Урок литературного чтения по теме: "Образ зимы в произведениях разных видов"
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме

Лазарева Галина Анатольевна

Урок литературного чтения по теме" Образ зимы в произведениях разных видов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx19.61 КБ
Файл chtenie.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

          Тема:

       Образ зимы в произведениях разных видов.

           Цели:

  1.  Показать, как средствами разных видов искусства создаются сходные и одновременно особенные образы зимы.
  2. Показать общую природу художественного образа в разных видах искусства и обратить внимание на специфику его выражения языком поэзии, музыки, живописи.
  3. Учить понимать образы, заложенные в произведениях художников, поэтов, композиторов.
  4. Влиять на формирование у детей образа зимы с опорой на индивидуальный опыт общения с природой.
  5. Развивать произвольное внимание, воображение, устную связную речь, любовь к природе, художественный вкус.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

- Скажите, какое сейчас время года? (зима)

Каждый из вас по-своему представляет зиму. Для кого-то это игры в снежки, катание на санках, коньках. Кто-то любит зиму за Новогодние праздники.

- Расскажите о зиме.

- А только ли мы с вами задумываемся о том, какая бывает зима? А кто еще? (поэты, композиторы, художники).

- Сегодня на нашем уроке мы узнаем, какой предстает зима в поэзии, музыке, картинах?   

  1. Образ зимы в музыке Чайковского.

- Я вам приготовила для вас сюрприз. Это чудесная, прекрасная музыка Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года». Отрывок называется «Февраль. Масленица». Закройте глаза и представьте себе картину, которую нарисует ваше воображение. (слайд и запись муз.отрывка)

-Что вы представили себе, когда слушали музыку?

Широкая площадь. Много людей. Всем весело. Люди едят блины, жгут чучело Масленицы.

-А какой предстает зима в музыке П.И.Чайковского? (Праздничная, веселая, радостная).

-Как композитору удалось создать в музыке праздничную, живую, веселую зиму?

(музыка радостная, веселая, бодрая, ритмичная - мажорный лад)

3. Образ зимы в картинах.

-А как еще можно передать видение зимы? (В картинах)

Художник Иван Иванович Шишкин написал картину «На севере диком..» (слайд)

Посмотрите внимательно на картину и скажите, какова зима на этой картине?

(ночь. Светит луна. Сосна одна, больше ничего нет. Много, много снега. Зима здесь загадочная, сказочная, таинственная).

-Что помогло вам понять сказочный образ зимы?

-Какими красками написана картина? (Серебристыми, белыми, синими. Такие цвета создают образ зимы - сказочной и загадочной.)

 Физминутка.

4. Изучение нового материала.

Мы познакомились с разными образами зимы в музыке, живописи. А сейчас подумаем, какой характер у зимы в стихотворении С. Есенина. (слайд)

Сначала я вам расскажу немного об этом русском поэте.

Родился Сергей Александрович Есенин 3 октября 1895года в селе Константиново, что привольно раскинулось на зеленом холмистом берегу реки Оки. До 9 лет он рос в семье бабушки и дедушки. Дед знал множество песен, частушек. Бабушка любила и хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Сереже. С ранней весны и до поздней осени маленький Сережа вместе с другими ребятами пропадал в лугах, полях, лесах. Ходил в ночное, пас лошадей. Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. В творчестве Есенина много стихов о природе. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений. Которое так и называется «Зима.»

  1. Чтение учителем.

- Что вы почувствовали, когда прослушали стихотворение?

- Какое настроение возникло у вас? (тревожное, невеселое. Мы чувствуем, как холодно птичкам зимой, как они замерзли. Как им плохо).

- Скажите, ребята, а что нужно делать зимой нам, чтобы птичкам легче было перенести лютые морозы? (слайд)

  1. Чтение детьми.
  2. Работа по тексту.

- Какие слова и выражения вам не понятны? (работа над словами) (слайд)

- Постановка логических ударений и пауз.

- Поиск рифмы.

- Поиск отрывка к иллюстрации.

- Что такое олицетворение?  Это наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.(слайд)

- С кем сравнивает автор воробьев?

- Еще какие олицетворения вы можете найти в произведении?

- Чтение хором.

- чтение по парам.

5. Физминутка для глаз.

А теперь поработаем в парах. Будем отвечать на вопросы:

- Какой характер зимы в этом стихотворении?

- Как поэт создает такой образ зимы?

(Суровый, морозный, безжалостный).

(Птички жмутся, вьюга с ревом бешеным, злится).

6.Итог

- Какие образы зимы предстали перед нами в музык Чайковского, на картине Шишкина, в стихотворении Есенина? Слайд

На картине зима сказочная, в стихотворении безжалостная, морозная. В музыке веселая, праздничная.

- Какой образ зимы вам ближе?

- Изменилось ли ваше представление о зиме?

7. Домашнее задание.

Какое домашнее задание вы хотели бы получить по той теме?

- выучить стихотворение, выразительно прочитать, придумать частушки о зиме.

 

8. Творческая мастерская.

А сейчас мы превратим наш класс в творческую мастерскую. Вы все превратитесь в художников.

Посмотрите на фото зимы.

Я включу тихую зимнюю музыку, а вы попробуете нарисовать свое видение зимы. А ребята, которые приготовили стихи о зиме, прочтут их нам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Петр Ильич Чайковский

Слайд 2

И.И.Шишкин «На севере диком…»

Слайд 3

И.И.Шишкин «Зима».

Слайд 5

Сергей Александрович Есенин Родился 3 октября 1895года, в селе Константиново.

Слайд 7

Стозвон- образ сильного, мощного звона в сто колоколов. Сосняк –сосновый лес. Пташки – маленькие птички. Озябли – замерзли. З и ма, м е телица, к о вром, в о робышки, в ь юга.

Слайд 8

Олицетворение - наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.

Слайд 9

Какой характер зимы в стихотворении? Как поэт создает такой образ?

Слайд 10

На картине: Сказочная Загадочная Таинственная В музыке: Веселая Праздничная Радостная В стихотворении: Морозная Суровая Безжалостная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"

УМК "Гармония", 3 класс, р.н.с. «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»...

Образ зимы в произведениях разных видов искусства

Интегрированный урок литературного чтения в 4 классе...

Разработка урока литературного чтения по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сердце"

В материале представлен конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией и приложениями по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сербце". Цель работ...

Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой

Конспект урока может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе. В конспекте используются методы и приемы технологии  деятельностного подхода....

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе Тема «Такие похожие разные судьбы» на примере произведений А.П. Чехова «Ванька», Л.Н. Андреева «Петька на даче».

Тема: «Такие похожие разные судьбы» на примере произведений   А.П. Чехова «Ванька»,Л.Н. Андреева «Петька на даче».Тип урока: систематизация, обобщение зна...