Тема: Стихи Олега Григорьева о ребятах и секретах роста
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Данный материпл предназначен для учителей начальных классов. Содержит в себе методическую разработку урока по литературному чтению 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezanova.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Стихи Олега Григорьева о ребятах и секретах роста

Использование технологий: технология продуктивного чтения , технология оценивания

Учебник «В одном счастливом детстве», 3 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Форма организации учебной работы : фронтальная, работа в парах

              Цели

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 развитие умений вести диалог с автором.

Планируемый результат

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

. Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Повернитесь друг другу. Улыбнитесь и не забудьте пожелать хорошего настроения.

Настраиваются на работу

 Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Введение в тему урока.

– Прочитайте загадку, отгадайте её.

В каждом возрасте полезен

От рожденья до седин.

Он сражается с болезнью –

Друг надёжный – ... 

– Что вы знаете о витаминах? Как велика их семья? Где они содержатся? Как называются? Есть ли у них свои названия? (Высказывания детей.)

– Если вы научитесь читать названия витаминов А, В, В1, В12, С – вы научитесь читать азбуку здоровья.

Выставка иллюстраций.

(витамин)

II. Развитие умений.

I. Чтение стихотворения О. Григорьева.

1. Работа с текстом до чтения.

– Как вы думаете, о чём больше всего мечтают маленькие дети? (Стать поскорее взрослыми, вырасти.)

– А что нужно делать, чтобы ускорить процесс взросления?

– А может быть, существует специальный, особый витамин, который усиливает рост?

– Ответ на этот вопрос знает человек, произведение которого мы будем читать на уроке. Кто он? Какой секрет откроет нам? Откройте учебник на с. 168 и попытайтесь извлечь как можно больше информации, прочитав имя автора, название произведения, рассмотрев иллюстрацию.

– Какие литературные произведения он создал? (Олег Григорьев – поэт.)

– Новое произведение Олега Григорьева – тоже стихотворение?

– В чём особенность стихов О. Григорьева? (Они были короткие, весёлые, главные герои в них – дети; сюжетные стихи: «Хо-хо, ха-ха», «Яма» из «Моей любимой Азбуки».)

– Полистайте страницы. Что удивило?

– А может быть, это необычное стихотворение? Где кроется подсказка? (В скобках написано – стихотворема.)

– Встречались ли мы с подобными пометами раньше? Что может обозначать это слово? Как образовалось? Вслушайтесь в звучание слова «стихотворема». (Стихи + творить = сотворили необычные стихи.)

Вспоминают о стихах в прозе И. Тургенева.

– В чём ещё может быть необычность стихов О. Григорьева, на ваш взгляд? (Разная длина стихотворных строк; наверное, оно читается в особом ритме.)

– О чём узнали, прочитав название? (Действительно существует витамин роста.)

– Удалось ли узнать его название? (Пока нет, нужно прочитать произведение.)

– Может быть, ответить на этот вопрос помогут рисунки?

– Можно ли предположить, где происходит действие? Кто герой стихотворемы? Почему она включена в раздел «Уроки и переменки»?

– Много вопросов у нас накопилось. Пора приступить к чтению стихотворемы. Но прежде ещё раз вспомним вопросы, на которые нужно ответить.

1) Какой витамин является витамином роста?

2) Где он содержится?

3) Кто главные герои произведения?

4) Почему произведение названо так странно – «стихотворема»?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение.

Читает учитель (комментированное чтение, диалог с автором).

2. Подготовка к выразительному чтению.

– Как меняется интонация учителя на протяжении 2-й части?

3. Выразительное чтение 2-й части.

4. Обобщающая беседа. Ответы на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

– Мы прочитали произведение О. Григорьева «Витамин роста»; думаю, мы теперь можем вернуться к вопросам, которые нас волновали в самом начале урока, чтобы дать на них верные ответы.

– Какой же витамин является витамином роста и где он содержится?

– Может быть, у вас возникли новые версии того, почему произведение названо «Стихотворема»? Для этого ещё раз ответим на вопрос, с какой целью проводился эксперимент. (Чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти.)

– Учитель утверждал на уроке, что для того, чтобы вырасти, необходимо употреблять в пищу витамин А. Доказать это он решил на опыте с крысами, чтобы все ученики убедились. В математике подобное утверждение, в истинности которого убеждаются при помощи доказательства, называется теорема. Значит, на уроке биологии доказывали биологическую теорему.

– Что напоминает по жанру произведение О. Григорьева? (Рассказ в стихах.)

– Стихотворную повесть, или рассказ в стихах, иначе называют поэма.

Можно ли выделить теперь составляющие стихотворемы? (Стихотворение + теорема + поэма = стихотворный рассказ с доказательством теоремы.) Кто знает, может быть, Олег Григорьев и согласился бы с нашими рассуждениями.

– Почему всё-таки Смирнов сорвал эксперимент? Как вы думаете, правильно ли он поступил?

– А как бы вы поступили на месте Смирнова?

– Согласны ли вы с названием произведения? Почему? («Растут» в этом произведении не только крысы, но и ребёнок – ученик Смирнов. Он совершает гуманный поступок из жалости к крысам. Его доброта и любовь к животным очень велики, и Смирнов «растёт» в наших глазах, и ещё он становится взрослее. Учитель понял и оценил его поступок...)

– А какие ещё проблемы поднимает, на ваш взгляд, О. Григорьев в своём произведении? (Проблемы любви к животным; отношения учителя и учеников, воспитания личности. Проблемы здоровья планеты и людей, ценности знаний и т.д.)

– Что нового для себя узнали из стихотворемы? Какие знания вынесли с урока биологии? А узнали что-то новое о самих себе?

Чтение стихотворений О. Григорьева «После уроков» и «Кто прав?»

1Вопросы после чтения:

– Кто вышел победителем в этой драке? Какие перемены произошли в ходе драки с её участниками?

Домашний Пышкин и дикий Клоков

Дрались портфелями после уроков. (Домашний Пышкин – он какой, как вы представляете? (Опрятный, воспитанный, хорошо учится, этакий «маменькин сынок»…) А дикий Клоков? (Шалопай, драчун, хулиган, учится, скорее всего, плохо…) И фамилии сравните: Пышкин и Клоков.)

Когда вступили в бой рукопашный, (Что это значит? (Дрались уже не портфелями, а руками, кулаками.) Обратите внимание: уже не драка – бой!)

Домашний стал диким. (Это как? Что вы подумали, представили?)

А дикий – домашним. (А с Клоковым что произошло?)

– Это, конечно, стихотворение-шутка. А вот как у поэта получается написать смешно, вы поняли? (О. Григорьев играет словами: дикий – домашний. Это животные бывают дикие и домашние, а здесь речь об учениках, и мы их сразу себе представляем. «Бой рукопашный» – таким высоким слогом сказано о мальчишеской драке – и нам хочется улыбнуться. А потом драчуны меняются местами, и, похоже, «ныне дикий» Пышкин одерживает победу. Правда, поэт очень ярко нарисовал двух мальчишек?)

– А вот наш Клоков уже в роли дежурного – в стихотворении «Кто прав?».

3. Чтение про себя.

– Прочитайте самостоятельно и ответьте на вопрос в заглавии.

После чтения дети отвечают на вопрос, кто же прав, по их мнению.

4. Повторное чтение (можно по ролям).

По ходу чтения явно возникают вопросы:

– Почему Коля не вымыл руки, что именно он хотел проверить?

– Как именно «нельзя с друзьями»?

5. Заключительная беседа.

– Как вы думаете, это серьёзное стихотворение или смешное?

– Чем похожи стихи О. Григорьева? (О школьниках, два героя, общий герой, короткие, сюжетные.)

– В каком из стихов вам больше симпатичен Клоков? Почему? Можно ли положиться на такого дежурного?

– Видимо, не стоит навсегда записывать человека, совершившего проступок, в разряд хулиганов и видеть в нём только отрицательные черты. В нём очень много хорошего, стоит только повнимательнее посмотреть или поручить ему ответственное дело, в котором он может себя проявить.

– Понимает ли это поэт О. Григорьев, по-вашему?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

 

Высказывают предположения

Дети проводят первый этап работы с текстом до чтения, вспоминают о предыдущих встречах с Олегом Григорьевым.

Предполагают, что размер произведения довольно большой, в произведении две части. Таких стихов О. Григорьева мы ещё не читали.

(Предположения детей.)

Отвечают на вопросы

Выразительно читают текст по частям

(Рассуждения детей.)

 Стихотворение «После уроков» дети читают про себя.

Повторное чтение, диалог с автором.

Самостоятельно читают и отвечают на вопрос в заглавии

Высказывают свое мнение

Делают вывод, о том, что высказывали свое отношение к героям, отвечали на вопросы по тексту

ΙΙΙ. Итог.

– О чём же стихи О. Григорьева?

Высказывают свое мнение (О дружбе, взаимоотношениях ребят)

ΙV. Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из стихотворений О. Григорьева или отрывок из стихотворемы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Урок литературного чтения во 2 классеТема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»...

Статья по теме: "Участие в профильных конкурсах, как ступень профессионального роста учителя"

В условиях преобразования всех сторон жизни общества усложняется социальная роль учителя, требуется освоение нового содержания учебного предмета, новых форм и методов преподавания, поиска эффективных ...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич" (УМК "Школа России") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич»Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с =городами Золотого ко...

Тема М.М. Пришвин рассказ "Ребята и утята" 2 класс

Индивидуальный лист раздаток к уроку литературного чтения.Тема М.М. Пришвин рассказ "Ребята и утята"...

«Открытие секретов роста в стихотвореме О.Григорьев "Витамин роста"».

Урок литературного чтения 3 класс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В....

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс, Потапова Д.Я.)Цели:познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формирова...