.

Участвовать в работе друг с другом.

Читать выразительно.

П: анализировать литературный текст.

Р: принимать и сохранять поставленную учебную задачу.


Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебой задачей.


П: осмысленно читать текст.

5. Рефлексия.

Предметная.

3мин

Ребята, вот мы с вами говорили, что поэзия Б. Пастернака чувственная, т.е. обращается к чувству читателя. Скажите, а можете ли вы доказать по этому стихотворению какие чувства оно у вас вызывает?  (Эта картина нарисована словом, но мы все ее можем представить.) Посмотрите на иллюстрацию, которая располагается рядом со стихотворением, как вы считаете, она на ваш взгляд помогает создать зрительное представление? А слуховое восприятие здесь участвует? В какой строке? ( К круче с шипеньем пригвождена..)

Оценивать свои достижения.

Делать нравственный выбор.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

6. Открытие нового.

Словес.: обобщение

Наглядный: рассматривание иллюстраций

Словес.: монологические высказывания уч-ся.

Ребята, мы с вами научимся сегодня понимать красоту не только музыкантов и  поэтов, но и красоту художников. Сегодня попробуем разобраться с картинами, как же там красота проявляется?

 И первая картина, с которой мы ознакомимся, называется «Катя с натюрмортом» (1923), написала эту картину Зинаида Серебрякова. Это очень известная русская художница, одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. У Зинаиды Серебряковой была настолько сильна любовь к миру, любовь ко всему, что ее окружает, что она передается людям, которые потом смотрят ее картины. У нее был дар любви, который проявлялся в любви к искусству и к людям.. Картины написанные, художницей, отличаются друг от друга, но при этом в них есть общее – бережное и любовное отношение к натуре и какое-то очень глубокое чувство реальности. В каждой работе присутствует внутреннее чувство натуры, раскрывающее ее истинную красоту.

Рассмотрите эту картину. Что вы на ней видите? Как вы думаете, почему художница написала портрет дочери в такой обстановке? В какой позе изображена Катя? Что она делает? Как одета и как причесана? Уютно ли ей дома?

В композиции с большим мастерством соединены несколько жанров: девочка чистит яблоко за столом, на котором «вкусно» разложена всевозможная снедь. Необычный ракурс – мы смотрим на стол чуть сверху – это позволяет нам внимательно рассмотреть изображенный на первом плане великолепный натюрморт. Увлекаемые энергичным линейным ритмом  округлые формы оранжевых репок, желтых яблок, цветной капусты, розового и белого редиса, фарфоровых тарелок образуют на холсте сложный изысканный «узор». Замечательно передана естественная, грациозная поза Кати. Плавные, гибкие линии ее спины и рук повторяются в гребне большого кочана сине-лиловой капусты, складках белой скатерти, изгибах лежащих на большом блюде серебристых щук. Гармония чистых ярких цветов создает бодрое жизнерадостное настроение. Образ девочки среди чудесных даров природы сияет чистотой и свежестью летнего утра. Юная расцветающая жизнь, улыбаясь, смотрит на нас с картины, вдохновленной нежной материнской любовью.

 Кстати, вы помните другие работы Зинаиды Серебряковой?

Может быть вы вспомните, как выглядит Катя  на картине художницы «Автопортрет с дочерьми» (1921) ? (Слайд) Теперь посмотрите на эти, две картины. Определите, какой из портретов Кати был написан раньше, и предположите на сколько лет.

Ну вот мы и познакомились  с одной из картин. Сейчас давайте с вами рассмотрим,  как же другой художник , а именно Пабло Пикассо, раскрывает нам секреты красоты. Это знаменитый испанский художник, скульптур, театральный художник, дизайнер. Работы Пикассо эмоциональны, многие из них, несмотря на пессимистическую тональность проникнуты страстной верой в жизнь. Мало кто из его современников обладал такой способностью представлять с помощью изобразительных средств жестокость и глупость в столь обнаженном виде или восторг всепобеждающей любви. Рассмотрите одну из его работ, она называется «Девочка на шаре». Это, пожалуй, одна из самых известных картин художника. Как вы считаете, основными героями этой картины были кто?  (Это люди циркового искусства) А почему артисты в поле, на воздухе, а не на арене? (Это артисты цирка на колёсах, который переезжает с места на место. Сейчас у них привал. Это время отдыха и тренировок). Посмотрите кто изображен в центре композиции? (девочка-гимнастка и силач). Как вы думаете, выступают ли эти артисты в паре? Какие номера у них могут быть совместными? (Они могут создавать гимнастические композиции, пирамиды).

Как вы считаете, какой прием использовал художник, изображая этих артистов? (Прием контраста, художник противопоставляет их по форме, размеру, а также по степени их устойчивости в пространстве).

Выделите два вертикальных фрагмента: в один пусть войдет верхняя часть фигурки девочки, а в другой – торс молодого человека. Давайте сопоставим их. Что вы можете сказать о девочке-гимнастке?  (В этом фрагменте много пустого пространства и воздуха. Фигурка девочки, грациозно изогнута, она подняла руки, чтобы удержать хрупкое равновесие. Линии, которыми она очерчена,- плавные, округлые, чуть угловатые) А теперь обратим внимание на второй фрагмент, где изображен юноша. Что мы, можем сказать о нем? (Атлет сидит неподвижно, его мощное тело исполнено спокойствия. Все пространство занимает торс юноши, который своими очертаниями как бы повторяет прямоугольное окно рамки).

Если внимательно посмотреть на эту картину, какой можно еще увидеть прием, кроме контраста? (Сравнение)  Каждый артист сравнивается со своей геометрической фигурой. Вы это заметили? Фигура юноши сравнивается с устойчивым монументальным кубом, а фигура девочки – с неустойчивым, подвижным шаром. Т.е. с одной стороны, хрупкоть и порывистность тоненькой девочке на шаре, а с другой – сила, мощь и статичность мужчины, сидящего на кубе.

Тем самым, рассмотря эти две картины, разных художников, мы можем сделать вывод, что красота может быть разной!

Сравнивать произведения живописи.

Рассматривать картину, описывать объекты картины.

Высказывать свои суждения.

Работать самостоятельно

Проводить анализ своих суждений.

Размышлять об прошлых работах художника.

Характеризовать героев живописи.

П: осмысленно слушают

П: осуществляют синтез

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

7. Рефлексия.

Итог урока.

2мин.

Ребята, давайте вспомним, какие цели мы с вами ставили в начале урока? Как вы думаете, мы с ними справились?

А теперь ответьте мне на вопрос, какие секреты красоты открыл вам сегодняшний урок? Был ли он интересен? На столах у вас лежат небольшие анкеты, заполните их и передайте мне.

Запишите домашнее задание, стр.39 читать стихотворение выразительно.

На этом наш урок закончен! До новых встреч!

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Р: осуществлять итоговый контроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!!!

Слайд 2

Белый снег, белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была.

Слайд 3

Тема нашего сегодняшнего урока: Борис Пастернак «Опять весна»

Слайд 4

Цели нашего урока: Понять чувства поэта; Научиться читать выразительно; Познакомимся с новыми словами.

Слайд 5

Борис Пастернак Родился 10 февраля 1890г.

Слайд 6

Необыкновенная поэзия??? Описательная Чувственная Описывает явления природы, происходящее действие и событие Наполненная чувствами, которые воспринимаются всеми органами чувств

Слайд 7

Б.Пастернак «Опять весна» (отрывок) стр.39

Слайд 8

Сызнова Запруда Чародейство Телогрейка Опять, снова, в очередной раз сооружение, преграждающее течение воды, плотина Волшебство; действия совершаемые при помощи магии Женская одежда в виде теплой кофты без рукавов;

Слайд 9

Стан Туловище Бред Опять, снова, в очередной раз Чад суждение, которое не соответствует действитель-ности Быстрина Опять, снова, в очередной раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТехнология формирования правильного типа читательской деятельности...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...

Конспект урока литературного чтения «Б.Л. Пастернак «Золотая осень»» (УМК Школа России, 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения, умения анализировать художественный текст.Планируемые результатыПредметные: знать: жанровые особенности стихотворени...

Конспект урока литературного чтения "Б.Л. Пастернак "Золотая осень" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление  детей со стихотворением Б.Л. Пастернака «Золотая Осень», используя приемы технологии развития критического мышления; стимулирование мыслительн...

Конспект урока литературного чтения "Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух ...

Конспект урока литературного чтения "Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формировани...