Конспект урока литературы на тему С.В. Михалков «Мой щенок».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока

Учитель: Булатова Лидия Павловна.

Предмет: Литературное чтение.

Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Создать условия для эмоционального восприятия содержания стихотворения и раскрытия его основной мысли.

Задачи обучения:

1. Учить способам целеполагания, прогнозирования, рефлексии.

2. Познакомить с разными породами собак.

3. Формировать навык беглого, выразительного, осознанного чтения.

4. Учить анализировать текст, подтверждать свои высказывания цитатами текста.

Задачи развития:

1. Развивать навык с различными источниками информации.

2. Развивать творческое воображение.

Задачи воспитания:

1. Прививать любовь и ответственное отношение к животным.

2. Воспитывать сочувствие, доброту через эмоциональное содержание стихотворения.

Коррекционные задачи:

1. Развитие и совершенствование связной речи.

2. Развивать воображение и мыслительную активность.

 

1. Организация начала урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Приветствие. Пожелания продуктивной работы. Определяет готовность учащихся к работе

Проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу

 

Речевая разминка

Предлагает прочитать стихотворение с доски с разными интонациями:

– с сердитой;

– с веселой;

– с грустной;

– с ускорением;

– выразительно.

Оценить чтение своего товарища

Читают стихотворение с разными интонациями. Оценивают чтение, высказывают, удалось ли передать интонацию чтения.

Вот у теплой печки кот Песенку свою поет: День сегодня за окошком. Хмур, хмур, хмур… Подремлю в тепле немножко. Мур, мур, мур…

Проверка домашнего задания

– У кого из вас есть дома питомцы?

– За что вы любите их?

– Как ухаживаете, расскажите?

Дети рассказывают о своих домашних животных

 

Подготовительная работа

Рассказ учителя о соба­ках. Демонстрация иллю­страций с изображением разных пород животных (приложение 1)

Слушают рассказ учи­те­ля. Делятся своими впе­чатлениями. Узнают по­ро­ды декоративных со­бак.

Вывешиваются иллюстрации с изображением декоративных собак

Постановка темы, цели урока

– С произведениями какого автора мы знакомимся на уроках?

– Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать стихотворение?

Тема урока: «Мой щенок» С.В. Михалкова.

– Какую цель мы поставим?

Высказывают свои предположения (С.В. Михалкова);

– о животном;

– о щенке.

 

 

 

– Учиться выразительно читать.

 

Изучение нового материала

1. Словарная работа:

– что такое жбан?

– что значит: «сбилась с ног», «лежит пластом»?

2. Чтение стихотворения учителем.

– Понравилось вам стихотворение?

– Какие чувства испытывали при чтении?

3. Прочитайте стихотво­рение самостоятельно.

Дети ищут значение этого слова в словаре.

Высказывают свои предположения.

Слушают чтение стихотворения.

 

Делятся своими чувствами, переживаниями

Читают стихотворение про себя

Жбан – кувшин с крышкой.

Сбилась с ног – очень устала от беготни, хлопот.

Лежит пластом – лежит неподвиж­но, вытянувшись

Физкульт-минутка

Дает указания:

1. Сделайте глубокий вдох, закрыв глаза. На­прягите мускулы шеи, лица и головы 2-3 секун­ды. Выдохните, широко раскройте глаза и рот. Повторите упражнение 4 раза.

2. Опершись локтями о стол, прикройте ладоня­ми глаза, не надавливая на них. Опустите лицо на ладони и наслаждайтесь темнотой. Эффект усили­вается, если предвари­тель­но потереть ладони.

3. Расслабьте мускулы глаза и лица, поглядев 20-30 секунд на пустую стену. Усиленно помор­гайте, задействуя как можно больше лицевых мускулов.

4. Выберите три точки для фиксации взгляда. Переводите взгляд с точки на точку в течение 3 минут.

5. Закройте глаза на 5 се­кунд, откройте и посмо­трите на переносицу. Сделайте это 3-5 раз.

Дети выполняют указания учителя.

 

Закрепление изученного

1. Выборочное чтение.

– Прочитайте, как вел себя щенок утром.

– Найдите в тексте раз­мышления девочки во время ожидания.

– Каким увидела девочка щенка, когда он вернулся?

– Из каких строк видна, что девочка любит своего щенка?

2. Работа по составлению диафильма.

– На сколько частей можно разделить текст?

– К каким частям стихо­творения можно отнести иллюстрации в учебнике?

– Какие картинки вы нарисовали бы еще?

Зачитывают строки из текста стихотворения.

 

 

 

 

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

Словесно рисуют карти­ны к стихотворению. Делятся впечатлениями

Диафильм– такая лента со снимками для демонстри­рования

Применение зна­ний, полученных на уроке

– Ребята, как вы думаете, о чем нужно подумать, прежде чем взять в дом зверька, птичку, рыбку?

Обращение к детям: «Не забывай, ты всегда в от­ве­те за всех, кого приру­чил» (Сент-Экзюпери).

Игра «Угадай животное по произведениям Михалкова». (приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

Угадывают животное.

 

Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихотворение

Записывают задания в дневник

 

Рефлексия

Предлагает алгоритм рефлексии: что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Чему научились сегодня на уроке?

– Как нужно относиться к животным?

Анализируют результаты своей деятельности на уроке

Учитель называет самых активных учащихся на уроке

 

 

Приложение 1

Дружба человека и собаки насчитывает тысячелетия. Доказательством служит то, что при раскопках стоянок первобытных людей находят многочисленные останки собак. О том, как возникла эта дружба, сейчас можно только догадываться, но бесспорно одно – с самых давних пор собака верно служит человеку.

В разные времена к собакам относились по-разному. Так, в Египте они считались священными животными, а в некоторых других странах Востока питались их мясом. И, тем не менее, весь долгий путь развития цивилизации собака прошла бок о бок с человеком. Она помогала добывать пищу пещерным людям, охраняла замки сеньоров средневековья и принимала участие в пышных охотах эпохи Возрождения, приспосабливалась к условиям жизни в городе.

Совершенно естественно, что во все времена хорошие собаки ценились высоко. Пастухи оставляли у себя тех, кто лучше справлялся с трудным делом охраны. Охотники отбирали собак с наиболее тонким чутьем. А знатные дамы, щеголяя друг перед другом, заводили изящных маленьких собачек, делая их предметом моды

Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали бы его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формата и окраса.

Однако единой для всех стран систематики пород до сих пор не существует. Их условно подразделяют на служебные, охотничьи, спортивно-служебные и декоративные. Назначение первых трех групп ясно из их названий. Но зачем нужны декоративные собаки? Ведь с ними не охотятся, они не пасут стада и не разыскивают преступников. И все же польза от них несомненна. Бесконечно преданные, они своей любовью приносят радость одиноким людям. Рядом с собакой ребенок никогда не вырастет жестоким, он научится быть в ответе за другое существо. Сколько веселых минут доставит пес своими играми и проказами. А если возникает опасность, даже самая маленькая и слабая собака самоотверженно бросится на защиту хозяина.

Приложение 2

1.   Как могут они

Под землею расти?

И скучную жизнь

Под землею вести?

Их в темную нору

Запрятала мать,

Она не пускает их

Днем погулять!

2.   Вдруг какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь,

Прыгает через порог...

Кто же это? Мой ...

3.   Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, … –

Вот компания какая!

4.   Много лет, за годом год,

Из глубин соленых вод

Как затворница-монашка

Выплывает...

5.   Широка и глубока

Под мостом текла река.

Под корягой, под мостом

Жил в реке усатый ...

6.   Живет у нас под крышей

Непризнанный артист,

И целый день мы слышим

Художественный свист.

7.   Целый день долблю, долблю,

А как день кончается,

Равен мой улов нулю.

Вот что получается!

Надоело зря долбить!

Присоветуй, как мне быть?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatura.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Булатова Лидия Павловна.

Предмет: Литературное чтение.

Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Создать условия для эмоционального восприятия содержания стихотворения и раскрытия его основной мысли.

Задачи обучения:

1. Учить способам целеполагания, прогнозирования, рефлексии.

2. Познакомить с разными породами собак.

3. Формировать навык беглого, выразительного, осознанного чтения.

4. Учить анализировать текст, подтверждать свои высказывания цитатами текста.

Задачи развития:

1. Развивать навык с различными источниками информации.

2. Развивать творческое воображение.

Задачи воспитания:

1. Прививать любовь и ответственное отношение к животным.

2. Воспитывать сочувствие, доброту через эмоциональное содержание стихотворения.

Коррекционные задачи:

1. Развитие и совершенствование связной речи.

2. Развивать воображение и мыслительную активность.

1. Организация начала урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Приветствие. Пожелания продуктивной работы. Определяет готовность учащихся к работе

Проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу

Речевая разминка

Предлагает прочитать стихотворение с доски с разными интонациями:

– с сердитой;

– с веселой;

– с грустной;

– с ускорением;

– выразительно.

Оценить чтение своего товарища

Читают стихотворение с разными интонациями. Оценивают чтение, высказывают, удалось ли передать интонацию чтения.

Вот у теплой печки кот Песенку свою поет: День сегодня за окошком. Хмур, хмур, хмур… Подремлю в тепле немножко. Мур, мур, мур…

Проверка домашнего задания

– У кого из вас есть дома питомцы?

– За что вы любите их?

– Как ухаживаете, расскажите?

Дети рассказывают о своих домашних животных

Подготовительная работа

Рассказ учителя о собаках. Демонстрация иллюстраций с изображением разных пород животных (приложение 1)

Слушают рассказ учителя. Делятся своими впечатлениями. Узнают породы декоративных собак.

Вывешиваются иллюстрации с изображением декоративных собак

Постановка темы, цели урока

– С произведениями какого автора мы знакомимся на уроках?

– Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать стихотворение?

Тема урока: «Мой щенок» С.В. Михалкова.

– Какую цель мы поставим?

Высказывают свои предположения (С.В. Михалкова);

– о животном;

– о щенке.

– Учиться выразительно читать.

Изучение нового материала

1. Словарная работа:

– что такое жбан?

– что значит: «сбилась с ног», «лежит пластом»?

2. Чтение стихотворения учителем.

– Понравилось вам стихотворение?

– Какие чувства испытывали при чтении?

3. Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Дети ищут значение этого слова в словаре.

Высказывают свои предположения.

Слушают чтение стихотворения.

Делятся своими чувствами, переживаниями

Читают стихотворение про себя

Жбан – кувшин с крышкой.

Сбилась с ног – очень устала от беготни, хлопот.

Лежит пластом – лежит неподвижно, вытянувшись

Физкульт-минутка

Дает указания:

1. Сделайте глубокий вдох, закрыв глаза. Напрягите мускулы шеи, лица и головы 2-3 секунды. Выдохните, широко раскройте глаза и рот. Повторите упражнение 4 раза.

2. Опершись локтями о стол, прикройте ладонями глаза, не надавливая на них. Опустите лицо на ладони и наслаждайтесь темнотой. Эффект усиливается, если предварительно потереть ладони.

3. Расслабьте мускулы глаза и лица, поглядев 20-30 секунд на пустую стену. Усиленно поморгайте, задействуя как можно больше лицевых мускулов.

4. Выберите три точки для фиксации взгляда. Переводите взгляд с точки на точку в течение 3 минут.

5. Закройте глаза на 5 секунд, откройте и посмотрите на переносицу. Сделайте это 3-5 раз.

Дети выполняют указания учителя.

Закрепление изученного

1. Выборочное чтение.

– Прочитайте, как вел себя щенок утром.

– Найдите в тексте размышления девочки во время ожидания.

– Каким увидела девочка щенка, когда он вернулся?

– Из каких строк видна, что девочка любит своего щенка?

2. Работа по составлению диафильма.

– На сколько частей можно разделить текст?

– К каким частям стихотворения можно отнести иллюстрации в учебнике?

– Какие картинки вы нарисовали бы еще?

Зачитывают строки из текста стихотворения.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя

Словесно рисуют картины к стихотворению. Делятся впечатлениями

Диафильм– такая лента со снимками для демонстрирования

Применение знаний, полученных на уроке

– Ребята, как вы думаете, о чем нужно подумать, прежде чем взять в дом зверька, птичку, рыбку?

Обращение к детям: «Не забывай, ты всегда в ответе за всех, кого приручил» (Сент-Экзюпери).

Игра «Угадай животное по произведениям Михалкова». (приложение 2)

Угадывают животное.

Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихотворение

Записывают задания в дневник

Рефлексия

Предлагает алгоритм рефлексии: что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Чему научились сегодня на уроке?

– Как нужно относиться к животным?

Анализируют результаты своей деятельности на уроке

Учитель называет самых активных учащихся на уроке


Приложение 1

Дружба человека и собаки насчитывает тысячелетия. Доказательством служит то, что при раскопках стоянок первобытных людей находят многочисленные останки собак. О том, как возникла эта дружба, сейчас можно только догадываться, но бесспорно одно – с самых давних пор собака верно служит человеку.

В разные времена к собакам относились по-разному. Так, в Египте они считались священными животными, а в некоторых других странах Востока питались их мясом. И, тем не менее, весь долгий путь развития цивилизации собака прошла бок о бок с человеком. Она помогала добывать пищу пещерным людям, охраняла замки сеньоров средневековья и принимала участие в пышных охотах эпохи Возрождения, приспосабливалась к условиям жизни в городе.

Совершенно естественно, что во все времена хорошие собаки ценились высоко. Пастухи оставляли у себя тех, кто лучше справлялся с трудным делом охраны. Охотники отбирали собак с наиболее тонким чутьем. А знатные дамы, щеголяя друг перед другом, заводили изящных маленьких собачек, делая их предметом моды

Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали бы его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формата и окраса.

Однако единой для всех стран систематики пород до сих пор не существует. Их условно подразделяют на служебные, охотничьи, спортивно-служебные и декоративные. Назначение первых трех групп ясно из их названий. Но зачем нужны декоративные собаки? Ведь с ними не охотятся, они не пасут стада и не разыскивают преступников. И все же польза от них несомненна. Бесконечно преданные, они своей любовью приносят радость одиноким людям. Рядом с собакой ребенок никогда не вырастет жестоким, он научится быть в ответе за другое существо. Сколько веселых минут доставит пес своими играми и проказами. А если возникает опасность, даже самая маленькая и слабая собака самоотверженно бросится на защиту хозяина.

Приложение 2

1.        Как могут они

Под землею расти?

И скучную жизнь

Под землею вести?

Их в темную нору

Запрятала мать,

Она не пускает их

Днем погулять!

2.        Вдруг какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь,

Прыгает через порог...

Кто же это? Мой ...

3.        Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, … –

Вот компания какая!

4.        Много лет, за годом год,

Из глубин соленых вод

Как затворница-монашка

Выплывает...

5.        Широка и глубока

Под мостом текла река.

Под корягой, под мостом

Жил в реке усатый ...

6.        Живет у нас под крышей

Непризнанный артист,

И целый день мы слышим

Художественный свист.

7.        Целый день долблю, долблю,

А как день кончается,

Равен мой улов нулю.

Вот что получается!

Надоело зря долбить!

Присоветуй, как мне быть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. С. В. Михалков. «Мой щенок»

Этот материал предназначен для учителей нач. классов, для урока чтения....

Урок литературного чтения "С.В.Михалков "Мой щенок" 2 класс.

Урок литературного чтения составлен по УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...

Урок литературного чтения С. В. Михалков «Мой щенок"

Цель:Учить определять отношение автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения, уметь  выразить свое отношение к происходящим событиям.Задачи:Обучать самостоятельной работе с ...

Конспект по литературному чтению С.В. Михалков "Мой щенок"

Конспект по литературному чтению С.В. Михалков "Мой щенок". 2 класс. Школа России....

Урок речевая практика С.В. Михалков «Мой щенок»

Урок речевая практикаВид урока: урок открытий новых знанийТема: С.В. Михалков «Мой щенок»...

Технологическая карта урока литературного чтения «С. В. Михалков «Мой щенок»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с произведением С. В. Михалкова «Мой щенок». формирования доброго и ответственного отношения к домашним животным.Задачи урокаДидактически...