Конспект урока литературного чтения_2 класс_Стихи О.Григорьева о ребятах и секретах роста.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

УМК "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа: УМК «Школа 2100»

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема: Стихи Олега Григорьева о ребятах и секретах роста

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель: формирование типа правильной читательской деятельности

Задачи:

  1. Развитие умения вести диалог с автором, анализировать произведение, умение сопоставлять, прогнозировать;
  2. Воспитание гуманного отношения к животным, воспитание гуманного отношения к окружающему миру.
  3. Развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

Ход урока:

  1. Мотивационный этап.
  2. Введение в тему урока.

На доске загадка:

        В каждом возрасте полезен

        От рожденья до седин.

        Он сражается с болезнью –

        Друг надежный - …  (витамин)

- Что вы знаете о витаминах?

- Где они содержатся?

- Есть ли у них свои названия?

- Если вы научитесь читать названия витаминов А, В, В¹, В¹², С – вы научитесь читать азбуку здоровья.

3. Работа с текстом до чтения.

- Как вы думаете, о чём больше всего мечтают маленькие дети? (стать скорее взрослыми, вырасти)

- А что нужно делать, чтобы ускорить процесс взросления и роста? (есть витамины)

- А может быть существует специальный, особый витамин, который усиливает рост?

- Ответ на этот вопрос знает человек, произведение которого мы будем сегодня читать на уроке.

- Кто он? Какой секрет откроет нам? Где бы мы  об этом могли узнать? (в учебнике)

- Откроем учебник на странице 168.

- Как называется произведение? (Витамин роста)

- О чём мы узнали, прочитав название? (действительно существует витамин роста)

- Кто будет нам доказывать, что на самом деле существует витамин роста? (Олег Григорьев)

- Встречались с ним раньше?

- Где? (в учебнике «Моя любимая азбука»)

- Какие литературные произведения он создал? (стихи)

- Значит, как его можно назвать? (поэтом)

- В чём особенность стихов О.Григорьева? (они были короткие, весёлые)

- Кто является героями его стихов? (дети)

- Давайте прочитаем, что мы вспомнили об авторе.

Олег Евгеньевич Григорьев

Поэт

Весёлые, короткие стихи

Главные герои – дети

- А к какому жанру, по-вашему, можно отнести новое произведение О.Григорьева? (стихотворение)

- А может быть это необычное стихотворение? Где кроется подсказка? (в скобках – стихотворема)

- Встречались ли мы с подобным термином ранее? (нет)

- Что может обозначать это слово?

- Как оно образовано? (стихи+творить=сотворили необычные стихи)

- Полистайте страницы.  Что вас удивило? (стихотворение большое, в нем 2 части)

- С таким стихотворением О. Григорьева мы уже встречались? (нет)

- Прочитав название, мы убедились в том, что действительно существует витамин роста. А удалось ли нам узнать название этого витамина? (пока нет)

- Какой вопрос у нас возникает? (какой витамин является витамином роста?)

- А известно ли нам, где содержится витамин роста? (пока нет)

- Может быть, ответить на эти вопросы помогут иллюстрации?

- А можно ли предположить, где происходит действие?

- А кто, по-вашему, является главными героями стихотворемы?

- Давайте вспомним название раздела, над которым мы сейчас работаем («Уроки и переменки»)

- Почему данное произведение включено в раздел «Уроки и переменки»? (не можем пока ответить)

- Итак, много вопросов у нас накопилось. Пора приступать к чтению стихотворемы. Но прежде еще раз вспомним вопросы, на которые нужно ответить.

?

1. Какой витамин является витамином роста?

2. Где он содержится?

3. Где происходит событие?

4. Кто главные герои произведения?

5. Почему произведение включено в раздел «Уроки и переменки»?

  1. Работа с текстом во время чтения.
  1. Первичное чтение. (читает учитель, комментированное чтение, диалог с автором)

Олег Григорьев

Витамин роста

(стихотворема)

1

        Мир был, как глобус, синь и кругл.

        Учитель биологии ходил по классу из угла в угол.

        И читал лекцию о питании человека

        В связи с научными достижениями века.

Итак, мы в школе, на уроке биологии.  Это предмет, изучающий живых существ – человека, животных, растения. Тема этого урока – «Питание человека».

        - Дорасти до потолка в наше время

        Относительно просто.

        Для этого открыт в природе

        Витамин А – витамин роста.

На какой вопрос мы нашли  ответ?

        Особенно много витамина А

        Содержит в себе морковь.

На какой вопрос можем ответить?

        Наверное, поэтому у маленьких детей,

        И особенно у зайцев,

        К ней такая большая любовь.

Похоже, этот учитель с чувством юмора.  Почему?

        Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз

        И принеси из живого уголка

        Двух маленьких белых крыс.

        Этих милых, крошечных альбиносов.

Альбиносы – животные белого цвета. Интересно, зачем они понадобились?

        Да смотри не задерживайся у попугаев

        И не задавай им

        Никаких вопросов.

Похоже, Смирнов – ученик любознательный.  Интересно, почему именно его посылают в живой уголок?

        Заодно поймай на окне

        Самую толстую муху

        И накорми в террариуме

        Тритона.

То есть ящерицу.

        Будь осторожен –

        Не спугни с яиц клуху

        И опасайся питона.

Необычный в этой школе живой уголок – здесь и крысы, и ящерицы, и курица яйца высиживает, и змея есть – питон. А Смирнов, похоже, свой человек в живом уголке, и животных, кажется, любит и не боится.

        А пока Смирнов ходит вниз,

        Расскажу  я вам немного про крыс.

        Вы знаете, какие это вредные

        И нахальные животные.

Тема урока какая? Интересно, при чем здесь крысы?

        Особенно крысы опасны,

        Когда бывают голодные.

        Тогда они из склада в склад

        Целыми стаями по городу носятся.

        Кстати, кто скажет,

        К какому отряду крысы относятся?

        - К отряду грызунов, -

        Сказал Иванов.

        -Совершенно верно.

        Только прекрати грызть яблоко.

        А ты, Мехнов, отвернись от окна

        И поверни ко мне

        Хотя бы одно глазное яблоко.

Вы заметили, как О. Григорьев играет словами? Он использует одни и те же слова в разных значениях.  А в чем провинился Мехнов?

        Если с крысами не бороться

        И дать им свободно плодиться,

        Они бы всю землю заняли в год

        И нам пришлось бы

        Где-нибудь

        На тесном Марсе ютиться.

Посмотрите, как наш художник представил себе эту картину.

        Человечество ведет с ними

        Непрерывную войну

        С переменным успехом:

        Их травят мышьяком,

        Ядохимикатами,

        На них ставят капканы,

        Крысоловки

        И вот теперь научились

        Убивать их смехом.

         В каком-нибудь складе,

        Где их целое общество,

        Или попросту популяция,

Что значит, популяция?

        Ставится аппарат

        И включается мультипликация…

        И на том месте фильма,

        Где начинают

        Кота ремешком драть,

        Так что искры летят из меха,

        Крысы задирают ноги

        И начинают так неистово хохотать,

        Что лопаются от смеха.

        Однако, что это так долго

        Ходит Смирнов?

        Неужели опять питона

        Не задвинули на засов?

Почему опять? Бывало уже такое?

        Ах, вот и он сам…явился!

        Что ж ты так долго не шел?

        А я думал, ты куда-нибудь

        Трагически провалился.

        Итак, с сегодняшнего дня

        Мы начинаем эксперимент.

Как сказать по-другому? Опыт. Начинается какой-то опыт, наверное, по теме урока.

        Вот этому крысенку

        Мы повесим бирку со знаком «плюс»

        И будем кормить его пищей,

        Богато насыщенной витамином А,

        Чтобы он вырос у нас с арбуз.

        Или даже с два.

То есть чем кормить?

        Другому, вот этому,

        Который высунул

        Из клетки хвост,

        Мы будем давать стерильную пищу,

То есть какую?(совсем без витаминов)

А для чего?

        Чтобы вызвать у него

        Авитаминоз.

Сравните с нашим ответом.

        И примерно через месяц

        Мы увидим,

        Какой из этого получится эффект

То есть результат.

        Конечно, в том случае,

        Если крыса с «плюсом»

        Не имеет в своих генах дефект.

То есть если здорова.  Вы поняли, какого результата надо ожидать?

        Проходит неделя,

        Проходит другая,

        И вот уже опыт пора прекращать.

        Учитель, за опытом наблюдая,

        Ничего не может понять.

Почему? Что случилось?

        Выросла крыса,

        Которой в пище

        С избытком давали витамин А,

        Но также выросла

        И другая крыса,

        И даже больше раза в два.

Вы догадались, почему? Какое предположение возникает?

2

        Однажды,

        Перед тем, как начать урок,

        Учитель зашел

        В живой уголок.

        Крыса,

        Которая не получала витамина А,

        С жадностью ела морковку.

Откуда взялась морковка, догадались?

        Учитель хотел морковку отнять,

        Но крыса огрызалась

        И отпрыгивала ловко.

        -Тут, видимо, кто-то есть, -

        Решил учитель и оглядел комнату. –

        Ну да, так и есть! –

        Из-под стола торчали чьи-то пятки.

Кого он увидел, как вы думаете? Проверим.

        -Кто тут играет в прятки?

        Ах, это ты, Смирнов!

Мы были правы, это действительно Смирнов.

        Ну да …я так и знал.

        Ты как это здесь оказался?

        -У меня шнурок развязался,

        Я его на бантик хотел завязать,

        А он у меня на узел завязался. –

        Из-под стола вылезли ноги Смирнова,

        Потом туловище,

        А затем голова.

        Из карманов его

        Предательски торчала,

        Покачиваясь из стороны в сторону,

        Зеленая ботва.

А вот и ответ на вопрос.

        - Красна девица сидит в темнице? –

         Задал учитель вопрос в упор.

        Смирнов быстро сунул в карман «косицу»

        И сказал в ответ: - Я знаю, это помидор.

        -Разгадываешь загадки ты ловко,

        Можешь не хитрить.

        Я знаю, что у тебя в кармане

        Морковка.

        Скажи, Смирнов, откровенно,

        Ты крысу кормил

        Из гуманных соображений

        Или из шалости? –

Что значит «из гуманных соображений»? (То есть потому что любил и жалел).

        Смирнов опустил глаза

        И сквозь слезы сказал:

        -Не из гуманных соображений,

        А от жалости.

Смирнов понимает значение слова  «гуманный»? Смирнов не знает этого слова, но кормил действительно от жалости. Попробуйте предположить, учитель накажет или похвалит ученика? А вы бы на его месте как поступили?

        -Ну не плачь,

        Опыт ты не сорвал,

        А даже подтвердил.

То есть доказал, что витамин А действительно витамин роста.

        Вот только внешней стороне дела

        Ты немножечко повредил.

Чему же повредил Смирнов? (крыса с биркой «-« выросла больше, чем с биркой «+», потому что Смирнов ее лучше кормил).

        И чтобы не возникли у кого-нибудь

        Сомненья и придирки,

        Я возьму

        И переставлю на клетках бирки.

        А поскольку за нарушенье

        Режима питанья

        Ты основной ответчик,

        То сделаешь к весне, в наказанье,

        И принесешь в живой уголок скворечник.

Как вы думаете, это для Смирнова строгое наказание? Похоже, учитель простил его за срыв эксперимента.

  1. Работа с текстом после чтения.

Обобщающая беседа.  Ответы на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

-Мы прочли произведение О.Григорьева «Витамин роста».  Теперь мы можем вернуться к вопросам, которые нас волновали в самом начале урока. Сейчас мы уже можем на них ответить? (да)

- Какой же витамин является витамином роста и где он содержится?

- Где происходит событие?

- Кто главнее герои произведения?

- Почему произведение включено в раздел «Уроки и переменки»?

- Может быть, у вас возникли новые версии того, почему произведение названо «стихотворема»?

- Для этого еще раз ответим на вопрос, с какой целью проводился эксперимент?  (чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти)

- Учитель утверждал на уроке, что для того, чтобы вырасти, необходимо употреблять в пищу витамин А. Доказать это он решил на опыте с крысами, чтобы все ученики убедились. В математике подобное утверждение, в истинности которого убеждаются при помощи доказательства, называется теорема. Значит, на уроке биологии доказали биологическую теорему.

- Что напоминает по жанру произведение О.Григорьева? (Рассказ в стихах)

- Стихотворная повесть или рассказ в стихах иначе называют поэма.

- Можно ли теперь выделить составные части слова «стихотворема»?

Стихотворение + теорема + поэма = стихотворный рассказ с доказательством теоремы

- Кто знает, может быть, О.Григорьев и согласился бы с нашими рассуждениями.

- Почему  все-таки Смирновы сорвал эксперимент?

- Как вы думаете, правильно ли он поступил?

- А как бы вы поступили на его месте?

- Согласны ли вы с названием произведения?  Почему?

- Меняется ли в этом произведении Смирнов?

- Как он меняется? (растут в этом произведении не только крысы, но и ребенок – ученик Смирнов.  Он совершает гуманный поступок из жалости к крысам. Его доброта и любовь к животным очень велики, и Смирнов «растет» в наших глазах, и еще он становится взрослее.)

- Что чувствовал учитель, когда увидел не тот результат эксперимента?

- А что чувствовал, когда узнал причину?

- Как вы думаете, учитель понял, оценил его поступок?

- Что нового для себя узнали из стихотворемы?

- Какие знания вынесете с урока биологии?

-Скажите, на все вопросы нашли ответ?

-Что нового узнали об О. Григорьеве?

Олег Евгеньевич Григорьев

Поэт                             Стихотворема

Весёлые, короткие стихи              Стихотворение, большое по объему

Глав.герои – дети

- Покажите свое настроение в конце урока после чтения произведения на кружочках. ☺😐☹

Домашнее задание.

- Что бы хотели выполнить дома?

- Я вам могу предложить подготовить выразительное чтение.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «В ожидании новогоднего чуда» (Стихотворения Ю.Мориц. «Настоящий секрет». А.Барто. «В защиту Деда Мороза»)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа 2100" по теме "В ожидании новогоднего чуда" (Стихотворения Ю.Мориц "Настоящий секрет" и А.Барто "В защиту Деда Мороза")...

Тема: Стихи Олега Григорьева о ребятах и секретах роста

Данный материпл предназначен для учителей начальных классов. Содержит в себе методическую разработку урока по литературному чтению 3 класс....

Конспект урока литературного чтения М.М. Пришвин "Ребята и утята"

Конспект урока литературного чтения по теме М.М. Пришвин "Ребята и утята", разработан в соответствии с ФГОС НОО второго поколения...

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства) 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства)Цели урока:- расширять читательский кругозор детей. Ознако­мить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «Мо...

Конспект урока литературного чтения М. Пришвин «Ребята и утята» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята», с творчеством и биографией писателя; развитие навыков выразительного чтения; учить выделят...

Конспект урока литературного чтения "М.М.Пришвин «Ребята и утята»" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята»Планируемые результатыПредметные:Знать: содержание произведения «Ребята и утята»Ум...