Урок по литературному чтению в 3 классе (Программа "Школа 2100")
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Магон Вера Петровна

Литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_3_v_klasse.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок – практикум по развитию читательских умений (Рассказ В.В.Бианки «Неслышимка»)

Цели:

  1. Познакомить с творчеством В.В.Бианки. Учить определять жанр произведения и его главную мысль.
  2. Развивать навык выразительного чтения, внимание, расширять кругозор, творческие способности.
  3. Воспитывать художественный вкус, обогащать чувственный, нравственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и  природе, любовь к животным.

УУД:

Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
  • выявлять основную мысль произведения;
  • формулировать основную мысль на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

  • формулировать тему урока и его задачи;
  • составлять план работы по решению учебных задач, поставленных на уроке.

Коммуникативные:

  • осознавать цель своего высказывания;
  • строить диалог с учителем;
  • задавать вопросы;
  • слушать ответы одноклассников.

Оборудование: компьютер, портрет В.В.Бианки, аудиозапись «Голоса птиц», слова для словарной работы.

Методическое обеспечение: учебник по чтению Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева для 3 класса «В одном счастливом детстве» 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

                                              Ход урока

  1. Организационное начало урока.

             Я рада новой встрече с вами

             Мы снова вместе – вы и я.

             Начинаем наш урок – он для вас.

             Я желаю всем удачи, в добрый час.

Сейчас посмотрим, как вы подготовились к нашей встрече.

  1. Речевая минутка.

-Начнём урок с речевой разминки. (слай1)

 Прочитайте скороговорку жужжащим чтением.

               Сорок сорок воровали горох,

               Сорок ворон отогнали сорок.

               Сорок орлов напугали ворон,

               Сорок коров разогнали орлов.

А теперь прочитаем хором быстро и чётко.

_Какие звуки мы учимся проговаривать?(с,р)

     3. Проверка домашнего чтения

- Какое д/з выполняли к уроку?(Чтение наизусть стихотворения «Розы»)

- Какими чувствами  поделился поэт с вами в этом стихотворении?(Красотой летнего дня, роз)

(Бунин очень любил природу и с нами поделился красотой русской природы.)

_Вы должны передать чувства поэта, прочитать стихотворение мелодичным тоном.

Послушаем стихотворение.(2- 3 уч.)

Оценивать чтение будите вы._

Кто желает прочитать стихотворение?

_Чьё чтение вам больше понравилось?

- Молодцы ребята!

  4. Постановка целей и определение темы урока

Мы с вами убедились ,что Бунин любил природу. А сегодня мы продолжим тему природы.

Нигде нельзя так близко соприкоснуться с природой, как в лесу.

Вот и мы с вами отправимся в лес, но не за грибами, а для того, чтобы понаблюдать за жизнью его обитателей.

-Как нужно вести себя в лесу?

Звучит аудиозапись «Птичьи голоса»

- Что слышали?

- Зачем люди ходят в лес?

Сегодня вы узнаете о таком писателе, который тоже любил ходить в лес любил природу, наблюдал и много изучал её. В своих книгах записал все свои наблюдения за миром в лесу.

-Ребята а теперь посмотрите на доску: на ней представлены портреты писателей.( Есенина, Чехова, Толстого, Тургенева, Бунина, Бианки)

_Кого вы узнали?

_А кого мы не назвали?

_Значит неслучайно он появился.

-Какие его произведения вы читали?

- А название произведения, с которым мы познакомимся сегодня вы

определите сами.

_Для этого соедините последние буквы написанных на слайде слов.

(павлин, шемпанзе, альбатрос, орёл,синицы , камыш, васильки, налим, волк, ворона.)(слайд 2)

- Как называется это произведение?

Какова же тема урока? (В.В. Бианки «Неслышимка»)

- В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока:

1. Познакомиться с творчеством и его произведением .

2. Учиться правильно, выразительно  читать

3. Отвечать на вопросы

5.Биография В.Бианки.

_А теперь Соня  расскажит о писателе и его творчестве:

Виталий Валентинович Бианки (1894-1959гг. )(слайд 3)

Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций Зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой  зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил в университет, когда закончил, побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель назвал «сказки - несказки». Герои  Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.

        5. Подготовка к восприятию произведения В.Бианки до чтения.

-Как вы думаете , каким по жанру будет произведение?

Посмотрите внимательно, догодались ли вы. От чьего имени будет вестись рассказ?

- Прочитайте название рассказа.

_Встречалось ли вам такое слово раньше?

- Что оно может обозначать?

-Откройте учебники на с.102

- Рассмотрите иллюстрацию художника .Кто на ней изображён?

- Как вы думаете, кто же этот «неслышимка»?

_Какую проблему будем решать?

(Кого автор назвал неслышимкой? Почему?

_   6. Словарная работа

При чтении этого рассказа мы встретим  редкие слова и выражения, давайте объясним их значение.

Исподволь занимался – неторопливо, постепенно.

Поразила слух тишина – очень тихо.

Шквал – резкий, сбивающий с ног ветер.

Пожня – заливные луга.

Контраст – резкая противоположность.

Явственно различать – различия очень сильные.

Разумеется – конечно.

Аккомпанемент – музыкальное сопровождения.

Абсурд – бессмыслица, нелепость.

Оригинальная – яркая, не похожая на других.

Орнитологи – учёные, которые занимаются изучением птиц.

Орнитология – наука о птицах.

  7. Чтение 1-й части подготовленными  учащимися.

_А теперь мы будим  читать рассказ , учится думать и рассуждать.

И тогда  узнаем верны ли ваши предположения.

   8. Анализ текста 1-й части рассказа.

 - О ком рассказ « Неслышимка»?

- Кто дал ей такое удивительное название и почему?

- Каким удивительным даром обладала девочка?

- Какой наукой занимался учёный?

- Объясните выражение учёного «включение слуха и зрения на птицу в природе». (Узнавать  птиц по голосу, по полёту.)

- Сколько птиц девочка уже хорошо различала по голосу?

- Что значит «сейчас все птицы при гнёздах»?

                           Физкультминутка «Птицы»

          9. Чтение 2-й части самостоятельно про себя.

         10. Анализ 2-й части рассказа.

- Почему  внучки не было в лесу с дедушкой?

-  Кто знает, что за цветы – купальницы?(слайд4)

(Расцветает в мае купальница, или, проще, купава. Любит купава воду – растёт на влажных лугах, на речных берегах.)

- Почему в лесу наступила тишина?

- Каким контрастом был поражён учёный?

- Какие чувства испытал учёный?

- Какой звук привлёк внимание учёного?

- Почему оркестр «немой»?

         11. Выразительное чтение 3-й части рассказа В.Бианки учителем

_Какое маленькое открытие сделал главный герой с помощью внучки?

- Вспомните, какую проблему мы ставили в начале урока?

_ Кем же оказался «неслышимка»?

Сообщение о птичке. (слайд5)

        12. Подведение итогов урока

_Какова главная мысль этого произведения?

-Откройте р/на с.18№17(работа в паре)

-Выбираем правильный ответ.

_Чему учит это произведение?

(Любить природу, быть внимательными, заботливыми и тогда откроется много нового и таинственного.)

-  - А что нового для себя открыли вы, прочитав этот рассказ?

-А кто это открытие сделал в рассказе?

-А теперь группах  соберите поговоркуи подумайте подходит ли она к этому тексту. (Устами младенца глаголит истина)

Оказывается, что дети внимательнее взрослых.

 -Что же вы узнали о писателе В.Бианки?(мастер слова и выражения)

   

   13. Рефлексия

    Сегодня на уроке я узнал …..

    Мне показалось интересным ….

     Меня удивило…..

     Я для себя сделал открытие:

   -Давайте оценим свою работу. Определите качество успеха. Выберите картинку с изображением птички по своему настроению.(весёлую или грустную)

    14. Домашнее задание

Подготовить пересказ самого интересного эпизода из рассказа.

В р/т с.19 №19 т/з

       

Прозвенел уже звонок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Концовки волшебных сказок" для урока литературного чтения.2 класс."Школа 2100"

В презентации содержатся концовки волшебных авторских, русских, белорусских сказок. Рекомендуется для использования на  уроках литературного чтения во 2 классе по программе "Школа 2100"....

Урок литературного чтения. 1 класс. "Школа 2100". Тема урока: Обобщение раздела "Попрыгать, поиграть..."

Данный урок является восьмым уроком литературного чтения раздела «Попрыгать, поиграть». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на...

Проект урока по литературному чтению 2 класс "Школа 2100"

Конспект урока по литературному чтению разработан в соответствии  с ФГОС второго поколения....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....

Урок литературного чтения 1 класс школа 2100

Урок подготовленный в интеграции с русским языком, как открытое мероприятие для мам ....