"Особый взгляд поэта на мир С.Есенин "С добрым утром!"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Берестовая Любовь Ивановна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО  и технологией деятельностного метода обучения, применение которого создаёт условия для формирования у детей познавательных интересов, коммуникативных и регулятивных способностей, глубоких и прочных знаний, личностных качеств.

C   целью знакомства с творчеством С. Есенина на уроке используются различные формы, методы и приёмы  работы.  Работа в группах направлена не только на  воспитание  личностных качеств, обеспечивающих успешную творческую деятельность, коммуникативные способности,  умение работать в команде, помогать друг другу, но и на активизацию исследовательской деятельности,  цель которой, помочь обучающимся раскрыть секрет есенинского слова, понаблюдать, какие выразительные средства и приёмы использует поэт. Данный урок помогает пробудить у них интерес к творчеству С. Есенина и открыть красоту простой русской природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobyy_vzglyad_poeta_na_mir.s.esenin.s_dobrym_utrom.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме

«Особый взгляд поэта на мир. С.Есенин «С добрым утром!»

Цель урока: раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении.

Задачи урока:

личностные:

-содействовать формированию мотивации к творческой деятельности;

метапредметные:

-содействовать формированию интереса к чтению поэтических произведений и умения анализировать текст (познавательные);

-развивать способность ставить учебные цели и задачи, умения оценивать результаты своих действий (регулятивные);

-создать условия для учебного взаимодействия учащихся и способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме (коммуникативные);

предметные:

-расширять литературный кругозор школьников за счет  произведений русской классической поэзии ХΙХ века;

-формировать первичные представления о специфике лирических                     произведений, учить понимать основное настроение стихотворения;

-содействовать созданию яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения,  эпитета (определения), метафоры, аллитерации, оксюморона;

-развивать образное мышление и творческое воображение учащихся;

-совершенствовать выразительность чтения.

Оборудование:

учебник «Литературное чтение», 3 класс, ч.1 (авт. Н. А. Чуракова), карточки с заданиями для работы в паре и для работы групп.

Ход урока:

Ι. Оргмомент.

- Здравствуйте, дети! Как вы думаете, что ждёт нас сегодня на уроке?

Дети: Наверное, что-то интересное.

- Может быть мы узнаем новое о поэзии.

- Я думаю, что мы познакомимся с  автором нового произведения.

ΙΙ. Актуализация изученного материала.

1.Подготовка к восприятию.

Учитель: Послушайте небольшое стихотворение и вы узнаете о чём пойдёт речь на уроке.

Учитель читает стихотворение наизусть.

 Она - обычной жизни украшенье.
Она - поэтов гордое творенье.
И было б очень пусто,
Когда б она ушла.
Она - не только рифма,
Она - сама душа!

Учитель:  О чём это стихотворение?

Дети: Это стихотворение о поэзии.

Учитель:  Оно так и называется «Поэзия».

Учитель выставляет карточку со словом «Поэзия» доске.

Учитель: А вы согласны с этими словами. Какие ассоциации у вас вызывает слово поэзия?

2. Составление синквейна о поэзии.

Учитель: Давайте составим синквейн о поэзии.

Учитель подписывает ответы детей под словом поэзия.

Синквейн

1. Тема

2. Два прилагательных

3. Три глагола

4. Фраза на тему синквейна

5. Существительное

               Поэзия

1. Прекрасная, изящная.

2. Творить, сочинять, писать.

3. Произведения, написанные стихами.

4. Фантазия.

3.  Проверка домашнего задания.

Учитель: Я знаю, что вы любите фантазировать. А что такое фантазия?

Дети: Фантазия – это чудесная способность, глядя на одинаковое, видеть разное и особенное, глядя на незаметное, обнаруживать замечательное.

Учитель: Давайте, проверим, что необычного вы смогли увидеть, казалось бы,  в обычном творении природы, как облако.

Дети зачитывают своё подражание хокку про облака.

 Каждое стихотворение  помещается на доску в виде облачка.

Учитель:  Молодцы, вы хорошо потрудились дома. Каждый попытался увидеть что-то своё необычное. Это неслучайно, человек  учиться у природы, она вдохновляет его на творчество.

4.  Уточнение знаний о значении слова «поэзия».

Учитель: Давайте продолжим путешествие в мир поэзии. Но прежде, чем мы это сделаем, давайте узнаем ещё об одном значении слова «поэзия». Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

Поэзия летнего утра.

Дети: Поэзия – это красота.

Учитель: Замените в этих предложениях слово «поэзия» словом «красота».

Что получилось? (Слайд)

Дети: Красота золотой осени.

Красота родной природы.

Красота летнего утра.

Учитель: Что теперь вы скажите о поэзии? Сколько значений слова «поэзия» мы теперь знаем? Какие?

Поэзия:

1)Произведения, написанные стихами;

2)Красота или прелесть чего-либо;

                                     (Из словаря С. И. Ожегова)

ΙΙΙ. Постановка учебной задачи.

1. Учитель: Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом конца 19-го начала 20-го веков. Чтобы узнать его имя, прочтите четверостишия, записанные  на карточке и докажите, что эти строчки относятся к поэзии.

2.  Работа в парах.

Учитель: Выполните это задание в парах.

Прочтите выразительно,

передав различные чувства автора.

Ι в.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

ΙΙ в.

Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Учитель: Прочитайте выразительно эти четверостишия.

(Дети в парах по вариантам декламируют отрывки из стихотворений.)

Учитель: Почему эти строчки мы относим к поэзии?

Дети: Так как в них есть рифма и ритм.

Учитель: Чувствуете разницу в настроении? Как поэту удалось донести эту разницу?

 Дети: Он пользуется художественными средствами языка.

3.Составление кластера «Выразительные средства языка художественной литературы».

Учитель: Какими выразительными средствами языка пользуется автор?

Дети: Сравнение (ветки что кудри, солнце – колесо), олицетворение (черёмуха словно человек кудри завила), эпитеты (ветки золотистые).

Учитель: Что объединяет эти четверостишия?

Дети: Они о природе.

Учитель: Кто же автор этих произведений?

Дети: Сергей Александрович Есенин.

Учитель на доску выставляет карточку со словом «Сергей Александрович Есенин»

4. Сообщение темы урока.

Учитель: Какова тема нашего урока?

 Дети: Особый  взгляд поэта на мир.

- Сергей Александрович  Есенин.

Учитель: Какова цель нашего урока?

Дети: Познакомиться с новым стихотворением С. Есенина.

- Узнать как смотрит С. Есенин на мир.

 - Понаблюдать какие выразительные средства  и приёмы  использует поэт.

Учитель: Итак, сегодня мы познакомимся ещё с одним прекрасным стихотворением Сергея Александровича Есенина и попробуем открыть для себя мир поэта, попытаемся раскрыть секрет есенинского слова.

ΙV. Открытие нового знания.

1. Вступительное слово учителя о биографии С.А. Есенина.

Учитель: Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта.

Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил поэта  писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.

2. Сведения из биографии С. А. Есенина.

С. А. Есенин родился 3 октября 1895 году.  С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти всё его детство.

Когда Серёжа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось.

Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Он очень любил свою Родину, её поля и леса, небо над ней. Это всё отражено в его поэзии. С. Есенин воспевал в своих стихах красоту природы. Его называли певцом русской природы. М. Горький о нём писал: “Какой русский, и какой чистый поэт”.

Родина поэта – село Константиново  Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село  называется Есенино.

Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.

Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.  Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет.

Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. С двух лет он был отдан на воспитание в семью деда (отца матери). В этой семье и прошло почти всё его детство.

Бабушка и дедушка сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов. Дедушка пел старые заунывные песни, а бабушка рассказывала сказки.

Он очень любил свою Родину, её поля и леса, небо над ней. Это всё отражено в его поэзии.

Учитель: Что вы узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина?

Дети: Истоками поэзии для С. А. Есенина послужила  родная природа.

- Бабушка и дедушка.

3.  Работа над стихотворением С. Есенина «С добрым утром!»

3.1 Подготовка к восприятию текста

Учитель: Откройте учебник на странице 87. Прочитайте название стихотворения.

Дети: «С добрым утром!»

Учитель: Когда так  говорят?

Дети: Когда утром просыпаешься, то желаешь близким тебе людям добра.

Учитель: Предположите, о чём будет это стихотворение?

Дети: О пробуждении природы, о  красоте русской природы.

Учитель: Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром?

Дети: Да, я был у бабушки в деревне.

-А я видел на даче. 

Учитель: Представьте себе, что утром вы вышли на улицу. Какие образы возникают в памяти, что вы себе представляете?

Дети: Прохладно.

- Очень тихо.

-Когда солнце встает небо красное.

- Еще не очень светло.

-Трава мокрая.

Учитель: Послушайте, как изобразил картину утра С. Есенин.

3.2 Видеоролик. Чтение стихотворения С. Есенина «С добрым утром!» поэтом Марселем Давлатовым.

Учитель: Сейчас вы услышите образец литературного чтения стихотворения поэтом Марселем Давлатовым.

3.3  Анализ стихотворения.

Учитель:  Понравилось вам это стихотворение?

Дети: Да, очень понравилось.

Учитель: О чём это стихотворение?  

Дети: О природе.

-Автор изобразил её  как «живую».

-Природа  просыпается.

-Она словно наполнена ласковой дрёмой, утренней свежестью.

3.4  Физминутка.

3.5  Работа  со «Словарём настроений».

Учитель: Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?

 Дети:  У него было радостное настроение, восторженное  и т. д.

Учитель: Оправдались ли ваши предположения?

 Дети: Да, это стихотворение о пробуждении природы, её красоте.

Учитель: Подходит ли стихотворению название, данное поэтом?
Дети: Да, поэт восхищается красотой пробуждающейся природы.

- Это не только крапива, это словно вся природа  говорит человеку: «С добрым утром!»

3.6  Лексическая  работа.

Учитель: Всё ли было вам понятно?

Затон – длинный нетронутый залив реки.

Заводь – низкие берега залива.

Румянить – покрываться розово-красным цветом.

Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.

Перламутр – твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском.

Учитель: Чьими глазами мы наблюдаем эту картину?

Дети: Мы наблюдаем глазами лирического героя.

Учитель: Поговорим о композиции. Сколько строф в этом стихотворении?

Дети: В этом стихотворении 3 строфы.

3.7  Чтение стихотворения по строфам.

Учитель: Давайте прочитаем стихотворение и посмотрим,  как движется взгляд поэта: что он видит в начале и в конце стихотворения? 

Учитель: Меняется ли картина, которую наблюдает герой?

1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.

2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом.

3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.

Вывод:

Учитель: Поэт охватывает взглядом весь мир?

Дети:  Да.  От поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами.

-Он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить это  по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»).

-Автор описывает раннее июньское утро, примерно около пяти часов.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1.Работа в группах.

Учитель: Давайте понаблюдаем с помощью  каких  выразительных  средств  языка  автор создаёт такие природные образы? Приведите примеры из текста. 

Изобразительно-выразительные средства, использованные

  С. А. Есениным при создании стихотворения  «С добрым утром»

Перечень троп

Значение термина

Пример

1 группа

Эпитет

Образное определение, обладающее особой выразительностью, передающее чувство автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете.

2 группа

Олицетворение

Когда неодушевлённому предмету, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку - дар речи, способность мыслить и чувствовать.

3 группа

Метафора

Скрытое сравнение, когда слова или выражения, употреблённые в переносном значении, сближены по сходству их значений. Перенос качеств одного явления на другое.

4 группа

Аллитерация

Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления её выразительности.

5 группа

Оксюморон

Словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу.

2. Проверка и оценивание групп.

Учитель: Прошу представителей групп выходить в соответствии с номером группы. Всех остальных прошу внимательно слушать, если вывод выступающей группы совпадает с вашим выводом, прошу показать зелёный сигнал, если нет - красный.

 1 группа

Учитель: Какие эпитеты вы нашли? Какую роль они играют в стихотворении?

Дети: Помогают более ярко представить образ наступающего утра.

 2 группа

Учитель: Для чего поэт использует олицетворения? С помощью каких слов одушевляет явления природы?

Дети: Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью олицетворений.

3 группа

Учитель: Какие метафоры вы нашли? Зачем поэты применяют метафоры?

Дети:  Метафоры,  как и эпитеты, помогают понять нам более  ярко представить  картину раннего утра. 

4 группа

Учитель: С помощью каких звуковых повторов согласных звуков в стихотворении создаётся образ лёгкого утреннего ветерка? Как называется этот приём?

Дети: В словах «шелестят», «сережки», «шепчет»,  «шаловливо» звуки [ш], [с], создают  звуковой образ легкого,  еле слышного ветерка. Такой приём называется аллитерация.

5 группа

Учитель: Что вы отнесли к оксюморону?

Дети:  Горят  росы.

Учитель: Почему они горят?

Дети: Переливаются в лучах солнца.

Учитель: Какой вывод мы сделаем?

Дети: Выразительные средства языка делают речь поэта образной и яркой.

-Выразительные средства  помогают нам понять как смотрит поэт на мир.

3. Выборочное чтение.

Учитель: Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? Прочитайте ещё раз это стихотворение и выберите  цветовые эпитеты.

Дети перечитывают стихотворение.

Учитель:  Назовите подходящие слова.

Дети:  «Золотые», «румянит», «зеленые», «серебряные», «перламутром».

Учитель: Какие краски вы выберете для иллюстрации?

Дети:  В иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.

VΙ. Подведение итогов урока.

Учитель: Удалось ли нам раскрыть секрет есенинского слова?

Дети: Да.

Учитель: В чём же состоит этот секрет?

Дети: Он использует выразительные средства языка и пробуждает в нас чувство  любви к родной природе.

Учитель:  Действительно, я согласна с вами, секрет стихов Сергея Есенина в том, что он открывает нам красоту простой русской природы, которую мы не всегда замечаем в повседневной жизни. И мы  благодарны поэту за его необычайно щедрый дар – открывать и дарить эту красоту другим. Наш библиотекарь  Клавдия Васильевна подготовила выставку произведений С.Есенина. Обратите внимание на эти книги. Вы можете взять их в нашей библиотеке и прочитать.

VΙΙ. Рефлексия.  

Учитель: Закончите предложение:

«Соприкосновение с поэзией помогло мне…».

Дети: Соприкосновение с поэзией помогло мне больше узнать о С. Есенине.

-Соприкосновение с поэзией помогло мне ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом.

 -Соприкосновение с поэзией помогло мне увидеть красоту в самых обычных предметах.

- Соприкосновение с поэзией помогло мне получить наслаждение от урока.

VΙΙΙ. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть с.87.

Нарисовать иллюстрацию и подписать строчками из стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться

Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться                миру».  С. Я. Маршак «Ландыш...

Урок литературного чтения по теме «Особый взгляд поэта на мир. С.Есенин «С добрым утром!»

Урок разработан с соблюдением требований ФГОС и предназначен для учащихся 3 класса, обучающихся по системе РО Л.В.Занкова. Структура урока  включает следующие этапы:I. Мотивация к учебной де...

Презентация к уроку литературного чтения в 2 в классе «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш».

Урок помогает обучающимся творчески осмыслить стихотворение, активизировать умственную деятельность. На данном уроке происходит литературное расследование, решаются не только познавательные поэтически...

Урок литературного чтения в 2 в классе «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш».

Урок литературного чтения в 2 в классе «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш»....

Тема урока: «Особый взгляд поэта на мир». С.Есенин «С добрым утром!» (Второй урок в теме.)

Литературное чтение в 3 классепо учебнику Н.А.Чураковой  (система Л.В.Занкова)учителя начальных классов...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Особый взгляд на мир." 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: подведение учащихся к мысли, что поэты и художники открывают нам привычные вещи с иной, неизвестной стороны; развитие внимания к слову, воображение, навыки осмысленного и вы...

Тема урока: «Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина. Знакомство со стихотворениями С. Есенин «С добрым утром!», М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». Тренировка в заучива-нии». Класс: 4

Образовательные:Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина;Разучивание стихотворения С. А. Есенина «С добрым утром!», проверка ранее разученных стихотворенийРазвивающие...