Литературное чтение.2 специальный (коррекционный) класс VII вида.Мир чувств читателя в рассказе М. Пришвина «Ребята и утята ».
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Дидактические задачи урока:

 • Познакомить детей с творчеством  М. Пришвина; организовать  эмоционально- эстетическое восприятие: учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_lit._cht._prishvin.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Учитель: Полина Наталья Сергеевна, 2 квалификационная категория.

Класс: 2 специальный (коррекционный) класс VII вида

Тема раздела: О братьях наших  меньших

Тема урока:  Мир чувств читателя  в рассказе   М. Пришвина «Ребята и утята »

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Дидактические задачи урока:

 • познакомить детей с творчеством  М. Пришвина; организовать  эмоционально- эстетическое восприятие: учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развитие умений воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю, как создателю художественного произведения;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι.Организационный момент. Этап мотивации.

II.Актуализация знаний.

Прозвенел звонок, внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка?

Девиз урока. «Чтение – вот лучшее учение»! (А. С. Пушкин)  

2.Речевая разминка.

Архип осип, а Осип охрип. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

1. 2.

1.Рассказ о Пришвине.

Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

 Как вы думаете, какого человека можно назвать неравнодушным? (Ответы детей).

Так вот этот человек всегда старался помочь не только людям, но и природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью  снег. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

Прочитайте, что о нем написал К. Паустовский (слайд 2).

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…»

На долю кого выпала бы эта благодарность? (слайд 3).

2.Викторина по творчеству М. Пришвина.

Попробуйте по отрывкам узнать произведение.

«Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил.» «Журка». (Слайд 4).

«И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес – голодно. А возьму – забуду съесть и назад принесу». «Лисичкин хлеб», (слайд 5). Слайд 6 – произведения М. Пришвина, которые вы знаете. Назовите их, пожалуйста!

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие абзацы текста.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться в тексте  учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

III. Развитие умений.

III. Итог.

2. 3. 4. 1. 2. 3. 4.  1. 2. 3. 

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. М. Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше! Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше!

Работа с текстом до чтения.

 Посмотрите, пожалуйста, на слайд 7.

Предположения детей о содержании рассказа по фамилии автора, заглавию, иллюстрации. Дети формулируют свои вопросы (обычно они касаются названия рассказа). Попытайтесь сформулироварь, какие задачи нам предстоит решить на этом уроке!          Словарная работа. В тексте  вам встретятся незнакомые слова. Посмотрев, слайды 8 - 12, вы узнаете их значение.                                

Физминутка.

1. 2. 3.4. 2. 3. 

Чтение рассказа учителем. (Учитель читает рассказ, дети следят по учебнику).

Анализ и выборочное чтение произведения.

Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера? Докажите свой ответ строчками из произведения. Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? На свободу! Что значит для утят свобода? Долго ли раздумывала уточка, прежде, чем перевести своих утят? Докажите строчками из произведения! Сколько надо было идти до озера? 3 версты.  Сколько это километров? Чуть больше 3 километров. Это много или мало для человека? А для маленькой уточки? Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами?  Почему уточка-мать шла позади утят? Какие враги были у уток? Докажите строчками из произведения. Кто страшнее? Почему? Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Докажите строчками из произведения. Зачем ребята это делали? Просто так, для забавы. Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. Могла ли утка кричать? Докажите строчками из произведения. Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях. А какое чувство пережили утята? Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? А какое слово вы кричите, когда боитесь? Мама! А ваша мама переживает за вас? Как она ведет себя при этом? Как в рассказе чаще всего называют уточку? Мать. А какая она мама? Заботливая. Вам её жалко? Для матери нет никого дороже и ближе своих детей.    Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает  детей от гибели. Это в равной степени    можно отнести как к людям, так и к  животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала        уточка-мать. Но вы можете представить,           как поведет себя ваша мама, когда,   вам грозит опасность или вас кто-то обижает. Утята пойманы, что собираются делать ребята?  Докажите строчками из произведения.
Кто помешал мальчишкам?
Смогли ли они объяснить свой поступок? Какое приказание   дал им взрослый? Докажите строчками из произведения. Назовите слова, которые показывают строгость автора. Что делали бы вы, оказавшись рядом? Что можно сказать о ребятах?   Как их назвал рассказчик? Как можно назвать их по-другому? Можно ли сказать, что ребята были жестокими? Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили? Докажите         строчками из произведения.
Как шла уточка-мать в начале рассказа? А почему сейчас она побежала впереди? Хотела быстрее увести детей от врагов. Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения. Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? Знак уважения. Перед кем этот знак уважения? Почему? Как мальчишки на это прореагировали?  Почему?  Что пожелали люди уточке?  Нужно ли было пожелание людей уточке?    Почему? Докажите строчками из произведения.

Работа с иллюстрацией.

Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображен на переднем плане? Что они делают? Кто изображен на заднем плане? Что они делают? Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. Для чего М.Пришвин написал свой рассказ? Что его волновало? Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно? А кто нет? Почему?

Работа в группах.

Ученики подбирают слова- рифмы. Записывают на доске в 2 столбика.

        Ребята                        Утята

 

Составление предложений, рифмованных строк.

Утята весело шагают.

Их к озеру мама ведет.

Бегут, бегут утята

Гулять, гулять в луга.

Работа с пословицами.

Давайте  прочитаем пословицы!   (Слайд 13). К кому из действующих лиц подходят эти пословицы?

Определение главной мысли рассказа.

Как автор назвал свой рассказ? (Слайд 14). Почему? Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом,  совместно сосуществуем. Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом? Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
Что же вы можете сказать о М.Пришвине? (Слайд  15). Докажите, что М. Пришвин – человек: добрый, строгий, неравнодушный!

1.2

Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами  М. Пришвина. Но он оставил нам своё послание! (Слайд 16).  Над чем этот урок вас заставил задуматься?  Чему мы учились на уроке? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, составляли рифмованные строки.)

– Какие умения формировали?

Оцените свою работу на уроке  на листах достижений по следующим критериям:

а) умение читать правильно, целыми словами, бегло, выразительно;

б) умение  находить в тексте ответы на вопросы;

в) умение высказывать свою точку зрения и доказывать.

Оценки – «плюс», «полплюса», «минус».

  Домашнее задание.

1. Моделирование обложки книги.

2.Краткий пересказ по готовому плану.

3.Написать стихотворные строчки к этому рассказу.  

        

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"

Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...

Урок чтения и развития речи во 2 специальном ( коррекционном ) классе 8 вида Н. Артюхова "Большая берёза"

Урок знакомит учащихся с новым произведением Н. Артюховой "Большая берёза"Задачи урока:-Развивать технику чтения, умение строить высказывание в устной речи, правильно отвечать на поставленные во...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 специального (коррекционного) класса VII вида

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению  для 2специального(коррекционного) класса VII вида МОУ СОШ № 6 разработана на основе Федерального государственного образовательного станда...

Коррекционно – развивающая программа ученика 3 специального коррекционного класса VII вида П. А.

Программа коррекционной работы  обеспечивает выявление особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ( ограниченными возможностями здоровья) и осуществлениеиндивидуально ориентированной психол...

Тест по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята»

Цель тестирования - определение уровня знаний  текста обучающимися. Автор: Бражаева Ольга Вячеславовна....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.

• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....

Кроссворд к рассказу М.Пришвина «Ребята и утята»

Кроссворд по литературному чтению 2 класс...