Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Лисицина Эльвира Александровна

Открытый урок с презентацией по предмету литературное чтение в 3 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Я слышу – я забываю Я вижу – я запоминаю Я делаю – я понимаю

Слайд 3

Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877)

Слайд 4

Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.

Слайд 5

Тема урока: А.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Слайд 6

Узнать… Научиться…

Слайд 7

И.И.Левитан «Весна. Большая вода»

Слайд 8

Багор Силок

Слайд 9

1 разболтался в сарае 1 шумливая группа 2 гурьба 2 шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство 3 лопочут ушами 3 разговорился 4 гуторить 4 тот, с кем случилась беда 5 горемыка 5 разговаривать 6 тягота 6 забава, веселье 7 потеха 7 всходы посева засеянные осенью 8 озимь 8 тяжесть, груз

Слайд 10

1 разболтался в сарае 1 шумливая группа 2 гурьба 2 шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство 3 лопочут ушами 3 разговорился 4 гуторить 4 тот, с кем случилась беда 5 горемыка 5 разговаривать 6 тягота 6 забава, веселье 7 потеха 7 всходы посева засеянные осенью 8 озимь 8 тяжесть, груз

Слайд 12

Синквейн 1. Дед Мазай 2. Добрый, хороший 3. Помогает, спасает, ухаживает 4. Дед Мазай спасает зайчишек 5. Спасатель

Слайд 13

Чуткому сердцу откроются тайны!

Слайд 14

Рефлексия Продолжите фразу: --- На уроке я узнал(а)… --- Я похвалил(а) бы себя за … --- Этот рассказ учит меня …



Предварительный просмотр:

Тема урока: Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении стихотворения   Н.А. Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы»

Цель: совершенствование навыка вдумчивого чтения на основе изучения стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Задачи:

Обучающая: 
- совершенствовать умение анализировать стихотворение, способствовать формированию читательской компетенции учащихся;

- формировать умение понимать внутренний мир главного героя и выражать личностное отношение к прочитанному;
- учить обобщать и делать выводы с опорой на текст.

Развивающая: 
- способствовать развитию устной речи, наблюдательности, поэтического вкуса и образного мышления, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении,

- способствовать эстетическому развитию детей, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления.

Воспитывающая: 
- создавать условия для формирования бережного отношения к природе;
- способствовать раскрытию нравственного смысла произведения: чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому,

Планируемые результаты

Предметные:

Познакомить со стихотворением  Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

- совершенствовать  технику чтения, развивать речь, расширять словарный  запас учащихся.

Метапредметные:

- излагать и аргументировать свою точку зрения;

- слушать собеседника и вести диалог;

- работать в группе, в паре,  получать информацию из текста учебника, обсуждать её, формулировать выводы.

Личностные:

- демонстрировать личностный смысл  учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок с применением ИКТ

Используемые методы и приёмы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

3. Практические методы: устные  упражнения.

Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

2. Аудиозапись стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

3. Репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

4. Толковый словарь Ожегова

5. Иллюстрации к стихотворению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

6. Литературное чтение. Учебник для 3 класса начальной школы. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, посмотрите друг на друга, на гостей, улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением с другим. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения. (Слайд 1)

Проверка готовности к уроку. (Слайд 2)

Я слышу – я забываю

Я вижу – я запоминаю

Я делаю – я понимаю

Так гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать и рассуждать. Ведь чтение без размышления это - простое развлечение.

II. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (Стихотворение Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»)

Чтение стихотворения «Не ветер бушует над бором…» наизусть. (Слушаем по несколько куплетов.)

Вывод: Только очень хороший человек мог написать эти стихи, которые затронули нашу душу. Таков Некрасов, он любил природу родного края и все то, что его окружало. (Слайд 3)

А вот как затронуло душу строки Евгения Евтушенко

III. Речевая разминка. (Слайд 4)

- Прочитайте стихотворение Е.А. Евтушенко. Читаем  про себя, тихо, громко, выразительно

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)

- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень)

- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)

IV. Актуализация знаний

К вам на урок я пришла с замечательной книгой и не случайно. 

1. Беседа

- Как называется книга? («Тайны природы»)

- А что такое тайна? (ответы детей) 

Толковый словарь Ожегова дает нам такое объяснение этому слову. Тайна – нечто неразгаданное, нечто не опознанное.

- Назовите однокоренные слова к слову тайна (тайник, таинственный, потайной, тайком, притаиться и другие)

- Подберите синонимы к этому слову (секрет, загадка)

- С каким словом связано слово тайна? (с открытием)

- На уроках математики вы какие тайны открываете?

- Какие тайны вы открываете на уроках русского языка? Литературного чтения?

V.  Изучение нового материала

1.Сообщение темы и цели урока.

Какая будет тема урока? Вспомним ещё раз строки Евтушенко (Об отношении человека к природе.)

- Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся еще с одним из произведений Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». (Слайд 5)

Поставим цель: (Познакомиться со стихотворением Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».)

Задачи: (Слайд 6)

Узнать: (Какая история произошла с дедушкой Мазаем?)

Научиться: (Открыть тайны, спрятанные в стихотворении, выразительно читать)

2. Работа по картине (Слайд 7)

- Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты, а можно - кистью и красками, как художники и, как музыканты – нотами.

- Чтобы вы лучше поняли стихотворение Некрасова и представили описанную поэтом ситуацию, сначала давайте рассмотрим репродукцию картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода». Художник-живописец очень точно описал то время года и природные явления, которые мы будем наблюдать в стихотворении Н.Некрасова.

- Скажите, какое время года изображено? 
(это весна)

- Где происходит действие картины? (на реке)

- Что произошло с рекой?

- Когда реки выходят из берегов? (река разлилась, затопила берег…)

- Что тогда может произойти? (вода может затопить дома, гибнут в норках животные) 
- Почему это явление называется половодьем? 
(половодье – полная вода, много воды)

- Как бы вы назвали картину? (Весна. Ранняя весна. Наводнение. Река разлилась.)

3. Знакомство с историей написания стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы».

- Историю, случившуюся в половодье, в одном из своих стихотворений рассказал Н.А. Некрасов. В учебнике помещен только отрывок этого произведения, поэтому, я расскажу вам предысторию.

- В деревне Малые Вёжи жил одинокий, добрый человек. Все звали его дедушкой Мазаем.
Он любил природу и большую часть жизни проводил в лесу. Деревня, где жил Мазай была особенная. Каждую весну река выходила из берегов и затопляла дома и огороды, поэтому жители догадались поставить дома на столбы. Зато летом Малые Вёжи утопали в зелени. Некрасову нравилась эта тихая, зеленая деревня. Каждый год он приезжал туда поохотиться, побродить по лесу, отдохнуть. Его неизменным спутником был старый Мазай. Он знал много забавных историй. А Некрасов любил их слушать. На основе одной такой истории Некрасов и написал стихотворение.

VI. Работа над произведением

- Вы сейчас услышите отрывок из стихотворения в исполнении артиста (Запись) (Слайд 8)

- Какие чувства вы переживали, когда слушали его? (чувство страха за зайцев, их было жалко…)

- Прочитайте вслух, но некоторые слова вам будут непонятны, так как стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем в словарь учебника и найдем там значение слов: аршин, сажень, зипун. Есть слова: силки, багор. Силки-приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных. Багор-железный крюк на шесте. (Слайд 9)

1. Словарная работа (работа в парах).

- Но кроме этих слов, в произведении есть еще непонятные слова. Вы сейчас

попробуете сами определить их значение. (Слайд 10-11) (Работа в парах).

Проверка, оценивание (оценочный лист) 

 

1

разболтался в сарае

1

шумливая группа

2

гурьба

2

шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство

3

лопочут ушами

3

разговорился

4

гуторить

4

тот, с кем случилась беда

5

горемыка

5

разговаривать

6

тягота

6

забава, веселье

7

потеха

7

всходы посева засеянные осенью

8

озимь

8

тяжесть, груз

2. Чтение стихотворения учащимися вслух. (По цепочке)

3. Открытие первой тайны.

- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.)

- В каких словах звучит упрек жестоким людям? Как нужно прочитать эти слова? (с упрёком)

- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он их собирал.)

- От чьего лица ведется рассказ? (От лица рассказчика - охотник, который каждое лето приезжает в деревню Малые Вёжи и любит слушать рассказы Дедушки Мазая.
- Итак, мы сделали первый шаг в разгадывании тайны стихотворения (рассказчиком является Н.А. Некрасов, который любил слушать рассказы дедушки Мазая)

4.Физминутка
Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

5.Тайна человеческого сердца
- Попробуем  прикоснуться к тайне дедушки Мазая?

– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? (доброе отношение к зайцам)

- Найдите сравнения, с кем сравнивает дед Мазай зайцев? (купчиха, горемыка…)

- Жалко ли вам зайчиху? Почему? (ей было тяжелее других, скоро должна родить маленьких зайчат)

- Как размещались зайцы на бревне? (сидя, и стоя, и лёжа пластом…)

– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас.)

- Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)

- Как отнеслись односельчане к находке Мазая? (Они смеялись над ним)

- Прочитайте, как описывает Некрасов поведение зайцев, увидевших берег.

- Какие слова он им сказал на прощанье?

- О какой тайне человеческой души поведал нам Некрасов? (Доброта, уважение. Удивительный охотник, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

6. Образное рисование

- Каждый из вас по-разному воспринял образ дедушки Мазая

- Закройте глаза и попытайтесь представить Мазая.

 - А теперь посмотрите на эту картинку. (Слайд 12)

7. Письмо-эссе дедушке Мазаю. (Работа в группе). Оценивание. (Вставляют пропущенные слова в предложения).

- Попробуем написать письмо дедушке Мазаю и показать, как мы любим его.

Дорогой дедушка Мазай!

Вы такой___________,_____________. Любите природу,____________. Мы хотим сказать Вам _________. Обещаем беречь природу, любить__________.

(спасибо, добрый, зверей, хороший, животных)

8. Составление синквейна

Давайте попытаемся отразить свои ощущения, составив синквейн. Я предлагаю составить синквейн в группах, обсудив мнение

каждого. (Слайд 13) (Слово: дед Мазай)

Проверка. Оценивание.

VII. Итог урока

- Какую же самую главную тайну открыли мы сегодня на уроке? (тайну человеческого сердца) Оно вот такое (показываю). (Слайд 14)

- Напишите на листочках, какими же качествами должен обладать человек с таким сердцем и прикрепите свои листочки к сердечку.

- А вам хотелось ли быть похожим на дедушку Мазая?

VIII. Рефлексия (Слайд 15)

Оцените себя, закончив предложения

На сегодняшнем уроке я узнал (а)…

На этом уроке я похвалил(а) бы себя за…

Это стихотворение учит меня…

ӀX. Домашнее задание (Слайд 16)

1. Выразительное чтение стихотворения

2. Составить план к стихотворению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности.

Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности»....

Пример учителя в формировании духовно-нравственных качеств личности

В статье раскрывается вопрос о формировании духовно-нравственных качеств личности...

Мастер-класс «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы».

Тема моего мастер-класса «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы». Элементами проблемного обучения является проб...

Формирование духовно- нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с...