разработка урока по литературному чтению в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Анисимова Елена Анатольевна

Н.Г. Гарин- Михайловский. Глава "Старый уолодезь" из повести "Детство Тёмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyoma_i_zhuchka-_razrabotka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Н.Г.Гарин- Михайловский. Глава «Старый колодезь» из повести «Детство Тёмы».

Цели.

 Совершенствовать умение понимать главную мысль литературного произведения; формировать основы анализа художественного текста исходя из принципа единства формы и содержания; показать роль важнейших эпизодов произведения в раскрытии мотивов поступков героев и главной мысли; воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.

Оборудование.

Учебник «Живое слово. 2 (3) класс» под ред. З.И.Романовской; карточки творческих заданий у детей.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительная беседа

У. С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Н.Г.Гарин- Михайловский- русский писатель 19 века, автор знаменитых повестей для детей. В его трилогии «Детство Тёмы» более 20 глав. Почему авторы учебника поместили для вашего чтения именно эту главу? Что главное, важное хотели вам сказать авторы учебника? Как называется самое главное и важное в любом произведении, что хотел сказать автор?

Сегодня на уроке мы вместе определим главную мысль изучаемого произведения.

  1. Анализ художественного произведения

- Что такое главная мысль любого произведения?

- Как вы думаете, о чьих поступках мы должны говорить для раскрытия главной мысли этого произведения?

- Кто такой Тёма?

- С какого вопроса Тёмы начинаются все события?

- Это главная, или ключевая фраза. С ней связаны все остальные события рассказа, развитее сюжета. Прочитаем диалог Тёмы и няни.

- Что отвечает няня на вопрос Темы?

- Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец?

- Каким словом называет няня этого человека?

- Я просила вас определить значение этого слова.

- Таким образом имя собственное стало нарицательным, в тексте оно написано с маленькой буквы. Иродам называют злых, жестоких, бессердечных людей.

   Тема встречается со злом. Какое чувство вызывает у темы этот бессердечный поступок? Найдите в тексте подтверждение ваших слов.

- Что решил сделать Тема?

- Какое необычное состояние Темы описывает автор в первой части? Подтвердите текстом.

- Прошла ли болезнь, когда Тема уже встал и пошел спасать Жучку?

- Почему же больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу?

- Какое чувство пришлось испытать нашему герою?

(Страшно; делалось страшнее; что- то страшное лезло на плечи; мурашки пробегали у него по спине)

- Для чего автор использует все эти слова и выражения? (Чтобы лучше передать состояние мальчика).

- Когда и где Тема испытал еще страх?

- В каких частях рассказа говорится о спуске в колодец и подъеме из него?

   Положите перед собой иллюстрацию колодца и откройте его описание в тетради. Рассмотрите иллюстрацию. Какие слова использует автор, описывая колодец? Для чего?

- Но почему же Тема все- таки спускается в колодец?

- Какая из двух частей (пятая или шестая) наиболее напряженная? Докажите.

- В шестой части рассказа находится очень важный эпизод. Прочитайте значение этого слова на ваших листах.

- Этот эпизод имеет очень важное значение для раскрытия не только характера Темы, но и главной мысли произведения. Прочитаем часть этого эпизода.

- Какие трудности испытал Тема при подъеме из колодца?

   Тяжелое положение Темы автор подчеркивает при помощи противопоставления. Тема находится на глубине 6 метров (3 сажени), он на грани срыва на дно колодца. Что он видит на верху? Найдите в тексте.

   Да, но все это очень высоко и далеко. Какие чувства закрадываются в душу Теме?

   Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, но он находит силы не в руках и ногах. Какая сила приходит на помощь Теме?

- Какими словами мальчик подбадривает себя? Найдите этот отрывок.

   В словах Темы есть подсказка, почему он сумел побороть страх, справиться с трудностями благополучно выбрался сам и вытащил Жучку.

   Это тоже главные, ключевые слова, характеризующие Тему. Как вы оцениваете его поступок?

- Сумел ли Тема одолеть зло, болезнь, страх, трудности и смерть? Что помогло ему преодолеть все препятствия? (Горячая, любящая душа).

- Попытаемся сформулировать главную мысль рассказа:

Любовь побеждает

зло       трудности     смерть     болезнь     страх

Итог

 Тема- благородный мальчик с любящей душой. Он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу. Добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее, любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. Добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил- только тогда добро будет сильнее зла.

Домашнее задание

Продолжить знакомство с этим удивительным мальчиком (найти повесть)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по литературному чтению 3 класс

Тема урока.  В. ДРАГУНСКИЙ  «ДРУГ ДЕТСТВА»...

Разработка урока по литературному чтению 4 класс

Метафора,сравнение,рифма,ритм - формирование понятий. Знакомство со стихотворением А.Н.Плещеева "Детство".Развитие выразительной и четкой дикции....

Разработка урока по литературному чтению 3 класс "Басни И.А.Крылова. Обобщение"

Урок по литературному чтению разработан по необходимым требованиям, предъявляемым к конспекту урока: прописаны цели урока, необходимое оборудование, соблюдены этапы урока, использование наглядного и з...

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...

Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».

Цели урока:  Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа.   Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...