Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Сергей Есенин «С добрым утром!»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Баранова Нина Владимировна

Цели: Познакомить  учащихся со стихотворением Сергея Есенина “С добрым утром”, раскрыть идею и смысл данного произведения, развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы, работа над обогащением словарного запаса и формирование навыков чтения слов, предложений, самостоятельного высказывания в процессе анализа художественного         произведения. Привитие любви к русской природе, поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.esenin_s_dobrym_utrom.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3  классе.

Тема: Сергей Есенин  «С добрым утром!»

        .

Цели: Познакомить  учащихся со стихотворением Сергея Есенина “С добрым утром”, раскрыть идею и смысл данного произведения, развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы, работа над обогащением словарного запаса и формирование навыков чтения слов, предложений, самостоятельного высказывания в процессе анализа художественного        произведения. Привитие любви к русской природе, поэзии.

Задачи урока:

  • формировать умение эмоционально откликаться на лирическое произведение;
  • учить анализировать лирическое произведение; определять тему, главную мысль, содержание;
  • учить создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений;
  • учить работать в паре, группе.

Планируемые результаты:

  • эмоциональный отклик на лирическое произведение;
  • осмысление произведения литературы;
  • осмыление настроений лирического произведения С.Есенина;
  • создание своего текста на основе ключевых слов и выражений.

Тип урока: ОНЗ

Методы обучения: словесный, ИКТ, анализ, сравнение.

Формы урока: фронтальный, индивидуальный.

                                                                

Оборудование: презентация, экран, компьютер, проектор; аудиозапись                

                                              ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

2. Повторение изученного

- Какое стихотворение вы выучили наизусть? Почему?

- Какие произведения вы иллюстрировали? Почему именно эти произведения? Сделайте подписи к ним.

-  С каким настроением необходимо читать текст? Какие слова следует выделять голосом? Определите интонацию при чтении.

- Какие весенние картины вы увидели? Какие звуки вы услышали? Какое настроение отражено в вашей работе?

3. Сообщение темы урока с первичной актуализацией знаний.

-Сегодня мы отправляемся в мир поэзии.

-Что вы хотели бы узнать и чему научиться?

-Для чего вам это нужно?

-Что такое поэзия?

-Прочитайте предложения:

                Поэзия золотой осени.

                Поэзия летнего утра.

                Поэзия родной природы.

-Как вы их понимаете?

-Замените в этих предложениях слово “поэзия” словом “красота”.

- Что получилось?

-Что теперь вы скажите о поэзии?

-Сколько значений слова “поэзия” мы теперь знаем? (2)

         Поэзия:         1) Стихи, произведения, написанные стихами;

                      2) красота и прелесть чего-либо.

(Из словаря Ожегова)

4. Мотивация учебной деятельности школьников.

– Ребята, сегодня  нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом Сергеем Есениным. (Слайд№6)

- Мы уже знакомы с стихотворениями Есенина «Черёмуха» и «Нивы сжаты, рощи голы…», «Сыплет черёмуха».

- Из биографии Сергея Есенина.

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, ребёнком жил в семье деда. (Слайд №7) Семья деда  были знатоками народной песни и религиозного фольклора. Души не чаяли в малыше, обхаживали его и приобщали к своим духовным интересам. «…Я рос, - рассказывал Есенин, - в атмосфере народной поэзии. (Слайд №8) Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них». Пяти лет Сергей научился читать. В девять лет поступил в Константиновское земское четырёхгодичное училище. Слагать стихи Есенин стал незадолго до того, как поступил в земское училище. В мае 1909 года Есенин окончил училище с похвальным листом и поступил учиться в Спас-Клепиковскую школу. В мае 1912 года Есенин окончил Спас-Клепиковскую школу. Потом уехал в Москву. В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград (Слайд №9,10,11)

К осени 1925 г. осложнилось физическое нездоровье поэта, 26 ноября Есенин был принят на лечение в психоневрологическую клинику. После выписки из клиники Есенин решил уехать в Ленинград. В Ленинград поэт приехал утром 24 декабря 1925 года. Он остановился в гостинице «Англетер». 27 декабря поздно вечером он заперся в номере, спать не ложился и далеко за полночь покончил с собой. – Это общепринятая официальная версия. Однако причины и подробности смерти поэта и по сей день оставляют очень много вопросов. Ежегодно 3 октября в районе Кузьминки на Есенинском бульваре у памятника поэту проводится  Еснинский праздник. (Слайд №12)

5. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношение в объектах изучения.

 – Сейчас я прочитаю вам одно из стихотворений Есенина. В нем вас ждут новые маленькие открытия. Познакомимся со стихотворением « С добрым утром!».                                                                                                                        - Предположите, о чём будет произведение?

а) Чтение учителем.

- Оправдались ли ваши предположения?

- Какое настроение вызывает?

-Ранние стихи Есенина прозрачны и чисты, их темы близки детской литературе. Он писал о природе родного края, о жизни села, о любви к животным, о наслаждении жизнью и её первом осмыслении.

б) Прочитайте «про себя».

-  Вы поняли, о каком времени года говорится в стихотворении? (о лете т.к. у берёзы зелёные серёжки, а у плетня заросшая крапива).

-Как могло быть названо стихотворение?

-Какие строчки подсказывают название?

в) Прочитайте вполголоса, выделяя голосом места, которые особенно понравились.

- Прочитайте самые красивые словосочетания с эпитетами.

6.Словарная работа.

Затон - длинный нетронутый залив реки.

Заводьи - низкие берега залива.

Румянить - покрывать  розовым  цветом.

Брезжить – рассветать, чуть светиться.

Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.

Перламутр - ценное вещество с переливчатой окраской, обладающий радужным блеском.

7. Анализ произведения.

- Какие картины вы себе представляли, читая это стихотворение?

С помощью, каких слов и выражений поэт наполняет картину летнего утра красками, делает её не просто цветной, но какой-то драгоценной?

- Вы обратили внимание на то, что стихотворение наполнено удивительными красками?

Золотые -?

Зелёные -?

Серебряные -?

Перламутр-?

Румяный-?

- Какой литературный приём использует автор, чтобы мы могли представить эти образы? (Олицетворение)

- Что такое олицетворение?  (Изображение неодушевленного предмета как одушевлённое).

-В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Он часто прибегает к приему сравнения, олицетворения. Так, например, черемуха у него «спит в белой накидке», вербы – плачут, тополя – шепчут.

- Прочитайте олицетворения.

-Почему поэт говорит про звезды задремали?

-Как вы понимаете выражение «растрепали шёлковые косы»?

-Какой рисует крапиву поэт? Если бы у неё было личико, какое было бы его выражение?

8.Музыкальная пауза.

Поэзия Есенина напевна, стихи его привлекали многих композиторов. Послушайте романсы на стихи Есенина. (Слайд №13,14)

9.  Обобщение и систематизация знаний.

- Говорится ли в стихотворении С.Есенина о ветре?

-Тогда почему же мы ощущаем его присутствие в стихотворении?

-Отыщите в стихотворении слова и выражения, которые помогают почувствовать утренний ветерок.

-Какие слова, звуки помогают услышать дуновение ветерка? (шелестят, шепчет шаловливо, шелковые косы. Звуки [ш].

- Подходит ли стихотворению название, данное поэтом?

( В названии - общее настроение восхищения красотой пробуждающей природы. Это словно вся природа говорит человеку « С добрым утром!»)

- Что послужило толчком для создания этого произведения? ( Возможно, увиденная самим автором картина пробуждения природы).

- Представьте, что  перед вами мольберт с палитрой красок. Какие бы краски вы использовали для написания картины «С добрым утром!»? Подтвердите свои ответы строчками из стихотворении (розовая, зеленая, белая, голубая, желтая).

-Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов. Для Есенина природа – это вечная красота. Родившись в «краю берёзовом» на Рязанской земле, поэт как бы говорит всем нам:   «Остановитесь хотя бы на мгновение, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты».

10. Рефлексия.

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

-Какие задания показались вам наиболее интересными?

- Какой вывод о Есенине можно сделать? ( Сергей Есенин – художник слова. В стихах Есенина природа живёт поэтической жизнью. Она вся в движении, грустит и радуется.).

11. Домашнее задание.                                                                                             –А  кому захотелось выучить стихотворение наизусть?

-Какие задания вы могли бы предложить ещё?

- По желанию нарисовать иллюстрацию и сделать надписи словами стихотворения.

12. Оценивание ответов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Данный урок разработан в соответствии с принципами концепции УМК "Перспективная начальная школа"....

конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения...

конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает  навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетв...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: "С добрым утром!" С. Есенина

  Урок по теме С. А. Есенин «С добрым утром!» является пятым уроком  в теме: «Мир волшебных звуков»C   целью знакомства с творчеством С. Есенина использовала различные...

Тема урока: «Особый взгляд поэта на мир». С.Есенин «С добрым утром!» (Второй урок в теме.)

Литературное чтение в 3 классепо учебнику Н.А.Чураковой  (система Л.В.Занкова)учителя начальных классов...

Урок литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро""

Конспект урока литературного чтения в 3 классе...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин Зимнее утро" УМК "Школа России"

Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 3 классе...