Урок по Литературному чтению для 4-го класса Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Симонова Галина Алексеевна

Урок Литературного чтения по программе 2100. Cодержит конспект урока, а также иллюстративный материал в формате MS Power Point

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема урока: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Образовательные цели:

  1. Формировать умение понимать содержание стихотворения
  2. Формировать умение понимать авторский замысел
  3. Продолжать формировать умение составлять цитатную характеристику главного героя стихотворения
  4. Работать над техникой чтения

Развивающие цели:

  1. Развивать воображение,речь, внимание, мышление
  2. Активизировать познавательную деятельность учащихся

Воспитывающие цели:

  1. Развивать навыки самостоятельной работы
  2. Развивать навыки работы в паре
  3. Воспитывать любовь к родной природе, животному миру
  4. Толерантное отношение друг к другу

Метапредметные цели:

  1. Знакомство с новыми терминами
  2. Знакомство с неизвестными ранее мерами длины

Учебная литература: 1) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света» книга для чтения в 4 класс. Часть 1  2) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова «Тетрадь по литературному чтению» к учебнику «В океане света», 4 класс.

Литература для учителя: Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова » Уроки литературного чтения в 4 классе». Методические рекомендации для учителя.

Оборудование урока:  Компьютер, мультимедийный проэктор, экран, слайды к уроку.

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Оганизационный момент

-Проверим готовность к уроку.

Посмотрите, всё ли у вас есть на парте для работы на уроке.

Ученики проверяют наличие на парте необходимых принадлежностей.

2.Проверка домашнего задания.

- С чего нам следует начать урок?

- Мнения учащихся:с проверки стихотворений Ф.Тютчева и А.Майкова.

Ученики по желанию читают понравившееся стихотворение, обосновывая свой личный выбор автора.

3. Работа с текстом до чтения

Диалог учителя с учащимися:

- Знакомо ли вам имя Н.А. Некрасова?

- Кто из Вас ранее читал его стихотворения?

Давайте познакомимся с Некрасовым и его творчеством. Слайд 1, 2

- Поэма, что это за жанр? Давайте обсудим.

Слайд 3

- Откройте учебник стр.176, рассмотрите иллюстрацию.Можно ли по иллюстрации определить, о чем речь пойдет в стихотворении?

- Ваши отверы верны, природа и человек – вот о чем размышляет поэт.Сейчас вы прочитаете стихотворение, оно было написано примерно в то же время, что и стихи Тютчева, Майкова, которые вы сегодня читали.Некрасов поведает нам о своем спутнике, таком же страстном охотнике, как и сам Некрасов – старом Мазае.Давайте знакомиться  - «Дед Мазай и зайцы»

-Учащиеся отвечают на вопросы,  высказывают свои предположения.

Учащиеся предлагают различные версии.

Различные высказывания учеников.

4.Работа с текстом во время чтения

Прочитайте текст самостоятельно.

Сейчас мы обсудим 1часть.

-Как её можно озаглавить? Поработайте в паре и представьте свои заголовки.

-Внимательно прочитайте описание летнего дождя. С чем сравнивает автор струи дождевые?

- Выберите в тексте и подчеркните цитаты, характеризующие Мазая.

- Вспомним, что такое цитата? Познакомимся с высказываниями Некрасова. Слайд 3

-Давайте проверим, что у нас получилось.

-Откройте рабочую тетрадь на стр.52 и выполните задание №2-1. (Составить цитатную характеристику дедушки Мазая) Попробуйте определить одним словом характер Мазая.

- Проверяем!

- Послушайте внимательно двустишье:

«За сорок верст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочём»

-Как вы думаете, а что такое верста?

Рассказ учителя:  

- С древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: это верста, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.Верста-старорусская путевая мера.Этим словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. При Петре 1 одна верста равнялась 500 саженей. «Пошёл за семь верст киселя хлебать» ( древнерусская пословица, т.е. отправляться в дальнюю дорогу без особой нужды).Аршин также мера длины.Аршином, так же, называли мерную линейку. Локоть – равнялся длине руки от пальцев до локтя. Сажень – наиболее распространённая мера длины. Слайд 4.

Вершок – в современном исчислении равен 4,44см. Давайте сосчитаем, сколько же километров мог преодолеть дед Мазай до Костромы через лес?

Молодцы все, кто справился с заданием!

-Давайте отдохнём.

Физкультминутка.

«Нет не ветер, чудо ветер

И не лес шумит вокруг

Это просто перемена для усталых наших рук»

- А теперь поговорим о второй части.

-Как её можно озаглавить? Также поработайте в паре и представьте свои заголовки.

Обсуждение заголовков учителя и учеников.

- Что наболело на душе у Мазая?

-Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?

-Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев?

- А как вы бы поступили в аналогичной ситуации?

Учащиеся выполняют задание учителя.

Учащиеся предлагают свои заголовки к первой части и обсуждая, выбирают несколько наиболее точных.

Ответы учащихся.

Учащиеся выполняют задание

.

Взаимопроверка выделенных цитат.

Самопроверка, взаимопроверка учащихся.

Учащиеся предполагают, что может быть это мера длины?

Ответы учащихся (предположительно около 42 километров)

Выполняется физкультминутка

Учащиеся обсуждают и высказывают свои заголовки ко 2 части.

Фронтальная работа.

Ответы учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н. А. Некрасов (1821-1878) Знакомство с творчеством

Слайд 2

Написал для детей: Поэмы: «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос» «Кому на Руси жить хорошо» Схитворения: «Генерал Топтыгин» «Баба Яга, костяная нога» «Пчёлы» и другие

Слайд 3

Цитаты Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте, Спасибо вам скажет сердечное Русский народ … Воля и труд человека Дивные дивы творят

Слайд 4

Что такое поэма? Поэма – (с греч. Poiein- »творить», «творение»)крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом

Слайд 5

Старинные русские меры длины. Верста- одна из основных русских мер длины(в 18 - начале 20 веков) 1верста = 500сажень = 1500 аршин=1,06км Аршин – старинная мера длины, в современном исчислении равна 71см Сажень- равна трём аршинам (2,13м) Сосчитайте: сколько км мог пройти дед Мазай до Костромы? 40 вёрст - ? км

Слайд 6

Молодцы !!! Спасибо за отличную работу!!! Презентацию подготовила Учитель начальных классов ГБОУ Лицей № 101 г. Санкт-Петербург Симонова Галина Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен  «Девочка со спичками».  К уроку есть презентация....

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Урок по литературному чтению в 3 –а классе Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (Обобщающий урок)

Цели:1.Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказать, создать творческие работы.2.Развивать устную речь. Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.3.Воспитыват...

конспект урока по литературному чтению "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца» (2 кл.)

Конспект урока по литературному чтению Тема: Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц»Цели деятельности учи...

Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)

Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...