Урок литературного чтения во 2-ом классе. Образовательная программа: «Школа России» Тема урока: Л. Н. Толстой «Русак»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Антонова  Евгения  Михайловна

Задачи:

образовательные:  дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;

познакомить с новым рассказом;формировать навыки выразительного чтения;

развивающие: развивать способность полноценно воспринимать рассказ, умение отвечать на вопросы, выделять главное;

развивать творческое воображение обучающихся;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку средствами литературы; воспитывать любовь к животному миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolstoy._rusak._2kl.doc957.5 КБ

Предварительный просмотр:

Антонова Е.М.

ГБОУ СОШ № 262

Красносельского р-на, г.Санкт-Петербурга.

Технология:   здоровьесберегающая.

Урок литературного чтения во 2-ом классе.

Образовательная программа: «Школа России»

Тема урока: Л. Н. Толстой «Русак»

Цель урока: Познакомить с произведением Л. Н. Толстого «Русак».

Задачи:

образовательные:  дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;

познакомить с новым рассказом;

формировать навыки выразительного чтения;

развивающие: развивать способность полноценно воспринимать рассказ, умение отвечать на вопросы, выделять главное;

развивать творческое воображение обучающихся;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку средствами литературы; воспитывать любовь к животному миру

Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд 1. 

II. Мотивация

Сегодня наш урок начнется не совсем обычно. Я вам предлагаю самим угадать автора и название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться. Сначала угадаем автора с трех подсказок:

  1. Великий русский писатель, который писал рассказы о детях и животных
  2. Жил в Ясной Поляне

Слайд 2. 

  1. Беседа о Л. Н. Толстом

Слайд 3. 

Что вы знаете о нем?

Глядя на портрет, предположите, каким человеком был Толстой (ответы детей)

Обобщить ответы и самой продолжить рассказ о писателе:

Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Отец его – помещик, в молодости служил в армии, потом поселился в Ясной Поляне, мать – очень образованная женщина, знала 4 иностранных языка, много

                                                                                                                                           Антонова Е.М.  ГБОУСОШ №262 Красносельского р – на.

читала, увлекалась сказками, даже сама их сочиняла. Умерла она, когда маленькому Левушке было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тетя – женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своем детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой и мы их с удовольствием читаем.

А вы знаете какие-нибудь рассказы Толстого?

Слайд4.                                               Слайд 5.

   

Кроссворд

 

          Зачитываю отрывки из этих произведений, а дети отгадывают. В целях экономии времени, можно  

       открывать готовые ответы, а не записывать их непосредственно на уроке.

  1. Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода и весь народ был на

палубе. Посреди народа вертелась б большая обезьяна и забавляла всех… («Прыжок»)

      2. Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк, волк!». Мужики  

       прибежали и видят: неправда…(«Лгун»)

3. Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. Очень хотелось съесть… («Косточка»)

4. Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки. День был прекрасный. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!». На корабле с нами было два мальчика. Они попрыгали в воду и задумали плавать на перегонки в открытом море… («Акула»)

5. Был мальчик и звали его Филипп. Пошла раз все ребята в школу. Он тоже взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала: «Куда ты, ты еще мал, не ходи» («Филиппок»)

Обратить внимание обучающихся на выставку книг, состоящую из произведений Л. Н. Толстого.

- А кто же догадался, какое произведение мы будем изучать сегодня? (см. кроссворд)

«РУСАК» - ПРАВИЛЬНО!

А кто такой Русак? Слайд 6.

                                                                                                                                           Антонова Е.М.  ГБОУСОШ №262 Красносельского р – на.

Посмотрите на этих зайцев. Один – беляк, другой – русак. Чем они отличаются. Ответы детей. Обобщение ответов.

Слайд 7. 

Беляк – более мелкий, живет в лесу, грызет кору, зимой белого цвета, только ушки черные.

Слайд 8. 

Русак – более крупный, живет на открытых местах, подходит к жилью людей, зимой шкурка не совсем белая. И тот и другой днем спят, а ночью ищут корм. Итак, сегодня будем читать рассказ Л. Н. Толстого «Русак»

V. Работа над рассказом

Я вам прочитаю рассказ, а вы ответьте на вопрос.

- Что вам больше всего запомнилось в рассказе?

Чтение учителя. Ответы детей.

Физ. минутка:

Зайцы скачут  скок, скок, скок

Да на беленький снежок.

Приседают, слушаю, не идет ли волк

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, подтянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

VI. Чтение рассказа вслух, с комментированием по абзацам, параллельно идет  словарная работа, с показом иллюстраций на компьютере

1 Абз.

- Где жил заяц?

- Что было видно в поле?

- Что делал заяц перед тем, как идти. Почему?

Перечитайте глаголы

2-3 Абз.

- Куда собрался заяц?                                                                                                                         

-Кого заяц встретил на дороге?

- Какие слова говорят о том, что был сильный мороз?

Перечитайте глаголы

4 Абз.

- Какая неприятность случилась с зайцем?

- Почему собака утонула в снегу, а заяц – нет?

-Перечитайте глаголы

                                                                                                                                       Антонова Е.М.  ГБОУСОШ №262 Красносельского р – на.

       5 Абз.

- Кого встретил заяц на поле?

- Что они делали?

Перечитайте глаголы

7 Абз.

- Что слышно было на деревне?

-  Что заяц делал на гумне?

Перечитайте глаголы

 8 Абз.

- Что слышно и видно на деревне утром?

Перечитайте глаголы

9 Абз.

- Как заяц укладывался спать?

-Где?

- Почему так?

Перечитайте глаголы

Почему Толстой использовал так много глаголов?

Что он этим хотел показать?

Что хотел сказать нам Толстой этим рассказом?

Какая жизнь у зайцев зимой?

Как мы можем помочь диким животным?

Слайд 9.

Словарная работа:

Гумно – сарай для сжатого хлеба.

Полозья – гладкая, скользящая пластина.

Кафтан – русская старинная долгополая мужская одежда.

Обоз – группа повозок, перевозящих грузы.

Зеленя – сходы озимых хлебов.

Озимь – озимый посев.

Ток – площадка для молотьбы

Овин – строение для сушки снопов.

Плетень – изгородь из плетеных прутьев.

VII. Подведение итог урока

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам понравилось?

Что не понравилось?

Какая главная мысль рассказа?

Слайд 10. 

А теперь обещанный сюрприз: домашнее задание написано на морковках, яблочках, капусте, вырезанных из бумаге и сложенных в красивую корзиночку. Учитель проходит по рядам и предлагает детям. Задания разноуровневые. Дети на перемене могут поменяться друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2-ом классе. Образовательная программа: «Школа России» Тема урока: Л. Н. Толстой «Русак»

Задачи:образовательные:  дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;познакомить с новым рассказом;формировать навыки выразительного чтения;развивающие: развивать способность по...

Рабочая программа по литературному чтению, КИМы для 3 класса по программе "Школа России"

                                           Рабочая программа составлена в соответст...

Разработка урока литературного чтения в соответствии с ФГОС по программе "Школа России"по теме В.Одоевский "Мороз Иванович", 2 класс.

Урок предназначен для учеников 2 класса. Урок в разделе произведений о зиме, 2 четверть.Рассчитан на 2 часа. 1 час  мы читали произведение  и работали над первичным восприятием текста ,...

Конспект урока литературного чтения во 2 «в» классе по программе «Школа России» Тема: В.Бианки. «Музыкант»

Цель: .Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;2. Отрабатывать грамотное выразительно...

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 2 класса по программе "Школа России"

Содержание:I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»II. Содержание учебного предметаIII. Тематическое планирование...

Урок по окружающему миру в 3 классе по программе «Школа России» Тема урока:« Наши ближайшие соседи»

Урок по окружающему миру в 3 классе по программе «Школа России» Тема урока:« Наши ближайшие соседи»    Цель: формирование представлений о странах, которые являют...

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса по программе "Школа России"

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» 3 -6Содержание учебного предмета «Литературное чтение» 6 -7Тематическое планирование 8 -12...