Урок обучения грамоте (литературное чтение) по теме: "Знакомство с буквой П,п."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Шамаева Ольга Радионовна

Урок

обучения грамоте (литературное чтение)
Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ П, п.

       Дата проведения урока: 03.12.12013г.

       Класс: 1 «Г».

       Учитель: Шамаева Ольга Радионовна

      Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: познакомить учащихся с буквой П,п.

Задачи:

1)      Научить правильно употреблять термины и понятия по теме, выполнять звуковой анализ слов «печка», «пушка», соотносить свои действия с используемыми эталонами (алгоритмом звукового анализа, моделью качественной характеристики звука, понятием «твёрдые и мягкие согласные»).

2)      Способствовать формированию и развитию навыка чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами, развитию связной речи, фонематического слуха, творческого воображения.

3)      Воспитывать у учащихся чувство сотрудничества с учителем и одноклассниками, доброжелательность, чувство понимания и сопереживания чувствам других, любовь к чтению.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают буквы П, п; умеют употреблять термины и понятия по теме; выполнять звуковой анализ слов; читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного, эмоционально реагируют на события произведения В. Осеевой «Просто старушка» по вопросам учителя.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; логические – сравнение слов; составление слова по выделенным звукам.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: различают основные нравственно-этические понятия, оценивают свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.).

Программно- методическое обеспечение урока:

Оборудование к уроку:

·         Компьютер

·         Интерактивная доска

·         Учебник «Букварь» (Автор: Л.Е.Журова, 1 часть)

Дидактический материал:

·         Презентация к уроку

·         Модели слов «печка» и «пушка», «липа» и «пила».

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность.

 

Ребята, у нас сегодня гости, воспитатели из детских садов. Давайте мы с ними поздороваемся.

Сегодня на уроке вам нужны ваше умение работать дружно, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

А для начала покажите на «Светофоре успеха ваше эмоциональное состояние и готовность к плодотворной работе на уроке.

 

Вот звонок нам дал сигнал-

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

 

На светофоре успеха дети показывают свое эмоциональное состояние и готовность к уроку.

II

Актуализация знаний учащихся.

Цель: готовность речи, мышления для построения нового способа действия.

Работаем со слоговой табличкой №1. Прочитайте хором таблицу 1 столбиком, затем строчкой.

2 табличку 1 группа- столбик, 2 группа- 2 столбик, 3 группа- 3 столбик, 4 группа- 4 столбик, 5 группа- 5 столбик. Строчки аналогично.

Теперь прочитаем по цепочке слова с изученными буквами.

Работают фронтально со слоговыми табличками, читают слоги хором, группами, слова по цепочке по одному.

III

Постановка учебной задачи.

Цель: постановка цели урока.  

 

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он весёлая игрушка,

И зовут его … (Петрушка).

– Сегодня Петрушка поведёт нас в страну Букварию, в которой мы познакомимся с новой буквой.

– Как просят воды? («Пить, пить».)

– Как пищат птенцы? (Пи-пи.)

– Как называют отца? (Папа.)

– Кто может назвать тему нашего урока?

В это время пеликан

Прилетел из дальних стран.

Он разинул клюв широкий

И прочел такие строки:

– Пассажирский пароход

Прямо к пристани плывёт.

– Слов на букву п немало, –

Птичка пеночка сказала.

                               Г. Сапгир

– Какие звуки звучали чаще в этом стихотворении? Достаточно ли полно мы знакомы с буквой п?

Какую учебную задачу поставили перед собой?

Что нужно сделать, чтобы решить  эту  задачу? 

 

Отгадывают загадку, предлагают варианты ответов.

 

 

 

 

 

Уточняют и согласовывают тему урока.

 

 

 

 

 

 

+Звуки [п], [п’].

+Нет.

+Познакомиться с буквой П,п. Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

IV

Открытие нового знания.

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

1. Звуковой анализ слов «печка», «пушка».

– Покажите Петрушке, как вы выполняете звукобуквенный анализ слов.

– Для начала рассмотрите схемы под рисунками. Подумайте, как правильно назвать картинки. (Печка, пушка.)

-Составьте модель слов фишками.

 

 

 

– Сравните звуки, на которые указывает стрелочка. ([п], [п’].)

(Проверка по эталону на слайде)

Охарактеризуйте их.

2. Знакомство с буквой П, п.

– Какой буквой можно обозначить указанные звуки?

– На что похожа буква п?

 

(Показываю на слайде на экране: буква П похожа на перекладину, на ворота, на турник, на хоккейные ворота).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Замените фишки в схемах слов буквами п.

п

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

– Расскажите, как определить, сколько в слове слогов.– Определите, сколько слогов в слове «печка». А в слове «пушка»? Произнесите эти слова по слогам.

– Назовите ударный слог в словах «печка», «пушка».

3. Игры со словами. Работа в группах.

– Петрушка любит игру «Добавь новую букву». Давайте сыграем.

Задание: вставьте букву п так, чтобы получилось новое слово.                 Ушки – пушки.                       Река – репка.

Очки – почки.                  Сор – спор.

Щека – щепка.                 Шаги – шпаги.

4. Дифференцированная работа.

Для читающих учеников: задание – составить новые слова из слова «просто». (Сто, стоп, трос, просо, спор, спорт, порт, сорт, рост, пост.)

Для нечитающих учеников: задание по учебнику – прочитать по «окошечкам» слоги с буквой п; прочитать слоги по строкам; прочитать только те слоги, в которых буква п обозначает твёрдый согласный звук [п]; прочитать только те слоги, в которых буква п обозначает мягкий согласный звук [п’].

 

(Проверка работы читающих учащихся.)

Для нечитающих учащихся: в чём особенность согласных звуков во всех прочитанных словах?

 

 

5. Коллективная работа по учебнику на стр.113.

– Прочитайте слова по столбикам по цепочке, начиная с 1 группы.

– Прочитайте слова по строчкам.

– Прочитайте только те слова, в которых есть буква п.

– Прочитайте только те слова, в которых один слог.

– Прочитайте только те слова, в которых два слога.

– Среди всех слов найдите и прочитайте те, которые соответствуют модели:

Зелёная

 фишка

Красная фишка

Синяя фишка

Красная

фишка

 

– Попробуйте по схеме определить название игры:

п

Зелёная

фишка

Красная фишка

Синяя

 фишка

Зелёная фишка

Красная

фишка

 

Ответ: прятки.

– Петрушка предлагает сыграть в  игру «Прятки со словами».

Задание: прочитайте слова, которые получаются при изменении одной буквы.

– Определите, сколько слогов в каждом слове.

 

 

 

 

 

+Печка, пушка.

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

image

+глухой твердый , мягкий согласный

+Буквой п.

Дети рассказывают стихи

- Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись, –

Подойди и подтянись.

                               А. Шибаев

 

Подходящие ворота,

Проходи, кому охота!

                               Г. Виеру

П – турник,

На нём гимнаст

Подтянулся 40 раз.

                         В. Степанов

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

                          В. Степанов

 

+В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

 

Дети работают в группах на листочках. Обсуждают, приходят к единому мнению, делятся им с одноклассниками и учителем.

 

 

 

Читающие дети составляют новые слова из слова «просто» каждый индивидуально на заранее подготовленных бланках (листочках).

 

Нечитающие дети работают со слогами.

 

 

 

+Все согласные твёрдые.

 

 

 

Учащиеся читают слова в учебнике на стр.113 по цепочке, по строчкам, слова, где 1 слог, 2 слога, слова, которые соответствуют заданной модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в учебнике на стр.113.

б

о

р

т

п

 

 

 

 

 

с

 

м

 

 

 

 

 

V

Физкультминутка

Цель: снятие усталости, восстановление физических и духовных сил.

Организует смену вида деятельности, двигательную активность с целью снятия напряжения.

Выполняют упражнения под музыку «У жирафа»

VI

Первичное закрепление.

Цель: усвоение нового способа действия при решении учебной задачи с их проговариванием во внешней речи.

 

1. Фронтальная работа по учебнику на стр.115. Чтение слов.

– Петрушка работать не любит, всё бы ему игры да развлечения. Вот и угодил в яму ошибок. Давайте его спасать.

– Прочитайте первую пару слов.

– Сравните эти слова. Определите, что у них общего. Чем они различаются?

– Как можно составить второе слово из первого? (Прочитать слово справа налево.)

– Прочитайте пары слов и проведите сравнение в каждой паре.

– Прочитайте последнее слово правого столбика так, чтобы ударение падало на первый слог, на второй слог.

– Что обозначают слова «по́лки» и «полки́». (По́лки – это предметы мебели, полки́ – это воинская часть.)

– Рассмотрите слогоударные схемы и прочитайте только те слова, которые подходят к первой схеме. А ко второй схеме?

2. Работа с текстом на стр.114

– Прочитайте текст «Папа».

– О какой профессии этот текст? (О плотнике.)

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы!

Это плотник делает

Рамы и полы.

– Какие ещё профессии начинаются на букву п? (Почтальон, повар, портной, парикмахер, педиатр, педагог, проводник, переводчик и др.)

 

Читают пары слов в учебнике на стр.115, находят сходства, различия.

 

 

 

+Прочитать слово справа налево.

 

Объясняют значение слов:

+По́лки – это предметы мебели, полки́ – это воинская часть.

 

 

 

 

Работают с текстом в учебнике «Папа» на стр.114

+О плотнике.

 

 

 

 

+Почтальон, повар, портной, парикмахер, педиатр, педагог, проводник, переводчик и др.

 

 

VI I

 Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: Применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.

Работа по учебнику в парах.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их поставить в чёткий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

– Составьте с помощью фишек и букв слово, выбирая нужные звуки из схем слов левого столбика.

– Проверьте работу, выбирая звуки из схем слов правого столбика.

– Назовите получившееся слово. (Павлин.)

Осуществляется показ иллюстрации.

– Петрушка так характеризует павлина:

Не царь – царёк,

Себя властью облёк,

На серенькую спину

Мантию накинул,

На мантии – алмазы,

Рубины да топазы,

На голове – венец,

А сам – глупец.

– А что вы знаете об этой птице?

Учитель демонстрирует книги писателей В. Бианки, Н. Сладкова, из которых учащиеся могут узнать о жизни павлина и других птиц.

 

Работают в парах по учебнику на стр.114, моделируя ключевое слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

+Павлин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опираясь на жизненный опыт, сообщают известные сведения о павлине.

 

VIII

Физкультминутка

Цель: снятие усталости, восстановление физических и духовных сил.

Провожу гимнастику для глаз.

Выполняют гимнастику для глаз под музыку

(упражнение на слайде)

IX

Включение в систему знаний (закрепление и обобщение).

 

1. Игра «Кто больше?».

– Ребята, считайте количество слов со звуком [п], [п’].

Пламя, платье, пух, перо,

Поезд, пассажир, перрон,

Пряник, парусник, полёт,

Помидор, письмо, пилот. (13 слов.)

                                                  Т. Синицына

2. Чтение рассказа.

первичное чтение.

– Познакомьтесь с рассказом В. Осеевой «Просто старушка».

Повторное чтение.

Читающие ученики – подготовка к чтению по ролям (в группе).

Нечитающие ученики – выделение слов в тексте, которые могут прочитать, ставят простым карандашом точки над словами, которые могут прочитать.

– Эта работа так понравилась Петрушке, что он решил подарить вам «секретные» слова. Прочитайте эти слова сначала слева направо, а потом справа налево.

– Что вы заметили?

 

Учащиеся считают количество слов со звуком [п], [п’] и поднимают карточку с цифрой 13.

 

 

 

 

 

 

Читающие ученики – подготовка к чтению по ролям (в группе).

Нечитающие ученики – выделение слов в тексте, которые могут прочитать, ставят простым карандашом точки над словами, которые могут прочитать.

 

+Слова остались теми же:

ПОТОП           ТОПОТ

 

X

Итог урока. Рефлексия деятельности Цель: фиксация нового содержания, изученного на уроке, неразрешённых затруднений как направлений будущей деятельности

 

– Петрушка исчез, а буква П осталась.

Для родного словаря

Постаралась П не зря!

Попугай, петух и пёс,

Персик, праздник, пылесос,

Пенка, плач, пурга и птица,

Буква П нам будет сниться!

                          Т. Синицына

– Какое открытие мы сегодня совершили? Что нового узнали на уроке?

– Дайте характеристику новым звукам.

– Какие трудности довелось испытать? В какой деятельности, в выполнении каких заданий сомневаетесь, чувствуете себя неуверенными?

-Покажите свое эмоциональное состояние на конец урока на «Светофоре успеха». Опустите. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько она была плодотворной, активной, интересной, свои достижения на светофоре.

Молодцы, ребята, я вами сегодня просто восхищаюсь. Я хочу сказать вам спасибо за сотрудничество.

– Доскажите словечко…

Веселятся Коля, Лена.

Это значит – … (перемена).

-Урок окончен!

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводят итог урока, оценивают свои достижения на «Светофоре успеха».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+Перемена.

+Спасибо за урок!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок обучения грамоте55.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

обучения грамоте (литературное чтение)
Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ П, п.

       Дата проведения урока: 03.12.12013г.

       Класс: 1 «Г».

       Учитель: Шамаева Ольга Радионовна

      Тип урока: урок изучения нового материала. 

Цели: познакомить учащихся с буквой П,п.

Задачи:

  1. Научить правильно употреблять термины и понятия по теме, выполнять звуковой анализ слов «печка», «пушка», соотносить свои действия с используемыми эталонами (алгоритмом звукового анализа, моделью качественной характеристики звука, понятием «твёрдые и мягкие согласные»).
  2. Способствовать формированию и развитию навыка чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами, развитию связной речи, фонематического слуха, творческого воображения.
  3. Воспитывать у учащихся чувство сотрудничества с учителем и одноклассниками, доброжелательность, чувство понимания и сопереживания чувствам других, любовь к чтению.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают буквы П, п; умеют употреблять термины и понятия по теме; выполнять звуковой анализ слов; читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного, эмоционально реагируют на события произведения В. Осеевой «Просто старушка» по вопросам учителя.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; логические – сравнение слов; составление слова по выделенным звукам.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: различают основные нравственно-этические понятия, оценивают свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.).

Программно- методическое обеспечение урока:

Оборудование к уроку:

  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Учебник «Букварь» (Автор: Л.Е.Журова, 1 часть)

Дидактический материал:

  • Презентация к уроку
  • Модели слов «печка» и «пушка», «липа» и «пила».

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность. 

Ребята, у нас сегодня гости, воспитатели из детских садов. Давайте мы с ними поздороваемся.

Сегодня на уроке вам нужны ваше умение работать дружно, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

А для начала покажите на «Светофоре успеха ваше эмоциональное состояние и готовность к плодотворной работе на уроке.

 

Вот звонок нам дал сигнал-

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

На светофоре успеха дети показывают свое эмоциональное состояние и готовность к уроку.

II

Актуализация знаний учащихся.

Цель: готовность речи, мышления для построения нового способа действия.

Работаем со слоговой табличкой №1. Прочитайте хором таблицу 1 столбиком, затем строчкой.

2 табличку 1 группа- столбик, 2 группа- 2 столбик, 3 группа- 3 столбик, 4 группа- 4 столбик, 5 группа- 5 столбик. Строчки аналогично.

Теперь прочитаем по цепочке слова с изученными буквами.

Работают фронтально со слоговыми табличками, читают слоги хором, группами, слова по цепочке по одному.

III

Постановка учебной задачи.

Цель: постановка цели урока. 

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он весёлая игрушка,

И зовут его … (Петрушка).

– Сегодня Петрушка поведёт нас в страну Букварию, в которой мы познакомимся с новой буквой.

– Как просят воды? («Пить, пить».)

– Как пищат птенцы? (Пи-пи.)

– Как называют отца? (Папа.)

– Кто может назвать тему нашего урока?

В это время пеликан

Прилетел из дальних стран.

Он разинул клюв широкий

И прочел такие строки:

– Пассажирский пароход

Прямо к пристани плывёт.

– Слов на букву п немало, –

Птичка пеночка сказала.

                               Г. Сапгир

– Какие звуки звучали чаще в этом стихотворении? Достаточно ли полно мы знакомы с буквой п?

Какую учебную задачу поставили перед собой?

Что нужно сделать, чтобы решить  эту  задачу?  

Отгадывают загадку, предлагают варианты ответов.

Уточняют и согласовывают тему урока.

+Звуки [п], [п’].

+Нет.

+Познакомиться с буквой П,п. Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

IV

Открытие нового знания.

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. 

1. Звуковой анализ слов «печка», «пушка».

– Покажите Петрушке, как вы выполняете звукобуквенный анализ слов.

– Для начала рассмотрите схемы под рисунками. Подумайте, как правильно назвать картинки. (Печка, пушка.)

-Составьте модель слов фишками.

– Сравните звуки, на которые указывает стрелочка. ([п], [п’].)

(Проверка по эталону на слайде)

Охарактеризуйте их.

2. Знакомство с буквой П, п.

– Какой буквой можно обозначить указанные звуки?

– На что похожа буква п?

(Показываю на слайде на экране: буква П похожа на перекладину, на ворота, на турник, на хоккейные ворота).

– Замените фишки в схемах слов буквами п.

п

 

п

– Расскажите, как определить, сколько в слове слогов.– Определите, сколько слогов в слове «печка». А в слове «пушка»? Произнесите эти слова по слогам.

– Назовите ударный слог в словах «печка», «пушка».

3. Игры со словами. Работа в группах.

– Петрушка любит игру «Добавь новую букву». Давайте сыграем.

Задание: вставьте букву п так, чтобы получилось новое слово.                 Ушки – пушки.                 Река – репка.

Очки – почки.                  Сор – спор.

Щека – щепка.                 Шаги – шпаги.

4. Дифференцированная работа.

Для читающих учеников: задание – составить новые слова из слова «просто». (Сто, стоп, трос, просо, спор, спорт, порт, сорт, рост, пост.)

Для нечитающих учеников: задание по учебнику – прочитать по «окошечкам» слоги с буквой п; прочитать слоги по строкам; прочитать только те слоги, в которых буква п обозначает твёрдый согласный звук [п]; прочитать только те слоги, в которых буква п обозначает мягкий согласный звук [п’].

(Проверка работы читающих учащихся.)

Для нечитающих учащихся: в чём особенность согласных звуков во всех прочитанных словах?

5. Коллективная работа по учебнику на стр.113.

– Прочитайте слова по столбикам по цепочке, начиная с 1 группы.

– Прочитайте слова по строчкам.

– Прочитайте только те слова, в которых есть буква п.

– Прочитайте только те слова, в которых один слог.

– Прочитайте только те слова, в которых два слога.

– Среди всех слов найдите и прочитайте те, которые соответствуют модели:

Зелёная

 фишка

Красная фишка

Синяя фишка

Красная

фишка

– Попробуйте по схеме определить название игры:

п

Зелёная

фишка

Красная фишка

Синяя

 фишка

Зелёная фишка

Красная

фишка

Ответ: прятки.

– Петрушка предлагает сыграть в  игру «Прятки со словами».

Задание: прочитайте слова, которые получаются при изменении одной буквы.

– Определите, сколько слогов в каждом слове.

+Печка, пушка.

 

+глухой твердый , мягкий согласный

+Буквой п.

Дети рассказывают стихи

- Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись, –

Подойди и подтянись.

                               А. Шибаев

Подходящие ворота,

Проходи, кому охота!

                               Г. Виеру

П – турник,

На нём гимнаст

Подтянулся 40 раз.

                         В. Степанов

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

                          В. Степанов

+В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Дети работают в группах на листочках. Обсуждают, приходят к единому мнению, делятся им с одноклассниками и учителем.

Читающие дети составляют новые слова из слова «просто» каждый индивидуально на заранее подготовленных бланках (листочках).

Нечитающие дети работают со слогами.

+Все согласные твёрдые.

Учащиеся читают слова в учебнике на стр.113 по цепочке, по строчкам, слова, где 1 слог, 2 слога, слова, которые соответствуют заданной модели.

Работают в учебнике на стр.113.

б

о

р

т

п

с

м

V

Физкультминутка

Цель: снятие усталости, восстановление физических и духовных сил.

Организует смену вида деятельности, двигательную активность с целью снятия напряжения.

Выполняют упражнения под музыку «У жирафа»

VI

Первичное закрепление.

Цель: усвоение нового способа действия при решении учебной задачи с их проговариванием во внешней речи.

1. Фронтальная работа по учебнику на стр.115. Чтение слов.

– Петрушка работать не любит, всё бы ему игры да развлечения. Вот и угодил в яму ошибок. Давайте его спасать.

– Прочитайте первую пару слов.

– Сравните эти слова. Определите, что у них общего. Чем они различаются?

– Как можно составить второе слово из первого? (Прочитать слово справа налево.)

– Прочитайте пары слов и проведите сравнение в каждой паре.

– Прочитайте последнее слово правого столбика так, чтобы ударение падало на первый слог, на второй слог.

– Что обозначают слова «по́лки» и «полки́». (По́лки – это предметы мебели, полки́ – это воинская часть.)

– Рассмотрите слогоударные схемы и прочитайте только те слова, которые подходят к первой схеме. А ко второй схеме?

2. Работа с текстом на стр.114

– Прочитайте текст «Папа».

– О какой профессии этот текст? (О плотнике.)

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы!

Это плотник делает

Рамы и полы.

– Какие ещё профессии начинаются на букву п? (Почтальон, повар, портной, парикмахер, педиатр, педагог, проводник, переводчик и др.)

Читают пары слов в учебнике на стр.115, находят сходства, различия.

+Прочитать слово справа налево.

Объясняют значение слов:

+По́лки – это предметы мебели, полки́ – это воинская часть.

Работают с текстом в учебнике «Папа» на стр.114

+О плотнике.

+Почтальон, повар, портной, парикмахер, педиатр, педагог, проводник, переводчик и др.

VI I

 Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: Применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.

Работа по учебнику в парах.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их поставить в чёткий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

– Составьте с помощью фишек и букв слово, выбирая нужные звуки из схем слов левого столбика.

– Проверьте работу, выбирая звуки из схем слов правого столбика.

– Назовите получившееся слово. (Павлин.)

Осуществляется показ иллюстрации.

– Петрушка так характеризует павлина:

Не царь – царёк,

Себя властью облёк,

На серенькую спину

Мантию накинул,

На мантии – алмазы,

Рубины да топазы,

На голове – венец,

А сам – глупец.

– А что вы знаете об этой птице?

Учитель демонстрирует книги писателей В. Бианки, Н. Сладкова, из которых учащиеся могут узнать о жизни павлина и других птиц.

Работают в парах по учебнику на стр.114, моделируя ключевое слово.

+Павлин.

Опираясь на жизненный опыт, сообщают известные сведения о павлине.

VIII

Физкультминутка

Цель: снятие усталости, восстановление физических и духовных сил.

Провожу гимнастику для глаз.

Выполняют гимнастику для глаз под музыку

(упражнение на слайде)

IX

Включение в систему знаний (закрепление и обобщение).

1. Игра «Кто больше?».

– Ребята, считайте количество слов со звуком [п], [п’].

Пламя, платье, пух, перо,

Поезд, пассажир, перрон,

Пряник, парусник, полёт,

Помидор, письмо, пилот. (13 слов.)

                                                  Т. Синицына

2. Чтение рассказа.

первичное чтение.

– Познакомьтесь с рассказом В. Осеевой «Просто старушка».

Повторное чтение.

Читающие ученики – подготовка к чтению по ролям (в группе).

Нечитающие ученики – выделение слов в тексте, которые могут прочитать, ставят простым карандашом точки над словами, которые могут прочитать.

– Эта работа так понравилась Петрушке, что он решил подарить вам «секретные» слова. Прочитайте эти слова сначала слева направо, а потом справа налево.

– Что вы заметили?

Учащиеся считают количество слов со звуком [п], [п’] и поднимают карточку с цифрой 13.

Читающие ученики – подготовка к чтению по ролям (в группе).

Нечитающие ученики – выделение слов в тексте, которые могут прочитать, ставят простым карандашом точки над словами, которые могут прочитать.

+Слова остались теми же:

ПОТОП           ТОПОТ

X

Итог урока. Рефлексия деятельности Цель: фиксация нового содержания, изученного на уроке, неразрешённых затруднений как направлений будущей деятельности

– Петрушка исчез, а буква П осталась.

Для родного словаря

Постаралась П не зря!

Попугай, петух и пёс,

Персик, праздник, пылесос,

Пенка, плач, пурга и птица,

Буква П нам будет сниться!

                   Т. Синицына

– Какое открытие мы сегодня совершили? Что нового узнали на уроке?

– Дайте характеристику новым звукам.

– Какие трудности довелось испытать? В какой деятельности, в выполнении каких заданий сомневаетесь, чувствуете себя неуверенными?

-Покажите свое эмоциональное состояние на конец урока на «Светофоре успеха». Опустите. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько она была плодотворной, активной, интересной, свои достижения на светофоре.

Молодцы, ребята, я вами сегодня просто восхищаюсь. Я хочу сказать вам спасибо за сотрудничество.

– Доскажите словечко…

Веселятся Коля, Лена.

Это значит – … (перемена).

-Урок окончен!

Подводят итог урока, оценивают свои достижения на «Светофоре успеха».

+Перемена.

+Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте - 1 класс по теме "Знакомство с согласными звуками [г], [г\'], [д], [д\'] и соответствующими буквами".

Урок показан на семинаре по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием....

Урок обучения грамоте 1 класс по теме: "Знакомство с буквой Вв".

Урок разработан по программе УМК Начальная школа 21 века (Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова)...

План-конспект урока обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе. Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. ФГОС. УМК "Школа России" автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградская

Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся ссогласными звуками [т], [ т\'] , буквами Т,т, развития речи.Тип урока: решение учебной з...

Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»

Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...

Технологическая карта урока обучения грамоте (литературное чтение) тема: Знакомство с буквой Б,б

Технологическая карта урока обучения грамоте (Литературного чтения) в 1 классе. тема урока : Знакомство с буквой Б,бЦель урока: Знакомство ссогласной буквой Б,б,  согласными звуками [б, б']...


 

Комментарии

Ахметова Айна Мурадбековна

Спасибо за качественный материал! Очень подробный план-конспект урока по ФГОС.

Шамаева Ольга Радионовна

Спасибо! Этот урок я проводила в рамках недели преемственности "Детский сад- школа". Мне самой он понравился. Дети работали очень активно, вовлеченно. Воспитатели и администрация школы увиденным тоже были довольны. Особо выделили методы и приемы работы по чтению слогов, слов, предложений и небольших текстов, дифференцированную работу с детьми, которые испытывают трудности в чтении. Дети показали довольно высокий уровень обученности чтению.