Внеклассное занятие по литературному чтению в 3 классе
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Ховалыг Тамара Ондаровна

Тема "Скороговорки" 

 Цель: знакомство с жанровыми особенностями скороговорок, обучение чтению скороговорок.

 

Задачи:

1.   познакомить с особенностями жанра скороговорок, совершенствовать  беглость, правильность, выразительность чтения;

2.   создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих  способностей детей;

3.   создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;

4.   создать условия для формирования УУД:

1)   личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

2)   познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

3)   коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё  отношении к  чему-либо;

4)   регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 

 

 

 

 

 


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl.literatura.docx52.61 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по литературному  чтению в 3 классе

Тема: Скороговорки.

Цель: знакомство с жанровыми особенностями скороговорок, обучение чтению скороговорок.

Задачи:

  1. познакомить с особенностями жанра скороговорок, совершенствовать  беглость, правильность, выразительность чтения;
  2. создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих  способностей детей;
  3. создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
  4. создать условия для формирования УУД:
  1. личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
  2. познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
  3. коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё  отношении к  чему-либо;
  4. регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Мотивация к работе, правильной посадке.

        -Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умете. Поприветствуйте наших гостей.  Садитесь за парты.

        -Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!

II. Актуализация полученных ранее знаний.

Повторение знаний о жанрах устного народного творчества. Работа в группах.

        -Первый этап нашей работы я обозначу вот этим символом. Объясните его значение. (работа в паре или группе). 

        -Верно. Каждая группа получит текст. Ваша задача: прочитав его,

определить жанр, выбрать жанровые особенности и вспомнить с какой

целью был создан этот жанр.

ПОМНИТЕ О ПРАВИЛАХ РАБОТЫ В ГРУППЕ.

Докажите свою точку зрения.

           

        (ученики работают в группах, затем представляют свой ответ , параллельно записи выводятся на экран)

Оцените свою работу в группе.        

                        + я внес большой вклад в работу группы;

                               я внес вклад в работу группы;

                              у меня не получилось сотрудничество.

-Что объединяет все произведения, которые мы услышали? (это жанры фольклора, устное народное творчество)

II. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми.

-Сегодня на уроке нам предстоит поработать над ещё одним жанром фольклора. Как называется этот жанр вы узнаете из записи на экране.

«ВСЕХ СКОРОГОВОРОК

НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ

И НЕ ПЕРЕВЫГОВОРИШЬ»

-О каком жанре пойдет речь? (скороговорка) 

-Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы с уверенностью сказать, что я всё знаю об этом жанре? (что такое скороговорка, её цель, для чего она нужна в жизни, её признаки, отличия от других жанров)

Молодцы!

Нам предстоит поразмышлять над названием жанра и его назначением.

Мы будем наблюдать за строением скороговорок и находить признаки этого жанра.

Помогать нам будет наш учебник.

В середине урока мы непременно устроим минутку отдыха.

Я предложу вам интересное творческое задание.

И я уверена, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний!

III.Открытие нового знания.

  1. Выяснение значения слова скороговорка.

-Что же такое скороговорка? (Высказывания детей.)

-Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать научное определение этого жанра? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете)

-Попробуем это сделать. 1,2,3 группы ищут значение слова в словарях;

4,5,6 – в Интернете (открыть 1, 4 и 7 вкладки!!!)

Итак, что нам говорят словари? 

СКОРОГОВОРКА 1. Быстрая речь.

2. Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро,  не запинаясь.

СКОРОГОВОРКА 1. Быстрая, торопливая  речь.

2. Шуточный жанр народного творчества – фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. 

Попробуем сравнить значения слов, найденные в различных источниках. Найдите сходства.

А какую информацию вы нашли с помощью сети интернет?

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

Скороговорки – это фразы со специально подобранными труднопроизносимыми звукосочетаниями или быстро произнесенные поговорки, прибаутки.

Скороговорка шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

Оцените свою работу:                 

                + Я узнал значение слова;

                     Я не совсем разобрался со значением слова;

                     Я пока не могу сказать что такое скороговорка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2. Выяснение цели жанра.

-Уже в самом названии жанра скрыта одна его особенность. Какая? (быстро говорить)

-Для чего же люди начали сочинять скороговорки? (чтобы говорить быстро и чётко)

-А для чего людям нужно говорить быстро и четко? (чтобы речь была понятной и красивой)

-Какова же главная цель скороговорки? (развитие красивой, правильной речи).

3. Чтение скороговорок.

-Переходим к чтению скороговорок.

 

-Сколько раз авторы предлагают нам читать скороговорки? (3 раза)

-Как читаем первый раз?

-Как читать второй раз?

-Каким должно быть третье чтение?

-Попробуем прочитать первую скороговорку по этому алгоритму. 1 и 2 раз читаем хором, а 3 раз – у каждого свой. (троекратное чтение)

ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ

-Что значит тараторить?

-Кого называют тараторкой?

-Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка?

-В скольких словах встретились звуки [р],  [р,]?

-Прочитайте три следующих скороговорки самостоятельно, соблюдая план. Работать будем рядами. 1 ряд – 2 скороговорка (с.143)

2 ряд – 3 скороговорка (с.143)

3 ряд – 1 скороговорка (с.144)

-Произнесите скороговорку своему соседу.

-У кого получилось произнести без ошибок?

-Кто готов произнести свою скороговорку вслух?

4. Работа в группах.

-Сейчас вам снова предстоит работа в группах. Найдите следующую скороговорку в учебнике. Прочитайте её по правилу 3 раза самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе.

-Договоритесь, кто будет читать  первым.

-Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух.

Оцените свои умения произносить скороговорку.

        +         я научился говорить скороговорки;

        √         у меня  бывают ошибки;

        –         я пока не смог проговорить скороговорку.

5. Выявление особенностей скороговорки.

-Многие наши одноклассники научились произносить скороговорки. Переходим к выявлению признаков скороговорки.

-Из скольких предложений чаще всего состоит скороговорка? (1-2)

-Как вы думаете, почему? (трудно запомнить и произнести)

Мы определили первую особенность жанра:  Краткость (1, 2 предложения)

-Легко ли произносить скороговорки?

-Почему? (путаются звуки, не слушается язык)

И это второй признак: Трудность произношения

-В чём трудность? (Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова)

-И это третий признак жанра: Сочетание звуков, которые трудно произносить

-Какие сочетания разных звуков в скороговорках вам было трудно произносить?

-Итак, назовите все признаки скороговорки.

-Молодцы.

Оцените свою работу по выявлению признаков жанра:

        +         я сумел увидеть все признаки скороговорки;

        √         у меня  возникали небольшие затруднения;

         –          я пока не смог найти признаки скороговорки.

IV. Творческое задание.

А теперь настало время интересного творческого задания. Совестными усилиями вам нужно будет создать свою скороговорку и красиво оформить её.

Помните о соблюдении признаков жанра.

Решите в группе, кто внёс больший вклад в составление скороговорки.

Итог. Рефлексия

-Обратимся к нашему плану.

-Какие виды работ мы планировали?

-Поднимите руки те, кто считает, что нам удалось выполнить все задания.

-Какая работа показалась самой интересной?

-Что вызвало затруднения?

-Что вы теперь знаете о скороговорках?

-Посмотрите на свои оценочные листы. Кто может сказать, что количество + больше, чем других знаков?

Это значит, что вы успешные ученики.

-Какую ещё работу со скороговорками можем делать в дальнейшем?  (Продолжить работу дома, читать книги со скороговорками, учиться их правильно произносить, использовать в речевых разминках на уроке)

-Для чего это нужно?

Домашнее задание:  поработать над скороговорками; по желанию читать книги со скороговорками и подобрать самую интересную скороговорку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по литературному чтению для 4 класса Роберт Льюис Стивенсон "Остров Сокровищ"

Верю, что ещё остались дети, которые любят книгу и много читают. Материалы презентации поспособствуют к привитию любви к книге....

Внеклассное занятие по литературному чтению в 1 классе

Урок разработан в виде путешествия по стране сказок, чудес и волшебства...

Внеклассное занятие по литературному чтению для обучающихся 1 -4 классов

КВН- « Сказки А. С. Пушкина Внеклассное занятие по литературному чтению, имеющее целью ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО СКАЗКАМ А. С. ПУШКИНА., расширить кРУГОЗОР.ПРИВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ТВОРЧЕСТВУ...

внеклассное занятие по литературному чтению "Конкурс сочинителей" 2 класс

Внеклассное занятие по литературному чтению "Конкурс сочинителей"  можно использовать как в отдельном классе, так и на параллели 2 классов...

Внеклассное занятие по литературному чтению в 3-ем классе. Игра "Кто хочет стать сказочником"

Занятие проводится в рамках недели литературного чтения для учащихся 3-го класса...

Внеклассное занятие по литературному чтению " Чтение с увлечением"

Мероприятие направлено на развитие интереса у обучающихся к устному народному творчеству, к пониманию содержания и идейного смысла сказок, способствует формированию креативности, критического мышления...