Конспект урока литературного чтения_2 класс_Стихи О.Григорьева о ребятах и секретах роста.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
УМК "Школа 2100"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа: УМК «Школа 2100»
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема: Стихи Олега Григорьева о ребятах и секретах роста
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цель: формирование типа правильной читательской деятельности
Задачи:
- Развитие умения вести диалог с автором, анализировать произведение, умение сопоставлять, прогнозировать;
- Воспитание гуманного отношения к животным, воспитание гуманного отношения к окружающему миру.
- Развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Оборудование:
Ход урока:
- Мотивационный этап.
- Введение в тему урока.
На доске загадка:
В каждом возрасте полезен
От рожденья до седин.
Он сражается с болезнью –
Друг надежный - … (витамин)
- Что вы знаете о витаминах?
- Где они содержатся?
- Есть ли у них свои названия?
- Если вы научитесь читать названия витаминов А, В, В¹, В¹², С – вы научитесь читать азбуку здоровья.
3. Работа с текстом до чтения.
- Как вы думаете, о чём больше всего мечтают маленькие дети? (стать скорее взрослыми, вырасти)
- А что нужно делать, чтобы ускорить процесс взросления и роста? (есть витамины)
- А может быть существует специальный, особый витамин, который усиливает рост?
- Ответ на этот вопрос знает человек, произведение которого мы будем сегодня читать на уроке.
- Кто он? Какой секрет откроет нам? Где бы мы об этом могли узнать? (в учебнике)
- Откроем учебник на странице 168.
- Как называется произведение? (Витамин роста)
- О чём мы узнали, прочитав название? (действительно существует витамин роста)
- Кто будет нам доказывать, что на самом деле существует витамин роста? (Олег Григорьев)
- Встречались с ним раньше?
- Где? (в учебнике «Моя любимая азбука»)
- Какие литературные произведения он создал? (стихи)
- Значит, как его можно назвать? (поэтом)
- В чём особенность стихов О.Григорьева? (они были короткие, весёлые)
- Кто является героями его стихов? (дети)
- Давайте прочитаем, что мы вспомнили об авторе.
Олег Евгеньевич Григорьев
Поэт
Весёлые, короткие стихи
Главные герои – дети
- А к какому жанру, по-вашему, можно отнести новое произведение О.Григорьева? (стихотворение)
- А может быть это необычное стихотворение? Где кроется подсказка? (в скобках – стихотворема)
- Встречались ли мы с подобным термином ранее? (нет)
- Что может обозначать это слово?
- Как оно образовано? (стихи+творить=сотворили необычные стихи)
- Полистайте страницы. Что вас удивило? (стихотворение большое, в нем 2 части)
- С таким стихотворением О. Григорьева мы уже встречались? (нет)
- Прочитав название, мы убедились в том, что действительно существует витамин роста. А удалось ли нам узнать название этого витамина? (пока нет)
- Какой вопрос у нас возникает? (какой витамин является витамином роста?)
- А известно ли нам, где содержится витамин роста? (пока нет)
- Может быть, ответить на эти вопросы помогут иллюстрации?
- А можно ли предположить, где происходит действие?
- А кто, по-вашему, является главными героями стихотворемы?
- Давайте вспомним название раздела, над которым мы сейчас работаем («Уроки и переменки»)
- Почему данное произведение включено в раздел «Уроки и переменки»? (не можем пока ответить)
- Итак, много вопросов у нас накопилось. Пора приступать к чтению стихотворемы. Но прежде еще раз вспомним вопросы, на которые нужно ответить.
?
1. Какой витамин является витамином роста?
2. Где он содержится?
3. Где происходит событие?
4. Кто главные герои произведения?
5. Почему произведение включено в раздел «Уроки и переменки»?
- Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение. (читает учитель, комментированное чтение, диалог с автором)
Олег Григорьев
Витамин роста
(стихотворема)
1
Мир был, как глобус, синь и кругл.
Учитель биологии ходил по классу из угла в угол.
И читал лекцию о питании человека
В связи с научными достижениями века.
Итак, мы в школе, на уроке биологии. Это предмет, изучающий живых существ – человека, животных, растения. Тема этого урока – «Питание человека».
- Дорасти до потолка в наше время
Относительно просто.
Для этого открыт в природе
Витамин А – витамин роста.
На какой вопрос мы нашли ответ?
Особенно много витамина А
Содержит в себе морковь.
На какой вопрос можем ответить?
Наверное, поэтому у маленьких детей,
И особенно у зайцев,
К ней такая большая любовь.
Похоже, этот учитель с чувством юмора. Почему?
Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз
И принеси из живого уголка
Двух маленьких белых крыс.
Этих милых, крошечных альбиносов.
Альбиносы – животные белого цвета. Интересно, зачем они понадобились?
Да смотри не задерживайся у попугаев
И не задавай им
Никаких вопросов.
Похоже, Смирнов – ученик любознательный. Интересно, почему именно его посылают в живой уголок?
Заодно поймай на окне
Самую толстую муху
И накорми в террариуме
Тритона.
То есть ящерицу.
Будь осторожен –
Не спугни с яиц клуху
И опасайся питона.
Необычный в этой школе живой уголок – здесь и крысы, и ящерицы, и курица яйца высиживает, и змея есть – питон. А Смирнов, похоже, свой человек в живом уголке, и животных, кажется, любит и не боится.
А пока Смирнов ходит вниз,
Расскажу я вам немного про крыс.
Вы знаете, какие это вредные
И нахальные животные.
Тема урока какая? Интересно, при чем здесь крысы?
Особенно крысы опасны,
Когда бывают голодные.
Тогда они из склада в склад
Целыми стаями по городу носятся.
Кстати, кто скажет,
К какому отряду крысы относятся?
- К отряду грызунов, -
Сказал Иванов.
-Совершенно верно.
Только прекрати грызть яблоко.
А ты, Мехнов, отвернись от окна
И поверни ко мне
Хотя бы одно глазное яблоко.
Вы заметили, как О. Григорьев играет словами? Он использует одни и те же слова в разных значениях. А в чем провинился Мехнов?
Если с крысами не бороться
И дать им свободно плодиться,
Они бы всю землю заняли в год
И нам пришлось бы
Где-нибудь
На тесном Марсе ютиться.
Посмотрите, как наш художник представил себе эту картину.
Человечество ведет с ними
Непрерывную войну
С переменным успехом:
Их травят мышьяком,
Ядохимикатами,
На них ставят капканы,
Крысоловки
И вот теперь научились
Убивать их смехом.
В каком-нибудь складе,
Где их целое общество,
Или попросту популяция,
Что значит, популяция?
Ставится аппарат
И включается мультипликация…
И на том месте фильма,
Где начинают
Кота ремешком драть,
Так что искры летят из меха,
Крысы задирают ноги
И начинают так неистово хохотать,
Что лопаются от смеха.
Однако, что это так долго
Ходит Смирнов?
Неужели опять питона
Не задвинули на засов?
Почему опять? Бывало уже такое?
Ах, вот и он сам…явился!
Что ж ты так долго не шел?
А я думал, ты куда-нибудь
Трагически провалился.
Итак, с сегодняшнего дня
Мы начинаем эксперимент.
Как сказать по-другому? Опыт. Начинается какой-то опыт, наверное, по теме урока.
Вот этому крысенку
Мы повесим бирку со знаком «плюс»
И будем кормить его пищей,
Богато насыщенной витамином А,
Чтобы он вырос у нас с арбуз.
Или даже с два.
То есть чем кормить?
Другому, вот этому,
Который высунул
Из клетки хвост,
Мы будем давать стерильную пищу,
То есть какую?(совсем без витаминов)
А для чего?
Чтобы вызвать у него
Авитаминоз.
Сравните с нашим ответом.
И примерно через месяц
Мы увидим,
Какой из этого получится эффект
То есть результат.
Конечно, в том случае,
Если крыса с «плюсом»
Не имеет в своих генах дефект.
То есть если здорова. Вы поняли, какого результата надо ожидать?
Проходит неделя,
Проходит другая,
И вот уже опыт пора прекращать.
Учитель, за опытом наблюдая,
Ничего не может понять.
Почему? Что случилось?
Выросла крыса,
Которой в пище
С избытком давали витамин А,
Но также выросла
И другая крыса,
И даже больше раза в два.
Вы догадались, почему? Какое предположение возникает?
2
Однажды,
Перед тем, как начать урок,
Учитель зашел
В живой уголок.
Крыса,
Которая не получала витамина А,
С жадностью ела морковку.
Откуда взялась морковка, догадались?
Учитель хотел морковку отнять,
Но крыса огрызалась
И отпрыгивала ловко.
-Тут, видимо, кто-то есть, -
Решил учитель и оглядел комнату. –
Ну да, так и есть! –
Из-под стола торчали чьи-то пятки.
Кого он увидел, как вы думаете? Проверим.
-Кто тут играет в прятки?
Ах, это ты, Смирнов!
Мы были правы, это действительно Смирнов.
Ну да …я так и знал.
Ты как это здесь оказался?
-У меня шнурок развязался,
Я его на бантик хотел завязать,
А он у меня на узел завязался. –
Из-под стола вылезли ноги Смирнова,
Потом туловище,
А затем голова.
Из карманов его
Предательски торчала,
Покачиваясь из стороны в сторону,
Зеленая ботва.
А вот и ответ на вопрос.
- Красна девица сидит в темнице? –
Задал учитель вопрос в упор.
Смирнов быстро сунул в карман «косицу»
И сказал в ответ: - Я знаю, это помидор.
-Разгадываешь загадки ты ловко,
Можешь не хитрить.
Я знаю, что у тебя в кармане
Морковка.
Скажи, Смирнов, откровенно,
Ты крысу кормил
Из гуманных соображений
Или из шалости? –
Что значит «из гуманных соображений»? (То есть потому что любил и жалел).
Смирнов опустил глаза
И сквозь слезы сказал:
-Не из гуманных соображений,
А от жалости.
Смирнов понимает значение слова «гуманный»? Смирнов не знает этого слова, но кормил действительно от жалости. Попробуйте предположить, учитель накажет или похвалит ученика? А вы бы на его месте как поступили?
-Ну не плачь,
Опыт ты не сорвал,
А даже подтвердил.
То есть доказал, что витамин А действительно витамин роста.
Вот только внешней стороне дела
Ты немножечко повредил.
Чему же повредил Смирнов? (крыса с биркой «-« выросла больше, чем с биркой «+», потому что Смирнов ее лучше кормил).
И чтобы не возникли у кого-нибудь
Сомненья и придирки,
Я возьму
И переставлю на клетках бирки.
А поскольку за нарушенье
Режима питанья
Ты основной ответчик,
То сделаешь к весне, в наказанье,
И принесешь в живой уголок скворечник.
Как вы думаете, это для Смирнова строгое наказание? Похоже, учитель простил его за срыв эксперимента.
- Работа с текстом после чтения.
Обобщающая беседа. Ответы на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.
-Мы прочли произведение О.Григорьева «Витамин роста». Теперь мы можем вернуться к вопросам, которые нас волновали в самом начале урока. Сейчас мы уже можем на них ответить? (да)
- Какой же витамин является витамином роста и где он содержится?
- Где происходит событие?
- Кто главнее герои произведения?
- Почему произведение включено в раздел «Уроки и переменки»?
- Может быть, у вас возникли новые версии того, почему произведение названо «стихотворема»?
- Для этого еще раз ответим на вопрос, с какой целью проводился эксперимент? (чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти)
- Учитель утверждал на уроке, что для того, чтобы вырасти, необходимо употреблять в пищу витамин А. Доказать это он решил на опыте с крысами, чтобы все ученики убедились. В математике подобное утверждение, в истинности которого убеждаются при помощи доказательства, называется теорема. Значит, на уроке биологии доказали биологическую теорему.
- Что напоминает по жанру произведение О.Григорьева? (Рассказ в стихах)
- Стихотворная повесть или рассказ в стихах иначе называют поэма.
- Можно ли теперь выделить составные части слова «стихотворема»?
Стихотворение + теорема + поэма = стихотворный рассказ с доказательством теоремы
- Кто знает, может быть, О.Григорьев и согласился бы с нашими рассуждениями.
- Почему все-таки Смирновы сорвал эксперимент?
- Как вы думаете, правильно ли он поступил?
- А как бы вы поступили на его месте?
- Согласны ли вы с названием произведения? Почему?
- Меняется ли в этом произведении Смирнов?
- Как он меняется? (растут в этом произведении не только крысы, но и ребенок – ученик Смирнов. Он совершает гуманный поступок из жалости к крысам. Его доброта и любовь к животным очень велики, и Смирнов «растет» в наших глазах, и еще он становится взрослее.)
- Что чувствовал учитель, когда увидел не тот результат эксперимента?
- А что чувствовал, когда узнал причину?
- Как вы думаете, учитель понял, оценил его поступок?
- Что нового для себя узнали из стихотворемы?
- Какие знания вынесете с урока биологии?
-Скажите, на все вопросы нашли ответ?
-Что нового узнали об О. Григорьеве?
Олег Евгеньевич Григорьев
Поэт Стихотворема
Весёлые, короткие стихи Стихотворение, большое по объему
Глав.герои – дети
- Покажите свое настроение в конце урока после чтения произведения на кружочках. ☺😐☹
Домашнее задание.
- Что бы хотели выполнить дома?
- Я вам могу предложить подготовить выразительное чтение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-14035-1481134707.jpg)
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «В ожидании новогоднего чуда» (Стихотворения Ю.Мориц. «Настоящий секрет». А.Барто. «В защиту Деда Мороза»)
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа 2100" по теме "В ожидании новогоднего чуда" (Стихотворения Ю.Мориц "Настоящий секрет" и А.Барто "В защиту Деда Мороза")...
Тема: Стихи Олега Григорьева о ребятах и секретах роста
Данный материпл предназначен для учителей начальных классов. Содержит в себе методическую разработку урока по литературному чтению 3 класс....
Конспект урока литературного чтения М.М. Пришвин "Ребята и утята"
Конспект урока литературного чтения по теме М.М. Пришвин "Ребята и утята", разработан в соответствии с ФГОС НОО второго поколения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-696879-1460466526.jpg)
Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства) 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства)Цели урока:- расширять читательский кругозор детей. Ознакомить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «Мо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/21/picture-350712-1385014528.jpg)
Конспект урока литературное чтение 2 класс М.М.Пришвин "Ребята и утята".
Знакомство с произведением М.М.Пришвина ....
Конспект урока литературного чтения М. Пришвин «Ребята и утята» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята», с творчеством и биографией писателя; развитие навыков выразительного чтения; учить выделят...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-1302399-1610381820.jpg)
Конспект урока литературного чтения "М.М.Пришвин «Ребята и утята»" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята»Планируемые результатыПредметные:Знать: содержание произведения «Ребята и утята»Ум...