Урок литературного слушания по теме «Рассказы о детях. Е. Пермяк «Пичугин мост».
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему


Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Начальная школа XXI века».

Учитель: Медникова Елена Ивановна.

Школа:МОУ СОШ №1 Имени Героя Российской Федерации Ю.Д. Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.

Урок литературного слушания по теме «Рассказы о детях. Е. Пермяк «Пичугин мост».

Цель урока:

  1. Организовать деятельность детей по знакомству с рассказом Е. Пермяка «Пичугин мост».
  2. Содействовать развитию читательского интереса, их стремлению к самостоятельному общению с книгой.
  3. Способствовать обогащению читательского опыта, эстетического вкуса учащихся; воспитанию чуткого и бережного отношения к окружающему миру (природе, людям).

Учебные задачи.

Создать условия: для формирования понятия о жанре «рассказ»; для обучения правильности и выразительности речи.

  • Обучать искусству слушать рассказ;
  • Обогащать ребёнка нравственно и эмоционально, развивать духовно и эстетически.
  • Формировать навык чтения, навык самостоятельного обучения с книгой (на уровне своих возможностей).
  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим.
  • Направить работу с литературным произведением на обогащение эмоциональной сферы учащихся, на развитие у них эмоциональной отзывчивости.
  • Создавать условия для развития навыков взаимодействия.
  • Учить высказывать своё отношение к героям рассказа.
  • Обучать планированию своей работы.
  • Обучать выявлять проблему и ставить учебную задачу.

Учебные умения.

  • Самостоятельно моделировать обложки и проверять по образцу.
  • Читать модели обложек.
  • Воспринимать  произведение на слух.
  • Указывать признаки рассказа.
  • Уметь находить основную проблему произведения.
  • Уметь проследить развитие сюжета в произведении.
  • Уметь сопоставить героев.
  • Уметь найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения.
  • Уметь инсценировать произведение.

Перечень учебного материала, используемого на уроке:

Хрестоматия, рабочая тетрадь «Литературное чтение. Уроки слушания», 4 листочка для моделирования и цветные карандаши.

Портрет писателя, книги Е. Пермяка, компьютер.

Конспект урока.

  1. Активизация внимания. Эмоциональный настрой.

Учитель: Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас урок литературного слушания. Давайте вспомним правила слушателя. Я желаю сохранить хорошее настроение на весь урок, чтобы он получился удачным и призываю вас к активной работе.

  1. Вступительный этап.

Учебные задачи:

  • Обучение искусству слушать рассказ.
  • Эмоционально воспринимать произведение.

Учебные умения:

  • Воспринимать произведение на слух.

Учитель:

«Слушайте, я читаю…» 3.Слушание произведения (учитель читает рассказ, не называя автора и заголовок, текст произведения заранее подготовлен для слушания: определены интонационный рисунок , паузы, логические и психологические ударения. Слушая чтение учителя, первоклассники обогащают свой читательский опыт, учатся слушать и слышать художественное произведение, воспринимая выразительное чтение учителя.

4.Выявление первичного восприятия произведения.

Учебные задачи:

  • Обучать правильности и выразительности речи.
  • Формировать понятие о жанре «рассказ»

Учебные умения:

  • Определять тему и жанр произведения.

Учитель:

Сегодня на  уроке мы познакомились с новым произведением. Автор его известный детский писатель Е. Пермяк.

Кому знакома это фамилия?

Какие произведения этого автора читали?

Что особенно понравилось в этом произведении?

Что не понравилось?

(Дети высказывают свои мнения о произведении).

Дети:

Понравилось, что Сёма скромный, не мечтал о подвиге, а просто заботился о людях (он трудолюбивый, настойчивый). Не понравилось то, что никто из ребят не помог Сёме.

Постановка проблемы произведения. 

Учитель: а может ребенок совершить подвиг?

5.Работа с содержанием произведения.

Учебные задачи:

  • Включить каждого ребенка в работу.
  • Учить  высказывать своё отношение к героям рассказа.
  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим.
  • Воспитывать чуткое и бережное отношение к окружающему миру (природе, людям)
  • Создать условия для развития эмоционально – чувственной сферы и навыков взаимодействия.

Учебные умения:

  • Высказывать своё отношение  к героям.
  • Оценивать поступки героев с точки зрения нравственности.
  • Составлять схематический план.

Учитель:

Какое чувство вызвало у вас это произведение?

Дети:

Нам тоже захотелось делать добрые дела.

Учитель:

Назовите героев произведения.

Дети:

Героями произведения были друзья Сёмы. Вместе с ними он каждый день ходил в школу. По пути в школу они вели беседы. Дети мечтали о подвигах, о том, как стать известными.

Учитель:

О чём хотел сказать автор?

Дети:

Автор данного произведения хотел сказать, что в жизни всегда найдется место хорошим делам и поступкам. Надо просто быть не равнодушным к тому ,что нас окружает.

Учитель:

Какие герои данного произведения?

Дети:

Герои данного произведения - добрые дети, целеустремлённые, но не всегда знают, как идти к своей цели.

Учитель:

Как начинается произведение?

Дети:

«По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах…».

Учитель:

Как заканчивается произведение?

Дети:

«Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем…  Или какое – нибудь ещё. А его все по – старому называют – Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как – то  по – другому.

Вот оно как в жизни случается».

Учитель:

Почему люди стали называть мост Пичугиным?

Дети:

Вначале мост был сделан из ветлы. Его сделал Сёма Пичугин и дед ему помог немного.

«…Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:

- Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.

Так и стали его называть Сёминой фамилией -  Пичугин мост…».

Учитель:

Почему именно Сёма сделал этот мост?

Дети:

Сёма рос мальчиком тихим и молчаливым, но он был скромным, заботливым и трудолюбивым. Он, прежде всего, думал о людях, а потом уже о себе. По - этому именно ему пришла в голову мысль сделать мост через реку.

Учитель:

А как он один смог построить мост?

Дети:

…Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой  точёный. И стал он рубить им ветлу. Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Учитель:

Ребята, а что означает слово ветла?

Дети:

Это  дерево .

Учитель:

(Просит найти изображение дерева в интернете).

Вот из такого дерева Сёма и построил мост.  Нелёгким оказалось  это дело. Оно требовало большого труда.

И мы с вами сегодня много работали на уроке. Давайте отдохнем.

Физминутка.

 Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревце.

Ветер тише – тише,

А деревце всё выше-выше.

(Выполняются движения).

А теперь продолжим работу над содержанием произведения.

Составление схематического плана. 

Запись на доске:

  1. Сёма Пичугин
  2. Речка Быстрянка
  3. Мостишко
  4. Настоящий мосток
  5. Мечты о подвигах
  6. Большой мосток.

Учитель:

Соответствует ли эта модель построению рассказа? (Включение каждого ребёнка в работу).

Дети:

Данная модель не соответствует построению рассказа.

Учитель:

предложите правильную модель рассказа.

Дети:

  1. Мечты о подвигах.
  2. Сёма Пичугин.
  3. Речка Быстрянка.
  4. Мостишко.
  5. Настоящий мосток.

 

6.Упражнения по формированию специальных умений . Моделирование обложки.

Учебные задачи:

Формировать  понятие о жанре «рассказ».

Способствовать развитию умения моделировать обложку рассказа.

Учебные умения:

  • Называть фамилию автора.
  • Заголовок.
  • Определять жанр и тему услышанного произведения.

Учитель:

- Давайте сделаем обложку книги. Возьмите лист бумаги и положите вертикально.

- Кто написал произведение?

Дети:

Е. Пермяк

Учитель:

А это кто?

Дети:

Автор.

Учитель:  Нарисуем красную рамочку. Напечатаем фамилию.

А что я вам читала?

Дети:

Рассказ.

Учитель: почему вы решили, что это рассказ?

Дети: это реальная история, она могла произойти на самом деле.

Учитель:

Нарисуем прямоугольник вместо слова «рассказ». Рассказ - это жанр произведения.

- Какова тема  рассказа? (о детях).

Раскрасим прямоугольник жёлтым цветом.

- А как бы вы назвали рассказ?

Дети:

«Мост»,…

Учитель:

Давайте посмотрим, как автор назвал рассказ.

Дети: «Пичугин мост».

Учитель:

- Что это? 

Дети:

Заголовок.

Учитель:

Нарисуем на модели  внизу синюю рамочку        и напечатаем  заголовок «Пичугин мост»

 

7.Повторное слушание.

Учебные задачи:

Учить высказывать свое отношение к героям рассказа.

Учебные умения:

Оценивать поступок героя с точки зрения нравственности.

Выразительное чтение учителем рассказа. (Дети  внимательно слушают чтение учителя и следят по учебнику, иногда помогают ему, проговаривая запомнившиеся  слова и предложения.

Учитель:

Назовите отдельные слова, которые характеризуют Сёму.

Работа в парах.

Скромный                                                   не мечтает о подвиге

Заботливый, чуткий                                 думает о людях

Трудолюбивый                                           мост построил

Поиск решения проблемы.

Работа в группах.

Учитель:

Можно ли сказать, что  Сёма совершил подвиг? (Ребята делятся на две группы и каждая группа  готовит свой ответ на поставленный вопрос, находя подтверждение в тексте (поисковое чтение).

Решение проблемы.

Отвечает первая группа: Сёма совершил подвиг, сам этого не осознавая. Он спас здоровье людей, а может, даже, чью- то жизнь.( «…В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал…»)

Отвечает вторая группа:  Да. Сёма совершил хороший поступок. Можно сказать  -  совершил подвиг («…А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. И тоже крику всякого было много…». Девочки  могли сильно простудиться…).

(Дети вначале отвечают устно, а затем читают отдельные предложения из произведения под руководством учителя. Ребёнок соотносит фонетический и графический образы слова.)

Учитель:

Да, действительно, Сёма совершил подвиг, я с вами согласна.

Вам хотелось бы стать похожими на Сёму? (Выслушиваю ответы детей).

А вы , ребята, оказывались в подобной ситуации?(Ответы детей).

Третья группа детей получает карточку с пословицами и выбирает ту, которая подходит к рассказу «Пичугин мост».

Жизнь дана на добрые дела.

Всякий человек у дела познаётся.

Дело мастера боится.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Труд кормит, а лень портит.

Словарная работа.

1 Самостоятельная работа. (Дети самостоятельно работают с текстом, выписывая непонятные слова в тетрадь).

Дифференцированное  чтение:

1 Уровень – читают рассказ, находят образное выражение»За семь вёрст киселя хлебать», объясняют его, записывают в тетрадь , вспоминают свою пословицу и записывают её.

2 уровень  - выписывают непонятные слова из всего рассказа.

3  уровень – выписывают непонятные слова из первой и второй частей рассказа.

Дети обращаются к словарю «Книгочей» и находят там объяснение новым для них словам.

Новые слова:

Рухнуло – упало; жердь – тонкий длинный ствол дерева, очищенный от сучьев, используется при строительстве; ветла – дерево семейства ивовых.

(Снова обращаю внимание детей на изображение этого дерева на экране).

Учитель:

Ребята, а у нас растет ветла?

(Ответы детей).

Учитель:

Да, ветла растет и у нас. Ребята, вы, если будете внимательны, то найдёте это дерево у нас в поселке. На следующем уроке вы мне расскажите, где смогли найти ветлу. Можете принести фотографию этого дерева или нарисовать рисунок. (Дифференцированный подход).

8.Упражнения в чтении.

Учебные задачи:

научить  осознанно читать  про себя рассказы и отвечать на вопросы по содержанию.

Учебные умения:

Уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находя в тексте информацию необходимую для её решения.

Учитель:

Ещё раз прочитайте рассказ про себя  и проследите, как мост менялся. Почему мосты менялись, а название оставалось неизменным?

(Дети перечитывают рассказ).

Учитель:

Прочитайте слова на экране:

Мост

Мостишко

Мостище

Учитель:

Что вы можете о них сказать?

Дети:

Это родственные слова.

Учитель:

Рассмотрите эллюстрации к произведению.

Прочитайте эпизоды, относящиеся к ним.

Прочитайте начало рассказа, разметьте отрывок для чтения по ролям.

Творческий этап.

Кто хочет сыграть этот эпизод? (Дети выходят к доске и играют).

Учитель:

Это очень хорошо, что у детей из рассказа есть стремление совершать хорошие поступки. Они мечтают о подвигах. Но важнее всего  быть внимательным к окружающим, уметь видеть, кто сейчас нуждается в тебе, на что сейчас у тебя есть силы.

Ты должен быть кому – то нужен –

Всегда – как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчёту .

Пригодись,

Хотя бы маленькой синичке,

Пусти её из клетки ввысь…

Е.Н.Михайличенко

9.Итог урока. Рефлексия.

Учитель: что было на уроке самым интересным?

Дети: слушать рассказ, искать ответы на вопросы в тексте, узнавать значение новых слов, размышлять…

Учитель: о чём  расскажете  дома? (ответы детей)

Чему научил нас рассказ?

Дети: человек славится своим трудом, а не хвастовством. Поступки многое могут сказать о нас.

Учитель: Кому было интересно на уроке? А кому скучно? Покажите свой смайлик.

Спасибо за работу на уроке. Предлагаю отдохнуть. Урок окончен.                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок"" с презентацией.

Урок разработан для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК "Школа России". В ходе урока дети учатся анализировать текст,  находить главных героев рассказа, определять тему и основную мысль, а такж...

Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».

Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.

Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....

Урок литературного слушания по теме "Стихи о животных. А.Блок «Зайчик»"

УМК "Школа 21 века" Предмет: Литературное чтение . Класс:1 бУрок литературного слушания по теме "Стихи о животных. А.Блок «Зайчик»"...

Презентация к уроку литературного слушания по теме Е. Ильина. Чик-чик ножницами. УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности педагога:-  осознанное восприятие литературного произведения;-  формирование умения работать с текстом;-  развитие умения выразительно читать;-  обучение работе в...

Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок" (3 класс)

Урок в системе УМК "Школа России". Урок полностью соответствует требованиям ФГОС НОО.  Цель урока: создать условия для чтения и изучения рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»....

Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ "Почему"

Дата: 15.03.2018База практики: СОШ №1Образовательная система: «Школа России»Класс: 2 вУчитель: Лабузько Е.В.Учебный предмет: литературное чтениеТема раздела: «Я и мои друзья».Т...