Методика проведения словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в СКОУ VII вида (младшего школьного возраста).
статья (русский язык, 1 класс) на тему

Боляева Марина Владимировна

В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Словарная работа, которая направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания смысла слов, помогает тому, что дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания и умения применять усвоенные слова в связном высказывании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ссылка на файл42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Боляева М.В.

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

ОГКОУ СКОШИ №16 VII вида

 города Ульяновска.

Методика проведения словарной работы

 на уроках русского языка и литературного чтения

 в СКОУ VII вида

 (младшего школьного возраста).

     Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию – называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлечённые понятия.

     Организуясь грамматически в предложениях, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную функцию.

     Л.С. Выгодский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылается на то, что значение слово есть обобщение, понятие. В свою очередь обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи. 

     В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Словарная работа, которая направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания смысла слов, помогает тому, что дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания и умения применять усвоенные слова в связном высказывании. Говоря о связности высказывания, следует подчеркнуть,  что его формирование предполагает усвоение ребёнком различных типов связи (между словами, предложениями, между частями высказывания), обучение построению разнообразных синтаксических конструкций.

     Словарная работа должна проводиться с первого дня  обучения в школе. Систематическое накопление словарного запаса, выработка у детей умений и навыков правильно произносить и писать новые слова, а также использовать их в устной  и письменной речи – вот что составляет содержание словарной работы. В подготовительном классе основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений  об окружающем.

       В своих поурочных планах надо обязательно отмечать новые слова. При подготовке к урокам я разбираю слова, значения которых нужно объяснить, определяю, какие из них должны войти в активный словарь, придумываю наиболее эффективные способы объяснения значения новых слов и закрепления их в памяти учащихся.

Например:

- Внимательно прочитайте написанные на доске слова (Щепка, ужин, шайба, трубач).

Определите слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём имеется парный звонкий, всегда твёрдый шипящий согласный звук.

- Сегодня мы познакомимся со словом ужин.

 - Что такое ужин? (Ужин – это вечерний приём пищи)

 - мы с вами привыкли, что ужин это вечерняя еда. Однако первоначально это слово обозначало еду в середине дня. Древнерусское «учь» значило « юг». В полдень солнце светило на юге, и употребление пищи в это время получило название  - южный – ужин. С течением времени приём пищи в середине дня стал именоваться обедом. А слово ужин стало обозначать вечерний стол.

 - Перед вами пословицы, в которых пропущено слово ужин и обед одновременно:

        Ехал к …, а и …не застал.

       … не нужен, был бы ….

     От доброго …и к … останется.

     Без … подушка в головах вертится.

 - Вставьте пропущенные слова.

 - Объясните смысл каждой пословицы.

 - Напишите по памяти пословицу, которая означает, что человек сильно опоздал.

     Существует несколько способов объяснения нового слова. При первичном знакомстве со словом пользуюсь следующими приёмами: демонстрация предметов, использование картин, рисунков, толкование значения слова. Употребления слова в предложении, подбор к словам синонимов, произношение новых слов, чтение слов учащимися, запись слов на доске и в тетрадях, наблюдение за ними, организуемое как на уроке, так и на экскурсии. При этом стремлюсь к тому,  чтобы наблюдение было активным. Для достижения цели детям оказываю помощь: показ другого предмета при сравнении, демонстрация его изображения в целом или фрагментарном виде (рисунок дерева, кустарник, травы); окрашивание в разный цвет и др.

     Наибольшую степень активности наблюдений у учащихся с ЗПР достигается в практической деятельности. На уроке чтения для объяснения значения слова могу использовать и такие наглядны специфические средства как жест, мимика, драматизация ( он усмехнулся, скривился, выбросил руку в приветствии и т.д.).

     Весьма действенным приёмом  объяснения значения слова является постановка в доступный учащимися контекст. Например, значение слова КРОХОТНЫЙ понятнее в предложении Крохотный ребёнок спал в коляске, чем Крохотный комочек родной земли он унёс из дома.

        Для семантизации слова употребляю и другие приёмы:

  • подбор родственного слова (врассыпную – рассыпать);
  • подстановка синонима (изба – дом);
  • разложения общего понятия на частные (инструменты – это пила, молоток, …); 
  • объяснения с помощью словотолкования (зверобой – это название лечебной травы).

     Выбор способа объяснения слова зависит от типологии лексики, от возраста учащихся и самостоятельности. Очень важно применять средства наглядности в том случае, когда разбираются метафоры, сравнения и другие образные средства языка. Большинство из них на начальном этапе обучения основаны на переносе чувственно воспринимаемых признаков с одного предмета на другой: прыгает как обезьяна; след простыл; рукой подать. Это даёт возможность продемонстрировать то сходство, которое объединяет два предмета, признака, действия.

     Наглядные примеры использую и тогда, когда ученики не могут понять значения слов без опоры на натуральные предметы или изобразительные средства: это устаревшие названия предметов, профессиональные термины, специфические явления и др. Например: верстак, редут, кивер, рубка, трап и т.д. Понимание этих слов без демонстрации будет неполным и неточным.

    Применяю и словесные приёмы семантизации, хотя достаточно ограниченно и только тогда, когда значения слова или словосочетания не позволяет, прибегнут к наглядным способам, например: очки втирать – обманывать, перемывать косточки – злословить, запорошить – засыпать мелким снегом.

    При изучении новых слов важным является вопрос о том, на каком этапе урока объяснят новые слова. Практика показала, что это можно делать до чтения текста, во время чтения и после чтения. До чтения объясняю только слова, непонимание которых будет затруднять восприятие детьми всего текста. Такие слова стараюсь объяснить в предварительной беседе. Во время чтения объясняю слова, смысл которых подсказывался содержанием текста. После чтения текста объясняю слова, которые всё-таки оказались непонятными для некоторых учащихся.

     Важной частью словарной работы является повторение усваиваемой лексики в течение определённого времени. Новые слова должны закрепляться на том же уроке, на котором они объяснялись детям.

     Итак, можно сформулировать некоторые требования к проведению словарной работы в коррекционной школе:

  • Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. Здесь также, как и в усвоении любого вербального материала, необходимо соблюдать принцип небольших шагов, или расчленённости подачи. Как показали исследования, для учащихся младших классов среднее оптимальное число слов в пределах одного этапа – 2 – 3, для старших – 5 – 7 слов.
  • Необходимо стремиться к контексту объяснению новых слов. Процесс точного их запоминания, по данным психологов, заметно улучшается, если они объединены в тематические группы или включены в предложения.
  • Процесс презентации слов должен опираться на работу все возможных анализаторов. Новое слово обязательно прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух, разбирается его значение  использованием наглядных или словесных средств при активном участии детей, прочитывается ещё раз учениками, включается в предложение и записывается, если речь идёт об уроках грамматики и отчасти об уроках развития устной речи.
  • Объяснение значения слова – это только начальный этап работы над лексикой. Для его введения в речь необходима система упражнений, постоянная  повторяемость слова, включение его в различные контексты.
  • Важно соблюдать естественность условий для активизации лексики. Составленные предложения должны отражать содержание либо прочитанного текста, либо ситуации, которая задаётся учителем и разбирается на уроке с учётом того, что ученики узнали на экскурсии, из передач по телевидению, на других уроках, которые уводят детей от примитивных стандартных фраз,  являются значительными для уроков русского языка.
  • Работа с лексикой должна быть тесно связана с грамматикой, фонетикой и другими сторонами языка. Нельзя усвоить новое слово , не употребляя одновременно его различные грамматические формы, не отрабатывая правильности произношения. Без единства работы над всеми сторонами языка, без постоянного приложения изучаемого грамматического материала к  конкретным словам этот материал ложиться мёртвым грузом в памяти детей или быстро забывается.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка

Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...

Раздаточный материал для учителя и обучающихся при проведении словарной работы на уроках русского языка во 2 классе. Программа начального общего обучения. Система Л. В. Занкова.

Все словарные слова, написание которых предстоит усвоить второклассникам, для более успешного запоминания, сгруппированы по темам. Всего выделено 19 тем. Раздаточный материал распечатывается на каждог...

Приёмы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.

Разнообразные приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка....

Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся....

Проведение словарной работы на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ

Одна из главных задач и проблем обучения детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные нарушения в развитии, - обучение русскому языку. Важнейшее условие их успешного речевого развития - обо...

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.

Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путём использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...