Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении были Л.Н.Толстого "Котёнок".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Лисицина Эльвира Александровна

Урок литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_vo_2_klasse.docx26.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku_vo_2_klasse.pptx746.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении были   Л.Н.Толстого  «Котёнок»

Цель: ознакомление учащихся с поучительным  рассказом  Л.Н. Толстого «Котёнок».

Задачи:

Образовательные

- помочь понять идею произведения, проникнуть в настроение произведения, научить оформлять свои мысли, учить составлять план

Развивающие

- развивать внимание, логическое мышление, способствовать развитию речи, совершенствовать технику чтения,  учить использовать в речи средства художественной выразительности, обогащать словарь

Воспитательные

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, любовь и бережное отношение к животным

Планируемые результаты: 

Предметные:

- воспринимать на слух художественное произведение;

- соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

- составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;

- характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Ученик научится:

- использовать разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое);

- осознано воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;

- участвовать в их обсуждении.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

- формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

- высказывать собственное мнение и позицию;

- строить монологическое высказывание, используя доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценке;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентация в нравственном содержании поступков.

Оборудование: презентация, карточки,  компьютер, выставка произведений Л.Н.Толстого

I.Организационный момент (слайд 1)

Долгожданный дан звонок

начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи

- Ребята, посмотрите друг на друга, на гостей, улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением с другим. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения. Перед вами на парте смайлики, у кого сейчас какое настроение? (слайд 2)

II. Актуализация опорных знаний.

- С творчеством какого писателя мы знакомимся на уроках чтения? ( с творчеством Л.Н.Толстого) (слайд 3)

Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого.

Л.Н.Толстой  родился в 1828 году в имении  …  Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей … школы.

Писатель написал  для детей  учебник … «Азбука».

Толстой  учил … детей.

Он сочинял для детей:  рассказы, сказки, басни, были.

1.Работа в группе

А) (На карточках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»).

- Найди среди них лишнее произведение и подчеркни.

Б) Собери пословицы (слайд 4)

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

«Грамоте учиться – всегда пригодится»

- К каким рассказам подходят эти пословицы? («Старый дед и внучек», «Филипок»)

2.Речевая разминка (слайд 5)

ол – ил – ул – ал

Белый кот клубок катал.

ил –ул –ал –ол

Он загнал его под стол,

ал – ол – ил – ул

А затем загнал под стул.

ел – ил – ёл – ял

Долго кот клубок катал,

ил – ел – юл — ул

Потянулся и уснул.

3.Отгадайте загадку

Она первой входит в дом,

И живёт подолгу в нём.

То мяучит, то играет,

То исчезает далеко.

А когда придёт обратно,

То из блюдца аккуратно

Пьет сырое молоко.

(Это кошка)

III.Изучение нового материала

1.Сообщение темы и цели урока.

Какая будет тема нашего урока? (О кошке)

Сегодня мы познакомимся с былью Л.Н.Толстого «Котёнок»(слайд 6)

- Что такое быль?

- Это то, что было в действительности.

Поставим цель: познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «Котёнок»

Задачи: (слайды 7 и 8)

Узнать:…(Какая история произошла с котёнком в рассказе Толстого?)

Научиться:…(Выразительно читать)

Будем учиться:…(Делить на части и составлять план)

Сейчас мы узнаем, какая история произошла с котёнком в рассказе.

2.Слушание текста (читает учитель)

3.Словарная работа (слайд 9)

- Амбар – это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Подле - около

Пустился что было духу - очень быстро

Щавель - травянистое растение с кислым вкусом

Солома – стебли пшеницы, ржи после обмолота

4.Чтение текста учениками «цепочкой» и деление на части (слайд 10)

-Что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати? Как озаглавим эту часть?

1.У Кати и Васи пропала кошка.

- Где нашёл Вася кошку? Что он увидел? Озаглавьте  эту часть.

2.Дети нашли кошку.

- Сколько их было? Какого котёнка оставили себе? Как озаглавим?

3.Самый лучший котёнок.

- Куда пошли ребята? Как же котёнок остался один? Озаглавим эту часть.

4.Дети оставили котёнка на дороге

- Какая опасность угрожала котёнку? Как озаглавим?

5.Страшные собаки.

 - Почему убежала Катя? Кто спас котёнка? Озаглавим следующую часть.

6.Вася спасает котёнка.

- Вы волновались, когда  читали? За кого?

IV. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, (хлопают в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагают на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагают на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопают в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны туловища влево – вправо)

Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища влево – вправо)

Вот и вся моя семья (хлопают в ладоши)

V.Закрепление изученного материала

1.Работа над выразительностью речи

- Найдите отрывок, как дети обнаружили котят. Как нужно читать? (радостно)

- Найдите описание котёнка. Как прочитаем? (ласково) (слайд 11)

2.Работа в паре.

На карточках слова:  тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый, решительный.

Выберите слова, которые характеризуют Васю.

           3. Работа в группе. Составить синквейн для Васи.

1.Вася

2.Смелый, храбрый.

3.Бежит, укрывает, спасает.

4.Вася спас маленького котёнка.

5.Вася – герой.

VI. Итог урока.

- Дети, есть такая хорошая пословица: «Жизнь дана на добрые дела» (слайд 12) Как это можно понять?

- Да, в жизни надо всегда надо совершать добрые поступки.

- Как вы думаете,  что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?

 - Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут. Как вы думаете, эта пословица подходит как главные слова к этому рассказу? Получился наш урок добрым?

- Вспомните, какую учебную задачу поставили на урок? Ответили на эти вопросы?

VII. Рефлексия.(слайд13)

Оцените себя, закончив предложения

На сегодняшнем уроке я узнал (а)…

На этом уроке я похвалил(а) бы себя за…

Этот рассказ учит меня…

С каким настроением заканчиваем урок? (поднимите кружочки). Спасибо за хорошую работу на уроке. Молодцы!

VIII. Домашнее задание

Нарисовать своего котёнка или кошку, сравнивая с тем котёнком, о котором мы узнали на уроке. Подготовить рассказ о своём любимце или пересказ текста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Долгожданный дан звонок Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи.

Слайд 3

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910)

Слайд 4

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Слайд 5

ол – ил – ул – ал Белый кот клубок катал. ил – ул –ал – ол Он загнал его под стол, ал – ол – ил – ул А затем загнал под стул. ел – ил – ёл – ял Долго кот клубок катал, ил – ел – юл — ул Потянулся и уснул .

Слайд 6

Тема урока: Л.Н.Толстой «Котёнок»

Слайд 7

Узнать… Научиться… Будем учиться…

Слайд 8

Какая история произошла с котёнком? Выразительно читать. Делить на части и составлять план.

Слайд 9

амбар щавель солома травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом строение для хранения зерна, муки стебли пшеницы, ржи после обмолота что было духу подле очень быстро около

Слайд 10

План 1.У Кати и Васи пропала кошка. 2.Дети нашли кошку. 3.Самый лучший котёнок. 4.Страшные собаки. 5.Дети оставили котёнка на дороге. 6.Вася спасает котёнка.

Слайд 12

Жизнь дана на добрые дела

Слайд 13

Рефлексия Продолжите фразу: --- На уроке я узнал(а)… --- Я похвалил(а) бы себя за … --- Этот рассказ учит меня …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности.

Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности»....

Пример учителя в формировании духовно-нравственных качеств личности

В статье раскрывается вопрос о формировании духовно-нравственных качеств личности...

Мастер-класс «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы».

Тема моего мастер-класса «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы». Элементами проблемного обучения является проб...

Формирование духовно- нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с...