Конспект урока по внеклассному чтению «Там на неведомых дорожках».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Слиткова Галина Анатольевна

ЗАДАЧИ

·         формируем умение отвечать на вопросы учителя  по содержанию прочитанного;

·        формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

·        Повторить и закрепить понятия о народной и литературной сказках;

·        Продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения;
развивать речевые умения и творческие способности.

·         Расширять  кругозор  детей  и  обогащать  словарный  запас.

*За основу оформления конспекта урока взята таблица, предлагаемая  образовательной системой «Школа 2100». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема раздела: «Там на неведомых дорожках».

Тема: Внеклассное чтение. Мир сказок и загадок.

 Во 2-м классе материалами для чтения детей на уроках внеклассного чтения должен обеспечивать учитель. Не следует требовать от них обязательного домашнего чтения, по итогам которого будет проводиться урок, хотя можно давать ребятам рекомендации к чтению для следующего урока.

ЗАДАЧИ

  •  формируем умение отвечать на вопросы учителя  по содержанию прочитанного;
  • формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
  • Повторить и закрепить понятия о народной и литературной сказках;
  • Продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения;
    развивать речевые умения и творческие способности.
  •  Расширять  кругозор  детей  и  обогащать  словарный  запас.

*За основу оформления конспекта урока взята таблица, предлагаемая  образовательной системой «Школа 2100».

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1  2  3

Подготовительная работа.

1. Класс делиться на группы.

2. Читают украинскую народную сказку  «Как пастух перехитрил царевну»

Аутотренинг.

Дети, к нам на урок пришел гость. Кто это?  (Афанасий)

Он пришёл не с пустыми руками. Давайте я прочту, что там.

 В некотором царстве, в некотором государстве  Жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Жил старик со своей старухой у самого синего моря. Там пшеницу продавали, Деньги счётом принимали.

 А Ленивица меж тем в постельке лежала, загадки гадала: «Зимой и летом одним цветом». Долго гадалаНе один год пролетел и не два. Подросли в рыбачьем домике мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса.

 Сказал тогда царь: «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны. Одна стрела улетела в болото. Сидит в болоте Баба-Яга и стрелу держит. Иван говорит: «По щучьему веленью, по моему хотенью, отдай мою стрелу!». Тянет - потянет, а вытянуть не может.

  Взмахнул тогда он руками и улетел  в Тридевятое царство. И я там был квас-компот пил, по ушам текло, а в рот не попало.

Народные: «Иван крестьянский сын и Чудо - юдо» (русская), « Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» (литовская), «Царевна Лягушка» (русская), «По щучьему веленью» (русская), «Репка» (русская)

Литературные: Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин А С, «Конек – Горбунок» Ершов П, «Мороз Иванович» Одоевский В.

Постановка цели урока.

Ребята, как вы думаете, какую тему предлагает нам Афанасий для урока?  (Предположения детей) и подтверждение слайдом презентации.

Скажите, какие умения мы с вами формировали? Оранжевый, синий.

Ребята, а сейчас проверим какие вы внимательные! Что было написано на конверте? (Ассорти)

А как вы понимаете это слово? (предположения детей)

А теперь давайте зачитаем значение этого слова из словаря. У кого сегодня словарь?

 (Федя) Федя, что ты сейчас делал? (синий круг)

Дети, а вы согласны с тем, что это письмо «Ассорти»? (Да. Ведь это смесь из сказок и загадок.)

Познавательные УУД

1.Работать с информацией, с учебными моделями, выполнять логические операции.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться в тексте, воспринимая его на слух.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

 

2  3  1  1  2  3

  1. Беседа об услышанных сказках и загадках.

Дети перечисляют названия сказок, которые были в «Ассорти».

  1. Работа с видами сказок.

Скажите, какие виды сказок вы услышали в «Ассорти»? (Народные и литературные)

Дается определение народной и литературной сказки. (Слайд презентации)

Сказка это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Литературная сказка выросла из народной. Доказательством этого высказывания будет небольшой доклад Ульяны)

Дети, а разбирая «Ассорти» мы ни о чём не забыли? (О загадках)

Да, а загадки как и сказки тоже бывают литературные и народные.

А как вы думаете, почему появились загадки?

Доклад Вани.

Ребята, когда я готовилась к уроку, я прочитала 20 сказок и 50 загадок. Сколько всего сказок и загадок я прочитала?

Что вы сейчас делали? ( Решили задачу)

А какое отношение задача имеет к нашему уроку?

Загадка – это тоже задачка, которую надо решить, отгадать.

 (Определение на доску)

Для решения задач существует определенный план, алгоритм. Скажите, может ли быть такой же план работы над загадкой? (После обсуждения алгоритм появляется на доске)

Давайте, пользуясь алгоритмом отгадаем несколько загадок. ( Яна А Литературные загадки, Яна Р – народные)

Умения: оранжевый – действовать по плану.

  1. Работа в группах.

Ребята, вы сегодня много слушали и говорили, а теперь пришло время  показать, что вы знаете и умеете?

Лист с заданием для групп.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были..(«Иван крестьянский сын и чюдо-юдо» рус. народная)

-Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? ..(«Иван крестьянский сын и чюдо-юдо» рус. народная)

Так  я на пир  и не попал, еле-еле домой воротился. («Мальчик Золотой Хохолок и девочка  Золотая коса»  литовская сказка)

На каждом дереве висели колокольчики. Ни пели чудесные песенки и звали остаться в саду. 

(«Мальчик Золотой Хохолок и девочка  Золотая коса»  литовская сказка)

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе. («Конёк – Горбунок» Ершов)

Вот пошел он к синему морю..

«Чего тебе надобно, старче («Сказка  о рыбаке и рыбке» Пушкин)

В первую ночь отправился на дозор старший брат. Прошёл он по берегу, посмотрел на реку Смородину – всё тихо, никого не видать, ничего не слыхать. ..(«Иван крестьянский сын и чюдо-юдо» рус. народная)

В палатах видит свою старуху.

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины; («Сказка  о рыбаке и рыбке» Пушкин)

А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; ( «Мороз Иванович» Одоевский Владимир)

Какая же третья загадка? — спрашивает она.
Есть и третья: мясо убежало, а железо осталось на месте. («Как пастух перехитрил царевну» рус. народная)

Сколько ни ломала голову умная царевна, но разгадать и третью загадку не смогла.

И этой не отгадаю призналась девушка.
Охотник стрелял в зайца — говорит хлопец. — Заяц убежал, а охотник с ружьём остался на месте. («Как пастух перехитрил царевну» рус. народная)

Загадки зля групп.

  1. Эта скатерть знаменита
    Тем, что кормит всех досыта,
    Что сама собой она
    Вкусных кушаний полна.  Скатерть- самобранка. О героях пмощниках.

  1. Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор Доктор Айболит. О добром герое из литературный сказки.

  1. Человек немолодой,
    Вот с такущей бородой.
    Обижает Буратино,
    Артемона и Мальвину,
    И вообще для всех людей
    Он отъявленный злодей.
    Знает кто-нибудь из вас
    Кто же это? Карабас Барабас. О злом герое из литературной сказки.

  1. Он в землянке жил тридцать три года,
    И рыбачить ходил в любую погоду.
    Да бранила его жена-старуха открыто
    За разбитое, негодное корыто. 

    Он с владычицею морской вёл беседу,
    И исполнила она три желания деда.
    А когда рассердилась, взбунтовалась -
    Море синее почернело, взволновалось. 



    Назови мне скорей с улыбкой!
    -
    Это сказка о....          Рыбаке и рыбке! «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин. О литературной сказке.

  1. Что за сказка: кошка, внучка,
    Мышь, ещё собака Жучка
    Деду с бабой помогали,
    Корнеплоды собирали? «Репка». О народной сказке.

  1. Возле леса, на опушке,
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? Три медведя. О героях народной сказки.

  1. Он разбойник, он злодей,
    Свистом он пугал людей. Соловей разбойник. О злом герое из народной сказки.

План работы для каждой группы.

План работы. 1 группа.

  1. Найдите и прочитайте загадку о сказочном герое из народной сказки.
  2. Найдите и прочитайте зачины сказок.

План работы. 2 группа.

  1. Найдите и прочитайте загадку о сказочном герое из литературной  сказки.
  2. Найдите и прочитайте повторы в сказках.

План работы. 3 группа.

  1. Найдите и прочитайте загадку о  народной сказке.
  2. Найдите и прочитайте концовки сказок.

План работы. 4 группа.

  1. Найдите и прочитайте загадку о литературной сказке.
  2. Найдите и прочитайте отрывок из литературной  сказки.

План работы. 5 группа.

  1. Найдите и прочитайте загадку о героях - помощниках в сказках.
  2. Найдите и прочитайте отрывок из народной сказки.

План работы. 6 группа.

  1. Найдите и прочитайте загадку о добром сказочном герое из литературной сказки.
  2. Найдите и прочитайте отрывок с описанием волшебных предметов.

План работы. 7 группа.

  1. Найдите и прочитайте загадку о злом сказочном герое из народной сказки.
  2. Найдите и прочитайте отрывок, где есть загадка

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать  текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе данной информации.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог.

Чем для каждого из вас так притягательны сказки, загадки? 

Перечитывание стихотворения М. Цветаевой «В субботу».

В СУББОТУ

Темнеет... Готовятся к чаю...

Дремлет Ася под маминой шубой.

Я страшную сказку читаю

О старой колдунье беззубой.

О старой колдунье, о гномах,

О принцессе, ушедшей закатом.

Как жутко в лесах незнакомых

Бродить ей с невидящим братом!

Одна у колдуньи забота:

Подвести его к пропасти прямо!

Темнеет... Сегодня суббота,

И будет печальная мама.

Темнеет... Не помнишь о часе.

Из столовой позвали нас к чаю.

Клубочком свернувшейся Асе

Я страшную сказку читаю.

-С каким настроением уходите с урока?

Как бы вы сами оценили свою работу?

Панно. Итог-рефлексия. Дети на заранее подготовленный лист ватмана, который разделен на две части приклеивают  солнышко-лучистое и солнышко-печальное. Рефлексия закончится на следующем уроке.

ΙV. Домашнее задание. (Разноуровневое)

Прочитать русскую народную сказку.

Найти сказку, в которой загадывают загадки.

Придумать сказку по опорным словам. ( Волшебный человечек, путешествие, приключения, радость)

Деятельность учащихся:

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

- Находить и представлять коллективу необходимую информацию.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Приложение. (Материал распечатывается детям)

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были..

-Что ты, мой конь, споткнулся? От чего черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился?

Так  я на пир  и не попал, еле-еле домой воротился.

На каждом дереве висели колокольчики. Они пели чудесные песенки и звали остаться в саду.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе.

Вот пошел он к синему морю..

«Чего тебе надобно, старче?»

В первую ночь отправился на дозор старший брат. Прошёл он по берегу, посмотрел на реку Смородину – всё тихо, никого не видать, ничего не слыхать.

В палатах видит свою старуху.

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда;

— Какая же третья загадка? — спрашивает она.
— Есть и третья: мясо убежало, а железо осталось на месте.

Сколько ни ломала голову умная царевна, но разгадать и третью загадку не смогла.

— И этой не отгадаю призналась девушка.
— Охотник стрелял в зайца — говорит хлопец. — Заяц убежал, а охотник с ружьём остался на месте.

  1. Эта скатерть знаменита
    Тем, что кормит всех досыта,
    Что сама собой она
    Вкусных кушаний полна.

  1. Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор…

  1. Человек немолодой,
    Вот с такущей бородой.
    Обижает Буратино,
    Артемона и Мальвину,
    И вообще для всех людей
    Он отъявленный злодей.
    Знает кто-нибудь из вас
    Кто же это?

  1. Он в землянке жил тридцать три года,
    И рыбачить ходил в любую погоду.
    Да бранила его жена-старуха открыто
    За разбитое, негодное корыто.

    Он с владычецею морской вёл беседу,
    И исполнила она три желания деда.
    А когда рассердилась, взбунтовалась -
    Море синее почернело, взволновалось.

    Назови мне скорей с улыбкой!
    - Это сказка о....          Рыбаке и рыбке!

  1. Что за сказка: кошка, внучка,
    Мышь, ещё собака Жучка
    Деду с бабой помогали,
    Корнеплоды собирали?

  1. Возле леса, на опушке,
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?

  1. Он разбойник, он злодей,
    Свистом он пугал людей.

Как пастух перехитрил царевну

У царя была дочь невиданной красоты и необыкновенного ума. Много женихов приходило просить её руки, но ни один из них не мог сравниться умом с красавицей. И тогда царь объявил по всем землям, что выдаст дочь за того, кто загадает ей три загадки, которые она не сумеет разгадать.

Но и в других царствах-государствах не нашлось достойного жениха.

Про необыкновенную царевну услышал пастух с Карпатских гор.

— Что за диво живёт в царских палатах? А вдруг я перехитрю её и возьму себе в жёны?! — сказал пастух товарищам.

С этими словами сел пастух на коня и поехал во дворец. Захотелось ему воды́ попить. Прилёг у колодца, зачерпнул шапкой воды́ и пьёт. Пока пил, конь хлеб в торбе съел.

«Есть одна загадка!» — подумал пастух и поехал дальше.

В тёмном лесу сбился с дороги. Стал к деревьям присматриваться, с какой стороны мох растёт, чтобы дорогу найти. Нашёл и подумал:

«Есть вторая загадка!»

И поехал дальше. Очень хотелось ему найти в лесу ещё и третью загадку. И видит пастух охотника, который целится в зайца.

«Есть и третья загадка!» — обрадовался хлопец.

Прошло много дней, много ночей, пока добрался пастух до царского дворца.

— Приехал я, добрый царь, дочь твою сватать!
— Мою дочь? — удивился царь. — Многие хотели иметь её своей женой, да ума-разума у них не хватало!
— А я засватаю!

Царю понравился хлопец, и велел он открыть перед пастухом царские воро́та. Привели его к царевне. Она даже не посмотрела на пастуха. Говорит:

— Слушаю твои загадки!
— Первая загадка: хлеб съел коня.

Сколько ни гадала царевна, разгадать не могла.

— Не знаю! — говорит.
— Хлеб съел коня, царевна моя, это так: был у меня конь, я заслужил его за многие годы работы. Раз съел он хлеб из моей торбы, а хлеб был отравленный. Вот и погиб мой бедный конь — выходит, хлеб его съел.

Выслушала царевна небылицу и сказала, что такое могло быть.

— Хорошая загадка. Я бы никогда не разгадала.
— Вторая загадка: глухие и слепые, а дорогу показывают. Думает царевна, думает и опять не может разгадать.
— И эту не разгадаю.
— Это деревья, царевна, — ответил пастух. — Мы в лесу по деревьям узнаем, где север, а где юг.

Опять согласилась царевна, что загадка правильная.

— Какая же третья загадка? — спрашивает она.
— Есть и третья: мясо убежало, а железо осталось на месте.

Сколько ни ломала голову умная царевна, но разгадать и третью загадку не смогла.

— И этой не отгадаю призналась девушка.
— Охотник стрелял в зайца — говорит хлопец. — Заяц убежал, а охотник с ружьём остался на месте.

Хотел царь или не хотел, но отдал дочь за простого хлопца с Карпатских гор, который был умнее царских сыновей.

План работы. 1 группа.

  1. Найдите и прочитайте загадку о сказочном герое из народной сказки.
  2. Найдите и прочитайте зачины сказок.

План работы. 2 группа.

  1. Найдите и прочитайте загадку о сказочном герое из литературной  сказки.
  2. Найдите и прочитайте повторы в сказках.

План работы. 3 группа.

  1. Найдите и прочитайте загадку о  народной сказке.
  2. Найдите и прочитайте концовки сказок.

План работы. 4 группа.

  1. Найдите и прочитайте загадку о литературной сказке.
  2. Найдите и прочитайте отрывок из литературной  сказки.

План работы. 5 группа.

  1. Найдите и прочитайте загадку о героях - помощниках в сказках.
  2. Найдите и прочитайте отрывок из народной сказки.

План работы. 6 группа.

  1. Найдите и прочитайте загадку о добром сказочном герое из литературной сказки.
  2. Найдите и прочитайте отрывок с описанием волшебных предметов.

План работы. 7 группа.

  1. Найдите и прочитайте загадку о злом сказочном герое из народной сказки.
  2. Найдите и прочитайте отрывок, где есть загадка.

Чем для каждого из вас так притягательны сказки, загадки? 

Перечитывание стихотворения М. Цветаевой «В субботу».

В СУББОТУ

Темнеет... Готовятся к чаю...

Дремлет Ася под маминой шубой.

Я страшную сказку читаю

О старой колдунье беззубой.

О старой колдунье, о гномах,

О принцессе, ушедшей закатом.

Как жутко в лесах незнакомых

Бродить ей с невидящим братом!

Одна у колдуньи забота:

Подвести его к пропасти прямо!

Темнеет... Сегодня суббота,

И будет печальная мама.

Темнеет... Не помнишь о часе.

Из столовой позвали нас к чаю.

Клубочком свернувшейся Асе

Я страшную сказку читаю.

строением уходите с урока?

Как бы вы сами оценили свою работу?

                                                                                                                                                                                                                                                   © ООО «Баласс», 2012


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Там, на неведомых дорожках…»

Слайд 2

Литературная и народная сказка. Литературная сказка – это сказка, написанная автором. Народная сказка – это сказка, не имеющая единого автора. Её придумал народ и передавал из уст в уста.

Слайд 4

Литературная сказка – наследница народной.

Слайд 6

Загадка - не просто развлечение и даже не только средство развития мыслительных способностей. Это жанр народно-поэтического творчества, присущий всем народам мира.

Слайд 7

Формулы сказки Зачин Троекратный повтор Концовка Присказка

Слайд 9

На уроке меня удивило…… было интересно…… было трудно…… Мне захотелось…

Слайд 10

Замечательно! У вас всё получилось! Спасибо за урок!

Слайд 11

Домашнее задание Прочитайте русскую народную сказку Найдите сказку в которой загадывают загадки Придумайте сказку по опорным словам (Волшебный, путешествие, приключения, радость)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока по внеклассному чтению.2 класс)

Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока внеклассного чтения.2 класс). На уроке представленна работа в парах и группах...

Конспект урока по внеклассному чтению по теме "В гостях у Н.Носова"

Знакомство с писателем, с его произведениями  и викторина по произведениям писателя....

Конспект урока по внеклассному чтению "П.Ершов "Конёк- Горбунок"""

Работа на данном уроке была посвящена ответу на вопрос "Почему П.Ер...

Конспект урока по внеклассному чтению "Урок азбуки театра по творчеству С.Я.Маршака"

Конспект поможет провести учителю урок внеклассного чтения по произведениям детского писателя С.Я.Маршака в занимательной форме. Ориентирован на обучающихся начальной школы....

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....

Конспект урока по внеклассному чтению "Чтение и анализ рассказа"

Обучающиеся знакомятся с историей возникновения праздника, с биографией писателя Е. Носова. Читают и анализируют  рассказ Е.Носова «Покормите птиц!»...