Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Представлен урок по предмету "Литературное чтение" во 2 классе УМК "Школа России" с использованием технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie._f._i._tyutchev_charodeykoyu_zimoyu.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.А.Головина

МБОУ «СОШ № 1», п.Пурпе

Предмет: Литературное чтение.
Класс: 2.
Тема: Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».

Место урока в теме: Изучение нового материала.
Цель урока: 

       Показать красоту зимнего леса в произведении Ф.И.Тютчева

       Воздействовать на чувства учеников по средствам чтения художественного произведения, услышанной музыки, увиденных картин природы.

       Через приемы «Корзина идей», «Кластер», «Ассоциации», «Хокку» содействовать развитию критического мышления.

       Формирование  познавательных, коммуникативных компетенций.

Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии развития критического мышления.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная и групповая.

Оборудование: 

  1. Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Родная речь».
  2. Картины зимнего леса (слайды), музыка П.Чайковского «Времена года».
  3. Портрет писателя.
  4. «Кластер» (с использованием ИКТ).
  5. Листки для написания хокку, ручки.
  6. Таблица правил написания хокку.

Ход урока:
 

Стадия вызова

Стадия осмысления

Стадия рефлексии

Приём «Корзина идей»

1.Приём «Кластер».

2.Приём «Ассоциации»

Прием «Хокку»


Стадия вызова. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, поэтому нужно быть наблюдательными и внимательными. Будем учиться думать, рассуждать, отвечать на вопросы и задавать их.
1.Беседа. 

- Как называется раздел, который мы изучаем?  (Люблю природу русскую. Зима.)
- Поднимите руки, кому нравится природа зимой.  (Несколько учеников рук не подняли).

-А вам в какое время года нравится природа?  Почему?  (Выслушиваются ответы учеников, не поднявших рук).

Сегодня на уроке мы(поднявшие руки) попытаемся вас(не поднявших рук) убедить в том, что природа зимой своеобразна и уникальна, только нужно разглядеть эту красоту и тогда она вас не оставит равнодушными. Для этого давайте заглянем в зимний лес.(Сказать тихо, таинственно).
- (И вдруг громко, акцентируя внимание)

-А вы знаете, что зи?

А вы знаете, что ма?

Что Зима-волшебница пришла

И чудес в лес принесла!

Ну, конечно, знаете!

Ясно, что вы знаете!
2.Приём «Корзина идей»

-Запишите на листах бумаги, какие изменения, чудеса принесла в лес Зима. (На доске картина зимнего леса, учитель обращает на нее внимание учеников.)

(Навалила сугробы. Землю покрыла снегом. Укутала деревья. Ветки прогнула.)

-Обсудите в группах, дайте получившиеся варианты ответов.

-Сбросим идеи в «корзину»(на доске.)  (Группа поочередно называет одно из выписанных выражений, учитель фиксирует реплики.)

3.Слушание музыки, просмотр слайдов.

-Впечатляет красота и очарование зимней природы композиторов, художников.

-Послушайте, как П.Чайковский передал ее в своем музыкальном произведении «Времена года. Зима.

посмотрите слайды.

4.Нацеливание.

-О чем пойдет речь на уроке? Кто сможет сформулировать тему? (Будем читать художественное произведение о зимнем лесе).

-Да. Сегодня познакомимся со стихотворением о зимнем лесе Ф.И.Тютчева «Чародейкою-Зимою».

Стадия осмысления.

1.Беседа об авторе.

-Действительно красив, загадочен зимний лес. Многие писатели и поэты в своем творчестве обращались к этой теме. Одним из них является Федор Иванович Тютчев.

-Выступление ученика:

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) был богато одаренным с раннего детства, как сегодня сказали бы, вундеркиндом. Первое стихотворение он опубликовал в 14 лет, а в 15 лет он уже студент Московского университета. Провел много лет за границей. У Тютчева много стихотворений о природе. Через обращение к природе поэт часто показывает сложный мир человеческих переживаний.

-Запишем в тетрадях 2 предложения. Что в его биографии привлекло ваше внимание?  (Федор Иванович Тютчев (1803-1873) был одаренным ребенком.  Первое стихотворение он опубликовал в 14 лет.)

2. Знакомство с произведением «Чародейкою Зимою».

-Одно из лучших его стихотворений предоставляю вашему вниманию.

-Послушайте, как поэт описывает зимний лес. (Чтение учителем, дети закрывают глаза, представляют услышанное.)

-Захотелось попасть в этот лес? Почему? (Он таинственный и даже сказочный.)

-Кто его сделал таким? (Зима).

-Как называет ее автор? (Чародейка-волшебница).

-Что особенно вас впечатлило? (Как автор необычно описал зимний лес, подобрав красивые выражения, слова).

-Прочитайте это стихотворение еще раз. (Самостоятельное чтение.)

-Какое слово незнакомо? (Мещет – от слова «метать», бросать, кидать.)

3. Работа с моделью.

-Нам предстоит раскрыть весь замысел автора, поможет в этом модель, которую мы составим вместе и запишем в тетрадях.

1) –Какова тема этого произведения? (Описывается зимний лес.)

2) –Как автор описывает зимний лес? –Выберем из стихотворения все действия леса.(Учитель фиксирует в моделе, дети в тетрадях).

(Стоит околдован, блестит, очарован сном, опутан, окован, ничто не трепещет, то вспыхнет, заблещет красой.)

-С кем автор сравнивает лес? (Не мертвец и не живой.) Такое выразительное средство, когда можно представить кого-то вместо описываемого предмета, в литературе называется олицетворение. (Открывается слово.)

-Какое еще выразительное средство использует Тютчев? (Если дети затрудняются, обратить внимание на «снежную бахрому») (Сравнение.)

-Что сравнивает поэт со снежной бахромой? (Снег.)

-Почему? (Бахрома –это свисающие нити, кисти. И снег также свисает с веток деревьев.)

-С чем еще сравнивает снег автор? (Легкая пуховая цепь.)

-Почему  берется такое сравнение? (Потому что опутать и оковать можно только цепью, но эта цепь из снега, а он легкий и пушистый.)

-Вот такие чудеса зимнего леса описал Тютчев.

3) -А теперь заглянем в нашу корзину и вспомним, что мы увидели в зимнем лесу. (Еще раз зачитываются реплики)

-Чьи нравятся больше?

-Какие из наших реплик можно заменить выразительными средствами автора?

(Навалила сугробы. Землю покрыла снегом. –Опутан и окован легкой цепью пуховой.

Укутала деревья. Ветки прогнулись. –Покрыла снежной бахромой.)

-Смогли мы без автора так красиво описать зимний лес? (Нет. Нам этому нужно учиться.)

-Какова главная мысль этого произведения? Чему оно нас учит? (Учит любить природу, наблюдать и наслаждаться ее красотой, бережному отношению к лесу....)


-Прочитаем еще раз это стихотворение, голосом и интонацией показав замысел автора.

4. Прием «Ассоциации».

Дети работают в группах, 1 ученик записывает основные понятия на листочке.

-Волшебница –Зима просит составить ассоциации к нашей теме «Зимний лес».

Зимний лес

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Kак?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Kакой?
Зачем?
Kаким образом?
Kакая взаимосвязь?
Из чего состоит?
Kаково назначение?

Волшебство

Деревья

Солнце

Бахрома

Снег

Пух

Сугробы

Сон

-Игра «Аукцион слов».

-Группа зачитывает 1(на их взгляд самую удачную) ассоциацию. Если согласны другие группы,  учитель фиксирует ее на доске,  дети в тетрадях

-Вторая группа зачитывает свою. –Согласны остальные?

-Третья… (Так до тех пор, пока не наберется 8-10)

-А теперь каждая группа составляет 3 вопроса, связывающие вопросительное слово из первой колонки со словом из второй колонки.

(Где происходит волшебство? Как автор описывает снег? Что такое бахрома?)

Игра «Вызываю огонь на себя»(1ученик из группы  отвечает на составленные вопросы другой группы).

-Вопросы какой группы показались наиболее удачными? Почему  так считаете?

-Оцените ответы учеников.

-Чародейка-Зима осталась довольна вашими вопросами и ответами.

Стадия рефлексии.

-Сейчас я предлагаю вам самим стать на время поэтами.

-Как называется лирическое стихотворение без рифмы, отличающееся предельной краткостью, состоящее из 3 строк? (Хокку).

-Мы будем сочинять хокку.

-Вспомним краткие правила его написания (вывешивается таблица):

1) Три строчки из 17 слогов (На доске рисуется схема каждой строки)

2) Должно иметь сезонное слово

-Какие это могут быть слова? (Зима, снег и другие слова и обороты можно взять из стихотворения)

3) Должно показывать и передавать, но не называть и не объяснять

4) Не должно быть рифмы

5) Все должно происходить сейчас, т.е. в настоящем времени

6) Первые две строчки описывают предмет, а последняя подводит итог

(Дети в группах выполняют задание, учитель помогает, слегка корректирует и исправляет.)

-Выступает один из группы, члены остальных групп соотносят с правилами написания хокку.

-Работы обсуждаются, выбирается лучшая.

-Прячется ветка

Под снежною бахромой –

Играет в прятки.

-Неподвижный лес

Ослепляет красотой.

Радуется снег!

-Каждое дерево(иногда допустимо расхождение с количеством слогов)

Радо белому снегу.

И кустик тоже.

-Пуховой цепью

Опутан и окован –

Дремлет зимний лес.

-Урок близится к завершению.

-Вам понравилось наше путешествие по зимнему лесу?

-Какое впечатление у вас осталось?

-А теперь поднимите руки, кому понравилась зимняя природа?(Поднимают все.)

-Почему твое мнение поменялось? (Спросить того, кто в начале урока не поднял руку.)

Д/З: Чародейка-Зима просит написать эссе (мини-сочинение) по впечатлениям об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф. Тютчев. Чародейкою зимою...

Презентация к уроку. Последняя часть - слайд 30 в общей презентации с наложением музыки:http://mp3baza.net/mp3/Chaykovskiy/Schelkunchik_Stsena_v_sosnovom_lesu...

Конспект открытого урока по чтению "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою ...»

Цель урока :1.    Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа .2.    Форм...

Курмашева А.С Ф.Тютчев "Чародейкою зимою"

Конспект урока для коррекционных классов...

Курмашева А.С. Ф.Тютчев "Чародейкою зимою"

Конспект урока для коррекционных классов....

Учебная презентация к уроку литературного чтения, 2 класс (УМК "Школы России") Тема: Ф.Тютчев "Чародейкою зимою..."

Презентация иллюстрирует стихотворение Ф.Тютчева " Чародейкою зимою... ". Возможно чтение учителем, слайды меняются по щелчку. Используемая презентация создаёт образы зимы, созданные в стихотворени и ...

План - конспект урока по чтению. Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

ЦЕЛЬ: учащиеся поймут, что красоту зимней природы можно выразить разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.ЗАДАЧИ: показать детям красоту зимней природы различными средствами: музыкал...

Природа в стихах. Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».

Цели урока:Образовательные: формировать знания о весенних явлениях в природе, познакомить учащихся с новыми произведениями  о весне, отрабатывать навыки выразительного чтения, продолжить зн...