Открытый урок по литературному чтению: "А.С.Пушкин и его сказки".
презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему

Толстых Наталья Сергеевна

Этот урок познакомит с биографией и произведениями А.Пушкина; поможет привить интерес и любовь к поэзии; дети смогут поупражняться в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

литературного чтения

в 1-ом классе

(по ФГОС)

                                                                                                                                                              Толстых Наталья Сергеевна

                                                                                                                                                            Учитель начальных классов

                                                                                                                                                             МБОУ Тогучинской СОШ№5

                                                                                                                                                    Новосибирской области

2013-2014 учебный год.

Тема:   А.С.Пушкин и его сказки.

Цель:   Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

  6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи:  ИЗО, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы:  учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.

Организация пространства:  групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Организационный момент

(Слайд 1)

-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости  захотели,
Снова в гости  к нам прийти!

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

(музыка – песня « Приходи сказка»)  (Слайд 2)

-Кто зовёт нас в гости?

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

- Вы любите сказки?

-Кто знает, какие бывают сказки?

Сказки можно разделить на две группы.  (Слайд 3)

                     Сказки

 народные                     авторские

-Почему  они называются народными?

-Приведите примеры таких сказок.

 («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»…)

-Почему   называются авторскими?

-Какие авторские сказки вы читали?

( «Теремок» Е.Чарушин, Гаршин «Лягушка путешественница».

 -Сегодня мы отправимся  в путешествие по замечательным  сказкам Лукоморья. Там познакомимся еще с одним автором сказок, послушайте внимательно.

Читается отрывок (аудио запись) из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый…»). (Слайд 4)

-Кто может сказать, что такое Лукоморье?

-Кто может назвать автора этих строк?

-Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова которые здесь зашифрованы.

ЧWQИUZТQIANVTRDЬ

ДJZУURMQSAJYTIVЬ (Слайд 5)

(читать, думать)

-Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать). (Слайд 6)

- Сегодня  на уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.

Л1; Р3; П4; К2.

Ответы детей.

Физ.минутка (видео) (Слайд 7)

  1. Работа по теме урока

Фронтальная работа

Работа по учебнику, с. 52 – 53

- С произведениями, какого автора мы сегодня познакомимся? (Слайд  8)

-Обратите внимание, у нас оформлена выставка посвященная творчеству великого поэта А.С.Пушкину. Вы можете потом ознакомиться с ней.

Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина (рассказ учителя)

-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд  9)

Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду.  (Слайд  10)

Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. (Слайд  10)

В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. (Слайд  11) Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.

-А кто читал произведения  А.С.Пушкина?  Какие?

- Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Доскажи словечко», нужно будет вспомнить сказки А.С.Пушкина и досказать словечко хором.

«А сама-то величава,

Выступает, будто…(пава

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ехали? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете…(чудо

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем нам приготовят…(мешок

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

«А сидит в нем князь Гвидон,

Он прислал тебе…(поклон

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Коли красная девица,

Будь нам милая…(сестрица

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и …(плотник

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1.

 

Прогнозировать содержание раздела.

Работа по учебнику, с. 52 – 53

Рассмотрите  иллюстрации на с.52-53.

-Узнаете ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкин.)

-Теперь давайте мы почитаем отрывки из сказок знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.

Но перед тем как начать читать проведем гимнастику для язычка.

Речевая разминка. (Учись отчётливо произносить звуки). 

(Слайд 12)

ОЙ – ОЙ – ОЙ – попрощались мы с зимой.

 ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – наступил теплый апрель.

АЙ – АЙ – АЙ – приходи скорее май (хором).

(текст с. 52-53 читает учитель, дети следят по учебнику).

Самостоятельная работа. Выразительное чтение.

- Найди в учебнике и прочитай выразительно четверостишие к иллюстрации. Назови название сказки и автора.

(Слайды 13, 14, 15, 16)

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1

Обсуждать прочитанное.

Читать произведение  плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Физминутка (Слайд  17)

Много дети мы читали

И немножечко устали.

Встанем, детки отдохнём

Физминутку проведём.

Раз поднялись, потянулись,

Два согнулись, разогнулись,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть -  на место тихо сесть.

Семь и восемь – (лень отбросим!)

  1. Продолжение работы по теме

Работа в парах.

-Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

-Как вы  уже  заметили, что сказки А.С.Пушкина написаны в стихах?

-Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?

-А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?

-Для начала нужно научиться подбирать рифму.

Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 18)

Кошка – мошка, плошка, окошко;

Майка – лайка, чайка, гайка;

         Ночка – почка,  кочка, дочка … (Слайд  19)

-Найдите рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.

-В сказке о Царе Салтане… князь Гвидон три раза принимал облик насекомого, чтобы повидать батюшку. Чей облик он принимал? (комар, муха, шмель)

Работа в парах.

-Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие.

1 ряд – комар, кошмар, отвар, шар…

2 ряд – муха, ухо, уха, лопуха…

3 ряд – шмель, ель, апрель, метель …

Работа в группах.

-В сказках всегда происходит волшебство. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли волшебников. Дело в том, что злой колдун испортил иллюстрации к сказкам. Нужно помочь сказочным героям, соберите картинку и назовите к какой сказке она, назовите героев этой сказки.

Собери мозаику (в конверте)

  1. Итог урока

-С каким автором мы сегодня познакомились? 

-Отрывки, из каких сказок читали?

-Что пробовали сами?

- Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.  

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

-Похлопайте  - кто доволен своей работай.

-Потопайте - кто испытывал затруднения при выполнении заданий.

Вот и все. Последней сказки

Закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Были вы, друзья, отважны,

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно

За друзей стоять горою!

Ну, а если захотите

В Лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки ее взять,

И любимые герои

С вами встретятся опять!

-На нашей выставке, посвященной творчеству великого поэта, я приготовила для вас кроссворд по сказкам А.С.Пушкина. Чтобы разгадать его вы можете обратиться к его книгам. Желаю вам чудесных мгновений проведенных со сказками А.С.Пушкина.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Закрепляющий урок с использованием ЭОР....

Реферат урока по литературному чтению А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», 4 класс

На основе сказки А.С. Пушкина совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать аналитическое и образное мышление; учить определять тему и жанр произведения, выделять основную мы...

Открытый урок по литературному чтение "А.С. Пушкин "Зимний вечер"

Метолическая разработка,открытого урока по литературному чтению для 3 класса по теме А.С. Пушкин "Зимний вечер"...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "А.С. Пушкин - гордость нашей Родины"

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе. Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, его сказками, развития речи, памяти и логического мышления. План...

Презентация к открытому уроку по литературному чтению "А.С. Пушкин - гордость нашей Родины"

Презентация к открытому уроку по литературному чтению в 1 классе. Содержание: повторение+биография А.С. Пушкина....

Урок по литературному чтению: «А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре…». Сравнение с народной сказкой.

Сравнить сказку А.С.Пушкина с русской народной сказкой «Во лбу солнце, на затылке  месяц, по бокам звезды»;Проанализировать  сказку А.С.Пушкина, показать детям, что «пушкин...