Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе Тема «Такие похожие разные судьбы» на примере произведений А.П. Чехова «Ванька», Л.Н. Андреева «Петька на даче».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тема: «Такие похожие разные судьбы» на примере произведений   А.П. Чехова «Ванька»,

Л.Н. Андреева «Петька на даче».

Тип урока: систематизация, обобщение знаний и умений.

Цель урока: учиться сравнивать героев произведений и находить сходства и различия в образах героев, в их судьбах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ «Забайкальская краевая гимназия-интернат»

Верхотурова Елена Дмитриевна, учитель начальных классов

Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 4 классе

Тема: «Такие похожие разные судьбы» на примере произведений А.П. Чехова «Ванька»,

Л.Н. Андреева «Петька на даче».

Тип урока: систематизация, обобщение знаний и умений.

Цель урока: учиться сравнивать героев произведений и находить сходства и различия в образах героев, в их судьбах.

Задачи урока:

Образовательные: составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

Развивающие: способствовать развитию логического, критического мышления, зрительной памяти, устной речи.

Воспитательные:уметь сопереживать, проявлять сострадание; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и уметь договариваться (работая в паре, малой группе).

Предметные:

-уметь раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, определять тему и главную мысль произведения;

- уметь читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, выборочно);

Метапредметные:

-умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- уметь работать с таблицами, работать с текстом (отбор информации);

-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения;

-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-готовить небольшие публичные выступления;

Познавательные:

-уметь свободно работать с текстом (текстами): умение выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект, умение быстро менять аспект рассмотрения;

-уметь анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов;

Регулятивные:

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

-осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Личностные:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

-уметь работать в парах, в малой группе соблюдая правила культурного поведения;

-уметь работать в разной социальной роли (ведущего и исполнителя);

В рамках коммуникации как взаимодействия:

-уметь аргументированно высказать свою собственную точку зрения;

-уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

Оборудование: карточки для работы в группах, учебники, тетради, ПК, проектор, экран, презентация к уроку, доска,шляпки.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Мотивирование на учебную деятельность

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Начнем наш урок с высказывания голландского ученого Б. Спиноза «Если вы хотите, чтобы жизнь вам улыбалась, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

Давайте и мы тоже подарим друг другу хорошее настроение улыбкой.

Проверка готовности к уроку.

Дети друг другу улыбнулись.

Психологический настрой.

Мотивация учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний

Давайте вспомним название раздела в котором работаем уже несколько уроков?

Сейчас просмотрим 2 фрагмента видео, вам необходимо будет определить о каких произведениях идет речь.

(1 мин.)

Назвать героев произведения и авторов произведения.

Как вы догадались?

Назовите полностью авторов и названия произведений?

Что объединяет эти произведения?

Картина какого художника представлена на экране?

О ком эта картина?

Какое детство было у этих детей? Приведите примеры.

Вот как говорил Антон Павлович Чехов:

«В детстве у меня не было детства»

(слайд)

Как понимаете эти высказывание?

Выскажите свое предположение.

«Всматриваемся в лица наших сверстников,живших задолго до нас».

Герой произведения А. П.Чехова «Ванька»- мальчик Ванька, Л. Андреева «Петька на даче»-мальчик Петька.

Произведения о детях, которые жили до нас, о их трудном детстве.

На слайде представлена картина Перова В.Г. «Тройка».

(Картина о крестьянских детях.)

Ответы детей…

(У детей, которые жили за долго до нас –крестьянские дети, у них было трудное, тяжелое детство)

Дети читают.

Дети высказывают свою точку зрения.

3. Целеполагание.

Судьбы детей Ваньки и Петьки похожи?

Но можем ли мы сказать, что они одинаковые?

Давайте попробуем вместе сформулировать тему урока.

«Такие похожие разные судьбы».

Чтобы узнать, чем похожи и чем отличаются судьбы детей, какую необходимо выполнить работу? Что сделать?

(цель?)

Чтобы сравнить мы должны хорошо знать содержание произведений.

Давайте прочитаем слова, выясним из какого произведения слова и что они обозначают? Возможно, есть лишние слова, не относящиеся к произведениям.

(можно пользоваться толковым словарем)

На экране:

Ремесло?

Подмастерье?

Колодка?

Заутреня?

Кухарка?

Прачка?

Жестянка?

Врач

Мы видим, что вы знаете содержание произведений, и помните даже фрагменты произведений, связанные с данными словами. Молодцы!

Теперь мы можем приступить к сравнению героев произведений.

Да, судьбы детей похожи.

Нет, судьбы детей не одинаковые.

Дети с учителем формулируют тему урока.

Ребята высказывают свою точку зрения.

(Сравнивать жизнь детей /героев двух произведений. Сравнить характеристики героев. Поговорить о тяжелом детстве этих мальчиков).

Ответы детей.

Ответы детей.

Ремесло – это мелкое ручное производство применением ручных орудий труда.

(Ремесленник – человек, владеющий ремеслом: ювелиры, сапожники, гончары идр.).

Подмастерье- ремесленник, не имевший собственной мастерской и работающий по найму у мастера

(помощник мастера).

Колодка –кусок дерева в форме ступни, используемый при шитье обуви.

Заутреня- ранняя церковная служба у православных христиан.

Кухарка- работница, готовящая кушанья (повар).

Прачка- работница, занимающаяся ручной стиркой белья.

Жестянка- банка или коробка из жести.

Формулирование учебной задачи.

4. Обобщение и систематизация знаний.

(Работа в парах.

Выборочное чтение).

5.

Контроль

усвоения (Самооценивание)

Работа с таблицей.

Подпишите лист (фамилию и имя).

Для начала проставим минусы в колонках в правом верхнем уголке каждой строки.

Как вы думаете зачем?

Заполните таблицу (с опорой на текст). Опишите / расскажите о героях и их жизни заполняя таблицу.

После выполнения работы необходимо озвучить свои ответы.

В таблицу возможно записывать ответ в виде указания стр. учебника (при ответе зачитать –доказать словами из текста) - выборочное чтение.

Петька

Ванька

#1042;озраст?

#1043;де родился и вырос мальчик?

#1056;одители, близкие родственники

мальчиков?

#1042;нешний вид мальчиков?

(описание)

#1054;бразование?

Умения, навыки, способности ребят?

(что умел делать ребенок?)

#1050;ак проходит обучение ремеслу?

#1050;ак с мальчиками обращаются люди у которых живут дети?

8. В каких условиях живут мальчики?

#1050;уда хотят вырваться мальчики, где по-настоящему чувствуют себя счастливыми?

#1050;акими качествами личности обладали мальчики?

Итог: Герои произведений по -настоящему (по-детски) счастливы/ несчастливы (выберите верный ответ), (докажите / кратко) потому что….

Но несмотря на ……мальчики остаются …(какими? / личностные качества)

Проверим сколько у вас «+» и сколько

«-»?

На экране (слайде):

Петька

Ванька

#1042;озраст?

10лет

(стр.139)

9 лет

(стр.152)

2. Где родился и вырос?

Стр.142

Стр.155

#1056;одители и близкие родственники

мальчиков?

Стр.140

Стр.153

#1042;нешний вид мальчиков?

(описание)

Стр.140

Стр. 143

Стр.153.

#1054;бразование? Умения, навыки, способности ребят? (что умел делать ребенок?)

-

Стр.139

Стр. 140

Стр. 141

Стр. 142

Стр.147

Стр.148

+

Стр.153, 154, 155, 157.

(письмо дедушке),

Стр.156 -Речь о барышне Ольге Игнатьевне, которая выучила Ваньку

(читать, писать, считать до 100 и танцевать)

Танцы, умел играть на гармони, стр.157, чтение, письмо, счет в пределах 100.

Нянчиться с маленькими детьми.

Стр.156

#1050;ак проходит обучение ремеслу?

Стр.139

Стр.154-156

#1050;ак с мальчиками обращаются люди у которых живут дети?

Стр. 138

Стр. 154,155,

156, 157

8. каких условиях живут мальчики?

Стр.139

Стр.154

Стр.155

#1050;уда хотят вырваться мальчики, где по-настоящему чувствуют себя счастливыми?

Стр.139

Стр.140

Стр.141

Стр.154

#1050;акими качествами личности обладали мальчики?

(Какими они были?)

любознательный

добрый

ранимый

жизнерадостный

(когда на был на даче)

дружелюбный

любил природу

немного трусливый

добрый

ответственный

доброжелательный

вежливый

культурный

решительный

сообразительный

наблюдательный

любил природу

Итог: Герои произведений по -настоящему (по-детски) счастливы/ несчастливы (выберите верный ответ), (докажите / кратко) потому что….

Но несмотря на ……мальчики остаются …(какими? / личностные качества)

Оцените свою работу.

(критерии оценивания)

Подписывают каждый свой лист.

Чтобы при проверке поставить «+», если верно и оставить «-», если допущена ошибка.

(самопроверка)

Ребята выполняют письменную работу. Заполняют таблицу.

Работают над предложенными заданиями, выступают с выводами по работе.

Дети заносят свои выводы в таблицу.

Работа в парах.

Умение ориентироваться в учебнике.

Проводить сравнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков.

Делать выводы в результате совместной работы.

Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-готовить небольшие публичные выступления;

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

#1060;из. минутка.

Ребята, теперь после сравнительного анализа, мы можем сказать, что у мальчиков не было детства?

«В детстве у меня не было детства!» А.П.Чехов.

А теперь давайте поговорим о нашем детстве.

Что вы можете сказать о своем детстве?

( используя таблицу)

Какой вывод сделаем?

Какие чувства вы испытываете к мальчикам?

Что такое сострадание?

Молодцы!

Физ.минутка.

(необходимо встать)

Сейчас я буду называть качества личности, а вы если оно хорошее –хлопаете в ладоши, если плохое – необходимо потопать ногами.

+

«Словесный баскетбол»

(Уважение к другим, хвастливость, благодарность, осуждение, терпение, агрессия, доброта, жадность, бескорыстие, лицемерие, трудолюбие, вежливость, сопереживание.)

Да, мы можем сказать, что у мальчиков не было детства.

(безысходность детства ребенка из бедной семьи, как ребенок попавший в совсем не детскую обстановку превращается в старичка с тонкими морщинками, становится беспомощным и запуганным, не видит ничего кроме грязи кругом, не чувствует ничего кроме грубости…)

У нас счастливое, беззаботное время.

У нас настоящее детство в отличии от героев произведений, хотя они такого же возраста, как и мы (наши сверстники). Мы с родителями путешествуем по нашей стране, совместный отдых, мы не работаем, не выполняем тяжелую работу, а учимся. У нас есть много всего для счастливого детства (игры, игрушки, свободное время, родные рядом итак далее.)

Вывод: У нас есть все для счастливого детства.

Наше детство счастливое, а к мальчикам, с которыми мы познакомились в произведениях- мы испытываем сострадание.

Сострадание –это способность чувствовать чужую боль, как свою собственную.

(сопереживание, сострадание..)

Выполняют движения

7. Применение знаний и умений в новой ситуации

(Практическая и творческая деятельность учащихся.

Работа с текстом.

Выборочное чтение.)

8. Контроль усвоения

(взаимооценивание)

Мы продолжаем сравнивать героев их жизнь, детство.

Работаем с 2 произведениями.

Для этого нам необходимо распределиться по группам.

Какой же итог мы подведем? Какой вывод сделаем?

Какая цель была поставлена в начале урока?

Ребята распределяются по группам

(6 групп).

Работа в группах

( мин 10-15)

Дети работают с текстом.
Заслушивание групп.

Группа ребят в белых шляпках(факты) «Будда».

Группа ребят в красных шляпках (эмоции) «Провидец».

Группа ребят в черных шляпках (противоречия, правонарушения). «Пессимист».

Группа ребят в желтых шляпках (позитивное мышление). «Оптимист».

Группа ребят в зеленых шляпках (новые идеи, творчество). «Предприниматель».

Группа ребят в синих шляпках

(эксперты, аналитики).

Выставляют баллы и анализируют работу остальных групп.

Нам необходимо было выполнить сравнительный анализ произведений, сравнить характеристики героев их судеб.

Итог:

События, которые представлены в произведениях А.П. Чехова и Л. Андреева, описывают тяжелое детство детей в России в 19 веке на примере судеб мальчиков –Ваньки и Петьки.Писатели нас знакомят с жизнью детей того времени и показывают какое было трудное детство у детей, а точнее сказать его не было.

Действительно, судьбы детей разные, но очень похожие.

Ценить наше детство, наслаждаться детством.

Надеяться на лучшее, уметь справляться с трудностями.

Уметь сострадать другим людям.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Рефлексия.

Ребята, что больше всего вам понравилось на уроке? какой вид работы был интересным на уроке?

Какие трудности вы испытывали на уроке?

- Достигли ли мы целей, поставленных на уроке?

На уроке хорошо работали: …

Отметка «4», «5» …

Так же сдать таблицы на проверку.

Ответы детей.

Оценка собственной деятельности

10. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Как сложилась жизнь мальчиков через несколько лет?».

(Кем станет Петька? Кем станет Ванька?

Произойдет ли встреча Ваньки и дедушки?).

Познакомиться с другими произведениями о крестьянских детях

Например, Некрасов «Крестьянские дети» идр.

Дети записывают д.з.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по системе Занкова "Такие похожие разные судьбы"

Вашему вниманию предлагаю план и презентацию урока по литературному чтению в 4 классе. Тема "Такие похожие и разные судьбы" . Это пятый урок в главе "Крутим барабан времени", урок- обобщение, в которо...

Урок литературного чтения по системе Занкова "Такие похожие разные судьбы"

Вашему вниманию предлагаю план и презентацию урока по литературному чтению в 4 классе. Тема "Такие похожие и разные судьбы" . Это пятый урок в главе "Крутим барабан времени", урок- обобщение, в которо...

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс. Тема : М.Пришвин. Глоток молока.

Цель урока: на основе рассказа М. Пришвина "Глоток молока" показать возможность жоброжелательных отношений человека и  животных....

Технологическая карта урока литературное чтение. 4 класс. Тема "Характерные особенности жанра басня".

Технологическая карта урока литературного чтения.4 классУчитель Кирилина Юлия Викторовна Тема урока: Характерные особенности жанра «БАСНЯ»Цель: создать условия для формирования умения отличать жа...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Ю. Ермолаев «Два пирожных»Цели урока: познакомить с рассказом и творчеством Ю. Ермолаева «Два пирожных»; помочь осознать главную мысль произведения;Пла...