Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Зуденкова Любовь Ивановна

Данный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 А классе.

Тема: « Художественный образ ветра в литературном произведении, в изобразительном искусстве, в музыкальном произведении.

Обобщение ».

Цель:      1) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы,                                                                     обобщения;

                        2) помочь детям увидеть художественный образ ветра в                              литературе, музыке и живописи;

                     3) развивать интерес к истории слова.

План.

1. Организационный момент.

-   Сегодня мы продолжим двигаться по нашей дороге жизни.

Хочется узнать, как вы будете двигаться по ней:

- на плаксивой скрипучей телеге;

- на весёлой, но однообразной карусели;

- на быстром коне мечты;

- медленно пойдете пешком;

- будете спать сто лет (как спящая красавица)?

-   Большинство из вас выбрало быстрого коня мечты.  Я  очень рада за вас!

Давайте выберем спутника себе, чтобы было в дороге легче, веселее, интереснее. (Ветер).

2. Объявление темы.

-   Сегодня мы попробуем все вместе не только воссоздать литературный образ ветра, но и постараемся увидеть его при помощи живописи и услышать образ ветра с помощью музыки.

3.Создание художественного образа ветра писателями и поэтами:

      1. Работа над русской народной сказкой «Мороз, Солнце и Ветер».

       - Итак, вы хотите взять с собой ветер. Какой? Давайте попробуем подобрать эпитеты к слову ветер ( лёгкий, игривый, холодный, свирепый, ласковый, шквальный, ураганный, попутный, свежий…)

          - Почему же именно ветер попробуем найти ответы в русской народной сказке «Мороз, Солнце и Ветер»

              - Ветер спасает от мороза!

              (…И мороз не мороз, когда ветра нет.)

              - Значит, когда мороз, хороша безветренная погода.

              - Ветер спасает от изнуряющего зноя.        ( Я как повею, сразу холодком потянет!)

Инсценировка сказки «Мороз, Солнце и Ветер»

              - А теперь ответьте на вопрос: «Какой образ ветра мы увидели в русской народной сказке?»

               Ветер- всесильный, могучий великан).

               2. Работа над стихотворением Аполлона Майкова «Колыбельная песня».

              -   Искатель, свободный, как ветер! Освежи свою привязанность к поэзии! (Стихотворение наизусть).

              -  Каким видится вам образ ветра, созданный поэтом? (Мать очень хорошо знает своего сына. Значит, была когда-то и война со звёздами, и погоня за морскими волнами, но сегодня-то ветер «дитя оберегал, колыбелечку качал».

                - Ветер здесь- это озорной мальчишка, который не прочь поиграть в войну, побегать в догонялки, но очень добрый, потому что может «колыбелечку качать». (Поэт применил олицетворение).

              3. Работа над стихотворением М. Исаковского «Ветер».

              -   А теперь посмотрим какой образ создал Михаил Исаковский в стихотворении «Ветер». (Чтение наизусть).

              -   Скажите, уважаемый читатель, какой художественный приём или изобразительно-выразительные средства применил автор?  (Олицетворение). Образ ветра создан с помощью свойств человека: ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил. И скрытого сравнения «полетел» (как птица).

               - Можно ли сказать, в какое время года изображает ветер М. Исаковский? Вчитайтесь в строки стихотворения!

               -« Майский ветер, добрый ветер…» можем ли мы взять эти слова эпиграфом к стихотворению?

               - Итак, здесь образ ветра – доброго. (Ветер- человек добрый, энергичный).

4. Создание художественного образа живописцами.

              - С помощью чего создают художественные образы поэты  в литературе? (С помощью слова!)

              -  Литература-искусство слова! Писатели и поэты- художники слова! А могут  ли живописцы создать образ ветра? ( Да. С помощью красок!) Главные выразительные средства: композиция, рисунок, цвет.

              - А сейчас мы видим репродукцию с картины Аркадия Рылова «Зелёный шум». (Картина  «Зелёный шум», созданная в 1904 году, прославила имя художника не только на Родине, но за границей).

               - Ветер на картине порывистый, дерзкий  и свободный.  Он растрепал берёзкам «косы», кажется, что слышен шелест листьев, чувствуется запах свежести, прохлады.

                - Зелёный шум- так народ называет пробуждение природы весной. Современники связывают с картиной одно из наиболее оптимистичных, проникнутых радостью жизни, весны, пробуждения природы стихотворение Некрасова «Зелёный шум». (Чтение стихотворения учителем).

                 - А как изображает ветер Исаак Левитан? (Дети рассматривают репродукцию с картины И. Левитана «Свежий ветер. Волна»)

                 - На море волны, парус надут, дым из труб пароходов стелется почти параллельно линии горизонта.

                 - Ветер здесь лёгкий, ленивый и прохладный.

5. Создание художественного образа ветра музыкальными средствами:

                 - Можно ли музыкальными средствами создать впечатление ветра, образ ветра?

                1. Послушайте музыку. Ванесса Мэй (скрипка) «Буря на море. Шторм».

                - Кто услышал ветер? Какой он? (Шквальный, порывистый, сильный, ураганный)

                 - Как вы думаете, а какие инструменты ещё могут участвовать в создании образа ветра? (Арфа, рояль, скрипка, труба, барабан, саксофон, литавры). (Струнные, ударные, клавишные).

                 - Литавры- музыкальный ударный инструмент котлообразной формы с одной мембраной. В состав симфонического оркестра входят с 17 века. Обычно употребляются две или более литавр. Бьют в литавры (переносное значение)- торжествовать по поводу победы, успехов. (Обычно ироничное).

                  2. – Русский композитор Пётр Ильич Чайковский (более ста лет назад) создал музыкальное произведение под названием «Времена года». Послушайте отрывок из его произведения.  Я уверена, что вы почувствовали даже движение воздуха- ведь ветер это не что иное как движение воздуха, но оно может быть разным: и лёгким нежным ветерком, и сильным порывистым ураганом.

                 - С помощью чего создаёт художественные образы композитор в музыкальном произведении? (С помощью звука).

6. Итог урока:

                 - Что объединяет все виды искусства? (Создание художественного образа).

                 - Сегодня мы увидели, как  художники (и поэты, и композиторы, и живописцы) создают художественные образы  через свои произведения.

Поэты и писатели (с помощью слова). Композиторы (с помощью звука).

Художники в живописи (с помощью красок и кисти).

                  - Ну что ж, дорогие мои искатели, я думаю, что мы с вами удачно попутешествовали на быстром коне мечты, а помогал нам в пути ветер, художественный образ ветра.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...