Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация творчества Н.Н.Носова (к 100-летию со дня рождения)

(к столетию со дня рождения)

Цель: -познакомить детей с жизнью и творчеством Н.Н.Носова,

            -развить умение самостоятельного чтения книг,

            -расширить литературный кругозор учащихся.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы снова встретились с вами в литературной гостинице. Добро пожаловать!

                                  У нас в гостях сегодня приглашено очень строгое жюри, которое будет вас оценивать и в конце нашей встречи подведёт итог. Итак, члены жюри:

            Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Сегодня мы будем говорить об очень добрейшем волшебнике, потому что именно он владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты: книги его переведены на десятки языков мира. Они совершили путешествие по всем континентам. Это был очень весёлый человек. Как все настоящие волшеб-ники, он был редкостным Фантазёром: как раз его фан-тазия и подарила всем нам знаменитого Незнайку со всеми увлекательнейшими его путешествиями в кругу друзей, и в Солнечном городе, и на Луне. Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?

            Правильно, ребята! Наша встреча посвящается знаменитому детскому писателю Николаю Николаевичу Носову и неслучайно. Именно сегодня ему исполняется 100 лет со дня рождения.

             Николай Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, но детство своё провёл в небольшом городке, расположенном в 27 км от Киева на берегу реки Ирпень, притока Днепра. Город так и назы-вается Ирпень. Отец – актёр эстрады, певец, а мать – домохозяйка, рукодельница, певунья. Воспитывали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису.

             Николай Носов вспоминал: «Читать я научился в пятилетнем возрасте. Причём меня никто не учил. Учили моего старшего брата, а возле него и я выучился. Первыми моими книгами были «Чудо-сказки», и «Волшебные сказки».

            Когда пришло время учиться старшим детям, семья продала домик в Ирпене и переехали в Киев. Мальчики, Пётр и Николай, стали учиться в киевской гимназии Стельмашенко, после революции ставшей просто гимназией № 9. Однажды братья решили, что нет необходимости ежедневно делать домашние задания, лучше погу-лять – авось завтра не спросят. Так они отстали от одноклассников, что нагнать про-йденное было уже почти невозможно. Но всё таки как бы трудно ни было Николай берёт в руки учебники и преодолев самого себя и собственную лень начинает зано-во перечитывать учебники. Он вспоминает: «Для меня впервые, может быть, в

 -2-

тот момент стало ясно, что настоящая человеческая радость – в борьбе, в труде, в преодолении трудностей».

            Так Николай Носов выиграл один из первых боёв в своей жизни. Далее он вспоминает: «Чего только я не успевал тогда! Ходил в публичную библиотеку!.. Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне… пел в школьном хоре… Играл в оркестре на скрипке, мандолине, гитаре. Ежемесячно выпускал журнал «Икс», для которого писал  рассказы и повести».

        Коля от природы обладал разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случилось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией. Потом он поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался очень важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.

            Как и многие знаменитые писатели Носов начал сочинять сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назвал «Затейники» и отнёс в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. А за ним последовали другие: «Живая шляпа», «Огурцы», «Фантазёры», «Заплатка» и многие другие. Кроме рассказов Носов написал несколько повестей о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Позднее к этим весёлым героям нарисовался ещё один, на этот раз сказочный – Незнайка. Ему посвящена целая серия романов-сказок: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

             Умер Николай Николаевич Носов 6 июля 1976 году на 68 году жизни. Преемником и продолжателем творчества Николая Николаевича является родной внук Игорь, который продолжил написание увлекательнейших серий книг о Незнайке.

             Книжки Николая Носова самые потрепанные в библиотеке. Почему? Да потому что их с удовольствием читают, они никогда не залёживаются на полках. И кто ещё не брал в руки книг Николая Николаевича Носова, живо в библиотеку! Уверяю вас, забудите об улице, о телевизоре, о компьютере и получите массу удовольствия при чтении книг.

            Итак, давайте подведём итог. Что мы знаем о Н.Н.Носове?

1.Когда и где родился Н.Н.Носов?                                                                                             ( Родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве.)

2.Где учился?

(В Киеве в гимназии, в Московском институте кинематографии)

-3-

3.Чем занимался после института?

(Работал на Мосфильме режиссёром и постановщиком научных и документальных фильмов, а также мультфильмов).

4. Кем же ещё был Носов?

(Детским писателем)

5. Сколько лет прожил?

(67 лет)

            Конкурсы.

1.Разминка. Угадай рассказ, отгадав загадку..                                                                                                                    

1. «Вильнёт хвостом туда - сюда,

      И нет её, и нет следа»

                                     (рыбка, рассказ «Карасик»)

  1. «На грядке – длинный и зелёный,

       В кадке – жёлтый и солёный»

                                 (огурец, рассказы «Огурцы» и «Огородники»)

  1. «С хозяином дружит,

       Дом сторожит,

       Живёт под крылечком,

       Хвост колечком».

                                  (собака, рассказ «Дружок»)

  1. «Меня хлопали лопатой,

       Меня сделали горбатой.

       Меня били, колотили,

       Ледяной водой облили.

       И скатились все потом

       С моего горба гуртом»

                                    (ледяной горка, рассказ «На горке»)

2.Домашнее задание.

Инсценирование фрагментов из произведений Н.Н.Носова.

Угадать, фрагмент из какого произведения показали ребята?

3.Из какого рассказа эти диалоги?

1.  -Она жи-жи-живая!

     -Кто живая?

     -Шля-шля-шля-па.

     -Что ты! Разве шляпы бывают живые?

                      (рассказ «Живая шляпа»)

-4-

2. –Вдруг слышу сквозь сон: тук-тук-тук!

    -Кто-то стучит,- говорю.

    -Кто же может стучать?

    -А вот послушай.

                     (рассказ «Тук-тук-тук»)

3. –А я раньше летать умел!

     -А ну, полети!

     -Сейчас не могу: разучился.

                      (рассказ «Фантазёры»)

  1. –Давай верёвку.

-А её нет, верёвки.

-Где же она?

-Там.

-Где – там?

-Ну… в колодце.

-Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?

-Ну, да!

                  (рассказ «Мишкина каша»)

 4 .Конкурс «Чёрный ящик»

Представителям команд предлагается угадать  наощупь, какие предметы спрятаны в чёрном ящике, и вспомнить, из какого рассказа этот предмет.

 (Предлагается телефон, пистолет, леденец, огурец, шляпа, задачник)

5 .Музыкальный конкурс.

         Как вы уже знаете, Н.Н.Носов был режиссёром-постановщиком мультфильмов по своим  юмористическим рассказам.

Кто написал слова к весёлой песенке «В траве сидел кузнечик»?

-Правильно! Н.Н. Носов!

Исполняется песня «В траве сидел кузнечик».

Вспомните, пожалуйста, замечательный мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса». А теперь давайте споём песенку к этому мультфильму «Человек собаке друг».

6.Конкурс «Мозаика»

(На полосках бумаги написаны названия рассказов Н.Носова.)

-5-

-Собрать названия рассказов.

«Весёлая семейка»,

«Мишкина каша»,

«Приключения Незнайки»,

«Федина задача»,                                            

«Живая шляпа»,                                      

«Бенгальские огни»,

 

7. Конкурс кроссвордистов

Кроссворд «Друзья Незнайки»

Ответы заполнять по горизонтали.

г

у

н

ь

к

а

з

н

а

й

к

а

в

о

р

ч

у

н

м

о

л

ч

у

н

в

и

н

т

и

к

п

о

н

ч

и

к

ц

в

е

т

и

к

8. Конкурс «Сказочные соседи»

Укажите профессии персонажей сказки про Незнайку и его друзей.

(Детям предлагается собрать карточки)

Гусля - музыкант

Пулька – охотник

Свистулькин – милиционер

Винтик – механик

Стекляшкин – астроном

Тюбик – художник

Кубик - архитектор

Компрессик – врач

Знайка – учёный

Цветик - поэт

9.Конкурс поэтов.

 На предложенные рифмы команды должны сочинить стихотворения, например:

Котёнок - ребёнок

Речка - печка

Шар - комар

Малыш - стоишь

Бочка - точка

Огурец – молодец

-6-

10. Конкурс «Тест – путешествие по  «Приключениям Незнайки»

(Раздать карточки с цифрами 1,2,3)  (Конкурс со зрителями)

-Пока команды готовят сочиняют стихи для вас, дорогие ребята, конкурс тест. Продолжаем набирать очки для своей команды.

1. Как назывался город, в котором жили коротышки?

-Конфетный,

-Цветочный,

-Малышкин

2. Как назывался город, в котором жили одни малышки и куда прилетали малыши на шаре?

-Зелёный,

-Оранжевый,

-Пёстрый

3.Какого роста были коротышки?

-ростом с гриб,

-ростом с огурец,

-ростом с арбуз

     4.Из чего были сделаны воротнички на платьях у малышек?

-из тополиных пушинок,

-из чёрно-бурых гусениц,

- из кружева

5.На чём работал автомобиль механиков Шпунтика и Винтика?

-на конфетах и печенье,

-на макулатуре,

-на сиропе и газировке.

     6.Из чего Знайка сделал воздушный шар?

-из лёгкой ткани,

-резину для шара сделали из сока цветов, похожих на фикусы,

-из целлофанового пакета

7.Из чего были сделаны у малышей парашюты, когда они прыгали с воздушного шара?

-из лепестков,

-из одуванчиков,

-из листочков.

-7-

8.Чем лечил коротышек доктор Пилюлькин?

-йодом и касторкой,

-зелёнкой,

-горчичниками.

9.Чем лечила коротышек Медуница?

-ирисками,

-мармеладом,

-мёдом

10.Почему город, где жили одни малыши, назывался Змеёвка?

-там водились змеи,

-его жители любили запускать бумажных змеев,

-малыши шили себе одежду из змеиной кожи.

11. Как был одет Незнайка?

-рваные джинсы, футболка и бейсболка,

     -голубая шляпа, жёлтые брюки, оранжевая рубашка с зелёным галстуком,

-строгий чёрный костюм с белой рубашкой и галстуком-бабочкой.

11. Конкурс.

Как мы уже говорили, малыши были ростом с огурец.

Назовите книги других писателей о «маленьких человечках»

Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик»,

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»,

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»,

Я. Лари «Необыкновенное приключение Карика и Вали»,

К.И. Чуковский «Приключения Бибигона»,

Л. Пантелеев «Фенька»,

Э. Успенский «Гарантийные человечки»

Команды читают свои стихи.

-Пока жюри подводит итоги наших конкурсов,  для вас споёт

«Песню о школе» Дробышевская Татьяна 

Подведение итогов жюри.

Награждение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения " Творчество А. Линдгрен".

Эта презентация может пригодиться в проведении урока по внеклассному чтению в 4 классе по теме "Творчество А. Линдгрен"....

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс

Конспект урока внеклассного чтения  "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс...

Конспект урока внеклассного чтения по теме "Творчество С. Я. Маршака" 2 класс

Урок - концерт по внеклассному чтению предназначен для учеников 2-3 классов Урок позволит детям расширить представление о творчестве С. Я. Маршака...

План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро»

План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро».Урок-игра по творчеству Шарля ПерроЦель: ввести учащихся в мир сказок Ш. Перро, привить интерес читателе...

Конспект урока по ручному творчеству для учащихся 4 класса « Белый гриб».

Конспект урока по ручному творчеству для детей сОВЗ....