Лесная газета
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

Джагацпанян Сюзанна Левоновна

Интегрированный урок

по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3962_microsoft_word.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Интегрированный урок

по литературному чтению

  Тема: « В гостях у лесной газеты».

  Тип урока:  интегрированный ( литературное чтение, русский язык,

                     окружающий  мир). Обобщение знаний.

  Цель урока: формировать первичное представление о проектировании;выявить

                      и развивать творческие способности детей;

                      развивать познавательную деятельность, умение выступать

                      перед  аудиторией, устную речь, наблюдательность;

                      обобщить знания о существительном, об однокоренных словах;

                       воспитать бережное отношение к окружающей среде, природе.

Оборудование: карточки, рисунки, книги писателей, учебник, файлы с листочками.

Словарь:   Лесовичок.

                                  Ход урока.

Организационный момент.           Вот звонок нам дал сигнал

                                    Поработать час настал.

        Ни минуты не теряем

        И работать начинаем.

Актуализация знаний.

                                  Игра « Найди спрятанное слово».

                                  Дано слово « КОЛЕСО», ( показываю карточку со словом)

( дети  за определённый промежуток времени пишут маркером на файловых листах).

     Учитель:   Ребята, давайте проверим, кто нашёл больше всех слов в слове

 « Колесо ».

         ( сначала проверяется в паре, а затем слушаем полуфиналистов и определяем победителя)

   - Спасибо, молодцы! А в самом центре этого слова, какое слово спрятано?

     Ученики:  ЛЕС.

Повторение пройденного материала.

     Учитель: Говорят, « Лес – наше богатство». Как думаете, почему?

      Ученики: ( слушаются ответы учащихся).

      Учитель: Правильно. А если рассмотреть это слово, как часть речи, тогда, что скажете?

      Ученики: ( слушаются ответы учащихся ).

      Учитель: Спасибо. А теперь сели прямо,  напишем число.

Самостоятельная работа.

     ( учащимся раздаются карточки с заданиями разного уровня, то есть – дифференциальный подход,  – сделайте морфологический разбор слова ЛЕС, просклоняй слово ЛЕС по падежам, сделай фонетический разбор слова ЛЕС, составь предложение со словом ЛЕС и найди главные члены предложения.)

    ( производится самопроверка, а потом учащиеся объясняют своё задание)

      Учитель:   ( на доске слово ЛЕС  и карточки с суффиксами). Дети,  образуйте однокоренные слова. ( слушаются ответы учащихся).  Обратите внимание на слово ЛЕСНИК. Разберём это слово по составу. (  одна ученица разбирает на доске, а с остальными вспоминаем знания о корне, приставке, суффиксе, об окончании). Проверяем работу на доске. ( ученица комментирует свою работу).

      ( учащимся заранее было задано выучить стихотворение « ЛЕСНИК » по куплетам).

      А теперь послушаем стих про лесника.( учащиеся рассказывают каждый свой отрывок).

      Учащиеся:                                        

                                                ЛЕСНИК.

                                       Ходит по лесу лесник.

                                       Он шагать в лесу привык.

                                       Здесь ему совсем, как дома,

                                       Всё  давным  – давно знакомо.

 

                                       Взгляд лесничего остер:

                                       Тут недавно был костер –

                                       Под ветвями тлеет жар,

                                       Не досмотришь и – пожар.

 

                                       Там красавица сосна.

                                        Почему сосна грустна?

                                        Причинил ей много бед

                                       Жук зловредный – короед.

                                       Нужно дерево спасти,

                                       Короеда извести.

                                      Дальше…  дальше, долг путь!

                                      Должен всюду заглянуть,

                                      Всё обследовать лесник,

                                      Он бродить в лесу привык.

                                      Знает он, не зря, в лицо

                                       Каждый куст и деревцо.

    Учитель: Молодцы, ребята. Скажите, что мы узнали о работе лесника?

                   ( дети рассказывают по стихотворению и делятся своими собственными  ответами ). Очень хорошо. А вы знаете, в сказках кто является хранителем леса?   - Старик – Лесовичок.

      Словарная работа.

        На доске карточка со словом ЛЕСОВИЧОК. Разберём это слово по составу.     ( учащиеся выясняют, что слово образовалось с помощью суффиксов, учитель одобряет их ответы).

      Учитель: Лесовичок не только охраняет лес, но и помогает тем, кто нуждается в помощи.

      Физминутка для глаз       ( показывается большая буква О и дети водят глазами )

                                        Не под окном

                                        А около

        Катилась «О» и охало,

        Охала, охало,

        Не под окном, а около.

        Обобщение знаний .

       Учитель:  Старик – Лесовичок в лесу делает одну очень полезную работу. Он выпускает газету. Но не простую, догадайтесь какую – образуйте прилагательное от слова ЛЕС.

        Учащиеся: Лесная.

        Учитель: Молодцы! Значит,  лесную газету выпускает – про природу. А теперь посмотрите, кто пришёл в гости? Сам старик -  Лесовичок. (показывается макет – поделка  старика – Лесовичка)   Пришел он не с проста, а просить о помощи в поиске материалов на лесную газету.  Поможем, ребята. ( ответы детей)

         Напомните, что должно быть в газете? ( вспоминаем урок риторики)

         Учащиеся:   ( слушаются ответы учащихся)

         Учитель:   Сейчас мы поможем Лесовичку. Покажем какую лесную газету можем выпустить. ( на доску вывешивается карточка со словами ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА).

     ( Учащиеся выступают  перед классом со своими заранее подготовленными творческими работами, проектами. Темы для работ дети выбирают сами, но главная  задача для всех одна -  каждый индивидуально или парно собирает материал  и  оформляет свой проект и готовится к защите своего проекта)

         1 ученица : Я собираю стихи про животных . Но  сегодня хочу подарить Лесовичку  спортивные стихи. Ведь лес даёт людям столько здоровья, что за один урок не расскажешь.  ( ученица читает  наизусть один из своих стихов, показывает эмблему своей темы, рисунки к стихам)

        Учитель: ( спрашивает ученицу о том, как она собирала материал для своего выступления, где брала, у кого спрашивала; дома кому показывала свою работу, что сказали близкие) А что скажут твои одноклассники?

         Учащиеся: ( высказывают свои мнения)

         Учитель:  Мне тоже твоя работа понравилась. И тема очень важная - о здоровье – нужная и полезная. Как назовём  твою рубрику в газете?

          Ученица:   « Будь здоров ».

          Учитель:  Очень хорошо. Давай, поместим твою работу в нашу лесную газету. ( работа помещается  на Лесную газету)

          Сегодня мы вспомним ёще один спортивный стих и отдохнём.

         Физминутка.

                                      Мы шагаем, мы шагаем.

                                      Руки выше поднимаем.

                                      Вдруг мы видим: у куста

                                      Выпал птенчик из гнезда

                                      Тихо птенчика берём

                                       И назад в гнездо кладём.

         Учитель: Кто ёще желает помочь нашему гостю?

         2 ученица: Некоторые люди не умеют вести себя в лесу. Поэтому я придумала специальные знаки для них.  И назвала свой проект – « Природные знаки». ( показывает свои рисунки к проекту и рассказывает содержание и необходимость каждого знака)

    - 1 знак – « Нельзя в лесу разжигать костры».

    - 2 знак – « Нельзя разорять гнёзда птиц».

    - 3 знак – « Нельзя сорить в лесу».

         Учитель: ( задаёт вопросы к выступающей)  Спасибо. Давай подведём итог. Айсылу, у тебя получилось, то, что задумала ? Что тебе далось легко, а что трудно? Тебе самой твоя работа понравилось, почему?

                   Ребята, как вы думаете, эти знаки помогут лесу?

   ( ответы учащихся)

                 Айсылу, как назовешь свою рубрику в газете? Какую эмблему придумала?

        2 ученица:  Я назову её – « Берегите лес!». ( показывает и объясняет смысл своей эмблемы)

      Учитель: Выступление понравилось и Лесовичку. Давай, поместим твою работу в газету.

              Ребята, на одном из уроков чтения мы получили жалобу от Сороки – Белобоки. Напомните содержание.  

      Работа с учебником.

     ( дети читают, вслух по цепочке, отрывок по учебнику)

    1 ученик: Сидела Сорока на ёлке и жаловалась.

    2 ученик:  Все перелётные птицы на тёплые зимовки улетели. Одна я морозы и вьюги терплю. Ни сытно поесть, ни вкусно попить. Ни сладко поспать. Снег, ветры, холод. А на зимовках, говорят, курорт! Бананы, жара…

    3 ученик: И слышит голос:

               Это смотря на какой зимовке, Сорока!

               На какой, на какой – на обыкновенной!

   4 ученик: Обыкновенных зимовок, Сорока не бывает. Бывает зимовки жаркие, а бывают холодные. Вот как у нас. Вот и ты зимуешь на холодной зимовке. А мы к тебе с севера прилетели.

     Учитель: Ребята, кто же ещё прилетает на холодную зимовку? Обрадуем Сороку, пусть не грустит.

     ( слушается выступление двух учащихся. Они готовили свой проект вдвоём)

       1 ученица: ( рассказывает, как они вместе искали названия таких птиц, как и где находили материал про них, о том, как они распределили работу между собой, как они готовили свой проект)

       2 ученик: ( рассказывает  о том, что проект они назвали – « Зимующие птицы», о том, что таких птиц много и рассказать хотят о СВИРИСТЕЛИ и БЕЛОЙ КУРОПАТКЕ.)

       ( слушается выступление ребят)

    Учитель: (после выступлений спрашивает: Как работалось вдвоём? Какие трудности были во время поиска, подготовки.  Как оценили вашу работу родители? …)

      Учащиеся:   ( ребята поделились, что информацию они взяли не только в книгах, а и  в интернете. Что книг про птиц и животных очень много. Они подготовили книжную выставку, рекомендуют прочитать книги следующих писателей: Н. Сладков, В. Бианки, К. Скребицкий, М. Пришвин,…, Рассказали о названии своей рубрики и об эмблеме.)

      Учитель: ( спрашивает мнение слушателей о выступлении). Спасибо ребята за такую хорошую, богатую информацию, мне тоже понравилось ваше выступление. Надеюсь, мы смогли убедить Сороку?

       Учащиеся: (рассказывают о том,  что наши края тоже курорт. И зимующим птицам есть корм - дети вешают кормушки. Рассказывают, что узнали много интересного о  птицах, …)

     Учитель: И Лесовичку выступление пришлось по душе. Давайте поместим ваш материал в нашу газету. Молодцы! Спасибо. Ребята, посмотрите, какая интересная, красочная, богатая газета получилась.  Мы сделали очень полезное дело – помогли Старичку –Лесовичку. И он  хочет поблагодарить вас за ваши старания. Ему очень понравились, ваше умение выступать перед классом, умение преподносить свой материал, умение искать информацию по своей теме. Особенно порадовало его, то, что в разработке проекта активно участвовали и ваши родители.

     И награждает он вас сегодня дипломами и подарками. ( награждаются все учащиеся. Для этого учитель заранее придумывает номинации: « Весёлый проект», «Полезный проект», « Познавательный проект», …)

      Рефлексия:

      Учитель: Что понравилось вам на сегодняшнем уроке? На каких уроках побывали? Какой получился урок? Я вам раздам карточки – цветочки со словами. (На одной стороне цветочка прилагательные – скучный, не интересный,…, а на другой стороне -  полезный, интересный,….) Прочтите эти слова, выберите ваш ответ – какой получился урок. Прикрепите цветочки на доске.

      ( дети прикрепляют)

     Глядя на ваши цветочки урок получился ( перечисляю ответы). Видите, как много интересного и красивого в природе. Говорят, враг природы тот, кто лес не бережёт. Поэтому давайте, станем друзьями природы и будем жить с ней дружно и мирно. А старичка – Лесовичка позовём и на следующие уроки.

     Итог.

    ( оценивание )

   Домашняя работа.

    Берите в библиотеке книги, которые рекомендовали вам ваши одноклассники. Читайте. А самый интересный рассказ расскажете на уроке. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лесная газета

Лесную газету мы создаём вместе с ребятами,они собирают материал,мы его красиво оформляем и размещаем в уголке природы....

Лесная газета

Дети собирают интересный материал,картинки  к данному времени году и месяцу,вместе решаем,что нужно поместить в газету, а затем оформляем её....

12 викторин из "Лесной газеты" Виталия Бианки.

Дополнительный материал к урокам окружающего мира, а также викторинам естественно-научного цикла....

Вопросы для игры "Что? Где? Когда?" по "Лесной газете" В. В. Бианки

Вопросы составлены по «Лесной газете» В. В. Бианки. Могут быть использованы на уроках литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности....

Конспект урока внеклассного чтения "Необыкновенный календарь" по произведению В.В. Бианки "Лесная газета"

Тема урока:           «Необыкновенный календарь» (по произведению  В.В. Бианки «Лесная газета»)Цель: познакомить учащихся с произведением В.В. Би...