УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ 1 КЛАССА "В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ-ЗИМЕ"
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Афонина Елена Валерьевна

Урок развития речи для 1 класса "В гости к зимушке - зиме". Вначале урока дети рассматривают репродукции картин Константина Юона «Мартовское солнце», Василия Поленова «Ранний снег», Алексея Саврасова  «Весна». Беседуют о том, каким может быть снег. Затем в группах составляют слайды к диафильму по рассказу.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rr_afonina_e.v.rar22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи 1 класс

Автор

Афонина Елена Валерьевна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №3 г. Нерюнгри

Класс

1 класс

УМК

РО Л.В. Занкова

Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец «Азбука»

Тема урока

«В гостях у Зимушки-зимы»

Планируемый результат

Развитие связной речи, творческого мышления, эмоционального мира ребенка. Создание диафильма по рассказу.

Оборудование

Мультимедийная презентация, карточки для групповой работы.

Ход урока

Слайд 1       Орг. момент

Лазурью светлою горят небес вершины, 
Блестящей скатертью подернулись долины
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля 
И вас приветствует живительной улыбкой.
Здесь снег, что легкий пух, 
Повис на ели гибкой.
Там, темный изумруд посыпав серебром,
На мрачной сосне он нарисовал узоры.
Рассеялись пары, и засверкали горы,
И солнца луч вспылал на своде голубом.

-эти великолепные стихи написал Петр Андреевич Вяземский, русский поэт.

-О чем эти стихи?

Сколько месяцев зимой? Перечислите их.

-Какой сейчас месяц?

-Как вы думаете, почему мы завели разговор о зиме?

Слайд 2      -Сегодня к себе в гости в Зимнее царство, в царство метелей, вьюг, морозов, царство снега нас пригласила Зимушка-зима. Она покажет нам свои владения. Мы поговорим о том, какой бывает снег, рассмотрим кружева снежинок и создадим диафильм к рассказу о снежинке. Я желаю вам творческих успехов!

- Часто ли зимой  идет снег?

- Какое значение снег имеет для растений? (Он согревает землю, укутывает деревья, защищает их от морозов).

. Об этом даже есть стихотворение. Петросянца

                    Снежинка
Снежинки кружатся, на землю ложатся,
Как тысячи белых ежат.
Шапкой на дерево, шубкой на землю - 
От холода пусть не дрожат.
- Землю укрою,- скажет снежинка.-
Пусть ей будет тепло!
И под сугробом выживет кустик
Всем морозам назло!
Весной зацветет и зазеленеет,
Радость людям неся.
Укрою его сейчас потеплее,
Замерзнуть ему нельзя.
Смелей, снежинка, падай вниз
И не задень лучом карниз!

2. - Снег украшает землю, лес, превращает их в сказочное снежное царство. Снег бывает очень разным. Зимушка- зима приготовила для нас репродукции картин замечательных художников, чтобы мы с вами рассмотрели и сравнили снег.

 Слайд 3

Картина Константина Юона «Мартовское солнце».

- Обратите внимание на снег, изображенный на картине. Опишите его (ярко-голубой, весенний. В снегу отражается солнечное, голубое небо. Снег мокрый, подтаивает. Есть снег на деревьях, на крышах домов).

Слайд 4

Картина Василия Поленова «Ранний снег»

-Каким изображен снег на этой репродукции? (белый, чистый)

Слайд 5

Картина Саврасова Алексея «Весна»

-Опишите снег на этой репродукции (желтый, грязный)

3. Слайд 6   Работа в группах

- Зимушка-зима хочет проверить, какие внимательные и наблюдательные.

Задания по группам. У вас на партах листочки, на которых написаны слова, которые помогут вам охарактеризовать снег. Слов много, но вам подойдут  только некоторые.

1г: Каким бывает снег в начале зимы?

2г: Каким бывает снег в конце зимы?

3г: Каким снег бывает днём?

4г: Каким снег бывает вечером?

5г: Какой снег в лесу, а какой в городе?

Выслушиваются ответы со слайдами.

-Бывает ли снег розовым? (Когда вечером заходит солнце)

-А желтый снег бывает? (утром,когда отражается солнце) Молодцы! Зимушка-зима очень довольна вашими ответами.

4.А как появляется снег на земле? (выпадает в виде снежинок)

- А вы знаете, какие бывают снежинки?

(выступление Толи) Слайд 14,15,16,17

Снегопад. Тихо и красиво падают из облаков на землю снежинки. Как маленькие парашютики, кружатся они при самом легком ветре в красивом танце.

Можно подставить шерстяную варежку и поймать снежинку. Только надо прикрыть нос и рот рукой, чтобы от тёплого дыхания снежная звёздочка не растаяла. А теперь внимательно рассмотри эти ледяные кристаллики. Какое разнообразие форм! Снежинки столь разнообразны, что двух одинаковых найти невозможно.

Слипшиеся снежинки образуют снежные хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты, ложатся они на землю. В ясный морозный день слышно, как снег скрипит под ногами. Как вы думаете, почему? Это ломаются под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много - вот мы и слышим треск.

Физминутка

Мы снежинки, мы пушинки, 
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили-
Крыши снегом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

4.А сейчас мы сделаем подарок Зимушке-зиме. Создадим серию картинок-диафильм- об одной маленькой грустной снежинке.

1группа:В туче жили снежинки

2группа:И жила грустная снежинка

3группа:Снежинки летят

4группа:Снежинка опустилась на нос котёнку

5группа:котенок и снежинка подружились.

3 ученика готовят рассказ сказки по частям:

Про снежинку.

В холодном зимнем небе жила тучка. А в тучке жили снежинки. Они были самые разные: пушистые, колючие, хмурые, веселые, добрые, злые. Снежинкам жилось весело и дружно. Но среди них была одна, не похожая на всех остальных. Она грустила и с печалью смотрела на все вокруг. Ничто ее не радовало. И вот однажды зимой пришла пора отправляться снежинкам на землю. Подул холодный северный ветер, подхватил снежинки, и они полетели. Снежинки опускались на деревья, рисовали узоры на окнах. А самая печальная снежинка опустилась на что-то теплое. Это оказался нос котенка. «Кто ты?»-спросил котенок. «Я-снежинка!». – «Какая ты красивая!» - восхищенно прошептал он. Котенок и снежинка подружились. С тех пор они не расставались. (О. Трефилова)

5.Склеивание диафильма и демонстрация.

VI. Итог урока

- Зимушке-зиме очень понравился наш подарок.

-А вам что больше всего понравилось на нашем уроке?

1г:В туче жили снежинки

2г:И жила грустная снежинка

3г:Снежинки летят

4г:Снежинка опустилась на нос котёнку

5г:Котенок и снежинка подружились.

1г: Каким бывает снег в начале зимы?

2г: Каким бывает снег в конце зимы?

3г: Каким снег бывает днём?

4г: Каким снег бывает вечером?

5г: Какой снег в лесу, а какой в городе?

Белый

Пушистый

Серый

Грязный

Тёмный

Блестит от солнца

Искрится в лунном свете

Хрустящий

Переливается

Снежное покрывало

Искрится

Белый

Пушистый

Серый

Грязный

Тёмный

Блестит от солнца

Искрится в лунном свете

Хрустящий

Переливается

Снежное покрывало

Искрится

1 На холодном синем небе жила туча. А в туче жили снежинки. Они были самые разные: пушистые, колючие, хмурые, весёлые, добрые, злые. Снежинкам жилось весело и дружно.

2 Но среди них была одна, не похожая на всех остальных. Она грустила и печально смотрела на всё вокруг. Ничто её не радовало. И вот однажды зимой пришла пора отправляться снежинкам на землю.

3 Подул холодный северный ветер, подхватил снежинки, и они полетели. Снежинки опускались на землю, деревья, дома.

4.А самая печальная снежинка опустилась на что-то тёплое. Это оказался нос котёнка.

- Ты кто? – спросил котёнок.

- Я-снежинка!

- Какая ты красивая! – восхищенно прошептал он.

5  Котёнок и снежинка подружились. Снежинка стала счастливая и весёлая, ведь у неё появился новый друг!

1 На холодном синем небе жила туча. А в туче жили снежинки. Они были самые разные: пушистые, колючие, хмурые, весёлые, добрые, злые. Снежинкам жилось весело и дружно.

2 Но среди них была одна, не похожая на всех остальных. Она грустила и печально смотрела на всё вокруг. Ничто её не радовало. И вот однажды зимой пришла пора отправляться снежинкам на землю.

3 Подул холодный северный ветер, подхватил снежинки, и они полетели. Снежинки опускались на землю, деревья, дома.

4.А самая печальная снежинка опустилась на что-то тёплое. Это оказался нос котёнка.

- Ты кто? – спросил котёнок.

- Я-снежинка!

- Какая ты красивая! – восхищенно прошептал он.

5  Котёнок и снежинка подружились. Снежинка стала счастливая и весёлая, ведь у неё появился новый друг!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи 2 класс

Урок развития речи "Обучающее сочинение по серии картинок" представлен в форме презентации. Можно проводить по любой программе....

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Презентация к уроку развития речи 2 класс.

Сочинение рассказа по серии картинок и по впросам "Друзья птиц." ...

урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"

ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель:    -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...

Урок развития речи 1 класс.

Тема. Общее понятие о тексте....

Урок развития речи 2 класс

Данная разработка содержит матриал к учебнику "Русский язык" 2 класс Т.Г. Рамзаевой....

Конспект урока развития речи. 2 класс.

Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....