Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме:
    Конспект открытого урока чтения в 4 классе.М.Пришвин "Гаечки".

    Соколова Ольга Александровна

    Анализ произведения М.Пришвина "Гаечки".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_otkrytogo_uroka_chteniya_v_4_klasse.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока чтения в 4 классе.

    Тема: М. Пришвин. «Гаечки».

     Цели:

    - изучение  содержания  произведения;

    -закрепление навыка выборочного, аналитического чтения;

    -  коррекция  зрительной  памяти  и  устной  речи посредством игрового упражнения;

    -развитие устной связной речи;

    -воспитание бережного отношения к природе.

     

    Ход урока.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.Организационный момент

    * Доброе утро! Мы начинаем урок чтения. Сегодня у нас гости. Мы рады видеть их у себя в классе. Чтобы сесть за парту, вам нужно выполнить задание: вспомните и назовите зимующих у нас птиц. Кто назовёт, садится.(вывешивается картинка с изображением птицы)-упражн «Каких я знаю птиц».

    * Всех ли птиц я вывесила?(1-2 картинки не вывешивать)-коррекц.упражн.

    Называют птицу и садятся за парту.

    Вспоминают и называют отсутств.птиц.

    2.Речевая гимнастика

    -дыхательные упражнения (спускает колесо:набрали воздух-вдох, ш-ш-ш-выдох);

    - артикуляционная гимнастика;

    - чтение слогосочетании: Ге-го,гу-ру,по-та,вы-по(придумать по 1 слову,начинающ.с этих слогов);

    - чтение чистоговорок:

    Гу-гу-гу-маме я помогу.

    Га-га-га-дам кусочек пирога.

    Гу-гу-гу- я на лыжах бегу.

    Выполняют упражнения.

    3.Проверка домашнего задания.

     * Прежде,чем перейти к теме урока,давайте вспомним,с каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?Правильно

    * Вы подготовили рисунки и пересказ по ним,кто-то зачитает отрывок по своему рисунку. Оценивание.

    Ответы детей.

    Слайды1-7

    4.Подготовительная работа к восприятию нового произведения.

    Вводная беседа.

    Мы продолжаем знакомиться с прозведениями по нашей теме. А какую тему мы изучаем?

    * Ребята,  послушайте  прекрасные  строки,  которые  написал  Михаил  Михайлович

    Пришвин:

     « Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с

    великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода  – будем охранять водоемы. В

    лесах,  в  степях,  горах  разные ценные животные  –  будем  охранять наши  леса,  степи,  горы.

    Рыбе  вода,  птице  воздух,  зверю  лес,  степь,  горы.  А  человеку  нужна  Родина.  И  охранять

    природу – значит охранять Родину».

    • Что вы поняли из его слов?

    Правильно.Вывод:Охранять природу-значит,охранять Родину.

    Ответы детей.

    Об авторе.

    • А кто такой М.М.Пришвин?
    • Какие произведения мы изучали или вы сами читали?
    • О чём его произведения?

    Мы уже знакомы с этим писателем и его творчеством.Сейчас… нам немного напомнит о нём.

    Рассказ ученика о М.М.Пришвине.

    Михаил  Михайлович  родом  из  Орловщины,  зеленого,  щедрого края.  За  годы  своей  жизни  он  был  агрономом  (лексическое  значение  слова),  охотником, учителем. Посмотрите,  какие  у  него  добрые  глаза  (портрет  писателя).  Вот  уже  несколько десятков  лет  нет  писателя  с  нами,  но  его  книги  продолжают  свою жизнь. Книги М.М.Пришвина читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то

    очень  важное,  близкое  каждому  человеку.  Нас  самих  он  делает  добрее,  мудрее,  умнее  и

    великодушнее.

    Михаил Пришвин  написал  много  книг  для  детей  и  взрослых. Он  много  рассказывал  о

    животных и о природе.

    Спасибо. И сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора, которое

    вошло в сборник рассказов «Кладовая солнца». Но я хотела бы, чтобы вы сами догадались, о

    ком это произведение. А поможет вам загадка:

    К югу в холод улетают,  

    А к весне к нам прилетают.

    Шустро зёнышки клюют,  

    Спать с утра нам не дают. (птицы)

    Ответы детей.

    Слайд 8

    Ответ детей

    5. Работа по теме.

    Словарная работа.

    * Как вы думаете,о ком будет наш рассказ?

    Верно. Мыпрочитаем произведение Михаила Михайловича Пришвина, в котором герои

    – птицы.А называются они –гаечки.

    • Вы когда-нибудь слышали это слово: «гаечки»?

    Показать железные гаечки.Слова могут иметь несколько значений. В нашем произведении гаечки-это маленькие синички.

    Нам попадутся и другие «хитрые слова»

    Сизый- серый цвет, имеющий синеватый оттенок.  

    Бойко – шустро.

    Убеждала – говорила.

    Опилки – стружки дерева.  

    ( Слова читаем хором,обращаем внимание на ударение, объясняем смысл.)

    Ответы детей

    Слайд 9

    Слайд 10

    6. Первичное чтение

    *Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно слушайте и ответьте на вопрос:

    -Почему рассказ называется «Гаечки»?

    После чтения дети отвечают на вопрос, высказывая свою точку зрения.

    7. Физкультминутка для глаз.

    8.Беседа по первичному восприятию.

    * Как автор обнаружил синичек?

    * Чем занимались маленькие синички?

    Постановка проблемы: Что автор мог сделать?(мог бы взять птицу в руки, разорить гнездо)

    Вывод: нельзя трогать руками гнёзда, вмешиваться в жизнь жителей леса. Помнить, что мы в лесу не дома, а в гостях.

    -Как бы ты поступил в такой ситуации?

    _Как вы думаете,с каким чувством  Пришвин относится к гаечкам?

    Ответы детей.

    Слайд 11

    Ответы детей.

    9.Аналитическое чтение по смысловым абзацам.

    Давайте найдём в тексте и прочитаем:

    - Как вели себя гаечки в минуту опасности?

    - Что сделала пленная синичка?

    - Как ей помогала свободная синичка?

    Находят ответы в тексте и читают.

    10.Физкультминут-ка «Птички»

    Птицы весело летали,

    А потом зерно клевали,

    Посидели, отдохнули,

    Снова вверх они вспорхнули.

    Взмахи руками,

    Присели, наклоны головой

    Подпрыгивают вверх.

    11. Выборочное чтение.

    - Чем занимались синички? Прочитайте отрывок.

    Чтение отрывка.

    12.Чтение «про себя»

    Прочитайте 2-ой абзац на стр. 129.

    -О чём здесь говорится?(о взаимовыручке, о дружбе птичек)

    Чтение и ответы детей.

    13.Чтение по ролям.

    Распределит роли и прочитать.

    - Каким голосом будем читать?

    ИТОГ УРОКА

    - Какое произведение читали?

    - Кто автор этого произведения?

    Давайте проверим, запомнили ли вы птичку-гаечку.

    Упражнение на внимание «Найди среди других птиц – гаечек»:я указываю на птицу, спрашиваю: это гаечка? вы отвечаете. Если правильно, птица улетает, если- нет, то она остаётся.

    Опишите гаечку:

    - Опишите внешний вид гаечек.

    - Видели ли вы этих птиц?

    - За какими птицами наблюдали? Что заметили?

    Ответы детей

    Слайд 12

    РЕФЛЕКСИЯ

    У меня на столе картинки с изображением птиц гаечек и ворон. Вы подходите, выбираете птичку, прикрепляете на доску. Если всё было понятно, гаечку, если трудно и не интересно, ворону.

    У нас получилась целая куча птиц.

    -Как называется кучка птиц?(стая)

    Мы сегодня убедились, что гаечки- это дружные птички. И я хочу, чтобы и наш класс был дружным, где каждый придёт на выручку другому: и человеку, и птице, и животному.