Разработка урока обучения грамоте(чтение) "Буква Я. Маяк"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Бородина Татьяна Александровна

Урок обучения грамоте "Буква Я. Маяк." "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ya._mayak.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного  чтения

Тема: «Буква Я. Маяк.»

1 класс («Школа России»)

Личностные УУД:

- воспитывать внимательное и вежливое отношение к окружающим

- воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

Познавательные:

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

- формировать умение использовать знаково-символические средства.

Предметные:

- закрепить знания учащихся о букве Я и звуках, которые она обозначает.

- развивать навык конструирования предложений.

- совершенствовать навык чтения.

Методы: деятельностный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, парная, групповая.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Чтение пословицы с доски.     Будешь много читать, будешь много знать

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Хотите ли научиться читать и много знать?

- Тогда начнем трудиться.

- К нам прилетела сорока-почтальон. Она много летает, обо всем знает и будет нам помогать на уроке. Загадка от сороки.

Сегодня мы начнем урок с загадки.
Черные птички
На каждой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их разгадает? (Буквы)

- Что мы будем повторять на уроке? (Мы повторим гласную и согласные буквы и звуки)

II. Актуализация знаний. На доске написаны гласные и согласные буквы, красная и синяя лодки.

Эти буквы будут пассажирами этих лодок. Но сначала давайте назовем буквы, изображенные здесь. Соберем их в две лодки – синюю и красную.

- Как вы думаете, какие буквы мы посадим в красную лодку? (C гласной буквой)

- А в синюю? (C согласной буквой)

- В чем отличие гласных букв от согласных? (Гласные буквы обозначают гласные звуки и т.д.)

Распределите буквы в две лодки.

- Какие гласные звуки они обозначают? (Буква у обозначает гласный звук [у], который на письме обозначает твердость согласного звука, может быть ударным и безударным)

- Назовите известные вам согласные звуки. (Л, г, п, т, р, м)

- На какие две группы можно разделить согласные? (На звонкие и глухие)

- С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (Буква Я).

- Что можете рассказать о ней? ( Ответы детей)

- В каком городе мы побывали с вами на прошлом уроке? (В столице Родины - Москве.)

- Сорока-почтальон принесла вам конверты с заданиями.

Работа в парах. Из отдельных слов составить предложения, а в паре – текст.

сердце, Москвы, Красная площадь. ( Красная площадь - сердце Москвы).

город, нашей, главный, Москва, Родины. (Москва - главный город нашей Родины).

- Какой текст у вас получился? (Москва - главный город нашей Родины. Красная площадь - сердце Москвы). Что еще вы можете рассказать о своей Родине? (Рассказы детей о России).

Язык

Маяк

Пламя

Яблоко

Мяч

Земля

- Что вы можете рассказать о букве Я? (Она гласная. Может обозначать два звука в начале слова и после гласного, один звук - после мягкого согласного).

- На какие 3 группы можно разбить слова?

– Давайте поставим ударение в словах и разделим их на слоги. Вы делаете это карандашом на карточках.

– Какая гласная ударная?
– Как определить ударение?
– Как разделить на слоги? Сколько слогов в слове?
Затем в каждом слове ставится ударение, и слово делится на слоги.

-Что еще может обозначать буква Я? (Слог).

Физминутка из конверта сороки.

- Утром бабочка проснулась

Потянулась, улыбнулась

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Работа с учебником. (Азбука с.112-113)

-Прочтите про себя столбики слов в азбуке на с.112. Прочтите слова с буквой я в начале, затем - в середине, в конце слова. Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв.

- Что означает слово «маяк».

Маяк – это прибор указывающий путь морякам.

Чтение текста из азбуки.

- Что означает значок на поле азбуки? (Работа в парах)

- Какие вопросы вы задали?

-Но вот сорока опять нам принесла слова-загадки. (Земля, язык, ключ).

- Что общего у всех этих слов? Как называются эти слова?

Чтение предложений из азбуки с.113

-Закончите стихотворение.

Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Я не только буква Я –
Буква-слог и слово!

– Какой вывод можем сделать?
Буква обозначает ещё и слово.

V. Итог урока

- Давайте вспомним, что мы узнали о букве Я.

1.Буква, обозначающая гласный звук.
2. Может образовывать слог и быть частью слога.
3. Может обозначать 2 звука: в начале слова и после гласного.
4. Может обозначать целое слово.

- Оцените свою работу, поднимите знак  нужного цвета. Если всё понятно и нет вопросов - зелёный, понятно, но ещё есть вопросы – жёлтый, совсем не понятно – красный.

- Я вижу, что зелёных знаков больше, значит - учебные задачи решены. Давайте вспомним их, продолжим высказывание:

Мне запомнилось….

У меня получилось….

Мне было трудно….

Я постараюсь лучше….

Кто мне сегодня помогал? Кого бы вы похвалили?

– Молодцы ребята! Вы очень хорошо поработали на уроке.
Спасибо вам огромное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

РАЗРАБОТКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Д, Д′»

Цели: познакомить с согласными звуками д, д′, печатными буквами Д, д;          формировать навык чтения; обогащать словарный запас учащихся...

Обучение грамоте. Чтение. Буквы е,ё,ю,я.

Обучение грамоте УМК «Гармония». ТемаБуквы е,ё,ю,я.Цель создание условий для овладения обучающимися знаниями об обозначении букв ё,е,я,ю двумя звуками...

конспект урока по обучению грамоте (чтение) Буква Лл. Закрепление.

Урок посвящён  закреплению всего изученного  ранее и, особенно, буквы Лл. Созданы условия для чтения  слогов, слов , составление  слов и предложений, чтение  текста. Уро...

Урок обучения грамоте(ЧТЕНИЕ) "Буква Цц"

Урок по программе "Школа России".Урок изучения нового материала.Составлен с учётом ФГОС....

Урок обучения грамоте (чтение) "Буква ы."

Урок чтения познакомит с новой буквой учащихся, обратит внимание на то, что нет слов начинающихся на эту букву. Подобран материал доступный. Имеется слайдовая презентация....

Разработка урока обучения грамоте с реализацией системно - деятельностного подхода по теме "Написание заглавной буквы З" 1 класс, программа 2100, презентация к уроку.

Отдельные части урока  и презентации могут использоваться и в других УМК: это словарная работа, написание предложения по картинкам и работа с многозначными словами....