урок по теме "Илья Муромец и Соловей-разбойник" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Исингалиева Жумаганым Андербековна

В данной разработке знакомимся с устным народным творчеством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА                   р. п. ПУШКИНО СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Предмет: литературное чтение

Класс: 3-й класс

Учитель: Исингалиева Жумаганым Андербековна

Программа: УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Раздел: Устное народное творчество

 Тема « Илья Муромец и Соловей-разбойник»

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.Учебник: Литературное чтение 3 класс в 2ч. Ч.1., Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова; М.: Вентана-Граф, 2008.

2.Рабочая тетрадь №1: Литературное чтение 3 класс, Л.А. Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2012.

3. Карточки для индивидуальной работы.

4.Компьютер, презентация составлена в программе Power Point.

В уроке использован деятельностный подход к обучению – технология продуктивного чтения.

Тема раздела: «Устное народное творчество. Былины».

Тема: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:  

- формирование навыка полноценного восприятия и анализа произведения;  

 - формирование умения самостоятельного составления плана произведения.

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями, с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;

- формировать умения отвечать на поставленные вопросы учителя к тексту; находить в тексте предложения, подтверждающие высказанные мысли.

Развивающие:

- развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать; развивать умение находить в тексте предложения, слова характеризующие героя, выражать своё отношение к героям, событиям, способствовать развитию интереса к чтению, обогащению словарного запаса ребёнка, развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

- воспитание любви к устному народному творчеству, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности, чувство любви к своей Родине, своему народу.

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I.Самоопределение к учебной деятельности.

Мотивация к уроку.

Настрой на работу.

Работают с карточками. Записывают известные жанры (сказки, потешки,  небылицы, загадки,  пословицы,  скороговорки).

 - Былина.

Читают определение по В.И. Далю со слайда №3.

Читают и отвечают на вопросы.

Былина – произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Герои былин  – богатыри. Они  наделены необыкновенной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием. Но у каждого богатыря особый характер, поступки, поведение.

  Давайте подарим друг другу  свои улыбки!

І. Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве.

1. У ребят на партах лежат карточки со схемой, в центре которой помещено слово “Фольклор”, а от него стрелочками обозначаются различные жанры фольклора.

Какой жанр надо дописать?

Проверка по слайду №2

 

А что означает слово - былина?

Слайд №3

Обратите внимание на сказителей, их одежду, на музыкальные инструменты.

Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.

Другое определение из учебника.

-Кого воспевают в былинах? С кем они боролись?

Итак, былины – это, прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.

 

II.Актуализация знаний.

2 1 1 4 4

Ребята рассматривают картину и отвечают на вопросы учителя.

  - В центре картины - на вороном коне любимый народом Илья Муромец. Он смотрит вдаль. Справа - Добрыня Никитич, с мечом в руке, готовый по первому приказу ринуться в бой на защиту Родины. Слева молодой и задорный Алёша Попович, у него в руках лук со стрелами.

Стоят на страже Родины.

Смотрят на слайд №5 и отвечают на вопрос.

Это Илья Муромец. Кудри его побелели и в бороде седина, но лицо молодое, сильное с острым соколиным взглядом. Всё в нём просто и исполнено мощи: и фигура, и конь, и оружие, которое он готов пустить в ход.

Смотрят слайд №6

II Работа с картиной В.М. Васнецова .

 

Посмотрите на картину В.М. Васнецова «Богатыри». (Слайд №4)

-Что же за герои поднялись на холм, с которого видны широкие просторы?

-Кто знает их имена?  

  - А что же они здесь делают?

- Вы правы. Это могучие богатыри, охраняющие русскую землю от врагов.

- Как зовут этого богатыря?

 Слайд №5

- Опишите его.

Вместе с учениками формулируем тему урока.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

III. Развитие умений.

Физминутка

  1. 1  1  2  1  1 2 2 

1. Работа с текстом «Илья Муромец и Соловей-разбойник» до чтения.

- Мы будем читать былину об Илье Муромце и  Соловье-разбойнике.

- Он из-под  Мурома.

Слушают своего одноклассника и отвечают на вопросы учителя.

Рассказ подготовленного ученика об Илье Муромце:

В селе Карачарово, что под Муромом,  родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин. «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» – с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов.

За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома».

К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю.

2. Слушают былину. Отвечают на вопросы учителя.

3. Читают толкование слов.

4.  Чтение цепочкой по абзацам. Анализ былины.

Проверка: 1-я группа  

Вписывают слова из текста в предложенный абзац.

2-я группа -  Записывают имена героев.

3-я группа - показывает составленный план всему классу.

 

4-я групп -  называют, выбранные слова и с классом проверяют по слайду №12

Рассказ ученика о главных героях былины.

Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, работали в тетрадях.

 

1. Прочитайте заглавие.

-Что мы будем читать?

                             

     Вспомним второй класс.

–   Откуда родом Илья Муромец.

Слайды № 7-10

- Что узнали об Илье Муромце? Ваше отношение к нему.

- Вот о каком богатыре и его подвиге мы будем читать.

2. Чтение былины учителем.

Анализ текста былины, ответы на вопросы:

- Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника?

- Опишите  внешний вид богатыря и Соловья-разбойника.

- Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие?

 3. Словарная работа.  Слайд №11

4.Групповая и индивидуальная форма работы (задания на листочках и тетрадях).

1-2 группа работают в тетрадях

1-я группа – перечитайте первый абзац. Найдите слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца.

2-я группа – найдите в тексте имена героев былины.

3-я группа - составьте план былины.

4-я группа – выберите слова, характеризующие Илью Муромца. Слайд №12

Индивидуальное задание ученику:

- Расскажи о главных героях былины и передай свое отношение к каждому. Кто из них положительный герой, а кто - отрицательный?

     

– Что мы делали на уроке? – Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ΙV. Итог.

Рефлексия

– В основе былин лежат реальные события, что богатыри не плод народной фантазии. Илья Муромец  защищал свою Родину. Сила была у него не мерянная и конь волшебный.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу и настроение смайликами

-Что мы узнали? Что в прочитанной истории правдиво?

– А какие события можно назвать выдуманными, волшебными?

Существуют ли в наше время богатыри – защитники Отечества?

-С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу

V. Домашнее задание.

По выбору учащихся: слайд 13

1  -  пересказ былины

2  - кроссворд в тетради страница 30-31

3  – нарисовать портрет Ильи Муромца

Используемые ресурсы:

 1.Учебник: Литературное чтение 3 класс в 2ч. Ч.1., Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова; М.: Вентана-Граф, 2008.

2.Рабочая тетрадь №1: Литературное чтение 3 класс, Л.А. Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2012.

3. Методическое пособие: литературное чтение: 3 класс, Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2009.

4. Презентация к уроку: «Илья Муромец».

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-literaturnogo-chteniya-po-teme-kak-borolsya-russkii-bogatyr

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/bylina-ilya-muromets-i-solovei-razboinik

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-literatury-3-klass-bylinnyy-skaz-ilya-muromec-i-solovey-razboynik


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Былина "Илья Муромец и Святогор". 3 класс. Тестовая работа.

Тест по литературному чтению по содержанию былины....

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Презентация к уроку ОРКСЭ Илья Муромец - русский святой

Детей всегда очень удивляет. что Илья Муромец - это реальный герой. святой земли русской....

Конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс Илья Муромец и Соловей-разбойник

Конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс Илья Муромец и Соловей-разбойник...