Конспект открытого урока чтения в 4 классе.М.Пришвин "Гаечки".
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Соколова Ольга Александровна

Анализ произведения М.Пришвина "Гаечки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_chteniya_v_4_klasse.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока чтения в 4 классе.

Тема: М. Пришвин. «Гаечки».

 Цели:

- изучение  содержания  произведения;

-закрепление навыка выборочного, аналитического чтения;

-  коррекция  зрительной  памяти  и  устной  речи посредством игрового упражнения;

-развитие устной связной речи;

-воспитание бережного отношения к природе.

 

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

* Доброе утро! Мы начинаем урок чтения. Сегодня у нас гости. Мы рады видеть их у себя в классе. Чтобы сесть за парту, вам нужно выполнить задание: вспомните и назовите зимующих у нас птиц. Кто назовёт, садится.(вывешивается картинка с изображением птицы)-упражн «Каких я знаю птиц».

* Всех ли птиц я вывесила?(1-2 картинки не вывешивать)-коррекц.упражн.

Называют птицу и садятся за парту.

Вспоминают и называют отсутств.птиц.

2.Речевая гимнастика

-дыхательные упражнения (спускает колесо:набрали воздух-вдох, ш-ш-ш-выдох);

- артикуляционная гимнастика;

- чтение слогосочетании: Ге-го,гу-ру,по-та,вы-по(придумать по 1 слову,начинающ.с этих слогов);

- чтение чистоговорок:

Гу-гу-гу-маме я помогу.

Га-га-га-дам кусочек пирога.

Гу-гу-гу- я на лыжах бегу.

Выполняют упражнения.

3.Проверка домашнего задания.

 * Прежде,чем перейти к теме урока,давайте вспомним,с каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?Правильно

* Вы подготовили рисунки и пересказ по ним,кто-то зачитает отрывок по своему рисунку. Оценивание.

Ответы детей.

Слайды1-7

4.Подготовительная работа к восприятию нового произведения.

Вводная беседа.

Мы продолжаем знакомиться с прозведениями по нашей теме. А какую тему мы изучаем?

* Ребята,  послушайте  прекрасные  строки,  которые  написал  Михаил  Михайлович

Пришвин:

 « Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с

великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода  – будем охранять водоемы. В

лесах,  в  степях,  горах  разные ценные животные  –  будем  охранять наши  леса,  степи,  горы.

Рыбе  вода,  птице  воздух,  зверю  лес,  степь,  горы.  А  человеку  нужна  Родина.  И  охранять

природу – значит охранять Родину».

  • Что вы поняли из его слов?

Правильно.Вывод:Охранять природу-значит,охранять Родину.

Ответы детей.

Об авторе.

  • А кто такой М.М.Пришвин?
  • Какие произведения мы изучали или вы сами читали?
  • О чём его произведения?

Мы уже знакомы с этим писателем и его творчеством.Сейчас… нам немного напомнит о нём.

Рассказ ученика о М.М.Пришвине.

Михаил  Михайлович  родом  из  Орловщины,  зеленого,  щедрого края.  За  годы  своей  жизни  он  был  агрономом  (лексическое  значение  слова),  охотником, учителем. Посмотрите,  какие  у  него  добрые  глаза  (портрет  писателя).  Вот  уже  несколько десятков  лет  нет  писателя  с  нами,  но  его  книги  продолжают  свою жизнь. Книги М.М.Пришвина читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то

очень  важное,  близкое  каждому  человеку.  Нас  самих  он  делает  добрее,  мудрее,  умнее  и

великодушнее.

Михаил Пришвин  написал  много  книг  для  детей  и  взрослых. Он  много  рассказывал  о

животных и о природе.

Спасибо. И сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора, которое

вошло в сборник рассказов «Кладовая солнца». Но я хотела бы, чтобы вы сами догадались, о

ком это произведение. А поможет вам загадка:

К югу в холод улетают,  

А к весне к нам прилетают.

Шустро зёнышки клюют,  

Спать с утра нам не дают. (птицы)

Ответы детей.

Слайд 8

Ответ детей

5. Работа по теме.

Словарная работа.

* Как вы думаете,о ком будет наш рассказ?

Верно. Мыпрочитаем произведение Михаила Михайловича Пришвина, в котором герои

– птицы.А называются они –гаечки.

  • Вы когда-нибудь слышали это слово: «гаечки»?

Показать железные гаечки.Слова могут иметь несколько значений. В нашем произведении гаечки-это маленькие синички.

Нам попадутся и другие «хитрые слова»

Сизый- серый цвет, имеющий синеватый оттенок.  

Бойко – шустро.

Убеждала – говорила.

Опилки – стружки дерева.  

( Слова читаем хором,обращаем внимание на ударение, объясняем смысл.)

Ответы детей

Слайд 9

Слайд 10

6. Первичное чтение

*Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно слушайте и ответьте на вопрос:

-Почему рассказ называется «Гаечки»?

После чтения дети отвечают на вопрос, высказывая свою точку зрения.

7. Физкультминутка для глаз.

8.Беседа по первичному восприятию.

* Как автор обнаружил синичек?

* Чем занимались маленькие синички?

Постановка проблемы: Что автор мог сделать?(мог бы взять птицу в руки, разорить гнездо)

Вывод: нельзя трогать руками гнёзда, вмешиваться в жизнь жителей леса. Помнить, что мы в лесу не дома, а в гостях.

-Как бы ты поступил в такой ситуации?

_Как вы думаете,с каким чувством  Пришвин относится к гаечкам?

Ответы детей.

Слайд 11

Ответы детей.

9.Аналитическое чтение по смысловым абзацам.

Давайте найдём в тексте и прочитаем:

- Как вели себя гаечки в минуту опасности?

- Что сделала пленная синичка?

- Как ей помогала свободная синичка?

Находят ответы в тексте и читают.

10.Физкультминут-ка «Птички»

Птицы весело летали,

А потом зерно клевали,

Посидели, отдохнули,

Снова вверх они вспорхнули.

Взмахи руками,

Присели, наклоны головой

Подпрыгивают вверх.

11. Выборочное чтение.

- Чем занимались синички? Прочитайте отрывок.

Чтение отрывка.

12.Чтение «про себя»

Прочитайте 2-ой абзац на стр. 129.

-О чём здесь говорится?(о взаимовыручке, о дружбе птичек)

Чтение и ответы детей.

13.Чтение по ролям.

Распределит роли и прочитать.

- Каким голосом будем читать?

ИТОГ УРОКА

- Какое произведение читали?

- Кто автор этого произведения?

Давайте проверим, запомнили ли вы птичку-гаечку.

Упражнение на внимание «Найди среди других птиц – гаечек»:я указываю на птицу, спрашиваю: это гаечка? вы отвечаете. Если правильно, птица улетает, если- нет, то она остаётся.

Опишите гаечку:

- Опишите внешний вид гаечек.

- Видели ли вы этих птиц?

- За какими птицами наблюдали? Что заметили?

Ответы детей

Слайд 12

РЕФЛЕКСИЯ

У меня на столе картинки с изображением птиц гаечек и ворон. Вы подходите, выбираете птичку, прикрепляете на доску. Если всё было понятно, гаечку, если трудно и не интересно, ворону.

У нас получилась целая куча птиц.

-Как называется кучка птиц?(стая)

Мы сегодня убедились, что гаечки- это дружные птички. И я хочу, чтобы и наш класс был дружным, где каждый придёт на выручку другому: и человеку, и птице, и животному.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока чтения

Каждый год проходят в октябре открытые уроки чтения. Здесь представлен подробный конспект такого урока в 1 классе....

План – конспект открытого урока чтения по учебнику «Литературное чтение» 2класс.

Отзыв                              на открытый урок по ...

Конспект открытого урока чтения во 2 классе Ф.И.Тютчев " Зима недаром злится".

Конспект открытого урока  чтения  во 2 классе Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"...

Конспект открытого урока чтения по теме "Сказки братьев Бондаренко"

Урок посвящён жизни и творчеству Самарских сказочников братьев Бондаренко...

Конспект открытого урока чтения с элементами театрализации во 2 классе по теме "С. Васильев "Белая береза"

Конспект открытого урока чтения с элементами театрализации во 2 классе по теме "С. Васильев "Белая береза"...

Конспект открытого урока чтения в 1 классе по теме: "Различай Д-Т"

Тема урока: Дифференциация Д-Т.Цель: создание условий для отработки навыка плавного слогового чтения с дифференциацией Д-ТЗадачи: Формировать умения различать при чтении звуки д-тЗакреплять навыки пла...