конспект урока
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

конспект урока по литературному чтению 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_liter._chteniyu.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Эдуард Николаевич Успенский

отрывок «Чебурашка» из сказки

«Крокодил Гена и его друзья»,

2 класс

        

Тула – 2013г.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:Портрет Э. Н. Успенского, выставка книг, запись песен ” Голубой  вагон ”, ”Песенка Чебурашки”, презентация.  

Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, «Литературное чтение», 2 класс, 2012год.

Цель урока:учить работать с художественным текстом, формировать читательскую компетенцию

Задачи:

  1. Образовательная:

-формирование начальных литературных знаний; формирование читательских  умений по работе с художественным произведением.

-знакомство с жизнью и творчеством Э. Н.Успенского и его произведением «Крокодил Гена и его друзья».

-совершенствование навыков правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте, строить словесный рисунок.

2. Воспитательная:

      - воспитание у учащихся чувства доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.

- воспитание внимательного отношения к литературному слову;

        - воспитание наблюдательности;

3. Развивающая:

- развитие внимания, творческого воображения, мышления, устной речи учащихся.

- развивать культуру речи;

        - расширять лексический запас школьников;

        - поддерживать интерес к чтению как процессу, так и  учебному предмету.

Личностные:

- личностное отношение к дружбе, помощи и образности авторского слова;

Метапредметные:

- целеполагание;

- прогнозирование;

- саморегуляция;

- оценка и коррекция своего мнения и высказывания;

- рефлексия;

- работа с информацией (анализ, сравнение, доказательство);

- коммуникация (развёрнутое высказывание);

- сотрудничество  при работе в группе

Предметные:

- выразительное осмысленное чтение текста;

- вычленение выразительных средств в произведении

Жанр произведения: сказка (сказка, это один из видов фольклорной прозы, встречается у различных народов мира и делится на жанры)

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент урока

2. Речевая зарядка

3. Проверка домашнего задания.

- фронтальный опрос

- чтение наизусть

4. Подготовительная работа к восприятию нового материала

- Объявление темы урока.

-  Знакомство с биографией писателя.

-  Выставка книг

- Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.

5.  Первичный синтез (чтение текста учителем и учениками).

- физкультминутка

- Словарная работа.

6. Анализ.

7. Вторичный синтез

( прочитывание вслух, беседа)

- обобщение

8.Итог урока.

9. Домашнее задание

- Здравствуйте, ребята!!! Садитесь!

Долгожданный дан звонок, (СЛАЙД 2)

Начинается урок.

– Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы вовтором классе учимся

Всё у нас получится!

-Как обычно, начинаем наш урок с речевой зарядки. Прочитайте чистоговорку, только про себя («внутренним голосом»). А теперь читаем вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие - четко произносите звуки. Готовы?  (чистоговорка  написана на доске). (СЛАЙД 3).

    Говорим всегда красиво,

    Смело и неторопливо,

    Ясно, четко, говорим,

    Потому что не спешим.

    Паузы мы соблюдаем,

    Звук ударный выделяем,

    Хорошо мы говорим,

    Потому что не спешим.

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились  с большой темой. Скажите, как она называется?

(СЛАЙД №4)

- С произведениями кого автора мы познакомились на прошлом уроке?

- Ребята, а что мы узнали об этом писателе?

- Какие же стихотворения писал Б.ВЗаходер?

– Ребята, а теперь, посмотрите на следующий слайд и отгадайте загадку:

(СЛАЙДЫ №5-№6)

  Он и весел, и не злобен,

  Пухлый, милый чудачок.

  Вместе с ним хозяин Робин

  И приятель Пятачок.

  Для него прогулка-праздник,

  А на мёд особый нюх.

  Это плюшевый проказник-

  Медвежонок…(Винни-Пух).

- Ребята, а кто же сочинил песенки для Винни-Пуха?

- Молодцы!

-  А кто же научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Б. Заходер)

- Давайте  теперь расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением у доски.

- Ребята,  все рассказали ярко, выразительно, весело. Молодцы!

- Сегодня мы продолжим изучение темы «И в шутку, и всерьез». Познакомимся с творчеством не менее известного автора и героями его книг.

- Ребята,  мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:(СЛАЙДЫ  №7-№8)

- Смотрим на слайд

«Этот милый, странный душка

 Безымянною игрушкой

 Был когда - то в магазине,

 Сказки ждал он на витрине.

 И дождался. Стал известным

 Своей сказкою чудесной.

 Ты меня, малыш, послушай,

 У него большие уши,

 Он коричневого цвета,

 Его любят все на свете,

 Знает каждая дворняжка

 Друга Гены - ….(ЧЕБУРАШКУ).

- Правильно, ребята - это Чебурашка, послушайте его песенку (Звучит «Песенка Чебурашки»)

- Ребята, а как музыка передает настроение героя?

- Да, правильно,

- Ребята, а кто же написал это произведение? (СЛАЙД №9).

- Ребята, а  теперь попробуйте, сформулировать тему нашего урока.

(СЛАЙД №10)

- Хорошо, а теперь каждый из васпоставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока.

- Ребята, ученица нашего класса, Коваль Мария, подготовила для нас небольшое сообщение, о биографии Эдуард Успенского, давайте ее послушаем. (СЛАЙД  №11 - 12).

- Маша, ты молодец, очень хорошо подготовила, свое сообщение, садись.

- Ребята, посмотрите на выставку книг (СЛАЙД №13)

ЭдуардаУспенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения «Крокодил Гена и его друзья»,«Дядя Федор, пес и кот»,«Тетя дяди Федора», «Любимая девочка дяди Федора», «Про Веру и Анфису», «Разноцветная семейка» и др.

- Ребята, посмотрите на  (СЛАЙД № 14) – «Испокон века – книга растит человека».

- Как вы понимаете смысл  этого высказывания?

– Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.

- Дети, а кто помнит, как Чебурашка появился в городе?

- Давайте еще раз прочитаем, как он попал в город.

Но сначала Чебурашка просит нас выполнить некоторые задания: (СЛАЙД № 15-16)

а)Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:

Тро-пи-чес-ком---------тропическом

Гип-по-по-там----------гиппопотам

От-пра-вил-ся-----------отправился

А-пель-си-на-ми--------апельсинами

Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться

Соб-ствен-но-го----------собственного

б) Читайте целыми словами

Груз-----погрузили

Фрукт---фруктовый

Брак------бракованную

Зверь-----зверёк

Город----городской

- Ребята, какие слова вам не понятны, выясним их значение.

- Ну, а теперь вы  слушаете, как я буду читать произведение Э. Успенского «Чебурашка»,следите за чтением и будьте готовы продолжить.  

- Ребята, давайте немного отдохнем. Под  мелодию, давайте выполним  комплекс  общеразвивающих упражнений.

(СЛАЙД №17)

-  Ребята, какие слова в тексте вам были не понятны,  давайте их найдем и объясним?

-крупное, в основном травоядное, млекопитающее.

(СЛАЙД №18).

- Это - лес в жарком поясе земного шара.

(СЛАЙД №20)

- Давайте, это слово посмотрим в  толковом словаре Ожегова.

- Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом.

- Ну, вот теперь вы знаете значение этих слов, запомните их.

– Ребята, а теперь работаем с текстом (учитель задает вопросы, обсуждение по ответам детей).

-   Кто является главным героем?

 - Почему у него такое странное имя?

 -  Где жил Чебурашка?

 -  Как он попал в ящик с апельсинами?

 - Как он оказался в магазине?

 - Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?

 -  Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

- Куда директор магазина отнёс Чебурашку?

 - Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?

 -  Где он стал жить?

 -  Назовите основные качества Чебурашки.

-  К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание,

    повествование, рассуждение)? Докажите!

- Ребята, рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 143. Какой эпизод изображен на ней? (СЛАЙД №21)

- Какой рисунок сделали бы вы карандашами или красками? Опишите егословами.

- Ребята, давайте найдем фрагмент в тексте учебника, который иллюстрирует эту картинку в учебнике

- прочитаем этот отрывок по ролям (4 часть): автор, директор магазинауцененных товаров, Чебурашка.

- Молодцы.

- Ребята, а почему Чебурашке некому было звонить?

- А вот  как вы думаете, как живется без друзей?

-  Почему?

- Давайте, подумаем, нашел ли  друзей Чебурашка?

- Дома вы искали пословицы о дружбе, что вы нашли, какие же есть пословицы о дружбе?

- Вы просто молодцы, столько пословиц, и все очень с глубоким смыслом.

- Давайте, подумаем какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.

- У меня к вам еще задание, дополните пословицы, которые вы видите на слайде. (СЛАЙДЫ №22)

- Не имей 100 рублей, а имей …

- Нет друга – ищи, а нашёл …  

- Хочешь дружить –   сам будь …

- Доброе братство –  лучше …  

- Ребята,дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одногозамечательного героя кота Леопольда. (СЛАЙД №23)

-  Только у добрых людей бывает много друзей.

-Ребята, на сегодняшнем уроке, мы познакомились с вами с отрывком из произведения. Как оно называется?

-  Кто его автор?

-  Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать                 Э.Н. Успенский?

- Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте еедома.

-  Вы сегодня все работали очень хорошо,

- Читать отрывок «Чебурашка» ст.139-142.

  Нарисовать иллюстрацию к отрывку «Чебурашка».

-Урок окончен, всем спасибо за работу.

Дети сидят и слушают учителя.

-

 Дети смотрят на доску и  читают.

 Дети читают вслух.

 Дети отвечают:

- Большая тема, с которой мы познакомились на прошлом уроке

«И в шутку, и   всерьез».

- Мы читали произведения Б.В. Заходера

- Б.В. Заходер, поэт, писатель, переводчик.

- Б.В. Заходер, писал весёлые, забавные, смешные и поучительные стихотворения.

- Ребята смотрят на слайд.

Дети хором отвечают:

-  «Винни  - Пух»

- Песенки для Винни-Пуха сочинил  Алан Милн.

- Разговаривать по-русски их научил Б.Заходер.

 Дети, у доски рассказывают песенки наизусть.

Дети слушают учителя

- ЧЕБУРАШКУ.

Дети слушают песенку

- Песенка немного грустная, но в ней Чебурашка, рассказывает, о том  что он нашел друзей

- Это произведение написал Э. Успенский

- Сегодня мы будем изучать отрывок      

« Чебурашка» из сказки« Крокодил Гена и его друзья», который написал Э.Успенский.

- Учиться быстро, читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку и т. п.

- Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.

Дети смотрят выставку книг на слайде.

- Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить.

- Чебурашка в городе, появился в ящике с апельсинами, который погрузили на отплывающий корабль.

Дети читают сначала слова по слогам, потом целым словом.

Дети читают сначала слова по слогам, потом целым словом.

Дети работают со словами.

Дети читают  по «цепочке».

Дети выполняют упражнения.

-Гиппопотам, или обыкновенный бегемот.

- Тропический лес.

- Каюта – помещение на корабле.

-Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

- Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.

- Чебурахнуться

Дети отвечают.

- Это повествование, события  сменяют друг друга.        

- Встреча Чебурашки и директора №2

Дети отвечают.

Работа с текстом.

Чтение по ролям.

- У него не было друзей.

- Плохо.

- Ответы детей.  

- Друг за друга держаться – ничего не бояться.

- Друг познается в беде.

- Человек без друзей, что дерево без корней.

- Без друга в жизни туго.

- Без друга на сердце вьюга.

- Человек без друга – что земля без воды.

Дети отвечают.

- а имей сто друзей

- береги

- другом

- богатства

Дети слушают.

- Отрывок «Чебурашка» из сказки

«Крокодил Гена и его друзья»,

- Э. Н Успенский

- Трудно  жить  одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.

Дети записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...