литературная викторина по повести В. Медведева "Баранкин, будь человеком" 3 класс
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Наталия Владимировна Сахневич

в работе представлены конспект и презентация литературной викторины по повести В. Медведева "Баранкин, будь человеком"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл литературная викторина1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина

В. Медведев

«Баранкин, будь человеком

  1. Предварительная подготовка.

Класс разделён на три команды: «Воробьишки», «Мотыльки», «Муравьишки». Каждая команда приготовила инсценировку одного из эпизодов, эмблемы своей команды, иллюстрацию.

  1. Организационный момент.

  1. Рассказ об авторе.

«Творчество Валерия Владимировича Медведева получило поистине всенародное признание. Валерий Медведев- один из самых любимых и популярных писателей нашей детворы. В каждой школе, в каждой библиотеке, практически в каждой семье есть его замечательные книги. Они смешат, делают добрее, заставляют задуматься о смысле жизни.»
Сергей Михалков

ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МЕДВЕДЕВ (Маринин) родился 16 марта 1923 году в г.Ишим Тюменской области. В 1940 г. он поступил учиться на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского, но учебу прервала Великая Отечественная война. После демобилизации Валерий Медведев окончил в 1952 г. ГИТИС и работал в московском театре имени Моссовета. Снимался в кинокартинах «Парень из нашего города» (роль Петьки) и «Она защищает Родину» (роль Васеньки). В 1957 г. журнал «Мурзилка» публикует сказку «Голоса». С этого момента начинается блестящий литературный путь автора.
        Книги В.Медведева вышли тиражом более 9 млн. экземпляров. Многократно переизданы, переведены на 27 языков мира (только в Японии выпущено 11 книг). В 1983 г. за книгу
«Фантазии Баранкина» писателю присуждена Государственная премия РСФСР им.Н.Крупской.
        

Книга «Баранкин, будь человеком!» удостоена диплома Международного конкурса им.Г.Х.Андерсена. Произведение введено в обязательную школьную программу. «Б,БЧ!» неоднократно инсценировали и экранизировали( оперетты, спектакли, мультфильм).
        Помимо произведений для детей, Валерий Медведев известен как автор текстов для Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Аркадия Райкина и Николая Караченцова.
        Валерий Владимирович скончался 16 февраля 1997 года, но книги его долго будут жить.»

«Вовка Веснушкин в стране Заводных Человечков», «Как воробьёнок придумал голосами меняться, и что из этого вышло», «Неизвестные приключения Баранкина», «Приключения солнечных зайчиков» и другие.

  1. Разминка .

Каждая команда быстро отвечает на 5 вопросов за 30 секунд.

Вопросы для первой команды:

1.Действие повести происходит :

                  Летом,   весной,   осенью?

2. В образе воробья друзья пробыли:

         Несколько часов,   целый день,   несколько дней?

3.Заклинание, как превратиться в воробья, придумал:

              Костя Малинин, Юра Баранкин,  Г.-Х.Андерсен?

4.Заклинание, превращающее в муравья, придумал:

              Венька Смирнов,  Костя Малинин, Юра Баранкин?

5.Необычное имя главного редактора стенгазеты было:

                           Эра,   Электра,   Евлампия?

Вопросы для второй команды:

1..Позаниматься с отстающими должен был:

           Алик Новиков,   Миша Яковлев,   Венька Смирнов?

2.В кого НЕ превращались герои:

             В трутней, в муравьёв,   в бабочек?

3.От муравьёв ребята спаслись:

      Превратившись в людей,     улетев на паутинках,                                         перепрыгнув на соседний цветок?

4.Баранкин и Малинин получили двойки :

                  По геометрии,   по алгебре,   по русскому языку?

5. Мирмики – это:

              Рыжие муравьи,   чёрные муравьи,   трутни?

Вопросы для третьей команды:

1.Воробьиха-мама учила Костю и Юру:

                  Искать овёс,   вить гнездо,   драться?

2. Кошку Баранкина звали:

                 Муська,  Мурка,  Манька?

3.Фотографии мальчиков поместили в газету в раздел:

     «Позор двоечникам»,   «Юмор и сатира»,   «Школьная   жизнь»?

4.Поесть нектара героям помешали:

             Трутни,   пчёлы,   воробьи?

5.Зинка Фокина искала Костю-махаона в траве, как собака этой породы:

            Такса,    ищейка,    овчарка?  

 

  1. Основная часть.

Каждый участник команды должен выбрать вопрос, приносящий команде 1, 2, 3, 4, 5  баллов, ответить на него самостоятельно, без помощи команды, если участник не отвечает, на этот вопрос имеет право ответить другая команда, она же получит эти очки.

А

  1. Кем была Зинка Фокина? (старостой класса)
  2. Что предпринял Баранкин, чтобы окончательно разбудить Малинина? (Стал щекотать.)
  3. О каком событии рассказывал Баранкин? “Я взмывал вверх по всем правилам, падал на крыло, взлетал свечкой, входил в штопор, и наконец-то на бреющем полете мне удалось выйти из воробьиного окружения”. (Драка с воробьями.)
  4. О каком “расчудесном чуде из всех расчудеснейших чудес” рассуждал Баранкин вновь став человеком ? (О голове.)
  5. Чего испугались кошки, когда охотились на Баранкина и Малинина? (“…на их глазах из съедобного воробья я превратился в несъедобную бабочку!”)

Б

  1. За кого приняла воробьиха Баранкина и Малинина? (За своих детей.)
  2. В какую бабочку превратился Баранкин? (В капустника.)
  3. Кем был Баранкин, когда так говорил о своем полете: “Летишь и все время проваливаешься в какие-то воздушные ямы. Проваливаешься и летишь. И от этого в животе у тебя дух захватывает и ощущение, как будто ты на лету от радости умираешь”? (Бабочкой.)
  4. Кому завидовал Баранкин? “…никто из них никого не ждал, никто ничему не учился, никого никуда не посылали, никому не читали нотации, никому не давали в руки лопаты…” (Насекомым, птицам.)
  5. Произнесите заклинание, благодаря которому Баранкин и Малинин превратились в воробьев.
    Я уверен. Без забот
    Воробей живет!
    Вот я! Вот я!
    Превращаюсь в воробья!

В

  1. Чему учил Баранкина и Малинина воробей-папа? (драться)
  2. В какую бабочку превратился Малинин? (В махаона.)
  3. Чей это портрет? “Мой профиль был полной противоположностью орлиного. Я был курносый. По выражению моей мамы, я настолько курнос, что через дырочки моего задранного кверху носа можно разглядеть, о чем я думаю”. (Баранкина.)
  4. Что хотели сделать одноклассницы Баранкина с бабочкой – Малининым? (“…в морилку, потом в сушилку… и в распрямилку…”)
  5. Произнесите заклинание, которое говорили Баранкин и Малинин, чтобы превратиться в бабочек.
    Я уверен, без забот
    Мотылек живет!
    Вот я! Вот я!
    Превращаюсь в мотылька!

Г

  1. Кто такие мирмики? (Рыжие муравьи.)
  2. Что помешало Баранкину и Малинину превратиться в трутней? (Появились девочки – одноклассницы с сачками.)
  3. О каком открытии Баранкину захотелось “прочирикить на весь двор”? (“Если по настоящему захотелось, то можно действительно всего достичь и всего добиться!”)
  4. Кто это? “Клюв у меня действительно остался курносым, и вообще я весь получился какой –то серый, и перья у меня топорщились во все стороны, и на лбу торчал хохолок…” (Баранкин – воробей.)
  5. Произнесите заклинание, с помощью которого Баранкин хотел превратиться в трутня .
    Ни ночью, ни днем
    Не хочу быть мотыльком!
    Всех на свете лучше
    Быть, конечно, трутнем.

Д

  1. Какой аппарат мечтал изобрести Баранкин? (“…с помощью которого можно было бы у любого человека на расстоянии отключить голос”)
  2.  Какое “открытие” просто ошеломило Баранкина после встречи с бабочкой – крушинницей? (Они когда-то должны тоже заснуть.)

3..    Кто это?: “Он весь блестел так, словно его начистили сапожным кремом, и талия у   него была очень смешная – тонюсенькая – претонюсенькая, как у девчонки…”.   (Малинин – муравей.)

4.Что было написано на стене дома, в котором жил Баранкин? (“Баранкин фантазер несчастный”.)

5..Произнесите заклинание, с помощью которого Баранкин и Малинин снова стали людьми.
Ни ночью! Ни днем!
Не хочу! Быть!
Муравьем!
Я! Хочу! Навеки!
Быть! Человеком…

Е

  1. Чем были заняты на уроке Баранкин и Малинин, когда учительница Нина Николаевна рассказывала про трутней? (Изобретали новый язык.)
  2. Перечислите, что обнимал Баранкин от радости, когда вновь стал человеком. (Скамейку, забор, березу, а потом Мишку Яковлева и Алика Новикова.)
  3. Почему Костя Малинин считал, что ему будет легче превратиться в воробья? (Он в драмкружке в “Снежной королеве” играл ворона.)
  4. Кто это? “У него была нарядная белая грудка с галстуком, сам он был весь чистенький, аккуратненький, с приглаженными перышками, как будто он только из парикмахерской вылетел”. (Малинин – воробей.)
  5. Произнесите заклинание, с помощью которого Баранкин и Малинин превратились в муравьев.
    Ой, мамочка!
    Я не хочу быть бабочкой!
    Я уверен, хорошо
    Быть на свете мурашом!

6.Конкурс инсценировок.

Через каждые 3 вопроса команды представляют свою инсценировку, Чёрный ящик, кроссворд «Бабочки», «муравейник»:

6 вопросов – 1-ая инсценировка;

3 вопроса – «Чёрный ящик»;

3 вопроса – 2-ая инсценировка;

3 вопроса – кроссворд;

3 вопроса – муравейник;

3 вопроса – 3-я инсценировка;

3 вопроса (или остальные, в зависимости от времени)

Подведение итогов.

7.Чёрный ящик.

Командам предлагается отгадать, что находится в «чёрном ящике», отгадав загадку. А также определить, кому принадлежит этот предмет.

На палке лёгкий капюшон,

Очень быстр и ловок он,

И всегда помочь готов

Наловить майских жуков.  (сачок,  девочкам, с помощью него Зинка Фокина намеревалась поймать махаона)

Наведет
Стеклянный глаз,
Щелкнул раз –
И помнит нас     (фотоаппарат, Алику Новикову, фотокорреспонденту стенгазеты)

Этот предмет может быть оружием в руках хулигана. (рогатка, Веньке Смирнову)

8. Кроссворд-шифровка.

Отгадать названия бабочек.

ю

ь

ж

э

х

ъ

п

с

е

н

г

м

м

к

р

у

ш

и

н

н

и

ц

а

а

о

п

р

у

к

н

г

ш

щ

з

х

х

т

й

ц

ф

ы

в

а

п

р

о

л

а

ы

э

а

д

м

и

р

а

л

ж

д

о

л

я

ч

с

м

и

т

ь

б

ю

э

н

ё

ф

ы

в

а

п

р

о

л

д

ж

ё

к

ъ

к

а

п

у

с

т

н

и

ц

а

ш

е

л

к

о

п

р

я

д

х

з

щ

9. Собери муравейник.

Участникам предлагается собрать «брёвнышки», на которых написаны различные цвета именно по их названиям. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.

10. Подведение итогов.

Кем была Зинка Фокина?

Что предпринял Баранкин, чтобы окончательно разбудить Малинина?

О каком событии рассказывал Баранкин? “Я взмывал вверх по всем правилам, падал на крыло, взлетал свечкой, входил в штопор, и наконец-то на бреющем полете мне удалось выйти из воробьиного окружения”.

О каком “расчудесном чуде из всех расчудеснейших чудес” рассуждал Баранкин вновь став человеком ?

Чего испугались кошки, когда охотились на Баранкина и Малинина?

За кого приняла воробьиха Баранкина и Малинина?

В какую бабочку превратился Баранкин?

Кем был Баранкин, когда так говорил о своем полете: “Летишь и все время проваливаешься в какие-то воздушные ямы. Проваливаешься и летишь. И от этого в животе у тебя дух захватывает и ощущение, как будто ты на лету от радости умираешь”?

Кому завидовал Баранкин? “…никто из них никого не ждал, никто ничему не учился, никого никуда не посылали, никому не читали нотации, никому не давали в руки лопаты…”

Произнесите заклинание, благодаря которому Баранкин и Малинин превратились в воробьев.

Чему учил Баранкина и Малинина воробей-папа?

В какую бабочку превратился Малинин?

Чей это портрет? “Мой профиль был полной противоположностью орлиного. Я был курносый. По выражению моей мамы, я настолько курнос, что через дырочки моего задранного кверху носа можно разглядеть, о чем я думаю”.

Что хотели сделать одноклассницы Баранкина с бабочкой – Малининым?

Произнесите заклинание, которое говорили Баранкин и Малинин, чтобы превратиться в бабочек.

Кто такие мирмики?

Что помешало Баранкину и Малинину превратиться в трутней?

О каком открытии Баранкину захотелось “прочирикить на весь двор”?

Кто это? “Клюв у меня действительно остался курносым, и вообще я весь получился какой –то серый, и перья у меня топорщились во все стороны, и на лбу торчал хохолок…”

Произнесите заклинание, с помощью которого Баранкин хотел превратиться в трутня .

Какой аппарат мечтал изобрести Баранкин?

 

Какое “открытие” просто ошеломило Баранкина после встречи с бабочкой – крушинницей?

Кто это?: “Он весь блестел так, словно его начистили сапожным кремом, и талия у   него была очень смешная – тонюсенькая – претонюсенькая, как у девчонки…”.  

Что было написано на стене дома, в котором жил Баранкин?

Произнесите заклинание, с помощью которого Баранкин и Малинин снова стали людьми.

Чем были заняты на уроке Баранкин и Малинин, когда учительница Нина Николаевна рассказывала про трутней?

Перечислите, что обнимал Баранкин от радости, когда вновь стал человеком.

Почему Костя Малинин считал, что ему будет легче превратиться в воробья?

Кто это? “У него была нарядная белая грудка с галстуком, сам он был весь чистенький, аккуратненький, с приглаженными перышками, как будто он только из парикмахерской вылетел”.

Произнесите заклинание, с помощью которого Баранкин и Малинин превратились в муравьев.

C:\Users\макс\Desktop\литературная викторина\de4e6b2a7b24[1].gif

        Разрежьте список на отдельные полоски-слова.

Соберите «муравейник» из слов, с названием одного и того же цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по повести Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик»

Литературная викторина. Внеклассное чтение 4 класс. УМК - любой....

Литературная викторина "В гостях у сказки" во 2 классе

В игровой форме проверить и закрепить у учащихся знания о содержании различных книг.  Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе....

Литературная викторина "Кто хочет стать победителем?" 2-3 класс

Литературная викторина "Кто хочет стать победителем?" 2-3 класс может быть использована как внеклассное занятие по литературному чтению в отдельном классе или в параллели....

литературная викторина "Счастливый случай" для учащихся 2-3 класса

Мероприятие, способствующее развитию познавательной активности учащихся;            расширению кругозора, чувству ответственности и умению работать в    ...

Литературная викторина по повести – сказке « Крокодил Гена и его друзья»

Литературная викторина по повести – сказке « Крокодил Гена и его друзья»...

«Поэт бессмертный и всегда молодой» Литературная викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова, 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Литературная викторина  по творчеству М.Ю. Лермонтова проведена рамках Фестиваля гуманитарных наук в честь 200-летия поэта. В ходе мероприятия закреплялись знания о биографии поэта и изученных пр...

Литературная викторина по повести-сказке С. Михалкова «Праздник непослушания»

Литературная викторина по повести-сказке «Праздник непослушания»...