Урок литературного чтения "Дед Мазай и зайцы"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Фокеева Ольга Николаевна

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ded_mazay_i_zaytsy.rar2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Задачи:

Образовательные

             - познакомить учащихся с новым произведением;

             - отрабатывать навык выразительного чтения.

 Развивающие

             - развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;

             - пополнять активный и пассивный словарь учащихся;

             - развивать связную речь учащихся.

 Воспитательные

             - воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация к уроку

портрет Н.Некрасова

Ход урока

1. Организационный момент

 - Ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок хорошего настроения. Мы будем вспоминать, предполагать, слушать, читать, думать, представлять, сосредоточенно работать и … улыбаться. Тогда нам всё будет по плечу.

2. Речевая разминка

 - Прочитайте стихотворение Е.Евтушенко. Читаем все вместе, медленно:

                          Берегите эти воды, эти земли,

                          Даже малую былиночку любя.

                          Берегите всех зверят внутри природы,

                          Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Как вы понимаете эти строки?

- О каких зверях внутри нас говорит автор?

   (Это человеческие пороки: зависть, лень, жадность, злость, …)

- К чему призывает автор?  

   (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает)

Прочитаем стихотворение выразительно

3. Мир природы на страницах книг поэтов 19 века

- Мы продолжаем перелистывать страницы истории детской литературы поэтов второй половины 19 века, где раскрывается мир природы.

- Кто впервые в русской литературе показал «поэзию природы», её влияние на человеческую душу?

   (С.Аксаков – «Детские годы Багрова - внука». Серёжа Багров постепенно    

   учился видеть, чувствовать красоту природы, и от этого он сам становился  

  другим – добрее, душевнее)

- Назовите поэтов первой половины 19 в, которые с любовью, мастерски рисовали  картины природы в своих произведениях? (Плещеев, Тютчев, Майков)

- О чём размышляли поэты в своих стихах?

   (О взаимоотношениях человека и природы)

4. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы будем открывать тайны поэта второй половины 19 века Николая Алексеевича Некрасова.

Некрасов тоже писал стихи о природе в разные времена года.

Почему поэт любит природу? Что связывает его с природой? На эти вопросы нам предстоит ответить.

Стр.     учебника.   Прочитайте заглавие.  Рассмотрите иллюстрацию.

- Можете ли ещё до чтения стихотворения сказать, о чём будет текст?

   (Как Мазай спасает зайцев)

- Кому посвящено это стихотворение?  Как вы думаете почему?

 

5. Рассказ о Н.Некрасове

Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877)

    Невесёлое детство было у Некрасова. Отца его, грубого и жестокого человека, прозвали «диким барином». Он обижал не только принадлежащих ему крестьян, но и своих домашних. Отец запрещал сыну дружить с детьми крепостных крестьян, но мальчик, выбрав удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских детишек. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними ягоды, грибы, а когда наступала зима, и ребята уходили на Волгу кататься с крутых берегов на санках, он и тогда не расставался со своими приятелями. Так любовь к полям, лесам своей родины, к её снегам  и морозам зародилась у него ещё в детские годы.

     Уже с раннего детства Некрасов был сильным, смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья. Став взрослым, в свободное от работы время любил охотиться. (фотографии)

     Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказывал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту.

     Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи.

     Своё стихотворение Николай Некрасов написал в деревне Малые Вежи. В ту пору фамилия Мазаевых или Мазайкиных была очень распространённой в той стороне. Мазай – это настоящее лицо.

6. Словарная работа

 - Так как стихотворение было написано давно, в нём много устаревших слов (архаизмы), которые требуют объяснения.

    Игра «Объяснялки»

  Дупель                   *    

  • издавна

  Исстари                 *

  • гладкая, ровная, наезженная

  Хмель                    *

  • птица из семейства бекасовы

  Венеция                 *

  • состояние беззаботной лихости, смелости

  Торная (дорога)    *

  • город в Италии, вместо улиц вода, люди переправляются на лодках – гондолах, а управляют лодками гондольеры

  Курок                    *

  • вьющееся растение с тонким длинным стеблем

  Очи                       *

  • неточно стрелять, промахиваться

  Пуделять              *

  • Часть ударного механизма в огнестрельном оружие

  Курок                   *

  • глаза

 7. Просмотр мультфильма 1 часть

 8. Чтение текста в учебнике

 9. Анализ  текста части 1.

- От чьего имени ведётся рассказ?

- С какой картины начинается стихотворение?

- прочитайте описание летнего дождя.

- Какой дождь можно назвать жестоким?

- С чем автор сравнивает струи дождевые?

- Как подчёркивается сила дождя?

 

- Чем замечательна деревенька Мазая?

- Почему край назван «низменным»?

  (Деревня была расположена в низине и весною её так затопляло, что жители не  

   ходили по улицам, а плавали на лодках.)

- Как называется такое явление? (половодье)

- Каким видит Мазай лес днём и ночью?

- С каким чувством рассказывает Мазай о своих впечатлениях, какие красивые и необычные слова находит?

- Какими звуками наполнен лес?

 (нежно поёт, ухает, заскрипит)

- Прочитайте рассказы Мазая про деревенских «охотников славных» так, чтобы каждый слушатель «от души хохотал».

- С какой неожиданной стороны открывается Мазай?

   Работа в Рабочей тетради стр. 52, № 1

- Выберите и подчеркните цитаты, характеризующие Мазая.

       1. Любит до страсти свой низменный край…

      2. Вдов он, бездетен, имеет лишь внука…

       3.Сбегать лесами ему нипочём…

      4.Ночью… ну, ночью робел я и сам…

      5. Дня не проводит Мазай без охоты...

       6.Начал частенько Мазай пуделять…

       7.«Врёшь – упадёшь!» - добродушно кричит.

      8. Знает он много рассказов забавных.

- Определи одним словом характер Мазая. (добрый)

- Как понимаете «хохотать от души»?

- Над чем  поэт «хохотал от души»? (над рассказами об охотниках)

10. Озвучьте иллюстрации учебника

     * Всю эту местность вода поднимает,

        Так что весною деревня всплывает.

  • Сыч разлетается к ночи,

Рожки точёны, рисованы очи.

  • Больно, родимый, я зябок руками…

11. Работа по вариантам

    Вариант 1 – найдите в тексте сравнения

                         Струи дождевые – прутья стальные

                         Деревня – Венеция

                         Ухает удод – как пустая бочка

                         Тишина леса – как в церкви после службы

                         Сосна заскрипит – старуха проворчит

 Вариант 2 – найдите эпитеты описания природы

  Эпитеты – определение, прибавляемое к названию предмета для большей

                      изобразительности, (синее море).

                      Нелестные эпитеты - о неодобрительной характеристике кого-либо.

  Небольшая тучка, жестокий дождь, дождевые струи, с стремительной силой, в зелёных садах, низменный край, торной дорогой, нежно поёт, рожки точёны.

 

 В речи мы часто употребляем слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например, суффикс –ушк- в слове зимушка или суффикс –ишк- в слове ребятишки. Встречаются и другие уменьшительно-ласкательные суффиксы.

- Как вы думаете, какую роль играют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

(слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами подчёркивают милое, доброе отношение автора к герою. Показывают, какие добрые и вежливые были герои. Помогают определить размер предмета.)

Слабым учащимся – найти в тексте слова с уменьшительно-ласкательными

                                       суффиксами

тучка, деревенька, домики, пеночка, рожки, частенько, дедушка, ружьишко, коробок,  над уголёчками.

Проверка

12. Итог урока. Рефлексия.

- Что бы изменилось, если бы в 1 части стихотворения не было картин природы?

- Комфортно ли было вам на уроке? Уверенно ли чувствовали себя? С интересом ли познавали новое? Используя «Барометр настроения» покажите это.

13. Д/З стр.    -      выразительно читать

                             Р.Т. стр. 52, написать небольшую зарисовку «Летний дождь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения в 3 классе по теме "Н.Некрасов "Дед Мазай и зайцы" (знакомство с произведением).

конспект урока по литературному чтению для классов компенсирующего обучения...

интегрированный урок (литературное чтение и ИЗО) в 3 классе по теме"Н.Некрасов "Дед Мазай и зайцы".

конспект интегрированного урока (литературное чтение и ИЗО) для классов компенсирующего обучения...

Урок по Литературному чтению для 4-го класса Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Урок Литературного чтения по программе 2100. Cодержит конспект урока, а также иллюстративный материал в формате MS Power Point...

Урок литературного слушания: Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" (1-й класс)

Урок литературного слушания (1 класс) УМК "Начальная школа 21 века".Тема:Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" ...

Урок литературного чтения Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Знакомство учащихся с творчеством Н.А.Некрасова. Совершенствование навыков выразительного, беглого  чтения....

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему;Н.А. Некрасов "Дед Мазай и зайцы".

В материале представлен конспект открытого урока по литературному чтению...

Фрагмент урока литературного чтения по стихотворению Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы"

Самым подходящим для анализа стихотворения Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы" будет медленное (филологическое) чтение с остановками на ключевых словах. Дальнейший анализ произведения через составление...